Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии" для ДОВ
рабочая программа по теме

Епифанова Наталья Сергеевна

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии" для детей с ограниченными возможностями расчитана на обучающихся 7-14 лет. Программа предназначена для педагогов  образовательных организаций, осуществляющих свою деятельность по художественно-эстетической направленности. Занятия по изготовлению мягкой игрушки уникальны по своим возможностям. Они объединяют в себя знания из таких предметов школьной программы – как математика, русский язык, геометрия, природоведение, изобразительное искусство. Именно такие занятия дают возможность развития познавательной сферы и развития творческого потенциала каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_myagkoy_fantazii_dlya_dov.docx399.25 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

для детей с ограниченными возможностями «В мире мягкой фантазии»

Составитель:

Епифанова Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения «Мягкая Игрушка», МАОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» города Гурьевска

                                                                                     

Содержание

Пояснительная записка

Стр. 3

Учебно-тематический план первого года обучения

Стр. 9

Содержание программы первого года обучения

Стр. 10

Учебно-тематический план второго года обучения

Стр. 12

Содержание программы второго года обучения

Стр. 13

Учебно-тематический план третьего года обучения

Стр. 15

Содержание программы третьего года обучения

Стр. 16

Методическое обеспечение

Стр. 18

Литература

Стр. 22

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «В мире мягкой фантазии» разработана с учетом требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.     

Актуальность образовательной программы дополнительного образования детей «В мире мягкой фантазии» для детей с ограниченными возможностями определяется:

  • основными требованиями к программам дополнительного образования детей в развитии мотивации ребенка к познанию и творчеству;
  • установкой учреждений дополнительного образования детей на воспитание  и развитие ребенка, имеющего особые возможности и потребности, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство адаптации, формирования и реализации  творческих способностей у детей с ограниченными возможностями;
  • запросом образовательных учреждений на разработку программ для организации внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями;
  • образовательными  потребностями родителей воспитанников  города Гурьевска, для которых на  первом месте стоит личностное развитие ребенка, его творческого потенциала, возможности реализовать свои способности и возможности;

Актуальность и педагогическая целесообразность непосредственно связана с необходимостью индивидуального подхода к ребенку с любыми  способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями.

Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями – познать мир сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою

« неполноценность» и заявить всему миру: « Я такой же, как все!».

Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством такие дети  находят отдушину в чаще всего, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.

Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это не понимание, отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, не желание людей замечать их.

Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества.  И эту проблему можно решить через занятия в учреждениях дополнительного образования, так как зачастую это является единственной возможностью для детей – с ограниченными возможностями, для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. 

Новизна образовательной программы состоит в том, что она ориентирована на учащихся с ограниченными возможностями. В ней обоснована необходимость и возможность формирования не только предметных знаний, умений и навыков, но и творческих способностей. Определены соответствующие пути и средства их формирования.

Содержание программы «В мире мягкой фантазии» согласуется с установками духовно-нравственного развития и воспитания детей, с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:            

  • ценность добра – направленность воспитанников на общечеловеческие ценности жизни, через сострадание и милосердие, как проявление высшей человеческой способности любви;  
  • ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через общения ребенка и искусством;
  • ценность семьи, как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной образовательной среды. Семья –  забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, любовь и верность, забота о продолжении рода;
  • ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
  • ценность личности саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство.

В основу данной образовательной программы «В мире мягкой фантазии» положены методические пособия Н.А. Денисовой «Пушистики и мохнатики», С.Г. Романовой «Кукольная мастерская».

Поэтому педагогической  целью является  создание таких условий для  

детей с ограниченными возможностями, где бы они чувствовали себя в    

безопасности, где бы могли раскрыться  творчески.

Цель данной программы «В мире мягкой фантазии»: создание условий для развития творческого потенциала (воображения, фантазии, творческой активности, мотивации к самовыражению) и адаптации в современном мире детей с ограниченными возможностями на основе освоения ими технологии изготовления мягкой игрушки.

Значение игрушки в творческом развитии и воспитании любого ребёнка общеизвестно. Игрушка – постоянный спутник детей. Для них она является одним из важнейших средств познания мира, приобщения к национальной культуре, собственного личностного развития. Искусство изготовления мягкой игрушки – древнейший вид народного художественного творчества. Этот процесс доставляет наслаждение, вызывает у ребёнка ряд положительных эмоций, способствует формированию совокупности универсальных учебных действий

Этот вид деятельности:

  • очень доступен, так как небольшие лоскутки материала и иголка с ниткой всегда под рукой;
  • познавателен, потому  что помогает разглядеть и узнать окружающий мир;
  • продуктивен, дает возможность быстро получить результат своего труда, мягкой игрушкой украсить интерьер, подарить ее близким, друзьям.

