Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире животных»
рабочая программа
Создание в учреждениях дополнительного образования специальных программ, формирование эколого-ориентированного сознания у детей среднего школьного возраста целесообразно и актуально в современных условиях по нескольким причинам: данный возраст характеризуется сензитивностью в развитии, в том числе в формирование ценностного отношения к окружающему миру, природе; система дополнительного образования позволяет гибко учитывать индивидуальные особенности и социальную ситуацию развития ребенка, что дает возможность выстраивать индивидуальную траекторию обучения, используя адекватные педагогические методы и формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_v_mire_zhivotnyh.doc | 343 КБ |
v_mire_zhivotnyh.pdf | 103.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Полное наименование программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире животных» |
Автор программы | Резниченко Л.М., педагог дополнительного образования МБОУ ДОД СРЦРТДиЮ «Созвездие» |
Руководитель | Директор Советского районного Центра развития творчества детей и юношества « Созвездие» Васянин О.Н. |
Возраст детей, на которых реализуется программа | 11-15 лет |
Цель и задачи программы | Цель: экологическое образование и воспитание обучающихся, направленное на духовное, интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству. Задачи:
|
Направленность | Эколого - биологическая |
Срок реализации программы | 2 года |
Вид программы | Адаптированная |
Способ освоения содержания | Общекультурный |
Краткое содержание программы | Программа предусматривает знакомство с особенностями животного и растительного мира ХМАО-Югра. В программе уделено внимание взаимодействию человека и природы через блоки: «человек и здоровье», «человек и природа». Завершается программа изучением животных, которые содержатся в мини-зоопарке Центра «Созвездие». |
Ожидаемые результаты реализации программы | По окончанию обучения воспитанники должны обладать компетенциями теоретическими: •дикие животные и растения, обитатели лесов ХМАО - Югры, особенности жизнедеятельности; •животные и растения, занесенные в Красную книгу ХМАО, особо охраняемые территории ХМАО – Югры; •понятие здорового образа жизни; •видовой состав мини-зоопарка; •условия содержания животных – обитателей мини – зоопарка; •правила поведения в мини-зоопарке; практическими: •систематизирование животных и растений по группам; •соблюдение правил здорового образа жизни; •применение знаний по созданию необходимых условий при содержании животных в неволе; •вести наблюдения над животными мини-зоопарка, пользоваться специальной литературой (биологическими справочниками, определителями, словарями); •правильное содержание животных в мини – зоопарке. |
Содержание программы.
№ | Наименование параметра | Страница |
Информационная карта | ||
Содержание программы | ||
1. | Пояснительная записка (новизна, актуальность, цель, задачи) | 4-5 |
2. | Ожидаемые результаты | 5-6 |
3. | Механизм отслеживания результатов | 6 |
4. | Содержание программы | 7-11 |
Учебно-тематический план 1-го года обучения | 7 | |
Содержание программы 1-го года обучения | 7-9 | |
Учебно-тематический план 2-го года обучения | 9 | |
Содержание программы 2-го года обучения | 9-11 | |
5. | Методическое обеспечение программы | 11 |
Список литературы для педагога и воспитанников | ||
Приложение |
Пояснительная записка.
Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано: именно в подростковом возрасте идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Разнообразный мир природы пробуждает у него живой интерес и любознательность. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы. Необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь воспитаннику самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
Создание в учреждениях дополнительного образования специальных программ, формирование эколого-ориентированного сознания у детей среднего школьного возраста целесообразно и актуально в современных условиях по нескольким причинам: данный возраст характеризуется сензитивностью в развитии, в том числе в формирование ценностного отношения к окружающему миру, природе; система дополнительного образования позволяет гибко учитывать индивидуальные особенности и социальную ситуацию развития ребенка, что дает возможность выстраивать индивидуальную траекторию обучения, используя адекватные педагогические методы и формы работы.
Программа «В мире животных» адаптированная, составлена на основе программы «Знакомые незнакомцы», автор Костив А.М., «Экология для младших школьников», авторы: Гребенюк Г.Н., Иванова Н.А.
Новизна программы заключатся в том, что формирование экологического мировоззрения, осуществляется на основе изучения представителей животного мира, находящихся как в мини-зоопарке Центра «Созвездие», так и на территории нашего округа. Программа дополнена блоками «Человек и природа», «Человек и здоровье».
