План-конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту К.Г. Паустовского "Язык и природа"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно воспринимать предложенный для анализа текст.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 11 классе (Дальниченко Р.Н., учитель русского языка и литературы, МОУ «Днестровская СШ№1»,Приднестровье,Молдова)
Тема. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту К.Г. Паустовского
«Язык и природа».
Цель: подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.
Задачи : совершенствование умения правильно воспринимать и анализировать исходный текст и создавать на его основе собственное высказывание, соблюдая все основные требования к выполнению задания части С-1 ЕГЭ по русскому языку; развитие коммуникативной культуры учащихся; воспитание чувства ответственности за результаты своего труда.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: распечатки с исходным текстом, индивидуальные папки учащихся с материалами (критерии оценивания части С-1, подробная инструкция по написанию сочинения-рассуждения, речевые клише), портрет К.Г. Паустовского, презентация с изображением природы средней полосы России.
Ход урока.
I.Слово учителя (на фоне презентации) «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара .Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Туруску- на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу»,- пишет признанный певец российской природы К. Г. Паустовский. Эти строки покоряют своей искренностью. Природа для писателя –источник всего, ключ к пониманию человеческой души, национальной культуры, языка. Надеюсь ,сегодняшняя работа с текстом поможет прочувствовать авторское ощущение родной природы.
II. Содержательно-языковой анализ исходного текста.
1.Чтение текста учителем (см. Приложение 1)
2.Беседа по вопросам.( По ходу беседы учащиеся делают опорные записи в тетрадях).
-Назовите общую формулу, которую важно использовать при работе над текстом? (Восприятие-понимание - создание) -О чём идёт речь в тексте? ( О счастливом времени «открытий» в жизни русского писателя К.Г. Паустовского)
-Что хотел сказать автор? Какие мысли и чувства он хотел передать? ( Передать мысль о значимости общения человека с природой для полного овладения русским языком. Передать чувство восхищения русской природой, родным языком).
-Какие суждения автора представляются наиболее значимыми? (Когда встречаешься вплотную с явлением природы, слово становится образным).
-Каково ваше личное впечатление от прочитанного? Что особенно удивило, привлекло, поразило в тексте? ( Покоряет авторское ощущение родной природы и языка, увиденная автором параллель между ними).
3. Определение стиля и типа речи исходного текста.
-Каков стиль данного текста? Для чего нам это важно определить? ( На ЕГЭ нам предлагаются различные по форме и по содержанию типы текстов. Они требуют различного подхода к анализу и написанию на их основе сочинения)
Самостоятельная работа. Охарактеризуйте стилевую принадлежность текста по плану:
1.функции
2.стилевые особенности
3.основные языковые средства
(Текст ориентирован на возникновение у нас эстетического переживания. Выбранный автором стиль помогает нам пережить вместе с автором неповторимые чувства и ощущение счастливого времени открытий; характерные особенности: художественная образность, эмоциональная насыщенность; изображая природные явления, автор использует интересные олицетворения «закат золотит девичьи глаза», «туман курится над омутами», «цветок, что кивает головой из-под куста лещины», в создании художественного образа лета участвуют ряды однородных членов(предложение 4) и др.)
(Типологически текст является описанием с элементами рассуждения.)
-Почему описание лета в лесистой и луговой стороне Средней России обрамляет рассуждения автора? ( Чтобы не только создать наглядные образы, но и показать эмоциональное отношение автора к теме текста).
III.Формулируем проблему текста. –Что такое проблема текста? (Это сложный вопрос, требующий разрешения, исследования) Напомним композицию сочинения:
1Проблема
2Комментарий
3Позиция автора
4Моя позиция
51-ый аргумент+пример
62-ой аргумент+пример
7Заключение
-Перед нами текст художественного стиля. Воспользуйтесь справочными материалами из индивидуальных папок и предложите способ нахождения проблемы.(Можно оттолкнуться от позиции автора. Перечитываем первый абзац (авторский тезис),задаём вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Получаем проблему текста: Что необходимо человеку для полного овладения русским языком? Может ли общение с природой помочь сохранить чувство языка? Именно об этом размышляет К.Г. Паустовский-величайший мастер слова.
Работа в парах(одному учащемуся предлагается написать другой вариант вступления, а второму оценить ответ согласно К-1 )
IV.Комментарий к сформулированной проблеме.-Что такое комментарий?(Пояснительные замечания по поводу проблемы текста)
-Какой вид комментария целесообразнее применить к данному тексту? (Текстуальный, по- скольку согласно К-2 комментарий без опоры на текст получает о баллов) Памятка(ответив на эти вопросы, вы получите комментарий).Выполняем коллективно (устно).
1.Что побудило автора обратиться к данной проблеме? 2.Какие впечатления, наблюдения автора значимы? 3.Какие примеры приводит автор размышляя над поднятой проблемой?