Сам процесс создания мягкой игрушки  не менее важен для любого ребенка, чем результат. Он и создаёт условия для  формирования способности обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, для развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Освоение техники изготовления мягкой игрушки детей с ограниченными возможностями начинается с формирования элементарных учебных умений и навыков через  разные виды аппликации.

Программа решает блок задач:

по развитию математических представлений:

  • дать понятие о величинах: длине, площади, периметре;
  • дать понятие о единицах измерения;
  • дать понятие: окружность, овал, прямоугольник, квадрат, шар,      
  • конус, цилиндр;
  • упражнять в количественном и порядковом счете;
  • укреплять знание пространственных направлений – вверху, внизу, слева, справа;
  • дать понятие о середине, центре, вершине, крае;
  • научить деление величины на части.

по сенсорному развитию:

  • развить цветовое восприятие;
  • понятие о холодных и теплых тонах;
  • научить различать ткань по составу, по свойствам;
  • научить определять изнаночную и лицевую сторону

  ткани.

по умственному развитию:

  • развивать абстрактное мышление;
  • обучить плоскостному моделированию;
  • обучить объемному моделированию.

по трудовому воспитанию:

  • научить детей владеть иголкой, шилом, ниткой, ножницами;
  • научить работе с лекалом, выкройкой;
  • научить технике кроя;
  • научить изготавливать простые виды мягкой игрушки, аппликации, мозаики.  

по физическому воспитанию:

  • развивать мускулатуру кистей рук, глазомер, остроту зрения,  
  • координацию движений рук.

по нравственному воспитанию:

  • воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

по эстетическому воспитанию:

  • познакомить с  художественной деятельностью - изготовление мягкой

игрушки;

  • развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие

друг друга;

  • привить умение использовать полученные знания на других видах    

   изобразительной и трудовой деятельности

речевой блок:

  • развивать активный и пассивный словарь детей;
  • развивать объяснительную и доказательную речь;
  • развивать умение строить диалог;
  • формировать умение общаться в коллективе.

Срок реализации программы рассчитан на 3 года обучения. Общая продолжительность обучения детей в объединении постоянного состава равна 216 часов, в том числе:

  • первый год обучения – 72 часа,
  • второй год обучения – 72 часа,
  • третий год обучения – 72 часа.

Программа имеет художественно - эстетическую направленность.

В связи с психологическими  и физиологическими возможностями, дети организуются в учебную группу постоянного состава, 2-3 человека или индивидуально в зависимости от запроса родителей.  Программа рассчитана на детей 7-14 лет, но может использоваться для обучения детей с ограниченными возможностями более старшего возраста, учитывая особенности заболевания.

Содержание данной программы соответствует возможностям детей,  и выполняемая деятельность не наносит вреда их здоровью. 

Занятия проводятся: 2 раза в неделю по 1 часу. Структура занятия включает в себя физминутки, которые выбираются с учетом индивидуальных и физиологических особенностей детей.

Практические занятия проводятся после изучения теоретической части изучаемой темы и правил техники безопасности. На этих занятиях происходит усвоение практических навыков по изготовлению игрушек, мозаики, аппликации.

В процессе занятий используются разнообразные методы занятий беседа, рассказ, практический метод, тренировочный, демонстрационный метод, консультации, игра, конкурсы, выставка и др.

На занятиях используются в основном   индивидуальные формы  работы, учитывая психологические и физиологические особенности детей с ограниченными возможностями.

Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач. В программе выделяется резервное время, которое используется для проведения выставок.

По  окончании  обучения, как правило, учащиеся  

знают:

  • терминологию ручных работ;
  • виды меха и ткани;
  • ручные швы, их назначение и применение;
  • виды аппликации;
  • виды игрушки;
  • технологию изготовления аппликации, разных видов игрушек, мозаики, работ в технике изонить, работ в технике скульптурный текстиль;
  • технику безопасности при работе;
  • основы цветоведения.

умеют:

  • изготавливать аппликацию, мозаику;
  • выполнять ручные швы;
  • производить крой деталей из бумаги и меха;
  • изготавливать разные виды игрушек;
  • изготавливать мозаику из меховых шариков;
  • декорировать изделия;
  • последовательно изготавливать игрушку.