Программа направлена на духовно – нравственное, общекультурное, социальное развитие личности.
Особое значение при реализации программы отводится реализации регионального компонента: изучение местных видов животных и растений, их охране. На занятиях созданы условия для самовыражения, самореализации детей посредствам ведения элементов проектной деятельности на занятиях и выполнения творческих работ по изучению видового состава животных по классам.
Данная программа углубляет знания, полученные на уроках ботаники и зоологии с основами экологии в общеобразовательной школе.
Цель программы: экологическое образование и воспитание обучающихся, направленное на духовное, интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи:
- раскрытие, развитие и удовлетворение интересов детей в экологической, эстетической и натуралистической работе;
- формирование интереса к экологии, опытно-исследовательской деятельности;
- воспитание бережного отношения к природе, вовлечения детей и подростков в природоохранную деятельность.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы 2 года (2 раза в неделю по 2 часа с каждой группой). Оптимальное количество детей в каждой группе 10-12 человек, так как в большом количестве затруднен индивидуальный подход.
Форма проведения занятий:
лекции, беседы, познавательные и интеллектуальные игры, экскурсии, наблюдения, исследования, практические и лабораторные занятия в мини-зоопарке Центра «Созвездие».
Форма обучения:
групповая с элементами индивидуального и дифференцированного подхода.
Для успешной реализации программы используются следующие педагогические технологии:
- технология развивающего обучения (развитие творческих, индивидуальных, познавательных способностей детей, формирование теоретического сознания и мышления);
- педагогика сотрудничества (каждая личность воспитанника ставится в центре образовательно-воспитательной системы, происходит развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности, единство компонентов образовательно-воспитательной системы);
- проблемное обучение (в процессе происходит развитие внимания, речи, мышления, творческих способностей, усиливается мотивация к учебной деятельности; формируется адекватная самооценка личности, воспитание осуществляется сотрудничеством);
- элементы проектной деятельности;
- здоровьесберегающие технологии (сохранение и увеличение резервов здоровья ребенка, учет и использование физиологических возможностей организма ребенка в соответствии с возрастными особенностями). На занятиях проводятся физминутки, наблюдается постоянная смена видов деятельности, проводятся занятия на свежем воздухе.
Для реализации программы используются следующие методы:
- Словесный (беседа, объяснение, рассказ, сообщение учащегося);
- Наглядный (демонстрация натуральных объектов, различных пособий, таблиц, рисунков, схем, фотографий, видеофильмов);
- Практический (распознавание и определение объектов, наблюдение). Ребята наблюдают за поведением животных, за их ритмом жизни в условиях мини-зоопарка.
2. Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы обучающиеся должны овладеть следующими теоретическими компетенциями:
- дикие животные и растения, обитатели лесов ХМАО - Югры, особенности жизнедеятельности;
- животные и растения, занесенные в Красную книгу ХМАО, особо охраняемые территории ХМАО – Югры;
- понятие здорового образа жизни;
- видовой состав мини-зоопарка;
- условия содержания животных – обитателей мини – зоопарка;
- правила поведения в мини-зоопарке;
практическими компетенциями:
- систематизирование животных и растений по группам;
- соблюдение правил здорового образа жизни;
- применение знаний по созданию необходимых условий при содержании животных в неволе;
- вести наблюдения над животными мини-зоопарка, пользоваться специальной литературой (биологическими справочниками, определителями, словарями);
- правильное содержание животных в мини – зоопарке.
- Механизм отслеживания результатов.
Результаты реализации программы отслеживаются по окончанию раздела программы и в конце года. Каждый раздел, согласно учебно – тематическому плана имеет форму контроля в виде:
- тестов;
- викторин;
- опросов.
В конце учебного года результативность освоения программы подводятся в форме викторины, выявляются проблемы, производится корректировка пробелов.
Диагностика проводится по следующим критериям
Ф.И. О воспитанника | Год обучения | Критерии | |||||||||
Уровень знаний о природе родного края ( диких животных, редкие и исчезающие виды животных) | Уровень знаний о природе родного края (растениях, редкие и исчезающие виды растений) | Уровень знаний о правилах здорового образа жизни | Уровень знаний об основных обитателях мини – зоопарка видовой состав, условиях их содержания | Умение оперировать специальной терминологией | |||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | Н.г. |
Критерии оценивания:
Высокий уровень -5 .
