Технологическая карта "Сложносокращенные слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Кошелева Ольга Николаевна

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе "Сложносокращенные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich.karta_slozhnosokrashchennye_slova.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

 «СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЕ СЛОВА»

6 класс

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся о сложносокращенных словах; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

•  познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

•  регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

•  коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: сигнальные карточки, отрывок из произведения Г. Белых, Л. Пантелеева «Республика ШКИД»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи

Сообщает тему, цели урока

Внимательно слушают

Принимают и сохраняют учебные задачи

II. Лингвистическая загадка

Могут ли водоросли расти на суше?

– Ответ найдите в слове

Работают со словарной статьей

Владеют навыками работы со справочной литературой

III. Закрепление пройденного материала

– Сейчас я буду называть слова. Все они сложные. Если я не права, поднимите красную карточку, обоснуйте ответ, если права – зеленую.

Пешеход, человечество, многоэтажный, водопровод, электричество, книгопечатание, безопасность, благоустройство, автомобиль, направление

Выполняют задание

Осуществляют кон-

троль и оценку учеб-

ных действий

IV. Работа по теме урока.

1. Работа с теоретическим материалом

– Что такое сложное слово?

– На с. 120 учебника прочитайте определение сложносокращенного слова.

– Чем сложносокращенное слово отличается от сложного?

– Послушайте отрывок из произведения «Республика ШКИД» и скажите, как образовываются сложносокращенные слова.

– Как зовут заведующего?

– Виктор Николаевич.

– А почему же вы его не сократили? Уж сокращать – так сокращать. Как его фамилия?

– Сорокин, – моргая глазами, ответил Воробышек.

– Ну вот – Вик. Ник. Сор. Звучно и хорошо.

– И правда, дельно получилось.

– Ай да Цыган!

– И в самом деле, надо будет Викниксором величать.

– Прочитайте об этом на с. 121.

– Как определить род сложносокращенных слов?

Высказывают свое мнение.

Работают с учебной статьей.

Отвечают на вопрос.

Внимательно слушают. Выполняют задание.

Выполняют задание.

Отвечают на вопрос

Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Умеют внимательно слушать.

Владеют навыками работы с учебной статьей.

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Извлекают необходимую информацию из различных источников

2. Выполнение упражнений 220–222

Предлагает выполнить упражнения

Выполняют задания упражнений 220–222

Осуществляют контроль и оценку

3. Работа с «раскла-

душками» (групповая)

Предлагает выполнить работу в группах

Класс делится на группы. Каждая группа
по очереди выходит к доске и представляет свои аббревиатуры (в сложенном виде).

Задача остальных – разгадать аббревиатуры, составить с ними предложения и записать их в тетрадь. Затем каждый член выступающей группы растягивает свою «раскладушку», определяет главное слово аббревиатуры, его род

Владеют способами конструктивного взаимодействия
со взрослыми
и сверстниками

4. Слово учителя:

«Из истории сложносокращенных слов»

Представляет интересные сведения из истории сложносокращенных слов

Внимательно слушают

Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя

V. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности

– Попробуйте расшифровать следующие сложносокращенные слова:

Ленгорметаллоремпромсоюз,

Ленгоршвейтрикотажпромсоюз,

Ростглавстанкоинструментснабсбыт

– Скажите, можно ли безоговорочно утверждать, что сложносокращенные слова портят нам язык? Обоснуйте свой ответ.

Домашнее задание: подготовиться к диктанту (упражнение 224). Принести политическую карту России

Выполняют задание.

Высказывают и аргументируют свое мнение.

Записывают задания, задают уточняющие вопросы

Принимают и сохраняют учебные задачи.

Осуществляют поиск средств их решения.

Формулируют и аргументируют свою точку зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-исследования "Заглядываем в сердце слова" (Почему корень-значимая часть слова?)

Данный урок является первым приповторении темы "Корень слова в 5 классе"...

Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

Тема  урока: Правописание сложных слов.  Соединительные гласные О и Е в сложных словах.  Презентация.Цель  урока:   познакомить  учащихся  с  понятием &laq...

технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету  "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...

технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету  "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...

технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы Ы в слове (середина слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету  "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...