владеют:

навыками изготовления изделия по образцу.

При подведении итогов реализации программы важна поддержка и одобрение любых творческих идей, поступающих от детей с ограниченными возможностями, закрепление любых, пусть даже минимальных успехов каждого ребенка, развитие собственной индивидуальности в условиях различных форм совместной деятельности.

В условиях творческого объединения « В мире мягкой фантазии» каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих возможностей, преодолевая внутренние трудности. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который, чувствуя, мысля, действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу своего «Я».

Формы подведения итогов:

  • выставка, персональная выставка;
  • участие  в выставках районных, областных выставках;
  • участие в фестивале для  детей с ограниченными возможностями « Встреча друзей»;
  • мастер класс для  начинающих детей (представление своего опыта, хоть и маленького, но  очень важного и значимого для самого ребенка);
  • собеседование, тесты, творческие задания.

Подведение итогов позволяет определить эффективность воспитания и обучения по программе, внести коррективы в образовательный процесс. Все формы подведения итогов помогают ребенку и их родителям с ограниченными возможностями увидеть результаты своего творческого труда.

Учебно-тематический план первого года обучения (72 часа)

для детей с ограниченными физическими возможностями

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

Раздел 1. Материаловедение (2часа)

1.1

Введение в образовательную программу

1

0,5

0,5

1.2

Материалы, инструменты. Техника безопасности

1

0,5

0,5

Всего часов по разделу:

2

1

1

Раздел 2. Аппликация (13часов)

2.1

Аппликация (понятие, виды, технология).  Правила кроя.

1

1

2.2

Плоская предметная аппликация из бумаги

2

0,5

1,5

2.3

Плоская бумажная аппликация из одинаковых деталей

2

0,5

1,5

2.4

Плоская сюжетная аппликация из бумаги

2

0,5

1,5

2.5

Плоская предметная аппликация из ткани

2

0,5

1,5

2.6

Аппликация из разных видов материалов

2

0,5

1,5

2.7

Аппликация на объемной поверхности

2

0,5

1,5

Всего часов по разделу:

13

4

9

Раздел 3. Ручные швы (8часов)

3.1

Виды ручных швов. Технология выполнения.

6

2

4

3.2

Соединение деталей из разных видов ткани

2

0.5

1.5

Всего часов по разделу:

8

2,5

5,5

Раздел 4.Плоские мягкие игрушки (12 часов)

4.1

Зайчик «Кузя»

6

2

4

4.2

Котенок «Ушастик»

6

2

4

Всего часов по разделу:

12

4

8

Раздел 5.Игрушки из меховых шариков (18 часа)

5.1

Гусеничка

6

1,5

4,5

5.2

Снеговик

6

1,5

4,5

5.3

Собачка

6

1,5

4,5

Всего:

18

4,5

13,5

Раздел 6. Мозаика из меховых шариков (19часов)

6.1

Введение

1

1

6.2

Плоская мозаика из меховых шариков

15

3

12

6.3

Творческая выставка

3

3

Всего часов по разделу:

19

4

15

Итого:

72

20

52

Содержание программы для детей с ограниченными физическими возможностями первого года обучения (72 часа)

Раздел 1. Материаловедение(2часа)

Вводное занятие. Знакомство с программой, ее целями, задачами. История развития народного творчества (общие сведения). Виды материалов, нитей, краткие сведения о производстве, назначении и применении разных видов материалов.  Инструменты необходимые для работы (ножницы, иглы, наперсток, кисточка для клея). Правила поведения на занятиях. Техника безопасности при работе. Организация рабочего места. Демонстрация детских работ.

Практические занятия

Определение видов ткани.  Определение видов меха, направление ворса. Работа в тетради (заполнение таблицы, работа с заданием). Изготовление игрушки из готовых деталей (меховые шарики, мелкие детали, фурнитура).

Раздел 2. Аппликация (13 часов)

Понятия – аппликация, выкройка, лекало, эскиз, фурнитура, декорирование. Виды и различия аппликации. История происхождения. Колорит, цветовое решение, стилизация, композиция. Знакомство с пространственными направлениями (вверху, внизу, слева, справа). Знакомство с инструкционной картой и правила работы по ней. Технология и последовательность изготовления аппликации. Знакомство с этапами кроя деталей.

Практическая работа

Отрабатывать умение работать в тетради.  Работа с цветовым кругом. Учиться правилам цветосочетания. Учиться рисовать эскиз (раскрашивание готового наброска в тетради). Отработка умения изготовления деталей аппликации. Отработка технологии  изготовления разных видов аппликации.