Средний уровень - 3.
Низкий уровень - 1.
В середине и конце учебного года воспитанники готовятся и принимают активное участие в экологических слетах, акциях «Марш парков», «Спасти и сохранить» и т.д.
- Содержание программы.
Учебно-тематический план 1-го года обучения.
№ | Наименование разделов | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 2 | 2 | Опрос | |
2 | Животный мир ХМАО-Югры | 48 | 21 | 27 | Тест |
3 | Растительный мир ХМАО-Югры | 22 | 9 | 13 | Опрос |
4 | Человек и его здоровье | 10 | 4 | 6 | Викторина |
5 | Человек и природа | 20 | 9 | 11 | Викторина |
6 | Обитатели мини-зоопарка | 42 | 20 | 22 | Тест |
Итого (ч): | 144 | 65 | 79 |
Содержание программы 1-го года обучения.
1.Введение. Интересные и занимательные факты из жизни животных.
2. Животный мир ХМАО-Югры.
Хищные (бурый медведь, росомаха, лисица, волк, рысь). Характеристика, видовой состав, среда обитания, питание, приспособленность к жизни. Творческая работа: составление кроссворда о хищных животных.
Семейство куньих (ласка, куница, соболь, норка). Краткий обзор млекопитающих, обитающих в лесах округа. «Пушистое золото» Югры.
Парнокопытные (косуля, лось, северный олень). Видовое разнообразие. Особенности их образа жизни, приспособленность к условиям окружающей среды.
Зайцеобразные (заяц-беляк, уральская северная пищуха). Характеристика, среда обитания, питание, приспособленность к жизни. Творческая работа: конкурс-рисунков на тему «Заяц-беляк».
Грызуны (бобр, белка, бурундук, выдра). Роль грызунов в природе. Характеристика, видовой состав, среда обитания, питание, приспособленность к жизни.
Насекомоядные (крот европейский, крот сибирский). Характеристика, среда обитания, питание, приспособленность к жизни. Творческая работа: аппликация на тему «Крот сибирский в природе».
Рукокрылые (летучие мыши, прудовая ночница). Характеристика, среда обитания, питание, приспособленность к жизни.
Птицы (перелетные, зимующие). Птицы наших лесов. Характеристика, видовой состав, среда обитания, питание, приспособленность к жизни. Творческая работа: изготовление кормушек для птиц. Понятия: зимующие, перелетные птицы.
Рыбы (осетровые, сиговые). Характеристика, видовой состав, среда обитания, питание, приспособленность к жизни. Творческая работа:
Оформление книги «Животный мир ХМАО-Югры». Развитие творческих и интеллектуальных способностей воспитанника.
Экологическая игра- викторина. Контроль знаний по теме «Животный мир ХМАО-Югры».
3. Растительный мир ХМАО-Югры.
Деревья (хвойные, лиственные). Значение растений в природе. Основные жизненные формы растений. Кедровый, сосновый, лиственный лес. Понятие: лесные экосистемы.
Кустарники (высокорослые, низкорослые, кустарнички). Характеристика.
Лесные травы. Понятие: ядовитые растения.
Травы болот и лугов. Понятие: луговые, болотные экосистемы.
Оформление книги «Растительный мир ХМАО-Югры». Контроль знаний по теме «Растительный мир ХМАО-Югры».
4.Человек и его здоровье.
Лечебные свойства сибирского здоровья. Что такое здоровье? Забота о своём здоровье – дело каждого и на каждый день. Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья. Кедр сибирский (сосна сибирская). Какими полезными веществами богаты кедровые орехи? Понятие: здоровье, иммунитет.
Лечебные свойства холода. Холод в жизни человека. Целебные свойства льда и снега. Эффект криотерапии. Понятие: закаливание.
Лечебные свойства: брусники, черники, клюквы, шиповника, мать и мачехи, цветочных культур, грибов. Витамины, что это и зачем нам это? Народная медицина: плюсы и минусы. Понятие: лекарственные растения, авитаминоз, витамины.
Составление кроссворда. Контроль знаний по теме «Человек и здоровье».
5.Человек и природа.
Красная книга ХМАО-Югры. История создания Красной книги. Творческая работа: «Край заповедный» (рассказ, рисунок).
