Педагогический проект "Практический курс русского языка"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс)

Черепахина Юлия Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому язык у для 7-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx47.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ПОЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

пос. СТАНЦИОННЫЙ-ПОЛЕВСКОЙ»

Педагогический проект:

«Практический курс русского языка 7-9 класс»

В номинации:

 «Качество образования – залог успеха»

Выполнила:

Учитель русского языка и литературы

Черепахина Юлия Викторовна

2019 год

Наверное, современным школьникам сложно себе представить, но экзамены сдавали еще ученики античного мира. В те времена далеко не все могли позволить себе учиться, но в школах уже проводилась проверка полученных знаний. А вот единые общенациональные экзамены впервые были введены в Древнем Китае. Главной целью этого экзамена было найти смышленных ребят, которые отбирались в будущем на государственные должности. А если учесть, что «государева служба» была раньше только честью для привилегированных граждан, то экзамен позволял попробовать свои силы, давая шанс вырваться из крестьян в государственные деятели, благодаря своему уму. Так что изначальная суть экзаменов была скорее благой целью, нежели попыткой измучить школьников.

В течении времени и с изменениями в различных сферах деятельности и требования к уровню знаний и умений изменились. Современный мир ставит высокие требования к уровню образованности выпускников, а главным показателем их конкурентоспособности при выпуске со школы является балл, который они получают на ЕГЭ и ОГЭ. Именно поэтому всё большую тревогу вызывает падение уровня языковой грамотности среди выпускников.

По данным ООН, в мире сегодня около четырех миллиардов грамотных людей, при этом более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. В то же время множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира. В 1897 году зафиксировано около 28% грамотного населения в возрасте от девяти до 49 лет. В период ликвидации безграмотности, в 1926 году, около 57% жителей страны были грамотными. Этого показателя достигли за очень короткий период! Если взять советский период, то в 1979 году грамотными считались 99,8%. На сегодняшний день по результатам международных тестов грамотности школьников Россия находится среди стран с наихудшими показателями. Всего 11% российских школьников попали в группу с высокими и самыми высокими показателями грамотности, тогда как в развитых странах 40−50 процентов ребят показывают такие результаты.

Возможно, одной из причин данной ситуации является малое количество часов, выделяемых на русский язык в 9 классе, когда происходит целенаправленная подготовка к сдаче ОГЭ и углубление знаний по предмету. Но, на мой взгляд, главной причиной является неумение школьников обобщать закономерности русского языка, соотносить общее и частное. Именно поэтому появилась необходимость в подготовке учащихся к ОГЭ дидактически, методологически и психологически.

Проект «Практический курс русского языка»  реализуется в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Полевского городского округа «Основная общеобразовательная школа поселка Станционный-Полевской» с 2015-2016 учебного года.

Концептуальная новизна «Практического курса русского языка»  для 7-9 классов состоит в том, что программа предназначена для подготовки к государственной итоговой аттестации и устному собеседованию по русскому языку. Успешность сдачи государственной итоговой аттестации и устному собеседованию по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, настолько ученики подготовлены к этому экзамену. Программа составлена с учётом специфики умений и знаний 7,8,9 классов. Дополнительный час по русскому языку для 7-9 классов расширяет, углубляет и обобщает содержание базового курса русского языка в 5-7 классах.

Данная программа предназначена для подготовки обучающихся 7-9 классов к государственной итоговой аттестации и устному собеседованию по русскому языку. Материал, содержащийся в программе, не является абсолютно новым для восприятия. Поэтому, создавая данную программу, я делала ставки на уже имеющиеся знания у учащихся из области русского языка и литературы. Она содержит систематизацию и обобщение знаний учащихся за курс основной школы, углубляет знания учащихся, полученные в 5-9 классах.

Целью проекта является повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе, а также знакомство с бланками и демоверсиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.

Задачи проекта:

  1. Повышение интереса к изучению русского языка
  2. Углубление знаний в теории написания изложения и сочинения (вопрос 1, 9 ОГЭ)
  3. Создание условий для применения знаний по предмету полученных ранее
  4. Создание условий приближенных к сдаче ОГЭ, с целью снижения уровня тревожности во время экзамена
  5. Создание условий для формирования самостоятельной и самодостаточной личности ученика через метапредметный подход в обучении.
  6. Подготовка учащихся к сдаче устного собеседования по русскому языку

Информация о проекте будет распространена путем публикации рабочей программы на сайте ОУ, а также путем презентации на ГМО учителей русского языка.