Отрабатывать умение работать по инструкционной карте. Отработка умения декорировать изделие.        

Раздел 3. Ручные швы (8 часов)

 Терминология ручных работ (стежок, шов, строчка). Организация рабочего места. Техника безопасности при работе. Виды ручных швов: шов «вперед иголку», шов «назад иголку», «петельный» шов, шов «строчка», шов «через край», « потайной» шов. Технология работы с иглой. Правила соединения разных видов тканей.  Использование разных ручных швов в работе.

Практические занятия

Отрабатывать приемы работы с иглой. Учиться различать ручные швы по образцу. Отработки  приемов  выполнения ручных стежков. Применять умение работать по технологическим картам. Учиться выполнять разные виды ручных швов.

Раздел 4. Плоские мягкие игрушки (12 часов)

Понятие «плоские мягкие игрушки». Технология изготовления. Подбор материалов, фурнитуры, вида ручных швов для работы.  Терминология ручных работ (выворачивание, набивание, набивочное отверстие, оформление). Понятия «зеркальные детали», «мягкое шарнирование».  Набивочные материалы и правила их применения.  Понятие   «прямоугольник».

Практические занятия

Отрабатывать этапы последовательного изготовления «плоской мягкой игрушки». Применить умение работать с эскизом в рабочей тетради. Применять навык  изготовления лекал. Отрабатывать умение кроить ткань и мех, определять направление ворса. Учиться кроить «зеркальные детали». Отрабатывать приемы выполнения ручных швов. Учиться выворачивать и  набивать изделие. Учиться зашивать набивочное отверстие. Учиться оформлять и декорировать изделие.

Раздел 5. Игрушки из меховых шариков(18 часов)

Понятие «игрушки из меховых шариков». Технология изготовления. Подбор материалов, фурнитуры. Понятия – круг, помпон, низание, пирамида, дополнительные детали, основа игрушки. Рисование эскиза. Раскрой по готовым лекалам. Подбор швов для работы. «Соединительный шов», «стягивание» технология выполнения.

Практические занятия

Учиться рисовать эскиз по индивидуальному замыслу. Применить знание цветосочетания. Применять навык  изготовления лекал.  Отрабатывать приемы кроя  меховых деталей. Учиться вырезать круглые детали из меха. Учиться изготавливать меховые шарики «помпоны». Отработка приема  «редкий шов через край». Учиться  соединять детали изделия. Применить умение декорировать игрушку.

Раздел 6. Мозаика из меховых шариков (18 часов)

Понятие – мозаика из меховых помпонов. Отличие от аппликации. История происхождения. Применение. Необходимый материал и инструменты.  Техника безопасности при изготовлении мозаики. Демонстрация детских работ. Технология изготовления меховой мозаики. Эскиз мозаики (стилизация, композиция, колорит). Расчет количества необходимых помпонов каждого цвета.  Понятие «рабочая поверхность». Правила переноса  контуров эскиза на рабочую поверхность.

Практические занятия

Учиться,  последовательно, выполнять плоскую мозаику из меховых помпонов. Учиться рисовать эскиз для мозаики по собственному замыслу.   Применить знание законов цветосочетания и построения композиции. Применить навык кроя круглых деталей и умение изготавливать помпоны. Учиться переносить контуры эскиза на рабочую поверхность мозаики. Учиться наклеивать  меховые помпоны на рабочую поверхность до полного ее заполнения. Применить умение декорировать мозаику.

Учебно-тематический план второго года обучения (72 часа)

для детей с ограниченными физическими  возможностями

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

                                  Раздел 1. Материаловедение (4 часа)

1.1

Введение

1

1

1.2

Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе.

1

0,5

0,5

1.3

Ручные швы. Технология выполнения.

1

0,5

0,5

1.4

Сшивание разных видов материалов.