Заповедные места. Особо охраняемые территории ХМАО, природоохранные организации. Заповедник «Малая Сосьва», природный парк «Кондинские озера», памятник природы «Озеро Ренге-Тур», «Аран-Тур», заказник «Верхнекондинский». Отличительные особенности, функционал. Понятия: природоохранная деятельность, заповедник, заказник, природные парки, памятник природы, «зелёный патруль».
Редкие виды растений, животных, грибов. Кувшинка чисто-белая. Филин. Осиновик белый. Характеристика, видовой состав.
Охраняемые виды растений и животных. Западносибирский речной бобр. Стерх. Таймень. Викторина «Наш край». Приложение № 1
Правила поведения в лесу. Десять заповедей друзей леса.
Подготовка агитбригады. Выступление агитбригады.
6.Обитатели мини-зоопарка.
Видовой состав животных мини-зоопарка. Экскурсия по мини – зоопарку. Знакомство с жизнью обитателей мини –зоопарка, их повадками и поведением.
Млекопитающие мини-зоопарка. Характерные признаки млекопитающих. Понятия: млекопитающие.
Знакомьтесь - грызуны (содержание, рацион питания). Характерные особенности отряда. Экскурсия по мини-зоопарку: «Представители отряда грызунов мини-зоопарка». История одомашнивания морских свинок, крыс, мышей. Понятия: помёт, инстинкт, безусловный рефлекс, условный рефлекс.
Обитатели аквариума. Наука о рыбах. История аквариумистики. Практическая работа «Внешнее строение рыб. Приспособления к среде обитания».
Многообразие рыб мини-зоопарка. Видовой состав рыб. Особенности ухода за аквариумными рыбками. Практическая работа «Моделирование аквариума для золотой рыбки». Понятия: аквариум, аквариумистика, ихтиология.
Террариумные животные. Знакомство с обитателями живого уголка – представителями класса земноводных. Видовой состав. Практическая работа «Сравнение особенностей внешнего строения и образа жизни квакши и тритона обыкновенного». Понятия: террариум.
Жизнь под панцирем. Черепахи. Практическая работа: «Особенности внешнего строения и образа жизни черепах». Практическая работа: «Наблюдение за поведением черепах». Понятия: рептилии, карапакс, пластрон.
Разнообразие насекомых мини-зоопарка. Палочник, лесной таракан, сверчок; их эколого-биологические особенности. Роль насекомых в природе. Творческая работа: оригами на тему «Насекомые». Понятия: цепи питания, среда обитания, феромоны, инсектарий, хитин, цикл развития, метаморфоз, личинка, куколка, имаго.
Моллюски и амфибии, кто это такие? Характеристика объекта, среда обитания, питание, виды, значение в природной среде. Виноградная улитка, улитка- ахатина. Творческая работа: сочиним сказку «Почему у улитки дом на спине?». Понятия: раковина, мантия, гермафродит, пигмент, альбинизм.
Пернатые обитатели. Наука о птицах. Практическая работа «Особенности внешнего строения птиц, приспособлений, связанных с образом жизни. Изучение строения пера птицы». Понятия: контурные перья, пуховые перья, орнитология, орнитолог.
Экзотические птицы – кто они? Экологические и биологические особенности. Разнообразие видов попугаев мини-зоопарка. Практическая работа: особенности ухода за попугаями.
Игра-путешествие. Контроль знаний по теме «Обитатели мини-зоопарка». Приложение № 2
Учебно-тематический план 2-го года обучения.
№ | Наименование разделов | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 2 | 2 | Опрос | |
2 | Животный мир ХМАО-Югры | 22 | 10 | 12 | Тест |
3 | Растительный мир ХМАО-Югры | 8 | 3 | 5 | Опрос |
4 | Зоопарки мира | 28 | 13 | 15 | Викторина |
5 | Человек и природа | 22 | 10 | 12 | Викторина |
6 | Обитатели мини-зоопарка | 24 | 11 | 13 | Тест |
7 | Тайны живой природы | 44 | 21 | 23 | |
Итого (ч): | 150 | 70 | 80 |
Содержание программы 2-го года обучения.
1.Введение. Ознакомление с работой кружка Инструктаж по технике безопасности. Интересные и занимательные факты из жизни животных.
