Урок русского языка в 5 классе на тему "Наречие"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Конец формы
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: «Наречие как часть речи»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: создание условий для формирования представления о наречии как самостоятельной части речи.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
- формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);
- формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);
- формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);
- формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- освоение знаний по теме «Наречие».
Оборудование урока: ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради, карточки с заданиями.
Ход урока
- Организационный момент. Мотивация к деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Сегодня у нас урок открытия нового знания. Надеюсь, мы хорошо поработаем и добьёмся успехов. Тем более что за окном весна – пора обновления и открытий.
Учитель читает стихотворение А. Плещеева: (Слайд № 1)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
- Я недаром начала сегодняшний урок русского языка со стихотворения А. Плещеева о весне. Ведь приход весны улучшает настроение. Готовы работать?
- Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Слайд № 2: на экране:
Засвищ…т скоро солов(?)и
И лес оден..тся листвою
-Я предлагаю вам проанализировать это предложение. Спишите его, объясните вставленные буквы, знаки препинания, подчёркните члены предложения и укажите все части речи, которыми они выражены, сделайте морфемный разбор слова засвищут.
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание (самопроверка) – слайд №3.
- Какие затруднения у вас возникли?
- Какую часть речи вы не смогли определить? Почему?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Запишите тему урока в тетрадь. Слайд № 4
- В качестве эпиграфа к уроку я предлагаю взять слова известного лингвиста А.А.Шахматова: «Эти слова «живописуют» нашу речь, отвечая за удачу общения». Слайд № 5
- Насколько верны эти слова, я думаю, мы сможем узнать в ходе нашего урока.
- Формулирование цели урока.
С наречием отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете её впервые. - Какую цель вы ставите перед собой на уроке?
- Что вы хотите узнать о наречии?
- Чему хотите научиться?
(Вспомнить, что такое наречие, откуда произошло его название (этимологию), узнать о морфологических признаках и синтаксической роли наречий.)
-Какими способами вы будете достигать цели?
-Как вы проверите, что цель достигнута?
(С помощью тренировочных упражнений, исследований, чтения теоретических сведений в учебнике.)
IV. Исследовательская работа (проводится в группах).
- Правильно! Начнём наш урок с исследования. Что значит «исследовать»? (дети находят значение слова в словаре).
1. -исследовать - подвергнуть (-гать) научному изучению
Пример: И. законы природы.
2. - осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-нибудь
Пример: И. больного.
- Чтобы исследование прошло результативно, вам понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть внимательны, дружно работать в команде, ведь нам предстоит открыть новую «звезду» знаний.
- Используем уже известную вам по другим частям речи графическую схему «Денотатный граф» (слайд 7)
- Заполнить третий уровень нам и поможет исследовательская работа в группах.
Задания для исследования:
-Работая в группах, проведите исследование наречий и решите, кто из вашей группы познакомит нас с теми выводами, которые вы сделаете.
1-я группа:
Найдите в предложениях наречия. Определите, какими членами предложения они являются.
- Быстро тают снега. Дружно побежали ручьи.
- Очень скоро распустятся почки на деревьях.
- Неповторимо прекрасный запах разлит весной в лесу.
- Распахнуты все окна в доме напротив.
Сделайте вывод, что обозначают наречия.
2-я группа:
На какие вопросы отвечает наречие?
Сидеть (……………) слева, справа.
Посмотреть (…………..) направо, налево, вверх.
Вернулся (………….) издалека.
Произошло (……………) сегодня, вчера, утром.
Работать (………..) честно, дружно, интересно
Сделать (………..…) нарочно, специально.
Ошибся (………..…) поневоле, спросонок.
Яйцо (…………….) всмятку.
3-я группа:
Измените наречие:
- по числам (он отвечал хорошо, они …………… …………..)
- по падежам
Сделайте вывод.
4-я группа:
Измените наречие:
- по родам (он рисует красиво, она рисует …………., оно рисует …………)
- по временам (рисовал красиво, рисует …………, будет рисовать ……………)
- по лицам (я пишу аккуратно, ты пишешь ….., ………….)
Сделайте вывод.
5-я группа:
Найдите в предложениях наречия. Произведите их морфемный разбор. Сделайте вывод об особенностях морфемного состава наречий.
