Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире слов»
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Успешное овладение знаниями в 5 классе общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит кружок “В мире слов”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_slov_rabochaya_programma.doc | 196.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Вешняковская школа»
Принята на заседании педагогического совета … от «___»________________2021___г. Протокол № __________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор Ткаченко Е.А. «___»_____________________2021__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«В мире слов»
Направленность программы: общеинтеллектуальная
Уровень программы: основное общее образование
Возраст учащихся: 11-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель программы:
Чурсина Алевтина Александровна,
учитель русского языка и литературы
Москва
2021
1 раздел. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: общеразвивающая
Уровень программы: основное общее образование
Актуальность программы
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в 5 классе общеобразовательной
школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой
обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность
программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать
им богатство русского
языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь
приходит кружок “В мире слов”, являющийся закономерным
продолжением урока, его дополнением.
Рабочая программа кружка «В мире слов» (5 класс)
составлена на основе Федерального государственного стандарта и
программы основного общего образования по русскому языку М. Т.
Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. – Москва,
«Просвещение», 2011 г. Данный вариант программы обеспечен
учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык 5 класс».
Москва:
Просвещение, 2011 г. Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А.
Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская.
Рабочая программа кружка по русскому языку
рассчитана на 34 часа (из расчёта 1 занятие в неделю. В рабочей
программе более полно представлены разделы «Фонетика»,
«Синтаксис», «Лексикология», «Морфемика», «Морфология».
Программа кружка «Занимательный русский язык» направлена на
расширение, углубление и закрепление у школьников знаний по
русскому языку и формирование познавательных интересов как основы
учебной деятельности.
Цель и задачи программы
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по
русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и
трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по
русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
-развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
-приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
-пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над
познанием родного языка;
-развитие мотивации к изучению русского языка;
-развитие творчества и обогащение словарного запаса;
-совершенствование общего языкового развития учащихся;
-углубление и расширение знаний и представлений о литературном
языке.
Воспитывающие:
-воспитание культуры обращения с книгой;
-формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов,
Культуры мышления.
Развивающие:
-развивать смекалку и сообразительность;
-приобщение школьников к самостоятельной исследовательской
работе;
-развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
-учить организации личной и коллективной деятельности в работе с
книгой.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается
на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Кружок позволяет наиболее успешно применять индивидуальный
подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно
удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в
занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части: игровая, теоретическая,
практическая.
Категория учащихся по программе: возраст учащихся 11-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Формы и режим занятий: кружок. Количество часов – 1 учебный час в неделю. За год (34 недель) – 34 занятия.
Форма обучения:
- очная
- групповая
- индивидуальная (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).
Режим занятий:
занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени).
Планируемые результаты реализации программы
Предметные результаты
В течение учебного года обучения учащиеся получат возможность
узнать:
- об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и
общества;
- о месте родного языка в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом.