1

0,5

0,5

Итого часов по разделу

4

2,5

1,5

Раздел 2. Применение ручных швов (9 часов)

2.1

Игольница « Грибок»

2

0,5

1,5

2.2

Футляр для ножниц «Жираф»

3

1

2

2.3

Брелок «Зайчик»

4

1

3

Итого часов по разделу

9

2,5

6,5

Раздел3. Изонить (18 часов)

3.1

Введение

1

1

3.2

Узоры из углов «Одуванчик»

6

1,5

4,5

3.3

Узоры в круге «Бабочка»

6

1,5

4,5

3.4

Узор паутинка «Цыпленок»

5

1

4

Итого часов по разделу

18

5

13

Раздел 4. Игрушки-столбики (22 часа)

4.1

Изготовление игрушки «Зайчик»

6

1,5

4,5

4.2

Изготовление игрушки «Лисенок»

6

1,5

4,5

4.3

Изготовление игрушки «Светофорчик»

4

1

3

4.4

Изготовление игрушки «Грибок»

6

1,5

4,5

Итого часов  по разделу

22

5,5

16,5

Раздел5. Игрушки-шарики (19 часа)

5.1

Изготовление игрушки «Котенок»

8

2

6

5.2

Изготовление игрушки «Ангелочек»

8

2

6

5.3

Оформление творческой выставки

1

0,5

0,5

5.4

Творческая выставка

1

1

5.5

Защита творческих работ

     1

     0,5

     0,5

Итого часов по разделу

     19

     5

     14

Всего часов

     72

     20,5

     51,5

Содержание программы для детей с ограниченными физическими возможностями второго года обучения (72 часа)

Раздел 1. Материаловедение (4 часа)

Вводное занятие. Знакомство с программой, ее целями, задачами. Правила поведения на занятиях. Организация рабочего места. Демонстрация детских работ. Тест  «Терминология ручных работ». Мех, ткани, виды ниток, назначение и применение, сочетание разных видов материалов. Инструменты необходимые для работы (ножницы, иглы, наперсток). Правила соединения разных видов тканей. Виды ручных швов: шов «вперед иголку», «петельный» шов, шов «строчка», шов «через край», «потайной» шов. Техника безопасности при работе.

Практические занятия

Подбор тканей, нитей, игл. Технология работы с иглой: длинна нити, принцип введения в иглу, завязывание узелка. Определение видов меха, направление ворса. Отработка приемов разрезания меха. Отработка умения накладывать лекало на ткань. Отработка приема выполнения ручных швов (шов «вперед иголку», шов «через край», «потайной» шов, шов «строчка», «петельный» шов).

Раздел 2. Применение ручных швов  (9 часов)

Зарисовка эскиза изделия. Подбор тканей по цвету и виду, фурнитуры Экономное расходование материала. Изготовление лекал. Раскрой ткани (технология кроя «зеркальных деталей»). Инструменты и материалы для декорирования (вязальный крючок, тюрючек из под ниток, пряжа для вязания).

Практические занятия

Отработка умения вырезать детали кроя. Отработка этапов последовательного изготовления  изделия. Отработка ручных швов. Декоративное оформление изделия.

Раздел 3.  Изонить (18 часов)

Понятие – изонить. История происхождения. Виды рисунков изонити (узоры из углов, паутина, упорядоченные узоры), их различие, технология выполнения. Применение. Необходимые материалы и инструменты. Техника безопасности при выполнении работы. Колорит, цветовое решение, стилизация, композиция. Эскиз для изонити.

Практические занятия

Учиться выполнять узоры в технике изонить. Отрабатывать последовательность выполнения рисунка. Применить умения декорировать изделие.

Раздел 4. Игрушки-столбики (22 часа)

Понятие игрушки - столбики. Виды игрушек – столбиков. Технология изготовления. Эскиз игрушки с разными геометрическими формами в основе игрушки (треугольник, прямоугольник, круг, полусфера, конус). Подбор ткани, фурнитуры, видов швов для работы. Раскрой по готовому лекалу.

Практические занятия

Отработка последовательного изготовления игрушки – столбик, Применить умение вырезать меховые детали. Отработка соединения деталей из меха и разных видов материалов. Отрабатывать умение применять для набивки разные набивочные материалы, каркасы. Применить умение оформлять и декорировать изделие. Учиться  изготавливать и наклеивать глазки из цветной ткани.

Раздел 5. Игрушки-шарики (19 часов)

Понятие игрушки = шарики. Технология последовательного изготовления. Зарисовка эскиза игрушки (в основе круг). Подбор материалов, фурнитуры, выбор ручных швов для работы. Изготовление выкроек и лекал по шаблону. Раскрой ткани. Определение «втачные детали». Подведение итогов работы за год. Выставка. Презентация.

Практические занятия

Отработка приема последовательного изготовления мягкой игрушки – шарик, в основе шар. Отрабатывать умение сшивать детали с выточками. Учиться втачивать мелкие детали в боковые швы (передние лапки). Отрабатывать навык набивать изделие и зашивать набивочное отверстие. Отрабатывать умение соединять детали игрушки по круглому контуру (задние лапки, ушки, мордочка). Декоративное оформление (самостоятельно).