2. Животный мир ХМАО-Югры.
Хищные (лисица, волк, рысь). Характеристика, видовой состав, среда обитания, питание, приспособленность к жизни. Творческая работа: составление кроссворда о хищных животных.
Семейство куньих (соболь, норка). Краткий обзор млекопитающих, обитающих в лесах округа. «Пушистое золото» Югры.
Парнокопытные (лось, северный олень). Видовое разнообразие. Особенности их образа жизни, приспособленность к условиям окружающей среды.
Зайцеобразные (заяц-беляк). Характеристика, среда обитания, питание, приспособленность к жизни. Творческая работа: конкурс-рисунков на тему «Заяц-беляк».
Грызуны (бобр, белка). Роль грызунов в природе. Характеристика, видовой состав, среда обитания, питание, приспособленность к жизни.
Насекомоядные (крот европейский, крот сибирский). Характеристика, среда обитания, питание, приспособленность к жизни. Творческая работа: аппликация на тему «Крот сибирский в природе».
Рукокрылые (летучие мыши, прудовая ночница). Характеристика, среда обитания, питание, приспособленность к жизни.
Птицы (перелетные, зимующие). Птицы наших лесов. Характеристика, видовой состав, среда обитания, питание, приспособленность к жизни. Творческая работа: изготовление кормушек для птиц. Понятия: зимующие, перелетные птицы.
Рыбы (сиговые). Характеристика, видовой состав, среда обитания, питание, приспособленность к жизни. Творческая работа:
Оформление книги «Животный мир ХМАО-Югры». Развитие творческих и интеллектуальных способностей воспитанника.
Экологическая игра - викторина. Контроль знаний по теме «Животный мир ХМАО-Югры».
3. Растительный мир ХМАО-Югры.
Деревья (хвойные, лиственные). Значение растений в природе. Основные жизненные формы растений. Кедровый, сосновый, лиственный лес. Понятие: лесные экосистемы.
Кустарники (высокорослые, низкорослые, кустарнички). Характеристика.
Лесные травы. Понятие: ядовитые растения.
Травы болот и лугов. Понятие: луговые, болотные экосистемы.
Оформление книги «Растительный мир ХМАО-Югры». Контроль знаний по теме «Растительный мир ХМАО-Югры».
4.Человек и его здоровье.
Сибирское здоровье. Что такое здоровье? Забота о своем здоровье – дело каждого и на каждый день. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Кедр сибирский (сосна сибирская). Какими полезными веществами богаты кедровые орехи? Понятие: здоровье, иммунитет.
Лечебные свойства холода. Холод жизни человека. Целебные свойства льда и снега. Эффект криотерапии. Понятие: закаливание.
Лечебные свойства брусники, черники, клюквы, шиповника, мать – и – мачехи, цветочных культур, грибов. Витамины, что это и зачем нам это? Народная медицина: плюсы и минусы. Лекарственные растения, авитаминоз, витамины.
Кроссворд. Контроль знаний по теме «Человек и здоровье».
5.Человек и природа.
Красная книга ХМАО-Югры. История создания Красной книги. Творческая работа: «Край заповедный» (рассказ, рисунок).
Заповедные места. Особо охраняемые территории ХМАО, природоохранные организации. Заповедник «Малая Сосьва», природный парк «Кондинские озера», памятник природы «Озеро Ренге-Тур», «Аран-Тур», заказник «Верхнекондинский». Отличительные особенности, функционал. Понятия: природоохранная деятельность, заповедник, заказник, природные парки, памятник природы, «зелёный патруль».
Редкие виды растений, животных, грибов. Кувшинка чисто-белая. Филин. Осиновик белый. Характеристика, видовой состав.
Охраняемые виды растений и животных. Западносибирский речной бобр. Стерх. Таймень. Викторина «Наш край». Приложение № 1
Правила поведения в лесу. Десять заповедей друзей леса.
Подготовка агитбригады. Выступление агитбригады.
6.Обитатели мини-зоопарка.
Видовой состав животных мини-зоопарка. Экскурсия по мини – зоопарку. Знакомство с жизнью обитателей мини –зоопарка, их повадками и поведением.
Млекопитающие мини-зоопарка. Характерные признаки млекопитающих. Понятия: млекопитающие.
