Урок русского языка по теме "Анализ текста А.Дементьева "Лебединая верность"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Технологическая карта урока по ФГОС. Анализ текста Андрея Дементьева "Лебединая верность" может проводиться в среднем звене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка.
Учитель: Мордовская Людмила Михайловна
Класс: 7
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Тема урока: Анализ текста стихотворения А.Дементьева «Лебединая верность»
Цели урока:
деятельностная: формирование у учащихся способов действия, связанных с анализом текста, поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию), проблемной и коммуникативной.
содержательная: создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстами разных стилей.
личностная:
Цель | Создание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||
| Формирование эмоционального настроя на урок | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, оформление записей в тетради. | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. | Формирование эмоционального настроя на урок(Л) Взаимодействие с учителем.(К) Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.(Р) |
| Создание проблемной ситуации | Прогнозирование по названию (данный прием акцентирует внимание на названии произведения) - ребята, сегодня мы будем читать стихотворение А. Дементьева, которое называется «Лебединая верность» .(См. Приложение) Как вы думаете, сможете ли вы по названию угадать, о чем пойдет речь в рассказе? | Вовлекаются в работу по прогнозированию сюжета стихотворения. | Умение прогнозировать сюжет произведения (П). Умение отбирать и сопоставлять полученную информацию (П), |
| Поиск решения учебной задачи | Учитель организует чтение стихотворения по строфам. По мере чтения предлагает учащимся предположить, что же будет дальше.(Чтение с остановками) | Учащиеся высказывают предположения, пытаясь обосновать свое мнение информацией из уже прочитанного текста | Умение прогнозировать сюжет произведения (П). |
| Соотнесение новой информации с имеющимися знаниями | Задание №1. Составьте простой план текста. Задание учит вести поиск необходимой информации в тексте, выделяя его основные структурно-содержательные части. | Работа в парах. Учащиеся составляют план текста. Примерный план:
| Умение составлять простой план текста (ПР) Планирование учебного сотрудничества с соседом по парте (К) Выстраивание своих действий в определённой последовательности(Р) |
Задание № 2 С какой целью автор рассказывает нам о гибели птиц? 1) чтобы показать красоту природы 2) чтобы показать, как жесток мир; 3) чтобы показать силу любви птиц; 4) чтобы рассказать о жизни птиц; 5) чтобы люди задумались о своих поступках. Задание направлено на проверку умения понимать задачу речи, выделять основную мысль в тексте. | Коллективное обсуждение. Учащиеся анализируют каждый из предложенных вариантов ответа, выбирают верный (вариант 3) | Умение выделять основную мысль в тексте, понимать цель высказывания (П, К) Оценка поведения героя в конкретной ситуации(Л). Умение эмоционально реагировать на прочитанное (К). | ||
Задание № 3 Какой тип речи выбирает автор, чтобы поведать историю гибели величавых птиц? Почему использовал в этом тексте тип речи повествование? Задание направлено на формирование умения соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения. | Коллективное обсуждение. В процессе обсуждения учащиеся формулируют примерный ответ: автор использовал в этом тексте тип речи повествование, потому что ему важно было рассказать о событиях, о неожиданной гибели птиц. Именно цепь событий передаёт основную мысль автора о силе лебединой любви. | Умение соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения (П) Умение составлять письменное высказывание на заданную тему; обосновывать свое мнение(К) | ||
Задание № 4 Разделимся на 2 группы. 1 группе в тексте нужно найти слова, которые говорят о стремительности и неожиданности случившегося? 2 группа – слова, которые повествуют о безмятежности и призрачности счастья. Задание направлено на поиск информации в тексте. | Групповая работа с текстом. Учащиеся находят в тексте и подчеркивают нужные слова. Ответ 1 группы: Вдруг, выстрелил, вырвался крик. Ответ 2 группы: светло и радостно, казалась ласковой… | Умение находить в тексте необходимую информацию (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(Р) | ||
Задание № 5 Как автор передает силу любви и глубину горя лебедя. Выпишите основные слова (фразы). Задание направлено на поиск информации в тексте. | Индивидуальная работа учащихся с текстом с последующим обсуждением результатов. Ответ: | Выстраивание своих действий в определённой последовательности (Р) Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности(Р) Умение находить в тексте необходимую информацию (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(Р) Учет разных мнений(К). | ||
Задание № 6 Почему лебедь решил умереть? Мог он жить дальше? Задание направлено на проверку понимания текста. | Коллективное обсуждение вопроса. Ответ: | Умение участвовать в дискуссии, формулировать собственное мнение с опорой на прочитанный текст (К) Умение понимать прочитанный текст (П) | ||
Задание№7 Как вы думаете о чем это стихотворение? (Только ли о верности лебедей?) Какова его тайная мысль? | Предположения учащихся: О лебединой любви и верности. После некоторых раздумий приходят к выводу о жестокости людей, о необходимости охраны природы. | Умение выстраивать рассуждение в группе (К) Умение понимать замысел текста (П) | ||
| Сформулировать алгоритм действий, отработать его на практике | Задание № 8 Прочитайте фрагмент текста о лебедях (См. Приложение). Можно ли в текст «Лебединая верность» вставить приведённое описание лебедя? Ответ обоснуйте. Задание проверяет системность понимания текста, актуализирует знания о различных стилях текста, представления о единстве текста. | Коллективная форма работы. Чтение предложенного текста, определение его стилистической принадлежности, сопоставление со стихотворением А.Дементьева. Формулировка вывода: нельзя, потому что, во-первых, меняется стиль и тип текста; во-вторых, нарушается тематико-смысловое единство текста. | Умение соотносить предложенный текст с определенным стилем (П) Умение соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения (П) |
Задание № 9 Как вы думаете, из какого источника взят текст об лебеде (текст задания № 8)?
