Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Художественное слово"
рабочая программа на тему
Программа относится к художественной направленности, может быть реализована в учреждениях ДОД, рассчитана на 2 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hud._slovo.docx | 45.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
... человек чрез слово всемогущ:
Язык всем знаниям и всей природе ключ;
Во слове всех существ содержится картина,
Сообществ слово всех и действиев пружина.
Г.Р. Державин
Указом президента Российской Федерации В.В. Путина 2015 год был объявлен годом литературы, сменяющим текущий год культуры в нашей стране, гордостью и великим достоянием которой являются имена прославивших ее деятелей культуры и литературы.
Это событие должно в особенной мере быть отражено в работе детского объединения художественной направленности учреждения дополнительного образования детей, ведь в системе человеческих потребностей Маслоу потребность в общении занимает немаловажное место. Владея искусством слова, ребенок может в должной мере реализовать свою потребность в общении, создавать собственные творческие литературные работы.
Пояснительная записка.
Актуальность программы «Художественное слово» состоит в том, что обучение детей искусству художественного чтения является одним из средств сохранения русских языковых традиций, воспитание через слово тех личностных качеств, которые характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей страны.
Литература как факт существования духовно-нравственной жизни общества остается нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Поэтому очень важно пробуждать, а затем формировать у детей интерес и любовь к чтению, развивать способность к восприятию красоты, ёмкости художественного слова, его нравственного потенциала. Это обусловливает педагогическую целесообразность программы.
Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств. И очень важно научить ребят правильно и красиво говорить, выражать свои мысли, чувство, и донести до слушателей то, что он хочет сказать. Важно вырабатывать у учащихся острый слух, способный подмечать ошибки, отклонения от нормы звучания. Важно, чтобы научились отличать органичное, естественное звучание от нарочитого, деланного, воспитали в себе «чувство веры и правды».
Поскольку речь идет о дополнительном развитии ребенка, следует обратить внимание на то, что программа «Художественного слова», наряду с развитием непосредственно речевого аппарата, предусматривает воспитание и массы других качеств, без которых невозможна полноценная деятельность человека в социуме. Это: внимание, дисциплина, ответственность, партнерство, да и вообще умение гармонично существовать в коллективе.
Важный раздел художественного слова составляет орфоэпия. Совершенное очевидно, что литературный язык имеет четко определенные нормы произношения. И соблюдение этих норм является признаком культуры речи и обязательно для всех.
Продолжением курса художественного слова является работа над текстом. Элементы работы над текстом – общение со слушателем, взаимодействия партнеров, логика речи.
В работе над литературными произведениями уделяется большое внимание выбору материала, так как нужно пробудить интерес обучающегося к хорошей литературе, приобщить его к культуре чтения.
При подборе текстов обращается внимание не только на высокую художественную ценность, но и будят фантазию исполнителя, затрагивают его эмоциональную структуру.
В работе над текстом, уделяется внимание на осмысление, определения событийного ряда, определяется отношение к этим событиям и персонажа и автора, выстраивается линия действия и попытка добиться от учащегося органичной жизни в заданных условиях.
Большое значение в работе над текстом имеет способность донести мысль до слушателя. В этом помогает логика речи. Умение делать логические паузы, логические ударения и правильное прочтение знаков препинания помогут исполнителю точно выявить мысль автора.
Программа рассчитана на детей разного возраста и является общеразвивающей.
Владение художественным чтением помогает детям полноценно воспринимать текст, осознавая его образную природу. Оно усиливает внимание к родному языку, развивает речевой слух; текст начинает ощущаться как живой поток, где нет пугающего набора букв и знаков препинания, а есть взаимосвязь и движение мыслей, образов, эмоций.
Занятия по художественному чтению и актёрскому мастерству развивают у детей выразительность речи, эмоциональную сферу и образное мышление, раскрепощают их личность, воспитывают уверенность в себе, формируя основы мировоззрения и нравственных представлений.