Отрабатывать умение оформлять творческую выставку. Учиться оценивать качество творческих работ. Учиться презентовать свои творческие работы.

Учебно-тематический план третьего года обучения (72 часа)

детей с ограниченными физическими  возможностями

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

Раздел 1. Материаловедение (4 часа)

1.1

Введение

     1

     1

1.2

Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе.

     1

     0,5

     0,5

1.3

Ручные швы. Технология выполнения.

     1

     0,5

     0,5

1.4

Сшивание разных видов материалов.

     1

     0,5

     0,5

Итого по разделу

     4

     2,5

     1,5

Раздел 2. Куклы (18 часов)

2.1

Введение. История куклы. Куклы народов мира.

     1

     1

     

2.2

Материалы и инструменты. Правила кроя.

     1

     0.5

     0.5

2.3

Бесшовные куклы.

     6

     1,5

     4,5

2.4

Кукла - мешочек.

     5

     1,5

     3,5

2.5

Рисовая кукла.

     5

     1,5

     3,5

Итого по разделу

     18

     5

     13

Раздел 3. Игрушки в чулочной технике.

Скульптурный текстиль (28 часа)

3.1

Изготовление игрушки «Гусеничка»

     4

     1

     3

3.2

Изготовление игрушки «Грибок»

     8

     3

     5

3.3

Изготовление игрушки «Пупс Эльфик»

     8

     3

     5

3.4

Изготовление игрушки «Котенок»

     8

     3

     5

Итого по разделу

     28

     10

     18

Раздел 4. Объемные игрушки (22 часа)

4.1

Изготовление игрушки «Ежик»

     8

     2

     6

4.2

Изготовление игрушки «Обезьянка»

     8

     2

     6

4.3

Оформление творческой выставки

     1

     0,5

     0,5

4.4

Творческая выставка

     1

     1

4.5

Защита творческих работ

     1

     0,5

     0,5

Итого по разделу

     19

     5

     14

Всего часов

     72

     20,5

     51,5

               

Содержание программы для детей с ограниченными физическими возможностями третьего года обучения (72 часа)

Раздел 1. Материаловедение (4 часа)

Вводное занятие. Знакомство с программой, ее целями, задачами. Правила поведения на занятиях, техника безопасности. Организация рабочего места. Демонстрация детских работ. Тест. Материалы и инструменты используемые в работе, назначение и применение. Правила работы с мехом. Терминология ручных работ (выкройка, лекало, деталь, стежок, шов, строчка, выворачивание, набивка, оформление, декорирование). Виды ручных швов: «вперед иголку», «петельный», «строчка», «через край», «потайной», «строчка».

Практические занятия

Подбор тканей, нитей, игл. Технология работы с иглой: длинна нити, принцип введения в иглу, завязывание узелка. Определение видов меха, направление ворса. Отработка приемов разрезания меха. Отработка швов применяемых для сшивания разных видов тканей

Раздел 2. Куклы (18 часов)

Понятие – тряпичная кукла. История развития кукол. Виды кукол. Куклы разных народов. Материалы необходимые для работы, их свойства, применение. Технология последовательного изготовления разных видов кукол. Зарисовка эскиза.

Практические занятия

Отработка приемов изготовления кукол. Учиться стягивать  основу изделия, создавая форму. Отрабатывать приемы мягкого шарнирования. Отрабатывать приемы набивки разными материалами. Декоративное оформление. Отработка наклеивания элементов декора.

Раздел 3.Игрушки в чулочной технике. Скульптурный текстиль (28 часов)

Понятия игрушки в чулочной техники и скульптурный текстиль. Технология изготовления. Эскиз игрушки. Подбор материалов (нейлоновый чулок, синтепон) и фурнитуры (бусы, ленты). Раскрой по готовым лекалам. Раскрой деталей одежды.

Практические занятия (3 часа)

Отрабатывать приемы изготовления игрушки в чулочной технике. Учиться резать нейлоновый материал. Учиться изготавливать, основу применяя,  технику стягивания. Учиться набивать основу синтепоном, деля ее на зоны стягивания. Учиться изготавливать одежду для игрушки. Оформление головы (учиться технологии утяжки). Декорирование.

Раздел 4. Объемные игрушки  (22 часа)

Понятие – объемные мягкие игрушки. Виды объемных игрушек. Технология изготовления объемных игрушек. Эскиз игрушки. Подбор материала, цветовой гаммы. Изготовление выкроек и лекал. Раскрой ткани.