Задание направлено на обучение навыкам устанавливать источник информации. | Коллективное обсуждение. Учащиеся анализируют каждый из предложенных вариантов ответа, выбирают верный (вариант 2) | Умение организовывать совместную деятельность при чтении и анализе текста, высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К). Умение работать коллективно во время обсуждения проблемы(К) | ||
Задание № 10 Как вы думаете, каких слов в тексте больше? Прилагательных или глаголов? Почему? (см. текст) Задание направлено на повторение частей речи и их стилевой и типовой принадлежности. (В тексте есть и прилагательные, потому что есть элементы описания) | Работа в парах с последующим коллективным обсуждением. Учащиеся читают лингвистический текст, выделяют в нем ключевые слова, находят нужную информацию для ответа на вопрос: Глаголы характерны для повествования, а прилагательные для описания. | Умение слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся (К) навыки самопроверки (Р) Умение находить в тексте необходимую информацию (П) Умение составлять модель ответа (П) | ||
| Обобщить полученную информацию, дать оценку работы на уроке. | Подведение итога урока и организация рефлексии учащихся. Вот и подходит к концу урок. А теперь я предлагаю вам послушать песню, написанную по этому стихотворению. Какие чувства вы испытали во время прослушивания песни? Ребята, давайте попробуем написать синквейн по теме урока. - Оцените свою работу на уроке по карточке: Я на уроке …(что делал?) Оцените результаты собственной деятельности на уроке: Я сегодня научился… (чему?) Что нового узнал? Учитель комментирует высказывания ребят, дает оценку работы класса, объявляет отметки, полученные в процессе работы. О чем заставил задуматься этот текст… | Слушают песню, делятся впечатлениями. Рассуждают о своих впечатлениях о песне. Пишут синквейн и оценивают собственную деятельность по определенным критериям (См. Приложение). | Умение осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.(Р) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействовать в паре. (К) Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.(Л) |
| Представьте, что вы стали свидетелями случившегося с парой лебедей. Напишите об этом по выбору: - письмо другу - заметку в газету - небольшой рассказ | Ученики выбирают вид работы (дифференцированный подход к выполнению домашнего задания). |
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Лебединая верность»
Андрей Дементьев.
Задание № 1
Составьте простой план текста.
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- ______________________________________________________
- _______________________________________________________
Задание № 2
С какой целью автор рассказывает нам о гибели птиц?
1) чтобы показать красоту природы
2) чтобы показать, как жесток мир;
3) чтобы показать силу любви птиц;
4) чтобы рассказать о жизни птиц;
5) чтобы люди задумались о своих поступках.
Задание № 3
Какой тип речи выбирает автор, чтобы поведать историю гибели величавых птиц? Почему использовал в этом тексте тип этот речи?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 4
1 группе в тексте нужно найти слова, которые говорят о стремительности и неожиданности случившегося? | 2 группа – слова, которые повествуют о безмятежности и призрачности счастья. |
Задание № 5
Как автор передает силу любви и глубину горя лебедя. Выпишите основные слова (фразы).
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 6
Почему лебедь решил умереть? Мог он жить дальше?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 7
Как вы думаете о чем это стихотворение? Какова его тайная мысль? ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 8
Прочитайте фрагмент текста[1] о лебеде. Можно ли в текст «Лебединая верность» вставить приведённое описание лебедя? Ответ обоснуйте.
Лебедь —
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 9
Как вы думаете, из какого источника взят текст о лебеде (текст задания № 8)?
1) Из рассказа другого писателя.
2) Из статьи энциклопедии о птицах
3) Из сказок о птицах
4) Из мифов о происхождении животных и птиц
Задание № 10
Как вы думаете, каких слов в тексте больше? Прилагательных или глаголов? Почему? Заполните таблицу:
Прилагательные | Глаголы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К уроку русского языка "Работа с текстом"
К уроку русского языка...
Урок русского языка "Комплексный анлиз текста" при обобщающем повторении
Данный урок является уроком повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и навыков....
«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ (НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ) ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»(текст+презентация)
ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»...
Урок русского языка по теме: "Текст". 5 класс.
Текст "Олимпийские игры"....
Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"
Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...
Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе
Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...
Конспект урока русского языка "Местоимения в тексте"
Класс: 6Тема: «Местоимения в тексте»Цели:деятельностная — формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов о местоимении, ...