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся через развитие устойчивого интереса и воспитание любви к чтению художественной литературы для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове.
Задачи:
Обучающие:
научить учащихся чувствовать слово, думать над ним, искать в нём истинный смысл, понимать его роль в тексте, что позволит выработать у них высокую коммуникативную, языковую, лингвистическую, эстетическую и нравственную компетенцию;
приобщать ребят к творчеству, развивать их творческие способности;
научить владеть нормами литературного языка;
дать необходимые знания о русском языке, его ресурсах, формах реализации;
формировать навыки анализа текста;
учить детей редактировать тексты;
углубить и закрепить знания о стилистических средствах языка, научить находить их в тексте;
пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах:
углубить знания о литературном наследии России.
Развивающие:
развивать устойчивый интерес к изучению родного языка и литературы, раскрытию секретов текста, более глубокому пониманию литературных произведений;
развивать духовные потребности будущих граждан нашей страны;
Воспитательные:
воспитывать у детей художественный вкус, чувства прекрасного;
воспитывать чувства коллективизма, гражданственности и патриотизма;
воспитывать толерантность, чувство ответственности.
Ожидаемые результаты.
В конце обучения воспитанники будут знать: (результаты обучения)
- историю развития жанра художественного чтения;
- современных мастеров литературной эстрады;
- что такое сверхзадача литературного произведения и сверхзадача исполнителя;
- художественные особенности литературного произведения;
- законы логического разбора произведения;
- элементы актерского мастерства: оценка факта; речевая характеристика героев;
- законы орфоэпии;
уметь: (результаты развития)
- подготовить самостоятельно артикуляционный и голосовой аппарат к звучанию;
- самостоятельно осуществлять выбор художественного произведения и обосновывать свой выбор;
- осуществлять разбор художественного произведения: идея, основная мысль, сверхзадача, стилистика автора, художественные особенности произведения, герои и их характеристика, взаимоотношения и поступки, событийный ряд;
- придумать речевую характеристику героев;
- воплотить литературное произведение в звучащем слове;
- подготовить к творческому отчету тематический цикл произведений одного или разных авторов (не менее 5 произведений).
Учебный план дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы «Художественное слово».
Нормативный срок обучения – 2 года.
Для детей с 7 лет.
№/наименование модуля (раздела) | 1 год обучения | 2 год обучения | Всего часов по программе | |||
Часов по модулю (разделу) | Аттеста ция | Часов по модулю (разделу) | Аттеста ция | По модулям (разделам) | Аттеста ция | |
1. Ввводное занятие | 2 | - | 2 | - | 4 | - |
2. Теоретические основы правильного выразительного чтения | 12 | 0,5 | 18 | 1 | 30 | 1,5 |
3.Орфоэпия. Литературное произношение при чтении и рассказывании. | 12 | 0,5 | 18 | 0,5 | 30 | 1 |
4.Интонация | 12 | 0,5 | 20 | 0,5 | 32 | 1 |
5. Выразительное чтение | 12 | 0,5 | 18 | 0,5 | 30 | 1 |
6. Рассказывание | 18 | 0,5 | 32 | 1 | 50 | 1,5 |
7.Мимика и жестикуляция | 4 | 0,5 | 12 | 0,5 | 16 | 1 |
8. Форма построения стихотворений. | 10 | 0,5 | 18 | 1 | 28 | 1,5 |
9. Средства выразительности | 6 | 0,5 | 16 | 1 | 22 | 1,5 |
10. Творческая мастерская | 26 | 1 | 30 | 1 | 56 | 2 |
11. Творческое взаимодействие | 24 | 1 | 24 | 1 | 48 | 2 |
Итого: | 138 | 6 | 208 | 8 | 346 | 14 |
Тематическое планирование программы «Художественное слово» 1 года обучения
