Методическое пособие. Применяется технология педагогических мастерских. Урок русского языка в 8 классе по программе «Школа 2100» Тема: Происхождение слов русского языка.
план-конспект урока (8 класс) по теме

Публичко Валентина Алексеевна

 

Цель урока:

- образовательные: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке – этимологией, формировать умение пользоваться этимологическим словарём, определять этимологию слова, применять на практике полученные знания;

- развивающие: развивать умение производить этимологический анализ слова, умение работать с текстовой информацией, умение делать выводы;

- воспитательные: развивать умение работать в группах, умение слушать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse_po_programme.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие. Урок русского языка в 8 классе по программе «Школа 2100»

Тема: Происхождение слов русского языка.

Цель урока:

- образовательные: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке – этимологией, формировать умение пользоваться этимологическим словарём, определять этимологию слова, применять на практике полученные знания;

- развивающие: развивать умение производить этимологический анализ слова, умение работать с текстовой информацией, умение делать выводы;

- воспитательные: развивать умение работать в группах, умение слушать друг друга.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, этимологический словарь, карточки для индивидуальной работы, оценочные листы.

Использована технология педагогических мастерских.

Ход урока.

1 этап – индукция.

Учитель.

Мы продолжаем с вами изучать разделы науки о языке. С начала года мы повторили следующие разделы. (Таблица)

Обратимся к уже известной таблице и повторим, что мы знаем о языковых разделах?

 Разделы науки о языке:

фонетика

орфоэпия

графика

орфография

Лексика и фразеология

Соотнесите понятия с разделами.

- Что изучает фонетика? (Звуки речи.)

- Что изучает орфоэпия? (Нормы произношения и нормы ударения.)

- Что изучает графика? (Совокупность знаков, передающих русскую речь на письме.)

- Что изучает орфография? (Правила написания слов.)

- Что лексика и фразеология? (Словарный состав языка и происхождение фразеологизмов.)

-  Почему в таблице пустые колонки? (Есть ещё разделы науки о языке.)

Учитель.

Сегодня мы познакомимся с новым разделом науки о языке и в конце урока заполним следующую колонку таблицы.

Учитель.

Более двух столетий назад  немецкий мастер слова и мыслитель Лессинг написал: « Мне представляется странным уже то, что нам известны не только вещи, но и имена этих вещей. Тем не менее, я хочу большего: не просто понимать смысл слов, но ещё знать, почему они звучат так, а не иначе».

Не только мудрецу, но и большинству из нас интересно было бы узнать, почему  окно называется окном, мешок – мешком, а так нелюбимый всеми учениками урок - уроком. И на эти вопросы существуют ответы:

Окно происходит от слова ………… око – глаз. Первоначально  это слово означало «щель для ока» (глаза)

Мешок образовалось от слова мех с помощью суффикса -ок.  Первоначально слово мешок обозначало ёмкость, сшитую и меха, когда же ёмкости престали шить из меха, утратилась и связь со словом мех.

Слово урок произошло от старославянского слова реку – говорить, от данного глагола, который употреблялся только с приставкой,  образовалось слово урокъ  и обозначало оно – уговор, работа, заданная для выполнения в определённый срок.

- Попробуйте догадаться, какая будет тема урока?

Происхождение слов русского языка.

2 этап – самоинструкция.

Работа с текстом:

 Наука о происхождении слов.

Науку о происхождении слов называют этимологией. Это один из древнейших и один из интереснейших отделов языкознания. Основателями его были древнегреческие философы, в трудах которых появился и сам термин этимология, составленный из двух греческих слов: etymon, что значит «истина», и logos, что значит «слово, учение». То есть сначала этимологией называли учение об истине, об истинном значении слов.

С развитием науки о языке меняли цели и методы этимологических исследований. В современном языкознании перед учёными, которые занимаются этимологическим анализом, стоят такие задачи:

во-первых, он находит, когда и где (в каком именно языке и диалекте) появилось слово;

во-вторых, устанавливает, из каких частей, по какому образцу оно создано;

в- третьих, определяет древнейшее значение слова.

Далее ему надо ещё указать, какие изменения в самой форме слова и в его значении создали современную звуковую грамматическую форму и значение.

Прочитайте текст ответьте на вопросы:

  1. Как называется наука о происхождении слов?