Реализация данного проекта не требует затраты дополнительных ресурсов. Реализуется учителем русского языка. Предлагаемая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) – в 7 классе , 34 часа (1 час в неделю) – в 8 классе и 34 часа (1 час в неделю) – в 9 классе.

В результате обучения у учащихся будет сформировано:

умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

умение адекватно воспринимать авторский замысел;

умение вычленять главное в информации;

умение сокращать текст разными способами;

 умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.

умение понимать глубину и точность понимания содержания текста.

Умение, определяющее уровень языковой и лингвистической компетенции.

За 4 года реализации проекта на базе МБОУ ПГО «ООШ пос. Станционный-Полевской» ежегодно ОГЭ по русскому языку сдают 100% обучающихся с первого раза. Средний балл:

Учебный год

Средний балл по школе

Средний балл по городу

2015/2016

3,3

3,9

2016/2017

3,9

3,9

2017/2018

3,6

3,9

2018/2019

В связи с изменениями порядка проведения ОГЭ в программу ежегодно вносятся коррективы. В дальнейшем планирую разработать пособие с контрольно-измерительными материалами для тестирования знаний учащихся по отдельным направления подготовки к ОГЭ


План-график реализации проекта

1

Разработка рабочей программы «Практический курс русского языка»для 7 класса

Август-сентябрь 2014 года

2

Реализация программы

В течении учебного года

3

Анализ результатов ОГЭ выпускников

Июнь 2015 года

4

Корректировка рабочей программы

Июнь 2015

5

Разработка рабочей программы «Практический курс русского языка»для 8 класса

Август-сентябрь 2015 года

6

Реализация программы

В течении учебного года

7

Анализ результатов ОГЭ выпускников

Июнь 2016года

8

Корректировка рабочей программы

Июнь 2016

9

Разработка рабочей программы «Практический курс русского языка»для 9 класса

Август-сентябрь 2016 года

10

Реализация программы

В течении учебного года

11

Корректировка рабочей программы

Июнь 2017 года


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Результаты освоения учебного курса «Практический курс русского языка»

В результате обучения у учащихся будет сформировано:

умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

умение адекватно воспринимать авторский замысел;

умение вычленять главное в информации;

умение сокращать текст разными способами;

 умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.

умение понимать глубину и точность понимания содержания текста.

Умение, определяющее уровень языковой и лингвистической компетенции.


7 КЛАСС

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Цель: обеспечение начальной подготовки учащихся 7-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 7-классников;
  • научиться грамотно писать сжатое изложение;
  • владеть формами распознавания структуры и содержания  текста;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Учимся писать сжатое изложение

Первая часть работы  ОГЭ – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

— умение адекватно воспринимать авторский замысел;

— умение вычленять главное в информации;

— умение сокращать текст разными способами;

— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

 — умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо, прежде всего,  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем,  являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.


Тема занятия

Виды деятельности

1

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Часть 1

2

Задание 1. Что такое тема, микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Работа с текстом, границы микротем исходного текста.

3-4

Практическая работа «Членение текста на абзацы»

Работа с текстами. Составление плана текста.

5

Задание 1. Структурные особенности сжатого изложения.

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

6

Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста.

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

7

Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Работа с текстом, отработка

приёмов компрессии исходного текста.

8-9

Практическая работа по отработке приема исключения.

Исключение из текста подробностей, деталей; удаление лишнего.

10

Задание 1 Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

11-12

Практическая работа на отработку приема обобщения конкретных, единичных явлений.

Обобщение конкретных, единичных явлений.

13

Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

14

Сокращение отдельных членов предложения в тексте.

Работа с текстом

15

Сокращение однородных членов предложения.

Работа с текстом.

16

Сокращение сложного предложения за счет менее существенной части

Работа с текстом.

17

Разбивка сложного предложения на сокращенные простые

Работа по индивидуальным карточкам.

18

Перевод прямой речи в косвенную.

Работа по индивидуальным карточкам.

19

Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты.