№ | Наименование модуля обучения | Кол-во часов теории | Практические занятия | Всего часов по модулю |
1. | Вводный цикл. | 2 | - | 2 |
2. | Теоретические основы правильного выразительного чтения | 3 | 9 | 12 |
3. | Орфоэпия. Литературное произношение при чтении и рассказывании. | 3 | 9 | 12 |
4. | Интонация. | 6 | 6 | 12 |
5. | Выразительное чтение | 2 | 10 | 12 |
6. | Рассказывание | 5,5 | 12,5 | 18 |
7. | Мимика и жестикуляция | 1 | 3 | 4 |
8. | Форма построения стихотворений | 5 | 5 | 10 |
9. | Средства выразительности | 3 | 3 | 6 |
10. | Творческая мастерская | 2 | 24 | 26 |
11. | Творческое взаимодействие | 2 | 22 | 24 |
12. | Промежуточная аттестация | 3 | 3 | 6 |
Итого часов в год | 37,5 | 106,5 | 144 |
Учебно - тематическое планирование ( рабочая программа) 1 года обучения
№ | Наименование темы занятия | Количество часов | |||
Теория | Практик | Всего | |||
1 | Вводное занятие. Постановка цели и задач кружка. ТБ. Формирование группы. | 2 | - | 2 | |
2 | Теоретические основы правильного выразительного чтения. Техника речи. Дыхание. Техника речи. Дикция. Техника речи. Голос. | 12 | |||
3 | Орфоэпия. Литературное произношение при чтении и рассказывании. Орфоэпическое произношение. Правильное ударение в слове. Фонетическая транскрипция при подготовке к чтению и рассказыванию | 12 | |||
4 | Интонация. Общее понятие об интонации. Фразовое и логическое ударение. Пауза логическая и фразеологическая. Темп и ритм речи. Мелодика речи. Тембр звучащей речи. | 12 | |||
5 | Выразительное чтение. Чтение прозаического текста. Тема, идея произведения. Подтекст. Составление плана. Чтение произведения в детской аудитории. Своеобразное чтение стихотворений и басни. Особенности чтения драматургических произведений и диалогов. | 12 | |||
6 | Рассказывание. Устный и письменный рассказ. Рассказ близкий к тексту Рассказ в сокращении Рассказ с изменением лица рассказчика Рассказ на основе содержания научно-популярной статьи с введением в повествование подробностей и диалогов Рассказ на основе содержания научно-познавательной статьи с введением в ней сюжета Рассказы из биографии замечательных людей Рассказ-пояснение к художественному произведению, картине Творческий рассказ педагога и обучающихся.
| 18 | |||
7 | Мимика и жестикуляция Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения. Обобщающие упражнения | 4 | |||
8 | Форма построения стихотворений. Системы стихосложения.. Размеры стихосложения. Рифма и ее разновидности. Система рифмовки. Четверостишье как вид строфы. | 10 | |||
9 | Средства выразительности. Метафора. Нахождение в контексте. Олицетворение. Работа с контекстом. Эпитет в контексте произведения. | 6 | |||
10 | Творческая мастерская. Создание творческих работ. Редактирование текстов. Индивидуальная работа. Консультации. Работа с текстовым редактором. | 26 | |||
11. | Творческое взаимодействие. Размещение работ на страницах печатных изданий СМИ. Выступление на творческих литературных вечерах. Подготовка работ и участие в конкурсах творческих работ различного уровня. Промежуточная аттестация. | 3 | 3 | 24 6 |
Итого: часов в год 144
Содержание программы «Художественное слово».
Выразительное чтение - одна из важнейших форм художественного воспитания общества. Содержание данной программы направлено на.:
- Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
- Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
- Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
- Профилактику асоциального поведения.
- Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур.
- Интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
- Укрепление психического и физического здоровья.
- Взаимодействие педагога с семьей.