Знакомьтесь - грызуны (содержание, рацион питания). Характерные особенности отряда. Экскурсия по мини-зоопарку: «Представители отряда грызунов мини-зоопарка». История одомашнивания морских свинок, крыс, мышей. Понятия: помёт, инстинкт, безусловный рефлекс, условный рефлекс.
Обитатели аквариума. Наука о рыбах. История аквариумистики. Практическая работа «Внешнее строение рыб. Приспособления к среде обитания».
Многообразие рыб мини-зоопарка. Видовой состав рыб. Особенности ухода за аквариумными рыбками. Практическая работа «Моделирование аквариума для золотой рыбки». Понятия: аквариум, аквариумистика, ихтиология.
Террариумные животные. Знакомство с обитателями живого уголка – представителями класса земноводных. Видовой состав. Практическая работа «Сравнение особенностей внешнего строения и образа жизни квакши и тритона обыкновенного». Понятия: террариум.
Жизнь под панцирем. Черепахи. Практическая работа: «Особенности внешнего строения и образа жизни черепах». Практическая работа: «Наблюдение за поведением черепах». Понятия: рептилии, карапакс, пластрон.
Разнообразие насекомых мини-зоопарка. Палочник, лесной таракан, сверчок; их эколого-биологические особенности. Роль насекомых в природе. Творческая работа: оригами на тему «Насекомые». Понятия: цепи питания, среда обитания, феромоны, инсектарий, хитин, цикл развития, метаморфоз, личинка, куколка, имаго.
Моллюски и амфибии, кто это такие? Характеристика объекта, среда обитания, питание, виды, значение в природной среде. Виноградная улитка, улитка- ахатина. Творческая работа: сочиним сказку «Почему у улитки дом на спине?». Понятия: раковина, мантия, гермафродит, пигмент, альбинизм.
Пернатые обитатели. Наука о птицах. Практическая работа «Особенности внешнего строения птиц, приспособлений, связанных с образом жизни. Изучение строения пера птицы». Понятия: контурные перья, пуховые перья, орнитология, орнитолог.
Экзотические птицы – кто они? Экологические и биологические особенности. Разнообразие видов попугаев мини-зоопарка. Практическая работа: особенности ухода за попугаями.
Игра-путешествие. Контроль знаний по теме «Обитатели мини-зоопарка». Приложение № 2
5. Методическое обеспечение программы.
1.Методические разработки занятий, экскурсий, дидактических игр эколого-биологического содержания.
2.Натуральные объекты (питомцы мини-зоопарка).
3.Дидактический материал по темам программы.
4.Инструктивные карточки для проведения лабораторных и практических работ.
5.Таблицы по систематике животных, картины, фотографии с изображением животных, схемы, альбомы.
6.Литература (методическая, художественная, научно-популярная, детская, журналы «Тошка», «Муравейник»).
Материалы, необходимые для проведения учебных занятий, оформления творческих работ, проведения наблюдений за обитателями живого уголка.
Канцелярские товары:
Ватман, картон, цветная бумага.
Простые и цветные карандаши, фломастеры, ластик, краски, кисточки.
Тушь, перья, ручки.
Клей, клейкая бумага.
Кнопки, скрепки, иголки.
Шариковые ручки, стержни.
Писчая бумага.
Тетради, альбомы.
Линейки, циркули.
Ножницы.
Пластилин.
ТСО:
Магнитофон
Интерактивная доска
Фотоаппарат
DVD
Телевизор
Мультимедийное оборудование
Природный материал: листья, цветы, семена, солома, шишки, ореховая скорлупа, птичьи перья, тополиный пух и т.д.
Список рекомендуемой литературы.
- Авдонина М. И.Полная энциклопедия насекомые. « Экспо- Пресс» , М.: 2000.- 200с.
- Блинников В.И. Зоология с основами экологии. М.: 2002.- 230 с.
- Голубева Е.Б. Земноводные . СПб.: 2007. – 340 с.
- Гусев В.Г. Живой уголок / В.Г. Гусев. - М.: «Изат –пресс» , 1999.
- Зайцев Д. А. Мир животных. « Попурри». Минск.: 1999.- 340 с.
- Красная книга Ханты – Мансийского автономного округа животные и растения. 2003.
- Лухути М.Д. Тайны животных. « РОСМЭН» М.: 2000.- 300с.