Практические занятия

Отрабатывать умение изготавливать объемные игрушки. Отрабатывать приемы сшивания длинноворсового меха. Учиться соединять детали игрушки. Применить технологию утяжки для придания выразительности игрушке. Оформление. Декор.

Отрабатывать умение оформлять творческую выставку. Учиться оценивать качество творческих работ. Учиться презентовать свои творческие работы.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

« В мире мягкой фантазии»

В связи с тем, что проблема детей с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям,  поэтому в процессе занятий используются соответствующие пути и методы работы с такой категорией детей. На занятиях ребенку  с ограниченными возможностями предоставляется  возможность почувствовать уверенность в себе, в общении со сверстниками и взрослыми, достичь определенного общественного положения и признания.

Занятия по изготовлению мягкой игрушки уникальны по своим возможностям. Они объединяют в себя знания из таких предметов школьной программы – как математика, русский язык, геометрия, природоведение, изобразительное искусство. Именно такие занятия дают возможность развития познавательной сферы и развития творческого потенциала каждого ребенка.

Занятия с детьми ограниченных возможностей строятся в три этапа:

Подготовительный этап (в зависимости от темы занятия подбираются задания и упражнения).

Цель этого этапа: поддержка и стимулирование ребенка на работу.

Задачи:

  • определить реальный уровень знаний, умений детей;
  • построить учебное занятие с учетом роста информационного пространства;
  • стимулировать познавательный интерес детей – инвалидов как условия дальнейшего развития творческих способностей;
  • ориентировать детей на формирование собственного стиля художественно – творческой деятельности.

Упражнения и задания подбираются:

  • на развитие воображения («Кто в домике живет?», «Кляксография», «Угадай кто?» и т.д.),
  • на развитие глазомера и цветовосприятия («Дорисуй картинку», «Раскрась» и т.д.),
  •  на развитие внимания («Что перепутал художник?», «Найди пять отличий» и т.д.),
  • на развитие мышления («Отгадай кроссворд» и т.д.).

Основной этап.

Цель этого этапа занятия: обеспечение личностного включения каждого ребенка в процессе творчества и организация выполнения творческой работы занятия.

Задачи:

  • развивать способность у ребенка самостоятельно мыслить, принимать творческие решения;
  • привлекать детей к совместной работе, к сотворчеству;
  • знакомить с основными элементами художественного творчества.

На данном этапе выполняются задания, неотъемлемой частью которых является не только художественное, но и эстетическое воспитание. Они знакомят детей с разными видами и формами творческой деятельности. Сюда включены:

1.Аппликация.  Это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Если учесть, что у детей с ограниченными возможностями часто наблюдается нарушение моторики рук, то упражнения по вырезанию и наклеиванию деталей, требующие точности движений, внимательности и, способствуют развитию глазомера, мелкой мускулатуры рук, координации. В дальнейшем навыки, полученные при выполнении аппликаций, пригодятся при изготовлении игрушек.

2.Простые виды игрушек (игрушки из меховых шариков, плоские мягкие игрушки).

3.Мозаика. Мозаика один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Особенность предлагаемой мозаики в том, что она выкладывается из меховых помпонов. Техника выполнения мозаики скрывает в себе большие обучающие и воспитывающие возможности. Дети, занимаясь мозаикой, в процессе творческой деятельности учатся анализировать явления и предметы окружающего мира. Выполнение мозаики развивает глазомер, воображение, произвольное внимание, зрительную память, чувство формы, цвета, восприятие пространственных представлений. Формируется любовь к прекрасному,  точность, аккуратность, формируется терпение, усидчивость.  Творческий этап - закрепление. 

Цель этого этапа – подведение итогов занятия.

Задачи:

  • получить положительную самооценку детей;
  • осознать и поверить в свои возможности.

Этап является подведением итогов работы. Включает в себя: сочинение сказок, рассказов, оформление мини выставок, защита своей работы..

Программа «В мире мягкой фантазии» выстроена с учетом постоянного усложнения материала от простого к сложному, отвечающая требованиям:

  • разнообразны по своим формам (устные задания, изучение свойств материалов, тесты, творческие задания и др.);
  • доступны для выполнения с обязательным содержанием новых знаний и умений, которые осваиваются детьми в ходе работы. Но при этом нельзя забывать, что получение новых знаний за одно занятие должно быть ограниченно (не более двух новых практических умений) иначе не качественное освоение учебного  материала повлияет на конечный результат творчества (изделия) и не принесет ребенку удовлетворения от проделанной работы;

Последовательность заданий предлагаемых детям помогает на начальных этапах определить уровень подготовленности и возможностей детей, а в дальнейшем развивать и совершенствовать уже имеющиеся и вновь приобретенные знания, умения, навыки.