Реализация содержания программы:
Готовые художественные произведения, согласно тематике, исполняются на концертах, праздниках, мероприятиях, что способствует раскрепощению детей, готовности их принимать участие в публичных выступлениях; приносит детям радость в общении с искусством, удовлетворение в собственной значимости и в результатах своего и коллективного труда. По мере возможности дети пробуют свои силы в литературном творчестве: устных сочинениях-рассуждениях, описаниях, сочинительстве стихов, сказок, журналистских жанрах. Коллектив объединения «Художественное слово» готовит творческие работы для участия в конкурсах муниципального, регионального, федерального уровней, сотрудничает с Союзом Дивеевских литераторов, редакцией районной газеты «Ударник», газеты НИРО «Сюжет», форумом сайта «Стихи. Ру.»
Теоретические основы правильного выразительного чтения.
Техника речи
- Дыхание
- Голос
- Дикция
Правила литературного произношения при чтении и
рассказывании.
- Орфоэпическое произношение
- Правильное ударение в слове
- Фонетическая транскрипция при подготовке к чтению и рассказыванию
Интонация
- Общее понятие об интонации.
- Фразовое и логическое ударение.
- Пауза логическая и фразеологическая.
- Темп и ритм речи.
- Мелодика.
- Тембр.
Выразительное чтение педагога и обучающихся.
- Ознакомление с текстом и его трактовка
- Подтекст
- Составление плана
- Чтение произведения в детской аудитории
- Своеобразное чтение стихотворений и басни
- Особенности чтения драматургических произведений и диалогов
Рассказывание
- Каким должен быть устный рассказ
- Виды рассказывания. Рассказ близкий к тексту
- Рассказ в сокращении
- Рассказ с изменением лица рассказчика
- Рассказ на основе содержания научно-популярной статьи с введением в повествование подробностей и диалогов
- Рассказ на основе содержания научно-познавательной статьи с введением в ней сюжета
- Рассказы из биографии замечательных людей
- Рассказ-пояснение к художественному произведению, картине
- Творческий рассказ педагога и обучающихся.
- Импровизированный рассказ
- Рассказывание в детской аудитории
Мимика и жестикуляция
- Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения.
- Обобщающие упражнения.
Форма построения стихотворений
1. Системы стихосложения.
2. Размеры стихосложения.
3. Рифма и ее разновидности.
4. Система рифмовки.
5. Четверостишье как вид строфы.
Средства выразительности
- Метафора
- Олицетворение
- Эпитет
Вводное занятие включает знакомство с коллективом, с правилами
поведения в нем, техникой безопасности, обсуждение плана работы на год,
знакомство с историей предмета.
В заключение каждой темы подводится итог и обобщение пройденного материала.
Диагностические материалы.
Материалы для аттестации учащихся.
Методика фронтального обследования устной и письменной речи учащихся
1 года обучения.
1. Прочитай выразительно текст (отрывок), соблюдая интонацию, правильное ударение в словах.
2.Определи тему, идею произведения.
3.Составь план.
4.Перескажи текст, пользуясь планом.
Составь письменный пересказ в сокращении.
Методика фронтального обследования устной и письменной речи учащихся
2 года обучения.
1. Почитай выразительно стихотворение (отрывок из лирического произведения). Назови автора.
2. Определи тему, идею произведения.
3.Найди в тексте средства выразительности. Назови их.
4. Назови особенности рифмовки.
5. Подбери рифмы к словам (например: осень, дружба, человек, страна и др.)
6. Составь из этих слов предложения.
7. Напиши стихотворение, продолжив первую строчку.
Методические материалы.
Методика фронтального обследования устной и письменной речи учащихся
1 года обучения.
Все показатели заносятся в индивидуальную карту по состоянию на момент промежуточной аттестации в конце 1 и 2 полугодия. Каждое выполнение задания оценивается в 1 балл, выполнение не полностью – 0, 5 балла, невыполнение – 0 баллов. Если ребенок успешно справился с заданиями, ему предлагается усложненное задание, выполнение которого оценивается в 1,5 балла. Затем все баллы суммируются, результаты отображаются на графике на начало и конец года.