- Полонский А. Аквариумные рыбки. М.: 1997. – 345с.
- Полонский А. Аквариум от А до Я. М.: 1999.- 298 с.
- Покидаева Т.Ю. Загадки дикой природы. « РОСМЭН» . М.: 2000.-360с.
- Стидворти Д. Хищники. « РОСМЭН» М.: 1999. – 256 с.
- Элерт Н.Н. Край заповедной природы. « Аква – Пресс» Екатеренбург.: 2006. -109 с.
Список литературы для детей.
- Большая энциклопедия животных. « Ольма – Пресс» , 2000г.
- Детская энциклопедия школьника. « РОСМЭН», 2001г.
- Дидактические игры по экологии / С. В. Алексеев [и др.]. – С.-Пб.,2003.
- Домашний зоопарк. Грызуны / М.Александрова [и др.]. - Л.: СП «Смарт», 2001.
- Храбрый В.М. атлас – определитель птиц. « Амфора» М.: 2006.- 267 с.
- Энциклопедия для детей птицы и звери. « Аванта +» М.: 2002 .- 400с.
Приложение № 1
Викторина по разделу «Наш край».
Цель: Познакомить воспитанников с природой родного края, воспитать чувство гордости за родной край, развить желание познавать природу родного края.
Оборудование: интерактивная доска, презентация с вопросами, листы чистой бумаги, цветные карандаши.
1 тур. Станция « Заповедная».
Какое животное является символом заповедника « Малая Сосьва»?
Какой заповедник был организован первым в Тюменской области?
Перечислите особо охраняемые территории, созданные в Советском районе.
2 тур. Станция «Животный мир Югры».
1.Назовите крупных млекопитающих заповедника, осуществляющих сезонные миграции. (лось, олень).
2 .Назовите виды земноводных, которые можно встретить на территории заповедника « Малая Сосьва».( лягушка, сибирский углозуб).
3.Назовите самое крупное и самое маленькое хищное млекопитающие ХМАО – Югры. (медведь и ласка).
3 тур Станция «Растения Югры»
1. Назовите местные первоцветы. (прострел желтеющий, одуванчик, мать- и- мачеха).
2. Ягоды какого болотного растения можно собирать два раза в год: весной и осенью. (клюква).
3. Какое дерево у коренных жителей Югры является священным.
4 тур Станция «Биоразнообразие»
1.Какое растение, занесенное в Красную книгу ХМАО является первоцветом?
- Вероника колосистая;
- Прострел желтеющий;
- Любка двулистная.
2. На какой территории размещается одна из самых крупных зимовок лося в Советском районе?
- Заповедник « Малая Сосьва»;
- Заказник « Верхнее- Кондинский»;
- Природный парк « Кондинские озера».
3. Единственный представитель семейства кошачьих, обитающих на территории ХМАО.
- Амурский тигр;
- Снежный барс;
- Рысь.
4. Кто из этих животных – птица?
- Летяга;
- Ушан;
- Желна.
5. У какой из этих птиц гнездовой период происходит в трескучие морозы?
- Поползень;
- Снегирь;
- Клест.
6. Самый крупный представитель отряда хищных в заповеднике « Малая Сосьва».
- Росомаха;
- Бурый медведь;
-Волк.
7. Самый крупный грызун нашей фауны.
- Заяц – беляк;
- Западносибирский речной бобр;
- Бурундук.
8. Самая крупная « краснокнижная» хищная птица ХМАО?
- Беркут;
- Орлан – белохвост;
- Большой подорлик.
9. Назовите единственного представителя пресмыкающихся в заповеднике « Малая Сосьва»?
- Гадюка;
- Живородящая ящерица;
- Прыткая ящерица.
10. Какая птица умеет спать в полете?
- Беркут;
- Стриж;
- Сплюшка.
Дополнительные вопросы:
Для какой хищной птицы рыба является основным объектом охоты? (скопа).
Назовите самую древнюю таежную птицу? (глухарь).
Итог игры: определяем самую активную команду знатоков родного края.