У каждого времени года своё очарование. Живая природа чутко реагирует на любые изменения. Вот и ранняя весна часто радует взор свежими красками и упоительными ароматами быстро пробуждающихся деревьев.
6- группа:
Изучите материал рубрики «Это интересно» (см. стр.68 учебника) и сделайте вывод о происхождении слова «наречие».
(Учитель добавляет: Ещё в 1755 году в «Грамматике» М.В. Ломоносова сказано, что наречие служит «для краткого изображения обстоятельств».)
- Выступления от групп. Заполнение граф денотатного графа. Общий вывод об особенностях наречия (сначала в группах, затем выступление учащегося). Слайд 8
VI. Расширение имеющихся знаний.
- Хоть наречие и появилось в языке позже других частей речи, это отнюдь не мешает ему дружить и работать с ними. Сейчас мы с вами в этом убедимся, решив головную проблему фишбоуна «Сочетаемость наречий». Слайд 9
(Учитель напоминает особенности работы с фишбоуном, дети рисуют его в тетради, заполняя примерами из предложенного материала. Работа проходит в парах.)
Материал для работы (слайд 10): рубашка навыпуск, очень холодный, работал творчески, чрезвычайно интересно.
Общий вывод от пар (наречие сочетается с разными частями речи).
- Физкультминутка.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
- Первичное закрепление знаний.
- Молодцы! Итак, работая все вместе, мы достаточно накопили теоретического материала о наречии.
- Как вы будете применять полученные знания при нахождении наречий в речи, при их использовании? Каким алгоритмом вы будете пользоваться?
Составляют алгоритм: (слайд 11)
1. Найду слово, от которого можно поставить вопрос.
2.Вспомню вопросы, на которые отвечает наречие.
3.Определю, что обозначает слово.
4.Посмотрю, чем является в предложении.
- Игра «Собери пословицу». Работа в парах: собрать рассыпавшиеся пословицы, найти в них наречия , используя алгоритм работы, подчеркнуть их как член предложения.
1) Тише ед..шь, дальше буд..шь. 2) Далеко ехали, да скоро приехали. 3) Тот не будет хорошо учит..ся, кто от работы прочь мчит..ся.
(Объясните смысл пословиц, запишите их, вставляя пропущенные буквы.)
- Минутка для шутки.
– Ребята, посмотрите сценку «Рецепт», которую заранее подготовили ваши одноклассники.
(Ученики разыгрывают сценку.)
Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:
- В каком классе вы учитесь, молодой человек?
- В 5-м Бы.
- Бы? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?
- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
- Жутко дружно, ужасно и весело… А хорошо учитесь-то?
- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Нормально… В пух и прах хвалит…Да, болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам. Вот тебе рецепт- учебник грамматики русского языка.
-Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чём тут ошибки?
- Скажите, а как часто мы употребляем наречия в своей речи?
Учёные- лингвисты установили, что среди 9 тысяч самых частотных слов наречий 705, или 8%, поэтому по количеству они занимают 4-ое место после существительных, глаголов и прилагательных. По частоте употребления наречия занимают 6-ое место (после существительных, глаголов, местоимений, предлогов и прилагательных). («Занимательно о русском языке», авторы Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э.)
- Только, к сожалению, их употребляем не всегда правильно.
Чтобы не повторять ошибок в речи, выполним задание: (слайд 12)
XII. «Исправьте устно ошибки в употреблении наречий».
( Читаются предложения и исправляются ошибки.)
1.Вперёд подумай, потом отвечай.
2.Спереди меня шёл высокий человек.
3.Девочка хорошо говорит по - английскому. 4.Завтра заместо математики будет литература.
XIII. Самостоятельная работа:
Задание:
- Замените противоположными по смыслу наречиями (слайд 13):
Быстро - медленно
Темно - светло
Легко - тяжело
Тихо - громко
Сверху - снизу
Много - мало
Вперёд - назад (Самопроверка и самооценка) Слайд 14
XIV. Работа с фразеологизмами. Слайд 15
Замените фразеологизм наречием.
Спит как убитый – крепко. Знать как свои пять пальцев – хорошо. Кот наплакал – мало. Ни свет ни заря – рано. Как снег на голову - неожиданно. В час по чайной ложке - мало. Рукой подать – близко.
(Самооценка выполнения заданий) Слайд 16
- Лингвистическая игра «Найди меня». (Слайд 17)
- Выпишите словосочетания с наречиями, аргументируйте свой выбор, произведите морфемный разбор наречий, подчеркните их как член предложения:
Мама говорила спокойно. Ночное море спокойно. Он прекрасно играет на скрипке. Весеннее время года прекрасно.
(Взаимопроверка. Ответы уч-ся)
- Какое языковое явление мы здесь наблюдаем? (Омонимию частей речи – омоформы.)
XVI. Лингвистический эксперимент. Слайд 18
- А так ли важны наречия в языке. Может быть, и без них можно легко обойтись? Давайте ответим на эти вопросы с помощью лингвистического эксперимента. (Слайд 19)
Вывод:
-Какую роль играют в нашем языке наречия?
XVII. Творческое задание (в группах):
Сочинение-этюд.
– А теперь я приглашаю вас к творческому поиску слова, чтобы точно и ярко описать произведение живописи. Посмотрите картину П. Кончаловского “Сирень” (слайд 20)
– Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной? А вам нравится сирень? Давайте подберем для описания букета наречия. Художник передал свежесть и великолепие цветов красками, мы постараемся передать свои чувства словами. Каждая группа составляет свой текст, а затем, соединив их в один, мы получаем сочинение-этюд, ваше собственное творенье.
– Посмотрим, как от одного маленького, но драгоценного по содержанию слова зазвучит мысль!
Текст для 1 группы.
О маленькое чудо! Пышные кисти белой и лиловой сирени в букете дышат свежо и благоухающе. Просто таинственно околдовывают её кружевные ветви, роскошно склонив свои душистые грозди.
Текст для 2 группы.
Необычайно красивы нежные цветы-звёздочки. Аромат сирени медвяно тает в комнате, наполняя её дивным запахом.
Текст для 3 группы.
Упоительно стесняется грудь; от ощущения счастья чарующе замирает сердце. Букет сирени, еще влажный от ночной росы, выглядит загадочно и дивно.
Выступления групп (два этюда должны получиться, так как групп шесть).
-Какова тема получившегося текста?
- Основная мысль?
-Какая часть речи помогает выразить эту мысль точнее?
- Каким средством выразительности являются подобранные вами наречия? (Выходим на эпитеты)
(Эпитет – это …)
- Так какова же роль наречий в художественном тексте? Интересно ли разгадывать секрет наречий и делать удивительные открытия на пути познания слова? Обогащает ли это нашу речь, словарный запас?
- Удалось нам доказать, что наречия «живописуют» нашу речь, отвечая за удачу общения», как считал А.А.Шахматов? Слайд 21
XVIII. Включение в систему знаний и повторение.
Обобщение изученного в группах. Первая подготовившаяся группа становится экспертом и проводит оценку знаний остальных групп.
(Проговаривают в группах изученное. Выступление одной из групп с дополнениями от других.)
ТЕСТ «Верные и неверные утверждения» (Да/нет - слайд 22
1) Верно ли, что слова вверху, направо, однажды, весело - это наречия?
2) Наречие - это служебная часть речи.
3) Наречие отвечает на вопросы косвенных падежей.
4) Наречие - неизменяемая часть речи.
5) В предложении наречие обычно является обстоятельством.
6) Наречие спрягается.
7) Наречие отвечает на вопросы где? куда? откуда? зачем?
8) Наречие обозначает признак действия, признак признака.
(Самопроверка – слайд 23) (Да, нет, нет, да, да, нет, да, да.)
XIX. Рефлексия учебной деятельности на уроке:
- Давайте подведём итоги нашего исследования.
- Что мы исследовали? (Наречие как часть речи)
- Какую цель ставили?
- Удалось достичь поставленной цели?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что вызвало особые затруднения?
- Где можно применить новые знания?
- Назовите ключевые слова темы.
Оцените свою работу с помощью фраз на экране (слайд 24):
Я сегодня на уроке узнал(а)………….
Я сегодня научился (научилась)………
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Мне захотелось ещё узнать…………
Оцениваю свою работу на уроке в … баллов
XX. Д/З (см.слайд 25 – разобрать д/з).
Пожелания участникам урока – слайд 26.
Конец урока – слайд 27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....