(этимология)

  1. Как произошло слово этимология? (истина + слово)

Запись словарных слов:

Истина

Истинный

-почему в слове истинный  две  н?

        3.    Какие задачи стоят перед  учёными, занимающимися этимологическим анализом?

(-найти, где и когда, в каком языке появилось слово;

- из каких частей, по какому образцу создано;

- определить древнейшее значение слова;

- установить, какие изменения создали современную звуковую и грамматическую форму)

Учитель.

Определяя происхождение слова, мы обычно ищем причину, почему предмет,                                                                               получивший наименование, был назван так, а не иначе. И вот тут мы  сталкиваемся с                                                                     понятием « внутренней формы слова». Если слово имеет мотивированное значение, то его внутреннюю форму определить легко. Подснежник – значит « вырастающий из-под снега», колокольчик – цветок, по форме напоминающий колокол.

Этимологию слова можно также определить, разложив слово на морфемы. Давайте обратимся к следующему тексту и прочитаем, как автор раскрывает  нам этимологию слова задача.

Происхождение слов русского языка.

Этимология может рассказать, как из одного корня образуется много разных слов. Старые корни в одних случаях образуют новые слова, а в других срастаются с какой-нибудь морфемой и образуют новый корень. И уже от этого корня образуется много разных слов, в которых старые корни являются этимологическими.

В слове задача этимологический корень  -да-. От этого корня образовались слова задачник, озадачить. Сейчас у них современный, молодой корень -задач-, в котором приставка слилась с корнем. От корня -да- с помощью суффиксов -р- и -ч- образовались новые корни  -дар- (дарить, подарок) и -дач- (дача, дачник).

Учитель.

 Если же слово имеет немотивированное значение, то его внутреннюю форму приходится отыскивать посредством сложного этимологического анализа  или обратиться к этимологическому словарю.

- Познакомимся со словарной статьёй и посмотрим, какую информацию они содержит.  Чтение словарной статьи.

(толкование слова, грамматические признаки, из какого языка произошло, когда произошло, при помощи каких морфем)

3 этап – социоконструкция.

Учитель.

- Сегодня мы с вами будем настоящими исследователями языка. Проведём этимологический анализ  и  попробуем сами установить происхождение некоторых слов русского языка.

План работы:

  1. Дайте толкование слову.
  2. Установите, из каких частей и по какому образцу создано слово;
  3. Определите значение его частей
  4. Попробуйте догадаться, из какого языка заимствовано.

Работа в группах:

Сделать этимологический анализ слов: впечатление, ведьма, невежда, медведь, ровесник, сверстник.

4 этап – социализация.

Отчёт групп.

Сравнение своих исследований со статьёй из словаря:

Слово впечатление связано со словом печать, то, что впечаталось в ум и сердце. А первый корень – это печь, так как печать – первоначально «выжженный знак».

Ведьма, невежда, медведь.  Оказывается, все эти слова произошли от одного и того же глагола ведать, то есть знать.

Ведьма – «знающая, знахарка». Когда-то это слово не имело неодобрительного смысла. Ведьма знала целебные травы, знала, как помочь больным  людям. А когда появились сказки о злых ведьмах, слово изменило смысл.

Невежда – «мало знающий человек». Этим словом обычно называют людей, которые не просто мало знают, но и не хотят знать больше, враждебно относятся к знанию.

Медведь – зверь, который ведает. То есть знает, где мёд,  любит мед. Почему именно такое название закрепилось за медведем? Суеверные охотники считали опасным называть животных, на которых идут охотиться, и давали им новые названия, имена - «маски». Название медведь вытеснило прежнее наименование, которое в латинском языке звучало так: «урсус».

Ровесник – это тот, кто прожил одинаковое, ровное количество весен с тобой. Твой одногодка, родившийся с тобой одной весной.

- Объясните, почему в слове ровесник не пишется буква т?

Сверстник – одинаковый с тобой по возрасту человек; слово восходит к  общеславянскому корню верста в значении возраст, а позже мера длины.

- Почему в слове сверстник пишется буква т?

- Какую практическую пользу могут принести нам знания этимологии?

(Зная происхождение слова,  можно проверить безударные гласные и непроизносимые согласные в корне слова).

Учитель.

Чтобы закрепить своё предположение,  попробуем выполнить упражнение. Вставьте пропущенные буквы – непроверяемые гласные в корне, используя данные о происхождении слов.  

