Методическое пособие. Применяется технология педагогических мастерских. Урок русского языка в 8 классе по программе «Школа 2100» Тема: Происхождение слов русского языка.
план-конспект урока (8 класс) по теме
Цель урока:
- образовательные: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке – этимологией, формировать умение пользоваться этимологическим словарём, определять этимологию слова, применять на практике полученные знания;
- развивающие: развивать умение производить этимологический анализ слова, умение работать с текстовой информацией, умение делать выводы;
- воспитательные: развивать умение работать в группах, умение слушать друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse_po_programme.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие. Урок русского языка в 8 классе по программе «Школа 2100»
Тема: Происхождение слов русского языка.
Цель урока:
- образовательные: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке – этимологией, формировать умение пользоваться этимологическим словарём, определять этимологию слова, применять на практике полученные знания;
- развивающие: развивать умение производить этимологический анализ слова, умение работать с текстовой информацией, умение делать выводы;
- воспитательные: развивать умение работать в группах, умение слушать друг друга.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, этимологический словарь, карточки для индивидуальной работы, оценочные листы.
Использована технология педагогических мастерских.
Ход урока.
1 этап – индукция.
Учитель.
Мы продолжаем с вами изучать разделы науки о языке. С начала года мы повторили следующие разделы. (Таблица)
Обратимся к уже известной таблице и повторим, что мы знаем о языковых разделах?
Разделы науки о языке:
фонетика | орфоэпия | графика | орфография | Лексика и фразеология | ||||
Соотнесите понятия с разделами.
- Что изучает фонетика? (Звуки речи.)
- Что изучает орфоэпия? (Нормы произношения и нормы ударения.)
- Что изучает графика? (Совокупность знаков, передающих русскую речь на письме.)
- Что изучает орфография? (Правила написания слов.)
- Что лексика и фразеология? (Словарный состав языка и происхождение фразеологизмов.)
- Почему в таблице пустые колонки? (Есть ещё разделы науки о языке.)
Учитель.
Сегодня мы познакомимся с новым разделом науки о языке и в конце урока заполним следующую колонку таблицы.
Учитель.
Более двух столетий назад немецкий мастер слова и мыслитель Лессинг написал: « Мне представляется странным уже то, что нам известны не только вещи, но и имена этих вещей. Тем не менее, я хочу большего: не просто понимать смысл слов, но ещё знать, почему они звучат так, а не иначе».
Не только мудрецу, но и большинству из нас интересно было бы узнать, почему окно называется окном, мешок – мешком, а так нелюбимый всеми учениками урок - уроком. И на эти вопросы существуют ответы:
Окно происходит от слова ………… око – глаз. Первоначально это слово означало «щель для ока» (глаза)
Мешок образовалось от слова мех с помощью суффикса -ок. Первоначально слово мешок обозначало ёмкость, сшитую и меха, когда же ёмкости престали шить из меха, утратилась и связь со словом мех.
Слово урок произошло от старославянского слова реку – говорить, от данного глагола, который употреблялся только с приставкой, образовалось слово урокъ и обозначало оно – уговор, работа, заданная для выполнения в определённый срок.
- Попробуйте догадаться, какая будет тема урока?
Происхождение слов русского языка.
2 этап – самоинструкция.
Работа с текстом:
Наука о происхождении слов.
Науку о происхождении слов называют этимологией. Это один из древнейших и один из интереснейших отделов языкознания. Основателями его были древнегреческие философы, в трудах которых появился и сам термин этимология, составленный из двух греческих слов: etymon, что значит «истина», и logos, что значит «слово, учение». То есть сначала этимологией называли учение об истине, об истинном значении слов.
С развитием науки о языке меняли цели и методы этимологических исследований. В современном языкознании перед учёными, которые занимаются этимологическим анализом, стоят такие задачи:
во-первых, он находит, когда и где (в каком именно языке и диалекте) появилось слово;
во-вторых, устанавливает, из каких частей, по какому образцу оно создано;
в- третьих, определяет древнейшее значение слова.
Далее ему надо ещё указать, какие изменения в самой форме слова и в его значении создали современную звуковую грамматическую форму и значение.
Прочитайте текст ответьте на вопросы:
- Как называется наука о происхождении слов?
(этимология)
- Как произошло слово этимология? (истина + слово)
Запись словарных слов:
Истина
Истинный
-почему в слове истинный две н?