- основы научных знаний о родном языке; о
взаимосвязи его уровней и единиц;
В течение учебного года учащиеся получат возможность научиться:
- владеть основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского
литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при
создании устных и письменных высказываний;
- объяснять общие принципы классификации словарного состава
русского языка;
- аргументировать различие лексического и грамматического значений
слова;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать основные выразительные средства лексики и
фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать
их;
- объяснять особенности употребления лексических средств в
текстах научного и официально-делового стилей речи;
- извлекать необходимой информации из лексических словарей разного
типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших
слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и
справочников, в том числе мультимедийных; использование этой
информации в различных видах деятельности;
- опознавать и анализировать основные единицы языка грамматические
категории языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
- понимать коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
- осознавать эстетическую функцию родного языка,
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-
культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
2 раздел. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный (тематический) план[1]
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | Содержание курса. | Практическая работа. | Опрос |
2. | Фонетика и орфоэпия | 7 | Опрос | ||
2.1. | Что такое орфоэпия? | 1 | Нормы литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». | Обучение правильному произношению слов, соблюдению орфоэпических норм. | |
2.2 | Что такое фонография, или звукозапись? | 1 | Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках | Работа с текстами | Тест. |
2.3 | Звуки не буквы! | 1 | Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». | Составление транскрипции. | Письменная работа. Опрос Тест Тестовое задание |
2.4 | Звучащая строка. | 1 | Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». | Фонематические упражнения. | |
2.5 | Банты и шарфы. | 1 | Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . | Разыгрывание ситуаций с этими словами. | |
2.6 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | 1 | Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». | Правильная постановка ударений в словах. | |
2.7 | Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. | 1 | Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. | Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика». | Игра |
3 | Лексикология | 25 | Опрос | ||
3.1 | Имена вещей. | 1 | Знакомство с термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. | Обогащение словарного запаса учащихся. | Игра |
3.2 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 | Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. | Обучение умению пользоваться различными словарями. | Опрос |
3.3 | В царстве смыслов много дорог. | 1 | Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. | Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов». | Практикум |
3.4 | Как и почему появляются новые слова? | 1 | Продолжение знакомства с лексическим значением слов. | Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. | Опрос |
3.5 | Многозначность слова. | 1 | Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. | Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов». | Игра |
3.6 | «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 | Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. | Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. | Опрос |
3.7 | Об одном и том же - разными словами. | 1 | Изучается особенность синонимического ряда слов. | Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи. | Тест |
3.8 | Как возникают названия. | 1 | Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». | Работа с этимологическими и историческими словарями. | Практикум |
3.9 | Слова – антиподы. | 1 | Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». | Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». | Практикум |
3.10 | Фразеологические обороты. | 1 | Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. | Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». | Опрос |
3.11 | Словари «чужих» слов. | 1 | Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». | Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. | Творческая работа |
3.12 | Капитан и капуста. | 1 | Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. | Работа со словарем. Сравнение значения слов. | Тест. |
3.13 | «Он весь свободы торжество». | 1 | Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». | Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина. | Опрос |
3.14 | Мы говорим его стихами. | 1 | Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. | Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. | Викторина |
3.15 | Слова, придуманные писателями. | 1 | Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». | Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина. | Тест. |
3.16 | Слова уходящие и слова – новички. | 1 | Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. | Работа со словарями. | Опрос. |
3.17 | Словарь языка Пушкина. | 1 | Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого Словаря. | Работа со словарем. | Конкурс. |
3.18 | Смуглая Чернавка. | 1 | Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен. | Работа стекстами. | Игра. |
3.19 | Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. | 1 | Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи . | Практическая работа. | Опрос. |
3.20 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | 1 | Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. | Работа с паронимами. | Кроссворд. |
3.21 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 | Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. | Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. | Опрос. |
3.22 | Словарь-грамотей. | 1 | Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. | Работа с орфографическим словарем. | Опрос. |
3.23 | Научная этимология. | 1 | Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая». | Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. | Тест. |
3.24 | Какие бывают имена? | 1 | Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. | Работа со словарями. | Опрос. |
3.25 | Древнерусские имена. | 1 | Знакомство с историей образования древнерусских имен. | Работа с этимологическим словарем. | Творческая работа. |
3.26 | Греческие и латинские имена | Знакомство с историей имен | Работа со словарем личных имен. | Тест. | |
4 | Итоговое занятие | 1 | Конкурс. | ||
Итого: | 34 |
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 34 учебные недели;
– одну учебную группу.
2.2. Содержание учебно-тематического плана[2]
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Тема 1. Что такое орфоэпия? (1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и
расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с
понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному
произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2. Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с
историей письма, с этапом развития письменности – фонографией.
Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи
транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление
транскрипций.
Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись»,
«звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация»,
«ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с
произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими
словами.
Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения.
Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион».
Правильная постановка ударений в словах.
Тема 7. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями.
Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний
разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме
«Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (25 часов)
Тема 8. Имена вещей. (1ч.)