Индивидуальная карта обследования устной и письменной речи учащихся 1 года обучения
ФИ учащегося/ показатель | Алиференко Ксения | Бродская Елена | Кузнецова Евгения | Кулакова Мария | Николаева Анна | Платонова Светлана | Сидорова Александра | Травина София | Цыганова Мария | Щетинкина Феодосия | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||||||
1.Выразительность при чтении. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.Определение темы, идеи. | |||||||||||||||||||||||||||||
3. Составление плана. | |||||||||||||||||||||||||||||
4. Пересказ | |||||||||||||||||||||||||||||
Итого количество баллов. |
Методика обследования устной и письменной речи учащихся 2 года обучения.
Все показатели заносятся в индивидуальную карту по состоянию на момент промежуточной аттестации в конце 1 полугодия и итоговой аттестации в конце 2 полугодия. Каждое выполнение задания оценивается в 1 балл, выполнение не полностью – 0, 5 балла, невыполнение – 0 баллов. Если ребенок успешно справился с заданиями, ему предлагается усложненное задание, выполнение которого оценивается в 1,5 балла. Затем все баллы суммируются, результаты отображаются на графике на начало и конец года.
Индивидуальная карта обследования устной и письменной речи учащихся 2 года обучения
ФИ учащегося/ показатель | Алиференко Ксения | Бродская Елена | Кузнецова Евгения | Кулакова Мария | Николаева Анна | Платонова Светлана | Сидорова Александра | Травина София | Цыганова Мария | Щетинкина Феодосия | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||||||
1.Выразительность при чтении. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.Определение темы, идеи. | |||||||||||||||||||||||||||||
3. Нахождение средств выразительности. | |||||||||||||||||||||||||||||
4. Определение особенностей рифмовки | |||||||||||||||||||||||||||||
5. Подбор рифмы к словам. | |||||||||||||||||||||||||||||
6. Составление предложений. | |||||||||||||||||||||||||||||
7. Написание стихотворения | |||||||||||||||||||||||||||||
Итого баллов: |
Список литературы.
- А. П. Квятковский Школьный поэтический словарь.: Дрофа,Москва, 2000 год.
- Э. Вартаньян. Рождение слова.: Детская литература, Москва, 1970 год.
- Алексей Югов. Думы о Русском слове.: Москва, 1975 год. Библиотека любителям Российской словесности.
- В. М. Мокиенко. В глубь поговорки. Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений.: Москва, Просвещение, 1975 год.
- Э. Вартаньян. Путешествие в слово.: Советская Россия, 1975 год.
- Е. И. Фадеева. Лабиринты общения. Учебно-методическое пособие.: Москва, 2003 год.
- В. М. Симонов. Педагогика: Краткий курс лекций – Волгоград, 1997 год.
- О.В. Кубасова. Выразительное чтение.
- Е.А. Сорокоумова. Уроки общения в начальной школе – Москва.: Аркти, 2007 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Художественное слово»
Занятия в кружке помогут учащимся совершенствовать свои знания, умения и навыки и убедиться в практическом значении русского языка, в организации общения, приобретении дополнительной информации,...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Художественное слово»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире слов»
Успешное овладение знаниями в 5 классе общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская слова»
Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамк...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО»
Цель программы: формирование устойчивого интереса и любви к чтению художественной литературы, обучение восприятию и воспроизведению художественного слова, использованию разнообразных языковых средств ...
Дополнительня общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Искусство слова"
Программа направлена на формирование у детей умений говорить не только грамотно, но и выразительно, пользоваться огромым арсеналом средств художественной выразительности, самостоятельно создавать текс...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа « Как наше слово отзовется: особенности и трудности написания сочинения " Общекультурной направленности
Программа направленана совершенствование речевого общения в целом, письменного общения, на расширение знаний обучающихся об особенностях функционирования слова в речи и обеспечивает в преподавании еди...