Шерстяные п…рчатки, об…ятельный человек, тонкое об…няние, нагр…дить победителя, тёплый пл…ток, пл…тяной шкаф, б…юкать ребёнка.

Материал для спаравок:

  1. Корень –град- обозначает то же, что и –город-. Он вошёл в слова градостроительство, градоначальник и др. В старину царь за отличную службу мог подарить дворянину землю, село или даже город (град). Наградить – буквально значит «подарить город».
  2. Обоняние – способность человека чувствовать и различать запахи; вонь – в старину обозначало «запах» вообще, любой запах; благовоние – приятный запах.
  3. Плат – в старину означало «кусок материи»; и то, что из него шили – платье, платок, заплатка.
  4. Баять – в древнерусском языке означало «говорить, рассказывать», от него произошли слова байка, побасенка, басня, краснобай, баю-баюшки, обаять (околдовать словами).
  5. Перст – палец (устар.). Этот корень сохранился в словах напёрсток, перстень – то, что надевают на один перст. Перчатки – то, что надевается на все персты сразу.

Проверяем в классе.

5 этап – разрыв.

Учитель.

Итак, теперь вернёмся к таблице, которую мы с вами заполняли в начале урока.

- С каким разделом науки о языке мы с вами познакомились?

- Что изучает этимология? (Происхождение слов русского языка).

Учитель.

Теперь  я предлагаю вам изложить свои впечатления, полученные в ходе урока следующим образом.  Напишите  заметку в электронный школьный литературный журнал «Мой мир» о проведённом уроке, используя следующие выражения:

- я знал, конечно, но только сегодня на уроке увидел, что …

- мне было трудно выполнять …

- я даже не предполагал…

- а мне понравилось работать в группе…

Вывод: Сегодня на уроке мы повторили уже известные разделы науки о зыке и познакомились с новым разделом. Учились определять происхождение слов и причину названий тех или иных предметов. Я буду очень рада, если знания, полученные в ходе урока, вы сможете применить на практике, проверяя орфограммы в трудных для написания словах.

Домашнее задание. Упр.93 или

С помощью этимологического словаря и словообразовательного анализа решите следующую этимологическую задачу: 0пределите, являются ли этимологически родственными слова лев, леопард, хамелеон?  Какое слово будет являться для двух других проверочным.

Использованная литература:

1. Ковалев В. И. Словарь этимологически проверяемых слов русского языка. Луганск: Янтарь, 2002.

         2. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. М.: Русское слово, 2000.

         3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык 8 класс. – Москва: Баласс, 2009.

         4. Пасхалов А. П. Удивительная этимология. М. – ЭНАС, 2008.

5. Круковер В.И. Этимологический словарь русского языка. – Санкт-Петербург, 2010.

6. Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Москва «Просвещение», 1975.

7. Патралова и др. Краткий этимолого-орфографический словарь. – Саратов: «Лицей», 2002.

8. Зарецкий А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М: Учпедгиз, 1961.

9. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Исаева Н.А. Методические рекомендации для учителя. Русский язык 8 класс. – Москва: Баласс, 2006.

Анализ урока:

Урок русского языка  в 8 классе по программе «Школа 2100».

Тема: Происхождение слов русского языка.

Применяемые технологии: технология педагогических мастерских.

Формы работы: самостоятельная работа с текстом, работа в группах – исследование, самостоятельная орфографическая работа, творческая работа – рефлексия.

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» г. Ноябрьска

Публичко Валентина Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100" Тема: Размышления о человеческой красоте. (По сказке В. Вересаева «Состязание»)

Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100" с использованием технологии критического мышления и технологии правильного типа читательской деятельности...

Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100". Тема: "История басни"

Урок содержит элемент сравнительной характеристики басен Эзопа, Лафонтена и Крылова. К разработке прилагаются памятка и карточка с текстами басен....

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Методическое пособие по теме «Интеграция на уроках русского языка и литературы»

Методическое пособие «Интеграция на уроках русского языка и литературы» предназначено для преподавателей русского языка и литературы, работающих в 5-11 классах.В пособии коллеги найдут информацию о то...

Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Как образуются слова в русском языке"

В папке вы найдете конспект урока,презентацию и дополнительный материал к уроку....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...