3. Какие задачи стоят перед учёными, занимающимися этимологическим анализом?
(-найти, где и когда, в каком языке появилось слово;
- из каких частей, по какому образцу создано;
- определить древнейшее значение слова;
- установить, какие изменения создали современную звуковую и грамматическую форму)
Учитель.
Определяя происхождение слова, мы обычно ищем причину, почему предмет, получивший наименование, был назван так, а не иначе. И вот тут мы сталкиваемся с понятием « внутренней формы слова». Если слово имеет мотивированное значение, то его внутреннюю форму определить легко. Подснежник – значит « вырастающий из-под снега», колокольчик – цветок, по форме напоминающий колокол.
Этимологию слова можно также определить, разложив слово на морфемы. Давайте обратимся к следующему тексту и прочитаем, как автор раскрывает нам этимологию слова задача.
Происхождение слов русского языка.
Этимология может рассказать, как из одного корня образуется много разных слов. Старые корни в одних случаях образуют новые слова, а в других срастаются с какой-нибудь морфемой и образуют новый корень. И уже от этого корня образуется много разных слов, в которых старые корни являются этимологическими.
В слове задача этимологический корень -да-. От этого корня образовались слова задачник, озадачить. Сейчас у них современный, молодой корень -задач-, в котором приставка слилась с корнем. От корня -да- с помощью суффиксов -р- и -ч- образовались новые корни -дар- (дарить, подарок) и -дач- (дача, дачник).
Учитель.
Если же слово имеет немотивированное значение, то его внутреннюю форму приходится отыскивать посредством сложного этимологического анализа или обратиться к этимологическому словарю.
- Познакомимся со словарной статьёй и посмотрим, какую информацию они содержит. Чтение словарной статьи.
(толкование слова, грамматические признаки, из какого языка произошло, когда произошло, при помощи каких морфем)
3 этап – социоконструкция.
Учитель.
- Сегодня мы с вами будем настоящими исследователями языка. Проведём этимологический анализ и попробуем сами установить происхождение некоторых слов русского языка.
План работы:
- Дайте толкование слову.
- Установите, из каких частей и по какому образцу создано слово;
- Определите значение его частей
- Попробуйте догадаться, из какого языка заимствовано.
Работа в группах:
Сделать этимологический анализ слов: впечатление, ведьма, невежда, медведь, ровесник, сверстник.
4 этап – социализация.
Отчёт групп.
Сравнение своих исследований со статьёй из словаря:
Слово впечатление связано со словом печать, то, что впечаталось в ум и сердце. А первый корень – это печь, так как печать – первоначально «выжженный знак».
Ведьма, невежда, медведь. Оказывается, все эти слова произошли от одного и того же глагола ведать, то есть знать.
Ведьма – «знающая, знахарка». Когда-то это слово не имело неодобрительного смысла. Ведьма знала целебные травы, знала, как помочь больным людям. А когда появились сказки о злых ведьмах, слово изменило смысл.
Невежда – «мало знающий человек». Этим словом обычно называют людей, которые не просто мало знают, но и не хотят знать больше, враждебно относятся к знанию.
Медведь – зверь, который ведает. То есть знает, где мёд, любит мед. Почему именно такое название закрепилось за медведем? Суеверные охотники считали опасным называть животных, на которых идут охотиться, и давали им новые названия, имена - «маски». Название медведь вытеснило прежнее наименование, которое в латинском языке звучало так: «урсус».
Ровесник – это тот, кто прожил одинаковое, ровное количество весен с тобой. Твой одногодка, родившийся с тобой одной весной.
- Объясните, почему в слове ровесник не пишется буква т?
Сверстник – одинаковый с тобой по возрасту человек; слово восходит к общеславянскому корню верста в значении возраст, а позже мера длины.
- Почему в слове сверстник пишется буква т?
- Какую практическую пользу могут принести нам знания этимологии?
(Зная происхождение слова, можно проверить безударные гласные и непроизносимые согласные в корне слова).
Учитель.
Чтобы закрепить своё предположение, попробуем выполнить упражнение. Вставьте пропущенные буквы – непроверяемые гласные в корне, используя данные о происхождении слов.
Шерстяные п…рчатки, об…ятельный человек, тонкое об…няние, нагр…дить победителя, тёплый пл…ток, пл…тяной шкаф, б…юкать ребёнка.
Материал для спаравок:
- Корень –град- обозначает то же, что и –город-. Он вошёл в слова градостроительство, градоначальник и др. В старину царь за отличную службу мог подарить дворянину землю, село или даже город (град). Наградить – буквально значит «подарить город».
- Обоняние – способность человека чувствовать и различать запахи; вонь – в старину обозначало «запах» вообще, любой запах; благовоние – приятный запах.
- Плат – в старину означало «кусок материи»; и то, что из него шили – платье, платок, заплатка.
- Баять – в древнерусском языке означало «говорить, рассказывать», от него произошли слова байка, побасенка, басня, краснобай, баю-баюшки, обаять (околдовать словами).
- Перст – палец (устар.). Этот корень сохранился в словах напёрсток, перстень – то, что надевают на один перст. Перчатки – то, что надевается на все персты сразу.
Проверяем в классе.
5 этап – разрыв.
Учитель.
Итак, теперь вернёмся к таблице, которую мы с вами заполняли в начале урока.
- С каким разделом науки о языке мы с вами познакомились?
- Что изучает этимология? (Происхождение слов русского языка).
Учитель.
Теперь я предлагаю вам изложить свои впечатления, полученные в ходе урока следующим образом. Напишите заметку в электронный школьный литературный журнал «Мой мир» о проведённом уроке, используя следующие выражения:
- я знал, конечно, но только сегодня на уроке увидел, что …
- мне было трудно выполнять …
- я даже не предполагал…
- а мне понравилось работать в группе…
Вывод: Сегодня на уроке мы повторили уже известные разделы науки о зыке и познакомились с новым разделом. Учились определять происхождение слов и причину названий тех или иных предметов. Я буду очень рада, если знания, полученные в ходе урока, вы сможете применить на практике, проверяя орфограммы в трудных для написания словах.
Домашнее задание. Упр.93 или
С помощью этимологического словаря и словообразовательного анализа решите следующую этимологическую задачу: 0пределите, являются ли этимологически родственными слова лев, леопард, хамелеон? Какое слово будет являться для двух других проверочным.
Использованная литература:
1. Ковалев В. И. Словарь этимологически проверяемых слов русского языка. Луганск: Янтарь, 2002.
2. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. М.: Русское слово, 2000.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык 8 класс. – Москва: Баласс, 2009.
4. Пасхалов А. П. Удивительная этимология. М. – ЭНАС, 2008.
5. Круковер В.И. Этимологический словарь русского языка. – Санкт-Петербург, 2010.
6. Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Москва «Просвещение», 1975.
7. Патралова и др. Краткий этимолого-орфографический словарь. – Саратов: «Лицей», 2002.
8. Зарецкий А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М: Учпедгиз, 1961.
9. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Исаева Н.А. Методические рекомендации для учителя. Русский язык 8 класс. – Москва: Баласс, 2006.
Анализ урока:
Урок русского языка в 8 классе по программе «Школа 2100».
Тема: Происхождение слов русского языка.
Применяемые технологии: технология педагогических мастерских.
Формы работы: самостоятельная работа с текстом, работа в группах – исследование, самостоятельная орфографическая работа, творческая работа – рефлексия.
Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» г. Ноябрьска
Публичко Валентина Алексеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100" Тема: Размышления о человеческой красоте. (По сказке В. Вересаева «Состязание»)
Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100" с использованием технологии критического мышления и технологии правильного типа читательской деятельности...
Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100". Тема: "История басни"
Урок содержит элемент сравнительной характеристики басен Эзопа, Лафонтена и Крылова. К разработке прилагаются памятка и карточка с текстами басен....
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Методическое пособие по теме «Интеграция на уроках русского языка и литературы»
Методическое пособие «Интеграция на уроках русского языка и литературы» предназначено для преподавателей русского языка и литературы, работающих в 5-11 классах.В пособии коллеги найдут информацию о то...
Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Как образуются слова в русском языке"
В папке вы найдете конспект урока,презентацию и дополнительный материал к уроку....
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)
Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...
"Что нужно для счастья" Открытый урок в 4 классе по программе "Школа 2100".Тема "Музыка Норвегии".
Знакомство с творчеством Эдварда Грига.Сюита "Пер Гюнт"....