Групповая работа с предложенными текстами

20

Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Групповая работа с предложенными текстами

21-22

Практическая работа по упражнениям на восстановление текста.

Групповая работа с предложенными текстами

23-24

«Испорченный текст»

Работа с испорченным текстом..

25-26

Комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей.

Коллективная работа с предложенными текстами

27-28

Порядок слов. Восстановление правильного порядка слов в тексте.

Групповая работа с предложенными текстами

29-30

Правильный порядок предложений в тексте.

Восстановление правильного порядка предложений в тексте.

31-32

Комплексный анализ текста как  один из  видов упражнений подготовки к сжатому изложению

Работа с текстом индивидуально.

33-34

Итоговая контрольная работа

Создание собственного текста  изложения, оценивание работы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 8 КЛАСС.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи

1. Подготовка к выполнению части 2. Заданий 2, 4 по разделу 2 «Синтаксис»

  • различать сочинительную, подчинительную и бессоюзную связь синтаксических единиц;
  • находить в предложении словосочетания;
  • определять в словосочетании главное и зависимое слово, тип подчинительной связи;
  • определять главные и второстепенные члены;
  • разграничивать односоставные и двусоставные неполные предложения;
  • определять однородность и неоднородность одноименных членов предложения;
  • разграничивать простые и сложные предложения;
  • определить структуру словосочетания: найти главное слово, зависимое, определить вид подчинительной связи.

2. Подготовка к выполнению части 2. Задания 3 по разделу 2 «Пунктуация»

  •  видеть пунктуационно-смысловые отрезки в готовых коммуникативных единицах (диктант, синтаксический разбор и пр.), а также предвидеть их в создаваемых самим пишущим в коммуникативных единицах (сочинение).
  • - пунктуационно правильно оформлять коммуникативные;
  • - уметь обосновать место и выбор знаков препинания;
  • - находить пунктуационные ошибки и исправлять их ( работа над ошибками).

3. Подготовка к выполнению части 2. Задания 5 по разделу 2 «Орфография»

  • . Правописание корней, словарных слов,  корней с чередованием.
  • . Правописание приставок  Слитное, дефисное, раздельное написание.
  • . Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.  (Тест)

4.  Подготовка к выполнению части 2, задания 7 по разделу «Выразительные средства грамматики. Словарь-справочник лингвистических терминов» 

  • . Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Анализ средств выразительности. Тестовые задания.

5. Подготовка к выполнению части 2, заданий 6, 8 по разделу «Лексика»

  • Адекватное понимание письменной речи. Текст как  речевое  произведение. Анализ текста.  Смысловая и композиционная целостность текста.  Тестовые задания.
  • Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Понятие о контексте. Слово в контексте. Группы слов по происхождению и употреблению. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Лексический анализ.  Тестовые задания.

5. Выполнение тестов из сборника по заданиям 2-8

Итоговое занятие. Репетиционный экзамен в формате ОГЭ по заданиям 2-8 и написать сжатое изложение


Тематический планирование

8 класс

Наименование разделов тем

Виды деятельности учащихся

Подготовка к выполнению части 2, заданий 6,8 по разделу «Лексика»

1

Адекватное понимание письменной речи. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. (6,8)

Работа с текстом. Композиционный анализ текста

2

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте. (7)

Подбор контекстуальных синонимов. Работа с текстом

3

Практикум. Выполнение теста с заданиями 2

Выполнение тестовых заданий

II. Подготовка к выполнению части 2, заданий 7 по разделу «Словарь-справочник лингвистических терминов»

4

Выразительность русской речи. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Анализ средств выразительности (7). Метафора

Работа с текстом. Анализ произведений художественной литературы

5

Фразеологизм

Работа с текстом. Анализ произведений художественной литературы

6

Сравнение. Эпитет

Работа с текстом. Анализ произведений художественной литературы

7

Гипербола

Работа с текстом. Анализ произведений художественной литературы

8

Олицетворение

Работа с текстом. Анализ произведений художественной литературы

9

Практикум. Выполнение теста с заданиями

Выполнение тестовых заданий

III. Подготовка к выполнению части 2, заданий 5 по разделу «Синтаксис и пунктуация»

10

Простое и сложное предложение

Синтаксический анализ предложения

11

Грамматическая основа предложений

Синтаксический разбор предложений

12

Однородные члены предложения

        Работа с текстом. Поиск однородных в тексте, подбор ряда однородных

13

Практикум. Выполнение теста с заданиями (5)

