Урок русского языка в 7 классе "Лингвоконцептуальный анализ слова" (в рамках проведения технологии "День единого текста")
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок русского языка в 7 классе "Лингвоконцептуальный анализ слова" (в рамках проведения технологии "День единого текста")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему «Лингвоконцептуальный анализ слова пластинка»
(в рамках проведения технологии «День единого текста»)
Цели урока:
1) совершенствовать лингвистическую компетенцию (в том числе лексикографическую компетенцию):
- развивать устную речь;
- совершенствовать умение анализировать текст;
- совершенствовать умение работать с толковым, словообразовательным, этимологическим словарем, словарем синонимов, фразеологическим словарем, словарем ассоциаций;
2) осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского родного языка;
3) анализировать языковые явления, находить одну единицу информации в тексте, интерпретировать информацию, строить устный монологический ответ, аргументированно доказывать свою точку зрения;
Ход урока
- Вступительная беседа.
- Перед вами две иллюстрации фотографий. Между ними история длиною больше века. Но есть что-то, что их объединяет. Можете ли вы сказать, что является звеном в этой цепи времени?
- Да, действительно, на первой иллюстрации мы видим граммофон 19 века, на котором, возможно, проигрывается пластинка, а на второй мы видим диджея, который в 21 веке использует такую же пластинку для воспроизведения музыки.
- Сохранились ли у кого-нибудь из вас дома или дома у дедушек с бабушками пластинки?
- А почему, по-вашему, люди хранят предметы старины, не расстаются с ними? Поможет ответить вам на этот вопрос видеоролик.
(Это память об их молодости, детстве, символ их молодости, воспоминания, дорогие сердцу мгновения …).
- Действительно, это наша история, прошлое. А прошлое, как известно, мы обязаны сохранить в памяти. Ибо без прошлого нет будущего. И не забывать историю своей страны, своей семьи нам помогают символы времени, к которым можно отнести и пластинку.
II. Работа со словарями и составление кластера.
- Сегодня у нас необычный урок - лингвоконцептуальный анализ слова «пластинка».
- Вспомним этапы работы над концептом:
1. Ассоциативное поле.
2. Словесный портрет:
А) значение слова
Б) этимология
В) синонимы, антонимы
3. Использование слова в народном творчестве
4. Портрет слова в литературе
5. Собственный текст
- Работать над тем или иным этапом вы будете в группах. У каждой группы есть свой электронный маршрутный лист. Следуя этому маршрутному листу, мы совместно составим кластер «Смысловые поля концепта "Пластинка».
Маршрутный лист группы 1. ( https://slooovo.ru/пластинка/значения)
- Установите лексическое значение слова «пластинка» по Словарям Д.Н. Ушакова, С. И. Ожегова и Т.Ф. Ефремовой.
- Сравните данные словарные статьи и сформулируйте собственное определение концепту «пластинка».
(Это диск со звуковой записью)
Маршрутный лист группы 2.
- Объясните этимологию концепта «пластинка» (https://gufo.me/dict/krylov/пласт)
(Общеславянское слово, восходящее к той же основе (но с изменением корневой гласной), что и плоский).
Маршрутный лист группы 3. Синонимы к слову ПЛАСТИНКА (slooovo.ru)
- Используя словарь синонимов, подберите соответствующие концепту «пластинка»
(диск, кассета, грампластинка)
Маршрутный лист группы 4. https://slooovo.ru/пластинка/значения
- Используя фразеологический словарь, проанализируйте использование концепта «пластинка»
(Переменить пластинку -сменить тему разговора, беседы).
Маршрутный лист группы 5. http://www.slovesa.ru
- Используя словарь ассоциаций, составьте ассоциативное поле концепта «пластинка»
(ВРАЩЕНИЕ, КРУГ, СКОРОСТЬ, ЗАПИСЬ)
- Итак, мы получили смысловое поле концепта «пластинка». Чтобы словесный портрет концепта стал ещё более полным, понаблюдаем, как слово работает, живет в тексте.
III. Работа с текстом «История грампластинки».
- Перед вами лежат листы с текстами. Но прежде, чем мы познакомимся с его содержанием, предположите, какие из представленных утверждений являются истинными, а какие ложными.
- Первые пластинки появились в Японии в 19 веке. (-).
- В России первую фабрику по производству пластинок открыл немецкий предприниматель. (+).
- В СССР были запрещены пластинки с записями иностранных певцов. (+).
- Легко ли вам было определить, истинное это или ложное утверждений? Почему? Что нужно сделать, чтобы получить недостающей информации?
- Прочитаем текст «История грампластинки». Что отражено в названии текста: тема или основная мысль?
- В каких источниках можно найти эту информацию?
- Вернитесь к утверждениям, ответьте еще раз. Сколько у нас получилось несовпадений?
- Проверим, насколько внимательны вы были во время прочтения текста.
- Что нового узнали из текста? Постройте предложения по схеме: «Я узнал, что…».
- О чем говорится в первом абзаце? Подчеркните ключевые слова концепта «Пластинка». Во втором? В третьем? В четвертом? В пятом? В шестом? В седьмом?
- Какова основная мысль? (Пластинки прошли длительный путь развития).
- В каком из абзацев содержится информации об отношении автора к проблеме?
- Вспомните иллюстрации, с которых мы начали урок. Можно ли сказать, что основная мысль текста соотносится с ними?
- Завершающим этапом работы над концептом является составление собственного текста. Напишите синквейн по теме «Пластинка».
Пример:
- Пластинка
- Виниловая, долгоиграющая (граммофонная, заезженная, круглая, гибка, черная…)
- Вертится, звучит, воспроизводит
- Пластинки применяются в современной жизни.
- Запись.
Д\З – сочинение- рассуждение «Почему важно помнить прошлое?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Русского Языка 8-9класс. Анализ текста
Комлексный анализ текста в 8-9классе. Для материала взят отрывок из повести "Слепой музыкант" В.Г.Короленко...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/19/picture-242250-1368929495.jpg)
Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену.
Методическая статья на тему: Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-286565-1377716631.jpg)
План-конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту К.Г. Паустовского "Язык и природа"
Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно...
Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"
Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/19/picture-783578-1461069106.jpg)
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/27/picture-901144-1643279107.jpg)
Урок русского языка по теме "Анализ текста А.Дементьева "Лебединая верность"
Технологическая карта урока по ФГОС. Анализ текста Андрея Дементьева "Лебединая верность" может проводиться в среднем звене....
Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке
Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...