Все предлагаемые задания подобранны по степени усложнения технологии их изготовления и представлены в виде пооперационных схем,  изображений необходимых для работы материалов и инструментов, эскизов - раскрасок, переводных выкроек, сжатых текстовых сопровождений работы, (дети не могут воспринимать большой объем информации), иллюстрации готовых изделий.

Постепенно по мере освоения последовательности выполнения технологических операций дети учатся применять знания, умения, навыки в творческих работах. Такие задания становятся средством для расширения спектра творческих задач, развития творческих способностей обучающихся, основным средством освоений разных видов декоративно-прикладного искусства. IMG_3635

Методы организации занятия:

  • репродуктивный;
  • словесные методы обучения: объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация, чтение и т.д.;
  • методы практической работы;
  • работа с журналами, книгами;
  • метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка; рисунки, эскиз
  • проектно- конструкторские методы: моделирование, создание творческих работ, создание произведений декоративно-прикладного искусства;
  • метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т.д.: игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие,
  • наглядный метод обучения;
  • использование на занятиях: средств искусства; активные формы познавательной деятельности; психологических и социологических методов и приемов;
  • мастер классы.  

Дополнительное образование детей призвано создавать условия для того, чтобы каждый ребенок, особенно ребенок-инвалид, мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные возможности и особенности, свои творческие интересы и потребности.

Так как дополнительное образование является системой передачи культурных ценностей молодому поколению, то целью преподавания предметов декоративно-прикладного творчества является формирование эстетической культуры детей, приобщение к национальным ценностям через собственное творчество детей.                                                                

Дидактический материал, используемый на занятиях:

  • Карточки задания, творческие тетради.
  • Иллюстрации   журналов, книг для просмотра игрушек, изделий.
  • Готовые игрушки.
  • Таблица  «Условные обозначения».
  • Инструкционные карты  для занятий:

- виды ткани;

-  виды меха;

-  техника безопасности на занятиях;

-  работа с иглой;

-  технология выполнения шва «вперед иголка»;

-  технология выполнения шва «назад иголка»;

-  технология выполнения  «петельного» шва;

-  технология выполнения шва «через край»;

-  технология выполнения шва «строчка»;

-  аппликация из одинаковых деталей.

Литература

  1. Белова, Н. Р. Мягкая игрушка  [Текст]  /Н.Р. Белова, Т. Кононович.- М.: Рипол Классик, СПБ.: Валерии СПД, 2010.- 336 с.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2011.- 409 с.
  3. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Искусство, 2013. -382 с.
  4. Всеобщая декларация прав человека. Принята и првозглашена Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. [Текст] // Наша жизнь. – 2010. № 11.- 50 с.
  5. Денисенко, Н. Пушистики и мохнатики [Текст]: шьем сами / Н. Денисенко.- М.: Айрис-пресс, 2012.-160 с.
  6. Егорова, Т. С. По системе эстетического воспитания в начальной школе [Текст] / Т.С. Егорова // Начальная, 2014.-№ 2-с.8-13.
  7. Мелик-Пашаев, А. А., Новлянская, З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие в семье [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, - М.: Редакция журнала « Искусство в школе», 2010.-144с.
  8.  Ренчитская, Е. Г., Сошмна, Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учебно-методическое пособие  [Текст] / Е. Г. Ренчитская, Е.Г., Е. А. Сошмна, - М.:  Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2011.-128 с.
  9.  Солодова, Г. Г., Климова, Н. А. Эстетическое развитие в воспитательно-образовательном процессе школы. Учебное пособие по курсу « Общая и возрастная педагогика». Часть 8[Текст] / Г. Г.,  Солодова, Н.А Климова. – Кемерово:  Кузбассвузиздат, 2013. -107 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа"Мягкая игрушка"

Дополнительная общеобразовательная программа "Мягкая игрушка" расчитана на два года обучения....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «МЯГКАЯ ИГРУШКА»

Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка. Содействуя развитию воображения и фантазии, они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, внося...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии", художественно - эстетической направленности. Расчитена на 3 года обучения. Предназначена для учащихся 7 - 14 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире животных»

Создание в учреждениях дополнительного  образования специальных программ, формирование эколого-ориентированного  сознания у детей среднего школьного возраста  целесообразно и актуально ...