Внимание! В комментарии не должно быть пересказа. Комментируем только сформулированную проблему.
V.Авторская позиция.
Позиция автора определена нами (см. пункт III)Можно воспользоваться алгоритмом для её нахождения
Проблема Авторская позиция (Вопрос) (Ответ) |
Выполним задание А-29
Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1)Чтобы не потерять чувство языка и хорошо овладеть родным языком, нужно общение не только с людьми, но и с природой.
2)У каждого человека случается своё счастливое время открытий.
3)Лесистая и луговая сторона Средней России-лучшее место для открытий.
4.Когда за каждым словом стоит реальный образ, тогда иначе чувствуешь и говоришь.
VI.Домашнее задание. Собрать рабочие материалы к оставшимся пунктам сочинения. Написать сочинение- рассуждение, обратив особое внимание на логичность и последовательность изложения ,исключение возможных фактических ошибок, речевых недочетов .
VI.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Закончить сегодняшний урок хочется словами Пауло Коэльо: «Если ты способен видеть прекрасное, то только потому , что носишь прекрасное внутри себя…» Паустовский обладал этим великим даром. Стоит и нам поучиться этому. Что было важным для вас на уроке?
Использованная литература: исходный текст взят из учебного пособия под редакцией профессора Н.Г. Гольцовой «Единый государственный экзамен», Москва «Русское слово» 2008, стр.216
Сочинение ученицы 11 Б класса Якушевой Алины, написанное по следам данного урока.
Сочинение-рассуждение по тексту К.Г. Паустовского «Язык и природа».
Жизнь народа, быт находит отражение в его языке. Климат, природа-всё не только формирует уклад жизни народа, но и оказывает влияние на его язык. Русский народ, издавна живущий на русской равнине с её неоглядными тихими, медленно текущими реками, создал, по мнению В.В. Гладышева, такой же «плавный просторный, с обилием гласных мелодичный язык».
К.Г. Паустовский, автор предложенного текста, считает, что нужно общение не только с людьми, но и с природой, чтобы не потерять чувство языка и хорошо овладеть родным языком. Писатель утверждает, что нужно внимательно всматриваться в русскую природу, чтобы овладеть русским языком. Только пребывание на природе помогло ему в давно знакомых словах открыть что-то новое, ведь в каждом таком слове заложена бездна живых образов. К.Г. Паустовский подчёркивает, что нужно не произносить слова машинально , а вдумываться в их содержание.
Меня заинтересовали мысли автора. Писатель заставил меня задуматься о значении некоторых слов. Язык и природа. Ни в каком другом языке они не связаны друг с другом так прочно , как в русском. Видимо, поэтому природа отражает красоту языка: насколько красива природа России с ее лесами, реками, полями, настолько же красив и русский язык.
О богатстве, красоте русского языка много пишет В.В. Гладышев. В своем труде «Этруски- это русские» он утверждает, что русский язык- один из самых древних языков, только в нем сохранились корни индо- европейского языка. Исследователь дает интересную этимологию многим словам, например: Россия, Москва и др . О происхождении некоторых слов рассуждает Таргитай ,герой одного из романов Юрия Никитина: «От Рода, бога богов, и наша жизнь на свете стала при Роде. При-Роде, от Рода род –ня, род-ичи, род-ить, род-ина, Рож-ать, у-рож-ай, род-ни-ки, а отродье-это совсем другое…»
Я очень благодарна К.Г. Паустовскому за то, что он заставил меня задуматься над происхождением давно знакомых мне слов. Я с огромным интересом перечитала статьи этимологического словаря. Как же я была поражена, узнав, что зелено вино из сказок на самом деле не было зеленого цвета. Оно просто настоено на травах, зелье. От мамы я слышала два названия метели : заметь и заверть. Я никак не могла понять ,почему обычную метель называют так по- разному. Я несколько раз произнесла эти слова, вслушалась в них , и слова открыли мне свое содержание. Заметь-это низовая метель , а заверть-верховая.
Русский удивительный язык . В слова нужно вслушиваться и всматриваться, только тогда они откроют что- то тайное, сокровенное. Каждое слово может подарить новое, удивительное открытие .
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины. (2) Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. (3) Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.
- Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.
- В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, по далекими и непережитыми. (6) Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. (7) А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.
- (8) Какие же это слова? (9) Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. (10) Легче всего, пожалуй, с «дождевых». Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).
- Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные or признаков других дождей.
- Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. (14) Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.
(К.Г. Паустовский. Язык и природа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».
Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...
Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"
Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...
Схема сочинения-рассуждения на основе исходного текста (часть С, ЕГЭ)
Подробная схема сочинения, с опорными языковыми конструкциями...
Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе»
Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» ...
План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")
Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...
Урок русского языка. Сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста
Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку....
Конспект урока русского языка "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ОГЭ 15.3)
Подробный конспект урока с дополнительными материалами и презентацией. Тема сочинения: "Что такое материнская любовь?"...