Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shchegoleva_t.s.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Основные способы образования слов в русском языке
Цели и задачи учебного задания:
- изучить основные способы образования слов в русском языке;
- формировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав;
- формировать орфоэпические и орфографические навыки;
- формировать умение определять часть речи, группировать слова по общему признаку;
- формировать умение обобщать и делать выводы;
- воспитывать интерес к предмету средствами русского языка, умение оценивать свою деятельность.
Тип урока: урок усвоения нового материала с использованием ИКТ ресурсов.
Формы учебной деятельности: фронтальная, работа с учебником, индивидуальная работа, исследовательская работа.
Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный
Оборудование:
- мультимедийный проектор, компьютер, экран;
- опорный конспект урока;
- обучающая презентация;
- карточки с заданиями.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Первичное закрепление материала.
- Формирование умений и навыков.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Урок русского языка сегодня буду вести я. Меня зовут Татьяна Сергеевна, а с вами я познакомлюсь в течение урока.
Сегодня я утром подошла к окну и увидела красивый рассвет.
- Что такое рассвет? (ответы учащихся)
( слайд 1)
- Это красивое природное явление, а как вы думаете, почему это слово меня заинтересовало еще и с точки зрения русского языка?(ответы учащихся)
(слайд 2)
РАССВЕТ
- От какого слова оно образовалось? А при помощи какой части слова? Можете предположить? (ответы учащихся)
- Что мы сегодня будем изучать на уроке? Какие перед нами цели и задачи? (ответы учащихся)
Откройте свои тетради, запишите число и тему урока «Основные способы образования слов в русском языке».
(слайд 5)
II. Актуализация знаний.
Как вы думаете, какие знания нам понадобятся для изучения новой темы?
Повторение пройденного материала.
Ребята, на прошлом уроке вы начали изучение раздела «Словообразование». Давайте вспомним основные понятия, касающиеся этой темы.
(слайд 3)
- Что такое словообразование?
- Что такое морфема? (наименьшая значимая часть слова.)
-Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)
(слайд 4) (Без проверки)
-Что такое приставка? Для чего она нужна? (Приставка- это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.)
-Что такое суффикс? Для чего он служит? (Суффикс- это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.)
-Что такое корень? Для чего он служит? (Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.)
-Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание-это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
III. Изучение нового материала.
- Вы уже сказали, что словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучается от чего и с помощью чего образованы новые слова. Сегодня мы с вами начнем знакомиться с основными способами образования слов в русском языке.
1. Исследовательская работа
(слайд 6)
Весь секрет в том, что с помощью некоторых морфем образуются новые слова. Давайте понаблюдаем, как это происходит:
- Запишите слово лес.
- Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?
(Добавить суффикс -ок-.)
– Такой способ словообразования называется суффиксальным.
– Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы?
(Добавить приставку пере-.)
- Предположите, как называется такой способ (приставочный).
- Запишите существительное вода. Прибавьте к основе приставку от слова подоконник, а суффикс от слова муравейник. Что у вас получилось? Подводник. Как называется такой способ? Приставочно – суффиксальный.
- Ребята, а кто такой подводник? (Служащий на подводной лодке)
- Какие черты характера необходимы людям этой профессии? (смелость, выносливость) (Слайд 7)
Смелость – суффиксальный,
Выносливость – приставочно – суффиксальный.
-А какие профессии, связанные с подводными работами вы знаете?
(Водолаз. А как образовалось это слово? Каким способом?) - ответы учащихся.
- Давайте сейчас мы с вами обратимся к нашему учебнику. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 94.
- Мы с вами познакомились с морфемными способами образования слов, а вы самостоятельно прочитайте правило, и ответьте на вопрос : «Какие еще способы образования слов вы узнали?» Бессуфиксный (безаффиксный). Запомните! Таким способом образуются только имена существительные.
IV. Закрепление материала.
Раздаточный материал (таблица)
Работа с учебником.
с.95 Упр.168 (по цепочке)
Закрепление:
(слайд 8)
- Чем отличается морфемный разбор от словообразовательного?
( Морфемный разбор-это разбор слова по составу, а словообразовательный - это от чего и с помощью чего образовано слово)
— Какой можно сделать вывод?
Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
V. Рефлексия.
- На уроке я работал….
- Своей работой на уроке я…
- За урок я…
- Моё настроение …
-Итак, ребята, мы сегодня с вами пополнили и обобщили знания по теме «Морфемика и словообразование». Вы все сегодня были открытыми, добрыми, терпеливыми. Сегодня наша встреча была приятной и продуктивной. Молодцы!
#1044;омашнее задание.
Подобрать по 2-3 примера слов из текстов произведений художественной литературы, образованных приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способами, сложением и переходом из одной части речи в другую (с указанием автора и названия произведения). (по учебнику литературы)
Приложение 1
Способы образования слов | |
1. Приставочный | |
2. Суффиксальный | |
3. Приставочно - суффиксальный | |
4. Бессуффиксный | |
5. Сложение основ, слов | |
6. Переход одной части речи в другую | |
Летчик, учительская, сотрудник, турпоход, выписать, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс
Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
Презентация "Основные способы образования слов в русском языке"
Презентация состоит из двух частей: первая содержит основной теоретический материал по теме "Способы образования слов в русском языке", вторая - тематический интерактивный тест для закрепления. П...
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).
Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...
Урок"Основные способы образования слов в русском языке".
Класс: 6Тема урока: Берегите природу!Грамматическая тема: Основные способы образования слов в русском языке.Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цели как результат деятельности учеников: Личност...
Конспект урока "Основные способы образования слов в русском языке"
Конспект урока "Основные способы образования слов в русском языке"...
Урок русского языка в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке»
Презентация с синтаксической пятиминуткой....