Технологическая карта урока "Слово и его значения"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 в классе на тему: «Слово и его значение»
Учитель
Учебное пособие: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Е. А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С. Антонова- ООО «Русское слово»- учебник, 2014- (Инновационная школа).
Цель урока: знакомство с лексическим и грамматическим значением слова
Задачи урока:
Образовательные:
1. Формирование умения различать в слове его лексическое и грамматическое значение
2. Формировать язык предмета.
3. Формировать речеведческие умения.
Развивающие:
1. Способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге
2. Способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся
3. Развивать память и внимание.
Воспитательные:
1. Содействовать формированию уважительного отношения к русскому языку.
2. Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, слушать и слышать друг друга.
Тип урока: урок формирования знаний и умений
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, карточки с разноуровневыми заданиями
Технологическая карта урока:
Этап урока, время | Учитель | Ученики | Универсальные учебные действия, сформированные деятельностью ученика и учителем | ||||||||||||||||||
1.Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | ||||||||||||||||||||
II. Языковая разминка. Самоопределение к деятельности.
| -Прочитайте транскрипцию, какое слово затранскрибировано? -Запишите его, подберите 3 прилагательных и запишите их. -Подчеркните в подобранных словах орфограммы, объясните их написание. Найдите ошибки в характеристиках звуков А теперь из слов на доске составьте предложение. Что получилось? Согласны вы с русской пословицей? Сложно было составить предложение? | 1. [ХЛʼЭП] Слайд 1 2. ЧЁрсТвый, мяГкий, свежИй, чЁрный, белый /черстветь, мягок, жи-ши, чернеть/ [Х]- согл, мягк, непарн, глух, непарн. [Лʼ]- согл, мягк, парн, зв, непарн. [Э]-глас, ударн. [П]- согл, тв, парн, зв, парн. Слайд 2 Составьте из данных слов предложение. Запишите. Вкусно, не, соль, без, хлеб, без, а, сытно, не. Ответ: Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно. Все слова понятны, их надо только правильно соединить в предложение. | Л: мотивация, смыслообразование; П: моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р:коррекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||||||||||||||||||
III. Актуализация. | -А сейчас, ребята, я вам предлагаю повести эксперимент. Для этого мы разделимся на 3 группы. Каждой группе пришло письмо с заданием. Вам нужно его выполнить. - Познакомимся с результатами наших экспериментов. Вопросы всем группам одинаковые - Прочитайте задание и дайте ответ. - О какой сказке идёт речь? - Легко или сложно было выполнить задание? В чём была сложность? - Все ли слова были вам понятны? - Легко или сложно было выполнить задание? В чём была сложность? - Учащиеся зачитывают 2 варианта примеров. - Легко или сложно было выполнить задание? -В чём была сложность? Почему получились разные варианты? - Рисунок взят из сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» В сказке говорится о маленькой девочке Таффи, которая однажды отправилась к реке со своим отцом, вождём племени, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что хорошо бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копьё. | 1-я группа: Задание: Однажды Гулливер попал на учёный совет острова Лапуту, на котором был принят закон: не использовать слова в целях сбережения здоровья и времени. Совет принял решение выражать мысли только при помощи вещей или предметов. Вам пришло письмо с острова Лапуту, используя предметы из мешка, составьте фразу из известной сказки. колобок, крылышко, мука, короб, картинка СУСЕК Слайд 3 Ответ: Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две и испекла колобок. Сложности были в том, что не понятно, о каких действиях идёт речь - Не понятно слово СУСЕК Слайд 4(сусек) 2-я группа: На вашу электронную почту пришло сообщение Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка Догадайтесь, о чём идёт речь. Запишите догадку. Слайд 5 Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка Л. Щерба Ответ: Кто-то с кем-то сделал что-то. Сложность в том, что не понятен смысл слов. 3-я группа: Рассмотрите рисунок. Допишите предложения так, чтобы стал понятен смысл рисунка. 1 вариант Вождь племени просит жену о том, что нужно ……………… 2 вариант Жена вождя племени, получив рисунок, поняла, что хорошо бы ………………….. Слайд 6 (рисунок) Ответ: Сложность в том, что рисунок можно понять по-разному, потому что рисунок не может точно передать то, что хотел сказать пишущий. Для этого нужны слова. Слайд 7 «Для того, чтобы говорить и писать, нужны слова. Языка без слов не бывает». Панов