Знакомство с термином «лексика», и лексическим значением слов.
Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного
запаса учащихся.
Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с
лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной
статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей.
Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами.
Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у
слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с
различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в
русском языке.
Тема 12. Многозначность слова. (1ч.)
Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи
толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и
омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное
значение слов».
Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые
рассказывают об истории слов. (1ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи
этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и
историческими словарями. Определение первоисточников слова,.
Тема 14. Об одном и том же - разными словами. (1ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 15. Как возникают названия. (1ч.)
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится
понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими
словарями.
Тема 16. Слова – антиподы. (1ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о
словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.
Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие
«фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении
фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А.
Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря
иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со
словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 19. Капитан и капуста. (1ч.)
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и
капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем.
Сравнение значения слов.
Тема 20. «Он весь свободы торжество». (1ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина.
Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь».
Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 21. Мы говорим его стихами. (1ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение
афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема 22. Слова, придуманные писателями. (1ч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С.
Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и
«окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских
неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со
словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно
употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды
архаизмов.
Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина».
Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого
словаря. Работа со словарем.
Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.)
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с
историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере
произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 26. Паронимы. (1ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и
способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в
устной и письменной речи.
Тема 27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)
Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются
виды паронимов и способы их образования.
Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами
словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением
правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 29. Словарь- грамотей. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о
значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 30. Научная этимология. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря.
Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения
слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Способы образования
паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и
письменной речи.
Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», с традиционными кличками
животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования
омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема 32. Древнерусские имена. (1ч.)
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с
этимологическим словарем.
Тема 33. Греческие и римские имена
Тема 34. Итоговый урок
3 раздел. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
– входной контроль (сентябрь, тестирование);
– текущий контроль (опрос, тест, конкурс, творческая работа);
– промежуточный контроль (опрос, тест, конкурс, творческая работа);
– итоговый контроль (творческая работа).
Формы и критерии оценки учебных результатов программы: уровневая
Критерии оценки результата
Выполнено 70% и более – высокий уровень;
50 – 70% - средний уровень;
менее 50% - низкий уровень.
Формы подведения итогов реализации программы: презентация творческих работ.
4 раздел. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Материально-техническое обеспечение программы
Требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса.
Требования к мебели: Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
Требования к оборудованию учебного процесса: Учебный кабинет должен быть укомплектован учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для реализации основной образовательной программы; обеспечен дидактическими, дифференцированными раздаточными материалами в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, комплектом заданий, тестов, контрольных работ для диагностики выполнения требований образовательного стандарта, электронные образовательные ресурсы. В учебном кабинете должны быть в наличии постоянные и сменные учебно-информационные стенды.
Требования к оснащению учебного процесса: Помещение кабинета должно быть оснащено техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся.
4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Перечень методических материалов к программе
Название учебного раздела (учебной темы) | Название и форма методического материала |
1. Фонетика и орфоэпия. | Е.Г. Малышева, О.С. Рогалева. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ Учебное пособие. |
2. Лексикология. | Е.А.ГУТИНА. Учебно-методическое пособие (лексикология). |
Нормативно-правовые акты и документы
- Доступное дополнительное образование для детей: Федеральный проект. Утверждён Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 года № 11.
- Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242.
- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности (Департамент образования города Москвы, 2016 год).
- О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году: Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922 (с изменениями от 7.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035).
- О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196.
- Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СаНПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41.
- Успех каждого ребёнка: Федеральный проект Национального проекта «Образование». Утверждён Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 3 сентября 2018 года № 10.
- Устав ГБОУ Вешняковская школа
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по
русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.
2. В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская
словесность.2000. №1.
3. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М.,
Просвещение.,1997.
4. Н.Г. Варатьян. Путешествие в слово. Спб.,2001.
5. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-
19 веков. М.: 1938.