Приложение № 2
Контроль знаний и умений по теме «Обитатели мини-зоопарка»
№ п/п | Вопрос | № ответа |
Как называется наука, изучающая животных? 1 – экология 2 – зоология 3 - ботаника | 1 | |
Тело моллюска заключено в … 1 – панцирь 2 – раковину 3 - скорлупу | 2 | |
Кто из перечисленных животных относится к моллюскам? 1 – птицеед 2 – улитка ахатина 3 - сверчок | 2 | |
Найди лишнего. 1 – виноградная улитка 2 – ахатина 3 - палочник | 3 | |
Как называется наука о пауках? 1 – зоология 2 – арахнология 3 - энтомология | 2 | |
Как называется наука о насекомых? 1 – арахнология 2 – ихтиология 3 - энтомология | 3 | |
Из какого вещества состоят покровы насекомых? 1 – известь 2 – хитин 3 - клетчатка | 2 | |
Из скольки частей состоит тело насекомого? 1 – одной 2 – двух 3 - трех | 3 | |
Сколько ног у насекомого? 1 – четыре 2 – восемь 3 - шесть | 3 | |
Какие глаза у насекомых? 1 – простые 2 - сложные | 1 | |
Метаморфоз – это… 1 – развитие с превращением 2 – развитие без превращения | 1 | |
Какое развитие характерно для таракана лесного? 1 - с метаморфозом 2 – без метаморфоза | 2 | |
Кто из перечисленных насекомых не содержится в мини-зоопарке? 1 – палочник 2 – таракан лесной 3 - кузнечик | 2 | |
Как называется наука о рыбах? 1 – арахнология 2 – ихтиология 3 - энтомология | 2 | |
«Дом» для рыб. 1 – террариум 2 – аквариум 3 - вольер | 2 | |
Какой орган рыб называют «шестым чувством»? 1 – плавательный пузырь 2 – боковая линия 3 - жабры | 1 | |
Как называется орган дыхания рыб? 1 – легкие 2 - жабры 3 - трахея | 2 | |
Орган передвижения рыб. 1 – крылья 2 – плавники 3 - ноги | 2 | |
О чем гласит «золотое правило» кормления рыб? 1 – недокорм лучше перекорма… 2 – перекорм лучше недокорма … | 1 | |
Родина золотой рыбки. 1 – Россия 2 – Япония 3 - Китай | 3 | |
Какие из перечисленных предметов являются аквариумным оборудованием? 1 – помпа 2 – рефлектор 3 – настольная лампа 4 – сачок 5 – термометр 6 – поилка 7 – совок 8 - фильтр | 1,5,8 | |
Какая из перечисленных рыб не содержится в аквариумах мини-зоопарка? 1 – меченосец 2 – телескоп 3 пиранья | 3 | |
Что означает слово «амфибия»? 1 – жизнь на суше 2 – жизнь в воде 3 – жизнь в двух средах | 2 | |
Как называется «дом» для амфибий? 1 – аквариум 2 – террариум 3 - вольер | 1 | |
Где размножаются амфибии? 1 – в воде 2 – на суше 3 – в воздухе | 1 | |
Чем питаются земноводные? 1 – травой 2 – насекомыми 3 - ягодами | 2 | |
К какой группе земноводных относятся квакши? 1 – хвостатым 2 – бесхвостым 3 - безногим | 2 | |
Как называется верхняя часть панциря черепах 1 – карапакс 2 – пластрон 3 - пластырь | 1 | |
Как можно определить возраст черепахи? 1 – по кольцам на щитках 2 – по глазам 3 – по коже | 1 | |
Как размножаются черепахи? 1 – откладывают яйца в песок 2 – мечут икру в воде 3 – рождают живых детенышей | 1 |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"
тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии" для ДОВ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии" для детей с ограниченными возможностями расчитана на обучающихся 7-14 лет. Программа предназначена для педаг...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии", художественно - эстетической направленности. Расчитена на 3 года обучения. Предназначена для учащихся 7 - 14 лет....
Слайдовая презентация "Защита общеобразовательной общеразвивающей программы "В мире мягкой фантазии"
Слайдовая презентация "Защита общеобразовательной общеразвивающей программы "В мире мягкой фантазии" была составлена и представлена на областном этапе конкурса "Сердце отдаю детям" в 2012 году...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире слов»
Успешное овладение знаниями в 5 классе общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «В МИРЕ ТАНЦА»
Программа ориентирована на работу с общим контингентом детей младшего, среднего и старшего школьного возраста из семей различного статуса и категорий, в том числе категории СОП...