| П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: высказывать предположения на основе наблюдений; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника Пр: роль слова в русском языке | ||||||||||||||||||
IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока. | Мы провели 3эксперимента и увидели, что могут возникнуть трудности в речи людей, если они не знают точного, правильного значения слова. – Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока? Запишем тему урока на доске и в тетрадях: Слово и его значения. - Какие задачи мы должны решить на уроке? | Мы говорили о слове и его значении. Слайд 8 Слово и его значения. Задачи урока: 1. Какие значения может иметь слово? 2.Все ли слова в русском языке имеют значения? | Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. | ||||||||||||||||||
V. Построение проекта выхода из затруднения. | 1.Прочитайте пункты 2-4 на стр.218-220. Закончите схему «Значение слова».(1 чел у доски) 2.Как называется наука, которая изучает лексическое значение слова? 3. Что вы узнали о слове? 4. Все слова в русском языке имеют лексическое значение? | 1.Учащиеся составляют схему (на доске - вариант схемы) Слайд 9 Значение слова
Лексическое Грамматическое 2. Лексическое значение слова изучает Лексикология. 3. Слово – центральная значимая единица языка. Без него нельзя выразить мысль устно или письменно. 4. Слова служебных частей речи обычно имеют только грамматическое значение. | П: анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, использование знаково−символических средств, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Р: высказывать предположения на основе наблюдений; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | ||||||||||||||||||
VI . Развитие учебно языковых умений. | 2.Составьте схему значений слова ХЛЕБ из записанной нами пословицы. Проверьте себя
| Слайд 10. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно. ХЛЕБ Продукт питания сущ., м.р., ед.ч., Род.п. | Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию (из текста в таблицу или схему). | ||||||||||||||||||
Физкультминутка | Мы ногами топ – топ, Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок И ещё разок. А потом вприсядку И снова по порядку. Побежим мы по дорожке И похлопаем в ладошки, И покрутим головами. Все танцуйте вместе с нами | ||||||||||||||||||||
VII. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону | - Ребята,откройте учебники на странице 220 и выполните упр. 315(1) | Выполняют самостоятельную работу Пошаговая взаимопроверка по эталону. | Р: Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||||||||||||||||
VIII. Включение в систему знаний и повторение. | - На столах у вас лежат карточки с заданиями по уровням сложности (3 уровня): на «3», на «4», на «5» Разноуровневые задания На «3»: Выберите из предложенных в скобках слов-синонимов наиболее подходящее для каждого из предложенной пары. Впишите соответствующие слова на место пропусков. В комнате поставили ещё одну… Хозяйка приготовила гостю чистую………(постель, кровать) Расположите фамилии по ……….. Сперва надо научиться…………, а потом уже браться за книгу. (азбука, алфавит) Первые звёзды начинали робко поблёскивать в …………….. С……………. птичьего полёта река выглядела серебряной нитью. (высота, вышина) На «4»:Определите, какие качества человеческого характера описывают данные пословицы. Запишите названия этих качеств в скобках рядом с каждой пословицей, используя слова для справок. Подал ручку, да подставил ножку Язык без костей, что хочет, то и лопочет Ел и устал, спал и намаялся Моё горе - стрела во мне, чужое горе - стрела во пне Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном Слова для справки: болтун, ленивый, эгоист, подхалим, двуличный Закончите высказывание: Правильно распределить слова мне помогло…………значение слов. На «5»:1.