6. Граник Г.Г. Психологические особенности формирования
орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.
7. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе.
8. Психологические основы процессов. Л.,1977.
9. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.
10. Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского
языка. Изд-во Казанского университета. 1993.
11. Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило. // РЯШ№1.
2000.
12. Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее
достоинствах и недостатках. М.: 1964.
13. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.:
Просвещение. 1996.
14. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта
работы. М.: Просвещение.,1993.
Для обучающихся
1. Граник Г.Г., Бондаренко С. М. и другие. Секреты русской орфографии:
Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
2. Граник Г.Г., Бондаренко С. М. и другие. Речь, язык и секреты
пунктуации: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.
3. Граник Г.Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации: Книга для учащихся.
– М.: Просвещение, 1997.
4. Фролова Т. Я. Орфография и пунктуация в рифмованных алгоритмах. –
Симферополь: «Таврида», 1998.
5. Панов Б. Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского
языка. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 1999.
6. Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – М.
1997.
7. Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. – 3-е изд.
– М., 2001.
Интернет-сайты:
1. http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.
2. http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
3. http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
4. http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
Календарно-тематический план
N | Тема | 1 |
1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | Что такое орфоэпия? | 1 |
3 | Что такое фонография, или звукопись? | 1 |
4 | Звуки не буквы! | 1 |
5 | Звучащая строка. | 1 |
6 | Банты и шарфы. | 1 |
7 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | 1 |
8 | Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. | 1 |
9 | Имена вещей. | 1 |
10 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 |
11 | В царстве смыслов много дорог. | 1 |
12 | Как и почему появляются новые слова? | 1 |
13 | Многозначность слова. | 1 |
14 | «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 |
15 | Об одном и том же - разными словами. | 1 |
16 | Как возникают названия. | 1 |
17 | Слова – антиподы. | 1 |
18 | Фразеологические обороты. | 1 |
18 | Словари «чужих» слов. | 1 |
20 | Капитан и капуста. | 1 |
21 | «Он весь свободы торжество». | 1 |
22 | Мы говорим его стихами. | 1 |
23 | Слова, придуманные писателями. | 1 |
24 | Слова уходящие и слова – новички. | 1 |
25 | Словарь языка Пушкина. | 1 |
26 | Смуглая Чернавка. | 1 |
27 | Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. | 1 |
28 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | 1 |
29 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 |
30 | Словарь-грамотей. | 1 |
31 | Какие бывают имена? | 1 |
32 | Древнерусские имена. | 1 |
33 | Греческие и латинские имена. | 1 |
34 | Итоговое занятие. | 1 |
[1] Учебный (тематический) план оформляется по каждому году обучения.
[2] Содержание Учебного (тематического) плана оформляется по каждому году обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Художественное слово"
Программа относится к художественной направленности, может быть реализована в учреждениях ДОД, рассчитана на 2 года...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии" для ДОВ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии" для детей с ограниченными возможностями расчитана на обучающихся 7-14 лет. Программа предназначена для педаг...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии", художественно - эстетической направленности. Расчитена на 3 года обучения. Предназначена для учащихся 7 - 14 лет....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Художественное слово»
Занятия в кружке помогут учащимся совершенствовать свои знания, умения и навыки и убедиться в практическом значении русского языка, в организации общения, приобретении дополнительной информации,...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире животных»
Создание в учреждениях дополнительного образования специальных программ, формирование эколого-ориентированного сознания у детей среднего школьного возраста целесообразно и актуально ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «В МИРЕ ТАНЦА»
Программа ориентирована на работу с общим контингентом детей младшего, среднего и старшего школьного возраста из семей различного статуса и категорий, в том числе категории СОП...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа « Как наше слово отзовется: особенности и трудности написания сочинения " Общекультурной направленности
Программа направленана совершенствование речевого общения в целом, письменного общения, на расширение знаний обучающихся об особенностях функционирования слова в речи и обеспечивает в преподавании еди...