Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир слова: тайны языка» 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Образовательная программа предназначена для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_rus.docx | 41.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н. В.Архангельского»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей русского языка и литературы | УТВЕРЖДАЮ Директор школы Е.В. Костылева |
Протокол № __________ от «__»________2015г. | Приказ № __________ от «__»________2015г |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мир слова: тайны языка»
7 класс
Учитель: Бородина Анастасия Алексеевна
с. Мужи, 2015 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Тайны слова» составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта по литературе. Данная программа рассчитана на учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы. Занятия проводятся как факультатив по одному часу в неделю. Программа внеурочной деятельности «Тайны слова» предполагает углубленное изучение курса, подготовку к олимпиадам по литературе и повышение читательской культуры.
Общая характеристика учебного курса
Образовательная программа предназначена для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.
Цель:
Углубить и систематизировать знания в области русского языка, расширить кругозор учащихся, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.
Задачи:
- Систематизация знаний учащихся о словарном составе языка;
- Углубление и расширение знания по лексике и фразеологии;
- Развитие навыков коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся;
- Обогащение активного и пассивного запаса слов;
- Овладение нормами литературного языка;
- Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Формы и виды деятельности учащихся:
- тренировочные упражнения,
- практикум,
- работа со словарями,
- знакомство с многоаспектностью существования слова (синонимы, омонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, исконно русские и иноязычные слова, общеупотребительные и необщеупотребительные слова и др.),
- исследовательская и проектная деятельность детей (написание докладов, рефератов и т.д.),
- творческие задания.
Описание места учебного курса:
Курс «Мир слова: тайны языка» предназначен для учащихся 7 классов и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
Краткое содержание программы:
- Слово как единица языка.
Разнообразие функционально-смысловых групп слов и фразеологизмов. Семантика слов. Употребление лексических и фразеологических средств в речи. Эмоционально-экспрессивные оттенки слов. Использование слов и фразеологизмов в разных сферах применения языка.
- Лексические явления в языке.
Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Словари омонимов. Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов. Идеографические, стилистические и контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи. Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Словари антонимов. Исконно русские слова. Иноязычные слова в русском литературном языке. Старославянизмы в составе русского литературного языка. Интернациональная лексика в современном русском литературном языке.
- Фразеологическое сочетание слов
Фразеология в художественных произведениях. Связь фразеологии языка с жизнью народа. Фразеологизмы как средство создания выразительности речи. Семантическая целостность, устойчивость лексического состава и воспроизводимость фразеологизмов в речи. Структурная классификация фразеологизмов русского языка. Синтаксическая функция фразеологизмов. Основные фразеологические словари и справочники русского языка. Отличие в описании фразеологизмов во фразеологических словарях и справочниках и толковых словарях русского языкаЗакономерности в образовании фразеологизмов русского языка. Образование фразеологизмов на базе слов, словосочетаний, пословиц русского языка, цитат из литературных произведений, фразеологизмов, иноязычного материала. Типичные ошибки в употреблении фразеологизмов.
- Лексикография
Типы и виды словарей. Особенности работы со словарями.
- Закрепление пройденного материала
Обобщение и систематизация изученного. Рефераты и доклады учащихся (по прочитанным книгам и по словарям).
Учебно-тематическое планирование:
Раздел | Тема | УУД. Деятельность учащихся | Количество часов |
1. | Слово как единица языка | Предметные умения: Различать речь устную и письменную речь. Создание базы для дальнейшего изучения языка. Изучить структуру слова, основные аспекты исследования лексемы. Уметь разбирать слово по составу, делать фонетический разбор. Понимать слово как единицу языка. Коммуникативные умения: Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов. Регулятивные умения: Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану. Познавательные умения: Самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи. | 6 |
2. | Лексические явления в языке. | Предметные умения: Находить и определять лексическое значение слова по словарям. Разграничить понятия полисемии и омонимии. Грамотное использование лексических явлений в языке (многозначность, синонимия, омонимия, антонимия). Познавательные умения: Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Личностные умения: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Регулятивные умения: Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками. | 10 |
3. | Фразеологическое сочетание слов | Предметные умения: Изучить понятие «фразеологизм», его особенности и признаки в системе языка, происхождение и употребление в речи; научиться отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний; обобщить знания о компонентной структуре и лексических явлениях во фразеологии; научиться пользоваться фразеологическими словарями. Познавательные умения: Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Личностные умения: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Регулятивные умения: Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками. Фразеологическое сочетание слов | 12 |
4. | Лексикография | Предметные умения: Изучить лексикографию как науку о языках; познакомиться с разными видами и типами словарей; научиться работать с толковыми словарями. Регулятивные умения: Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки. Коммуникативные умения: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | 3 |
5. | Закрепление пройденного материала | Предметные умения: Обобщить и повторить основные тезисы в изучении слова как единицы языка; закрепить знания об основных аспектах структуры слова; закрепить практические навыки при работе со словарями Коммуникативные умения: Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов. Регулятивные умения: Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану. Познавательные умения: Самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи. | 4 |
Календарно-тематическое планирование:
№ урока | Тема урока | УУД. Деятельность учащихся | Дата по плану | Дата по факту |
| ||||
1. | Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление | Предметные умения: Различать речь устную и письменную речь. Создание базы для дальнейшего изучения языка. Изучить структуру слова, основные аспекты исследования лексемы. Уметь разбирать слово по составу, делать фонетический разбор. Понимать слово как единицу языка. Коммуникативные умения: Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов. Регулятивные умения: Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану. Познавательные умения: Самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи. | 3.09 | |
2. | Слово как единица языка | 10.09 | ||
3. | Словарное и фразеологическое богатство русского языка | 17.09 | ||
4. | Фонетический состав слова. Фонетический разбор | 24.09 | ||
5. | Словообразовательный процесс как основной способ образования новых слов | 1.10 | ||
6. | Практикум по теме | 8.10 | ||
| ||||
7. | Лексическое значение слова | Предметные умения: Находить и определять лексическое значение слова по словарям. Разграничить понятия полисемии и омонимии. Грамотное использование лексических явлений в языке (многозначность, синонимия, омонимия, антонимия). Познавательные умения: Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Личностные умения: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Регулятивные умения: Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками. | 15.10 | |
8. | Явление полисемии. Многозначные слова | 22.10 | ||
9. | Омонимы. Словари омонимов | 5.11 | ||
10. | Синонимы. Использование синонимов в речи | 12.11 | ||
11. | Антонимы. Словари антонимов | 19.11 | ||
12. | Практикум по теме | 26.11 | ||
13. | Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова | 3.12 | ||
14. | Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях | 10.12 | ||
15. | Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях | 17.12 | ||
16. | Практикум по теме | 24.12 | ||
| ||||
17. | Фразеология как раздел науки о языке | Предметные умения: Изучить понятие «фразеологизм», его особенности и признаки в системе языка, происхождение и употребление в речи; научиться отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний; обобщить знания о компонентной структуре и лексических явлениях во фразеологии; научиться пользоваться фразеологическими словарями. Познавательные умения: Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Личностные умения: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Регулятивные умения: Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками. | 14.01 | |
18. | Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. | 21.01 | ||
19. | Грамматическое строение фразеологизмов | 28.01 | ||
20. | Фразеологические словари и справочники | 4.02 | ||
21. | Системность фразеологизмов русского языка. | 11.02 | ||
22. | Практикум по теме | 18.02 | ||
23. | Многозначность и омонимия фразеологизмов | 27.02 | ||
24. | Синонимия и антонимия фразеологизмов | 3.03 | ||
25. | Практикум по теме | 10.03 | ||
26. | Происхождение фразеологизмов русского языка. Употребление фразеологизмов в речи | 17.03 | ||
27. | Источники русских фразеологизмов | 31.03 | ||
28. | Устаревшие и новые фразеологизмы | 7.04 | ||
| ||||
29. | Лексикография. Виды словарей | Предметные умения: Изучить лексикографию как науку о языках; познакомиться с разными видами и типами словарей; научиться работать с толковыми словарями. Регулятивные умения: Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки. Коммуникативные умения: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. | 14.04 | |
30. | Структура толкового словаря | 21.04 | ||
31. | Практикум по теме. Работа со словарями | 28.04 | ||
| ||||
32. | Повторение и обобщение пройденного материала по разделам | Предметные умения: Обобщить и повторить основные тезисы в изучении слова как единицы языка; закрепить знания об основных аспектах структуры слова; закрепить практические навыки при работе со словарями Коммуникативные умения: Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов. Регулятивные умения: Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану. Познавательные умения: Самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи. | 5.05 | |
33. | Практическое занятие по пройденным темам | 12.05 | ||
34. | Практическое занятие по пройденным темам | 19.05 | ||
35. | Подведение итогов | 26.05 |
Планируемые результаты:
Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по русскому языку и слову как единице языка; расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; повысить их языковую и речевую культуру; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач.
Предметные результаты:
- Формирование базовых знаний о русском языке и слове как единице языка.
- Изучение структуры слова с точки зрения различных направлений языкознания.
- Знакомство с лексическими явлениями в языке.
- Разграничение схожих понятий в лексических явлениях языка.
- Исследование происхождения и образования новых слов.
- Знакомство с лексикографией
- Закрепление навыков работы со словарями.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Перечень учебно-методического обеспечения и список литературы:
- Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1988
- Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. – Л., 1970
- Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. - М., 1989.
- Брагина А.А. Русское слово в языках мира. -М., 1978.
- Вартаньян Эд. Путешествие в слово.- М., 1987.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче . - М., 1984.
- Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. – М. 1988
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы. .М.: Вербум-М, 2001.
- Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.
- Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. -М., 1972.
- Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. - М., 1975.
- Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985.
- Словари русского языка.
Интернет ресурсы
http:// www. Pedsovet.su
http:// www. Profistart.ru
http:// www. Zavuch. Info
http:// www. Proshkolu.ru
http:// www. 1 september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир слова:Занимательная лексика"
Владеть словом - это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно вх...
Рабочая программа внеурочной деятельности (кружка) по иностранному языку (английскому языку) «Путешествие по Англии» для 5 класса
Программа «Путешествие по Англии» основана на формировании социокультурной компетенции учащихся. Программа предполагает занятия с учащимися 12-13 лет.Цель: Дать представление о социокультурном по...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Секректы слов " 7 класс
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области литературоведения, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучаю...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....
Методическая разработка. Рабочая программа внеурочной деятельности учебного предмета «Немецкий язык» для 5 класса «Маленькими шагами по Германии» на 2019-2020 учебный год.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"
Данная программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению "Художественное слово" рассчитана на аудиторию 5 класса.Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю)...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой друг-иностранный язык» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 2 класса "Мой друг- иностранный язык"...