Установите родство между приведёнными словами и соедините их в соответствующие пары: невежа, невежда, ведать(знать), вежливость 2. Вставьте в предложения походящие по смыслу существительные. Только……………. ругает то, что ему неизвестно, непонятно. Только…………не благодарит за помощь. 3. Укажите лексическое и грамматическое значение выделенных слов | Выбирают задания, самостоятельно выполняют задания по выбору. Через 10 минут работа самопроверка по эталонам. Ученики сами оценивают результат работы. Если ученик не успел выполнить задание «на 4» или «на 5» до конца, задание не учитывается. На «3»: Выберите из предложенных в скобках слов-синонимов наиболее подходящее для каждого из предложенной пары. Впишите соответствующие слова на место пропусков. В комнате поставили ещё одну кровать. Хозяйка приготовила гостю чистую постель. Расположите фамилии по алфавиту. Сперва надо научиться азбуке, а потом уже браться за книгу. Первые звёзды начинали робко поблёскивать в вышине. С высоты птичьего полёта река выглядела серебряной нитью. На «4»: Определите, какие качества человеческого характера описывают данные пословицы. Запишите названия этих качеств в скобках рядом с каждой пословицей, используя слова для справок. Подал ручку, да подставил ножку (двуличный) Язык без костей, что хочет, то и лопочет (болтун) Ел и устал, спал и намаялся (ленивый) Моё горе - стрела во мне, чужое горе - стрела во пне (эгоист) Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном (подхалим) Закончите высказывание: Правильно распределить слова мне помогло лексическое значение слов. На «5»: 1.Установите родство между приведёнными словами и соедините их в соответствующие пары: Невежа - вежливость Невежда - ведать(знать) 2. Вставьте в предложения походящие по смыслу существительные. Только невежда ругает то, что ему неизвестно, непонятно. Только невежа не благодарит за помощь. 3. Укажите лексическое и грамматическое значение выделенных слов Благодарит Говорит спасибо Глагол, 3л., ед.ч., 2 спр. Помощь Поддержка, содействие Существительное, ж.р., ед.ч., В.п. | Р: планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий), прогнозирование (предвосхищение результатами уровня усвоения, его временных характеристик). Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий). | ||||||||||||||||||
IX. Рефлексия. | – Что нового узнали на уроке? Для того чтобы оценить нашу с вами работу, заполните анкету, которая перед вами на партах. Подчеркните ответ, соответствующий вашему настроению | Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность.
| П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). | ||||||||||||||||||
X. Домашнее задание. | П. 55 1 вариант упр. 314 2 вариант упр. 316 |
|
|
Задания группам
1-я группа:
Задание: Однажды Гулливер попал на учёный совет острова Лапуту, на котором был принят закон: не использовать слова в целях сбережения здоровья и времени. Совет принял решение выражать мысли только при помощи вещей или предметов.
Вам пришло письмо с острова Лапуту, используя предметы из мешка, составьте фразу из известной сказки.
В мешке лежат колобок, крылышко, мука, коробок, картинка СУСЕКа
2-я группа: На вашу электронную почту пришло сообщение
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка
Догадайтесь, о чём идёт речь. Запишите догадку.
3-я группа: Рассмотрите рисунок. Допишите предложения так, чтобы стал понятен смысл рисунка.
1 вариант Вождь племени просит жену о том, что нужно ………………
2 вариант Жена вождя племени, получив рисунок, поняла, что хорошо бы …………………..
Разноуровневые задания
На «3»
Выберите из предложенных в скобках слов-синонимов наиболее подходящее для каждого из предложенной пары. Впишите соответствующие слова на место пропусков.
В комнате поставили ещё одну……………
Хозяйка приготовила гостю чистую………….
(постель, кровать)
Расположите фамилии по …………..
Сперва надо научиться…………, а потом уже браться за книгу.
(азбука, алфавит)
Первые звёзды начинали робко поблёскивать в ……………..
С……………. птичьего полёта река выглядела серебряной нитью.