Выполнение тестовых заданий

IV. Подготовка к выполнению части 2, заданий 5 по разделу «Морфология»

14

Правописание корней, словарных слов. Безударные гласные в корне (о/а, е/и,)

Работа с дидактическим материалом

15

Правописание корней с чередованием

Работа с дидактическим материалом

16

Практикум. Выполнение теста с заданиями (5)

Выполнение тестовых заданий

17

Правописание приставок. Приставки -при и –пре

Работа с дидактическим материалом

18

Практикум. Выполнение теста с заданиями (5)

Выполнение тестовых заданий

19

Неизменяемые приставки

Работа с дидактическим материалом

20

Приставки, оканчивающие на з и с

Работа с дидактическим материалом

21

Практикум. Выполнение теста с заданиями (5)

Выполнение тестовых заданий

22

Одна и две буквы н в суффиксах, прилагательных, полных и кратких причастий, наречий и существительных (5)

Работа с дидактическим материалом

23

Правописание суффиксов прилагательных –ан-, -ян-, -онн-, -енн- (5)

Работа с дидактическим материалом

V. Подготовка к выполнению части 1- написанию сжатого изложения

24

Виды изложений. Особенности сжатого изложения. Текст как единица языка

Пересказ текста

25

Способы сокращения текста. Перестроить в простые, сохраняя их суть. Сокращение сложных предложений за счет менее существенной части

Работа с текстом. Перефразирование предложений

26

Замена фрагментов предложений обобщающими понятиями. Исключение повторов и объединение предложений

Подбор контекстуальных синонимов

27

Замена прямой речи косвенной, сохранив смысл высказывания. Изложение указанной части текста одним предложением

Работа с шаблонными фразами, перестроение речи

28

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Главная и второстепенная информация в тексте

Способы и приемы компрессии текста

Работа с текстом. Анализ микротем

29

Написание сжатого изложения

Работа с аудиотекстом. Изложение

30

Написание сжатого изложения

Работа с аудиотекстом. Изложение

31

Написание сжатого изложения

Работа с аудиотекстом. Изложение

VI. Выполнение тестов из сборника И.П. Цыбулько

33

Работа с демоверсией экзамена ОГЭ

Работа с сайта ФИПИ

34

Контрольная работа в формате ОГЭ

Работа с сайта ФИПИ

Итого:

34

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 9 КЛАСС

Содержание курса

Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя четыре задания.

Часть 1 состоит из двух заданий. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты. В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 2 минуты. Часть 2 состоит из двух заданий.  Задания 3 и 4 не связаны с текстом.  Учащемуся необходимо  выбрать одну тему для монолога и диалога. В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.  В задании 4 учащимся предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время  ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.     Итоговое собеседование оценивается по системе зачет – незачет.

Учимся писать сжатое изложение (6 часов)

Первая часть работы  ОГЭ в 9 классе (С1)– это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Учимся писать сочинение – рассуждение (7 часов)

Третья часть работы ГИА содержит творческое задание (С2.). Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности.

Задание С2 включает в себя 3 части. Часть 15.1 формирует у учащихся умение писать сочинение-рассуждение с опорой на лингвистический материал. Тема сформулирована в виде цитаты автора. В части 15.2  учащиеся должны научиться раскрывать смысл конкретного предложения, взятого из текста также в виде авторской цитаты. При написании сочинения-рассуждения из части 15.1 или 15.2 доказательства (аргументы) обязательно должны опираться на исходный, анализируемый текст. Сочинение-рассуждение в части 15.3 – это сочинение, в общем раскрывающее различные типы проблем: философские, социальные, нравственные и др. При написании сочинения данной части учащиеся должны самостоятельно сформулировать указанное в задании понятие («Что такое добро?», «Что такое самовоспитание?», «Что такое человечность?» и т.д.), прокомментировать данное определение и написать сочинение-рассуждение о данном понятии. При аргументации данного тезиса один пример-аргумент должен быть взят из авторского текста, второй – из жизненного опыта учащихся.

Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации, доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Учимся выполнять тестовые задания (14 часов)

Вторая часть экзаменационной работы включает задания  2-14 с выбором ответа.  В данной части содержатся разноплановые задания: задания, связанные с умением анализировать изобразительно-выразительные средства текста, задания по словообразованию, грамматике, синтаксису, пунктуации.

13 заданий части 2 проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников. Все задания имеют практическую  направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс

Тема занятия

Виды деятельности

Устное собеседование по русскому языку в 9 классе.

Работа с демонстрационным вариантом.

Задание 1. Чтение небольшого текста вслух.

Работа в группах. Работа с текстом.

Задание 2. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты).

Работа с текстом. Работа с цитатами.

Задание 3. Как построить монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план.

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Работа с планом.

Задание 3. Монологическое высказывание. Использование клише.

Работа с текстом, отработка приёмов использования клише.

Задание 4. Диалог (интервью). Диалог по заданной теме.

Ведение диалога по заданной теме. Отработка приёмов по обогащению словарного запаса учащихся.

7-8

Работа с демоверсиями по устному собеседованию в 9 классе.

Работа с текстом, с пробными заданиями.

9

Структура экзаменационной работы в формате ГИА.

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

10

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом.

Работа в группах.

11

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Работа с текстом, границы микротем исходного текста.

12

Задание С1. Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

14

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. Отработка приёма упрощение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

15

Задание С1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

Создание текста, оценивание

16

Задание С2 Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

17

Задание С2. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Элементы сочинения, анализ текстов

18

Фактические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки

Работа с тестом

19-20

Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения  по пониманию смысла предложения, взятого из авторского текста

Написание сочинения-рассуждения

21-22

Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения на заданную проблему с умением приводить аргументы из текста и из собственного опыта

Написание сочинения-рассуждения

23

Понимание текста. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

Работа с тестом

24

Выразительные средства. Эпитеты, метафора, метонимия и др.

Работа с тестом

25

Фонетика.

Работа с тестом

26

Правописание корней, приставок, суффиксов.

Работа с тестом

27

Словосочетание. Способы связи в словосочетании

Работа с тестом

28

Грамматическая основа предложения. Сложноподчиненное предложение. Типы СПП

Работа с тестом

29

Предложения с обособленными членами.

Работа с тестом

30

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Работа с тестом

31

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Работа с тестом

32

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Работа с тестом

33

Сложные предложения с различными видами связи.

Работа с тестом

34

Диагностическая работа в форме ГИА

Работа с бланками

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.И.П.Цыбулько. Русский язык: 9 класс. ОГЭ (в новой форме). Типовые экзаменационные варианты. –М.: «Национальное образование», 2015.

2. Русский язык. Типовые экзаменационные материалы под редакцией И.П.Цыбулько, издательство «Национальное образование», Москва. 2013 г.

3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989

4. Крючков С.Е. Русский язык в таблицах. 5-9 классы. - М.: Айрис-пресс,2004.

5. Львова С. И. ГИА 2010. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс – М.: Эксмо, 2011.

6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: ООО «А ТЕМП», 2008

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Айрис-пресс,2008.

8. Розенталь Д.Э.,  Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М.: Айрис-пресс,2004.

9. Скиргайло Т.О, Ахбарова Г.Х. Сочинения на лингвистическую тему. Русский язык. 9 класс: пособие для учащихся.-Казань: Изд-во МОиН РТ,2011.

10. Сычева В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.:Экзамен, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....

Методическое пособие. Применяется технология педагогических мастерских. Урок русского языка в 8 классе по программе «Школа 2100» Тема: Происхождение слов русского языка.

Цель урока:- образовательные: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке – этимологией, формировать умение пользоваться этимологическим словарём, определять этимологию слова, применять ...

Представление педагогического опыта учителя русского языка и чтения по теме"«Формирование синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка».

Воспитание детей – сложное, тонкое, ответственное дело. Перед нами, учителями, встает масса трудных вопросов: как научить детей учиться, как возбудить интерес к предмету, как заложить прочные зн...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)

В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом  в формировании коммуникативной комп...

Курс по русскому языку "Систематизация школьного курса русского языка" в 11 классе

Курс по русскому языку предназначен для обучающихся 11 класса и рассчитан на 34 часа в неделю (1 час в неделю). Курс опирается на знания, умения и навыки обучающихся старших классов,сформированные в о...