Технологическая карта к уроку "Чередующиеся корни" по русскому языку в 5 классе (УМК В.В.Бабайцевой)
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Хайруллина Милауша Фаткрахмановна

Цепная и параллельная связь предложений в тексте "Любовь и уважение к русскому языку"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Работа над текстом “Уважение и любовь к русскому языку”

(Текстоцентрический анализ на уроках русского языка)

Цель урока :

1)  систематизация знаний по типам текстов и связи предложений, абзацев в тексте;

2)углубление и систематизация умений и навыков лингвистического анализа текста в рамках подготовки к ЕГЭ;

3) способствовать воспитанию уважения и любви к русскому языку и другим языкам;

4) развитие выразительной устной и грамотной письменной речи; навыков составления сочинения-репортажа и выступления-сообщения.

Оборудование. 1) стенд по двуязычию; 2) портрет К.Кулиева; 3)стенная  газета “Русское слово”; 4) альбом-отчет “Международного дня родных языков”

Ход урока:

  1.  Орфографический  тренинг (на доске) Родной язык, люблю татарский язык, русский язык,        любить родную речь, язык живёт и развивается, малочисленный народ.
  2. Ребята, на какую тему подобраны орфограммы ?(Язык). Вы сказали

правильно, мы  будем говорить сегодня на уроке (О языках). Эпиграфом урока я решила взять слова из текста, над которым мы с вами будем работать (тексты на партах  в  печатном  виде  и на  экране).

Эпиграф:         Каждый язык – это целый мир.

Несколько слов об авторе К.Кулиеве:

        Балкарский поэт  Кайсын Кулиев родился в семье скотовода и охотника. Талантливый ребенок с детства проявлял артистические и поэтические способности. В 18 лет  приезжает в Москву, поступает в театральное училище. Будучи студентом, переводит на балкарский язык стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Затем он учится в Литературном институте. Является участником Великой Отечественной войны.

Чтение текста и работа над ним:

(1) Каждый язык – это целый мир.(2) Язык     не     только    предмет  для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. (3) Он должен вызвать  у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. (4) Язык каждого, пусть даже самого малочисленного народа, - это целый мир, полный прелести и волшебства.

        (5) Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. (6) На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. (7) Каждый из них имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.

(8) Я люблю русский язык, но так же люблю и свой родной балкарский, на котором я впервые сказал «мама», «хлеб», «дерево», «снег», «дождь», «звезды». (9) Я хочу, чтобы мой язык – первое сокровище моего народа – жил и развивался. (10) Уважение и любовь к русскому языку, на котором  я говорю много лет и которым восхищаюсь,  продолжая изучать  его, совсем не мешает мне любить родную речь – язык моей матери.   (К.Кулиев)

- К какому  типу относится текст?(текст- рассуждение)

- Определите части текста (начало – 1,2 предложения, средняя часть – 3-9 предложения, концовка – 10 предложение)

- Сформулируйте и зачитайте основную мысль каждой части.

(Начало: Язык – душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Средняя часть: Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. Концовка: Уважение и любовь к русскому языку совсем не мешает любить родную речь – язык матери.)

- Дайте заглавие тексту. (Уважение и любовь к русскому языку)

- Сколько абзацев в тексте? (три)

- Как  соединены абзацы между собой? (лексическим повтором и местоимениями, цепной связью).

- Покажите, как соединены между собой предложения в абзацах?

1Абзац:

2 Абзац:

           

3 Абзац:

Вывод: Соединение в абзацах осуществляется с помощью лексического повтора и местоимений, то есть цепной связью.

- В предложениях 2,9 найдите контекстуальный синоним. (Язык – сокровище)

- Найдите сравнения в 7 предложении. (Язык, как голос матери, как хлеб родной земли)

-  О чем  заставил  задуматься этот текст?

(О значении русского языка)

- Какое значение имеет русский язык для вас? (Дети читают свои ответы на вопрос, которые они писали дома).

- На сегодняшний урок группа учащихся подготовила сочинение – репортаж «Мы любим русский язык», сейчас мы послушаем их:

        Репортаж с Международного дня родных языков:

  21 февраля - Международный день родных языков. По этому случаю в школе в актовом зале было организовано общешкольное  мероприятие, куда собрались учащиеся 5-11 классов. Нужно отметить , что выступающие подготовились с большим желанием. Листая страницы устного журнала «С русским языком можно творить чудеса», ребята послушали и интервью лингвистов, и стихи русских поэтов о природе. Мероприятие, мы считаем, было очень полезным. Я попрошу одного из самых юных участников из нашего класса поделиться своими впечатлениями от этого дня (обращается к участнику мероприятия)

-Нияз, понравилось тебе собственное  выступление?

-Да. Сначала я боялся, справлюсь ли с заданием. Ведь в зале сидела почти вся школа. Но любовь к русскому языку победила страх.

-А какие у тебя успехи по русскому языку?

-Я успеваю на 4, но очень люблю, когда ставят 5. Люблю читать стихи.

-А может, ты нам расскажешь одно стихотворение?

-Да, с удовольствием прочитаю  стихотворение Ахмата Ерикеева:

        Мне, нерусскому, близок и дорог

        Замечательный русский язык,

        Я постиг его строй в разговорах

        И к нему, как к родному, привык.

                                                Как же может быть речь не родною,

                                                Если с ней я богаче стократ!-

                                                Пушкин, Герцен, Некрасов со мною

                                                На родном языке говорят.

-Ребята, у других не возникло  желание рассказать стихотворения о родном  и   русском языках? (Учащиеся  читают  стихи).

                                    Габдулла  Тукай «Родной   язык».

    Родной  язык – святой  язык, отца  и  матери  язык,

   Как  ты  прекрасен! Целый  мир  в  твоём  богатстве  я  постиг!

  Качая  колыбель, тебя  мне  в  песне  открывала  мать.

 И  сказки   бабушки  потом  я  научился  понимать.

 Родной  язык, родной  язык, с  тобою  смело  шёл  я  вдаль,

 Ты  радость  возвышал  мою, ты  просветлял  мою  печаль.

 Родной  язык, с  тобой  вдвоём  я  в  первый  раз  молил  творца:

 «О  боже,  мать  мою  прости, прости  меня,  прости  отца».

                          Шайхи  Маннур,татарский  поэт.

 Знай  язык  и  русский, и  татарский,

 Выучи,  мой  друг!

 С  ними  откроешь  ты  познанье,

 Каждый  близок  и  высок.

                                Языки  сближают  нас,

                                В  мир  ведут  большой.

                               Изучи  язык  ты  русский,

                              Не  забудь   родной.    

           

Т.Зумакулова, балкарская поэтесса «Два языка».

        Родной язык!

        Он дорог мне, он мой,

        На нем ветра в предгорьях наших свищут,

        На нем впервые довелось услышать

        Мне лепет птиц зеленою весной …

        Но, как родной,

        Люблю язык я русский…

        На нем живые, трепетные чувства

        Открылись мне.

        И мир открылся в них.

Евгений Буков, русский поэт.

        Коль язык ты знаешь русский,

        Всяк поймет тебя при встрече,

        Хоть объезди всю страну.

        Всем понятной русской речью

        Будут говорить с тобой

        И грузин, и украинец,

        И узбек, и белорус.

                                Габдулла Тукай, татарский поэт.

        С русским мы в веках  породнились,

        Словарем, языком обменялись.

        Одни песни у нас родились,

        И события одни воспевались.

-Я вижу, что вы действительно с большим желанием изучаете этот язык. А какая страница устного журнала вам понравилась больше. Поделись, пожалуйста, своими впечатлениями, Эндже? (Обращается к другой ученице в классе)

-Мне понравилась последняя страница, где открывали молодые таланты. На этой странице выступала моя подружка из 9 класса Нуриева Гульназ. Я знала, что она пишет стихи на татарском языке, а в тот день я открыла для себя новость: она прекрасно пишет и  на  русском языке. Я горжусь, что соседка Гульназ   -   близкая  моя   подруга.

-Хорошо, ребята. Я поняла, что мероприятие прошло с пользой и запомнится вам надолго. Наша работа над текстом на сегодняшнем уроке была как бы продолжением  того мероприятия. Желаю удач и старания всем моим одноклассникам.

Учитель: Послушаем сообщение по газете (проверка индивидуального задания: ученик (ца) делают сообщение по газете): Я хочу сделать короткое сообщение по газете «Русское слово». Ее выпустили члены кружка «Занимательная грамматика». Меня заинтересовал особенно раздел дополнительных сведений. По этой статье я узнала, что русский язык является одним из шести основных языков Организации Объединенных Наций. Шесть языков: английский , французский, испанский, японский, китайский и русский. На русском языке, оказывается, говорят многие - четверть миллиарда людей.

В статье «Все о языках» говорится о путях развития и роста русского языка, о его значении. Далее: стихи о русском языке, пословицы, поговорки, загадки. А также занимательный материал на размышление.

Хочу сообщение закончить словами К.Паустовского: «Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни».

Оценивание ответов учащихся на каждом этапе урока и в целом на уроке (с комментарием).

Домашнее задание:

I уровень: составить план к тексту в форме вопросов.

II уровень: составить простой план к тексту.

III уровень: написать сочинение – миниатюру «Что мне даст в будущем знание русского языка».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку 6 класс (1 полугодие) УМК Бабайцевой

Тематическое планирование расчитано на 6 часов в неделю....

Тематическое планирование по русскому языку 6 класс (2 полугодие) УМК Бабайцевой

Тематическое планирование рассчитано на 6 часов в неделю...

Урок русского языка. 5 класс. УМК В.В. Бабайцевой. Тема: «Фразеологизмы»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 1.       Подобрать слова синонимы к фразеологизмам: на краю света, намылить шею, пешком ходить под стол, зуб на зуб не попадает, зарубить на носу, ка...

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

Цели урока:   1.Образовательные:  повторить и обобщить пройденное  по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...