(высота, вышина)
На «4»
Определите, какие качества человеческого характера описывают данные пословицы. Запишите названия этих качеств в скобках рядом с каждой пословицей, используя слова для справок.
Подал ручку, да подставил ножку
Язык без костей, что хочет, то и лопочет
Ел и устал, спал и намаялся
Моё горе - стрела во мне, чужое горе - стрела во пне
Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном
Слова для справки: болтун, ленивый, эгоист, подхалим, двуличный
Закончите высказывание: Правильно распределить слова мне помогло…………значение слов.
На «5»
1.Установите родство между приведёнными словами и соедините их в соответствующие пары: невежа, невежда, ведать(знать), вежливость
2. Вставьте в предложения походящие по смыслу существительные.
Только……………. ругает то, что ему неизвестно, непонятно. Только…………не благодарит за помощь.
3. Укажите лексическое и грамматическое значение выделенных слов
Рефлексия
Для того чтобы оценить нашу с вами работу, заполните анкету, которая перед вами на партах. Подчеркните ответ, соответствующий вашему настроению:
1.На уроке я работал | хорошо | плохо |
2.Своей работой на уроке я | доволен | не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким | длинным |
4.За урок я | не устал | устал |
5.Мое настроение | стало лучше | стало хуже |
6.Материал урока мне был | понятен | не понятен |
7.Домашнее задание мне кажется | легким | трудным |
Эталон для проверки разноуровневых заданий
На «3»:
Выберите из предложенных в скобках слов-синонимов наиболее подходящее для каждого из предложенной пары. Впишите соответствующие слова на место пропусков.
В комнате поставили ещё одну кровать.
Хозяйка приготовила гостю чистую постель.
Расположите фамилии по алфавиту.
Сперва надо научиться азбуке, а потом уже браться за книгу.
Первые звёзды начинали робко поблёскивать в вышине.
С высоты птичьего полёта река выглядела серебряной нитью.
На «4»:
Определите, какие качества человеческого характера описывают данные пословицы. Запишите названия этих качеств в скобках рядом с каждой пословицей, используя слова для справок.
Подал ручку, да подставил ножку (двуличный)
Язык без костей, что хочет, то и лопочет (болтун)
Ел и устал, спал и намаялся (ленивый)
Моё горе - стрела во мне, чужое горе - стрела во пне (эгоист)
Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном (подхалим)
Закончите высказывание: Правильно распределить слова мне помогло лексическое значение слов.
На «5»:
1.Установите родство между приведёнными словами и соедините их в соответствующие пары:
Невежа - вежливость
Невежда - ведать(знать)
2. Вставьте в предложения походящие по смыслу существительные.
Только невежда ругает то, что ему неизвестно, непонятно. Только невежа не благодарит за помощь.
3. Укажите лексическое и грамматическое значение
Благодарит
Говорит спасибо Глагол, ед.ч, 3 л., 2 спр.
Помощь
Содействие, поддержка Существительное, ж.р., ед.ч., В.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии в 8 классе с использованием ЭОР на тему "Строение, значение и гигиена кожи".
Конспект урока с использованием кластеров....
Технологическая карта к интегрированному уроку по теме: «Лексическое значение понятий на уроках математики и истории»
Урок разработан учителем истории высшей категории Никитиной Е.Г. и учителем математики высшей категории Сменцовской Е.А. Сетевой урок обобщения и систематизации знаний и способов действий по тема...
Технологическая карта урока по биологии 6 кл "Значение воды в жизнедеятельности растений"
Урок с использование технологии критического мышления...
Технологическая карта урока по биологии 6 кл "Значение воды в жизнедеятельности растений"
Урок с использование технологии критического мышления...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока "Многообразие и значение бактерий" 5 класс
Сформировать знание о многообразии и значении бактерий как живых одноклеточных организмов, населяющих разные среды обитания. Закрепить и систематизировать понятие о средах обитания, ...
Технологическая карта урока «Строение и значение нервной системы»
Технологическая карта урока «Строение и значение нервной системы» составлена по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина....