Конспект урока русского языка/ Тема: «Виды глагола» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Дать понятие о видах глагола; учить определять вид глагола; познакомить с различиями между глаголов совершенного и несовершенного вида; воспитывать вдумчивое отношение к языковым проблемам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_5_klass.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Тема: «Виды глагола»
5 класс
Цель урока: дать понятие о видах глагола; учить определять вид глагола; познакомить с различиями между глаголов совершенного и несовершенного вида; воспитывать вдумчивое отношение к языковым проблемам.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять вид глагола; узнают особенности глаголов совершенного и несовершенного вида; научатся объяснять языковые явления.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку.
Солнце просыпается,
Урок наш начинается.
Будем дружно заниматься
И друг другу улыбаться.
- Назовите глаголы, которые вы услышали в приветствии. Объясните устно орфограмму.
II . Актуализация знаний.
Выборочный диктант: отгадайте загадки, запишите глаголы с частицей НЕ, подчеркните пробел.
1. Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса (велосипед). 2. Упадет - поскачет, ударишь - не плачет. (мяч). 3. Видно глазами, да не взять руками. (тень). 4. Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно (лед). 5. Виден край, да не дойдешь (горизонт). Крылья есть, да не летает, ног нет, да не догонишь (рыба).
Учитель: Как пишутся глаголы с НЕ? А какую ещё прошедшую тему мы можем с вами определить в нашем диктанте? (Неопределённая форма глагола). А что это за форма такая?
III. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Целеполагание.
- Запись числа, классной работы. (на доске)
- Продолжаем расширять, уточнять и совершенствовать свои знания о глаголе, но темы урока я пока не говорю. Чтобы ее узнать, надо вспомнить некоторые сведения о глаголе, первая буква вашего ответа будет вписана в тему урока.
3 буква – этот признак присущ только глаголу, он говорит о глаголе, что он непоседа. (действие)
2 буква – у этой формы глагола нельзя определить ни время, ни лицо, ни число. (инфинитив)
1 буква – этот признак присущ только глаголу, выражается в категориях. (время)
Вывод: ВИД, уточняю ВИДЫ ГЛАГОЛА – тема урока. (записать на доске)
2. При изучении курса русского языка в 5 классе, мы обратили внимание, что многое нам знакомо из начальной школы, но всегда к нашим знаниям добавлялись новые.
- Что мы должны с вами сегодня узнать? (узнать, что такое виды глагола), причем не вид, а виды, значит, вид не один.
- Какие цели мы поставим перед собой? Что должны научится делать? (определять совершенный и несовершенный вид глагола)
IV. Изучение нового материала.
- Работа со словарем.
- Как вы понимаете значение слова ВИД? –
- Давайте посмотрим его значение в словаре.
- Слово многозначное, одно из его значений – внешность, облик, состояние, например, вид человека, предмета, из окна. Но и у глагола есть свой вид. Попробуем его представить.
- Идет к нам в гости глагол и напевает песенку, в его песенке есть подсказка к нашему уроку.
Говорят, и это лестно,
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм,
А в глазах природный ум,
Нос горбинкой, ясный взгляд,
Все восторженно глядят.
Весь начищенный, степенный,
Вид мой самый ………….(совершенный)
- А вот его друг, еще один глагол:
Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу ужасно:
Сам небрит, костюм измят,
Уши в стороны торчат,
Нос крючком, потухший взгляд.
Все сочувственно глядят:
Суетливый, нестепенный,
Ах, мой вид ……………….(несовершенный)
Итак, что мы выяснили благодаря нашим друзьям? (глагол бывает 2 видов: совершенный и несовершенный). Запись в тетрадь.
- Может, пора закончить урок? Мы узнали, какие бывают виды глагола…. ( знаний недостаточно, надо знать, как определить вид глагола, узнать особенности)
3. - Часто ли вы пишите своей маме смски? И наши друзья-глаголы решили написать их своим мамам:
1. мама я решал задачу и учил стихотворение.
2. мама я решил задачу и выучил стихотворение.
- Проверьте их записи (допустили пунктуационную ошибку в обращении)
Запишите данные предложения, выделите обращение, поставьте вопрос к глаголам. (И не забывайте в смсках выделять запятой обращение).
- Как вы думаете, чья мама не будет волноваться, автора 1 или 2 смски? Почему?
-Что не так с содержанием 1 смски?
- Кому из наших друзей-глаголов принадлежит каждая из этих смсок?
- Почему вы так решили? (1 – несовершенный вид, действие не закончено, показан процесс самого действия; 2 – совершенный вид, показано достижение результата действия)
– вывод на слайде.
- Значит, в 1 смске все глаголы какого вида? Во 2 смске? (подписываем сверху)
4.Однако, ребята, есть еще одна подсказка, по которой вы можете определять вид глагола: посмотрите на записанные вами вопросы, кто может дать эту подсказку?(совершенный вид дружит с приставкой с в вопросе.)
- Прочитаем теорию учебника стр.110.
Физкультминутка
И направо и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,
потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу руки потянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
V. Закрепление изученного материала.
- Игра «Мотогонки» по рядам, проверка групповая.
Суть игры состоит в том, чтобы передавая листочек друг другу (по рядам) и обратно, учащиеся определили вид глаголов. Выигрывает тот ряд, чья команда быстрее дойдет до «финиша», при этом без ошибок.
- Упр.638 (учебник под ред.Ладыженской) (работа в паре)
- прочитайте текст, подумайте, почему он получил такое название.
-прочитайте задание к упр. Глаголы надо выписать парами, а какими парами догадайтесь сами, работать вы тоже будете в паре, кто озвучит правила работы в паре? (помогать друг другу)
- В учебнике дан образец записи, рассмотрите его. На мой взгляд, он не очень удачен, предложите, как еще можно оформить эту запись, чтобы выполнить задание? В форме таблицы, подумайте, что можно добавить во вторую строчку заголовка ? (вопрос, именно он поможет вам определить вид глагола.)
Таблица
Несовершенный вид | Совершенный вид |
? | ? |
жну | сожну |
кошу | накошу |
сею | посею |
поливаю | полью |
пишу | напишу |
рисую | нарисую |
черчу | начерчу |
делаю | сделаю |
Проверка вслух парами.
Критерии правильного ответа:
- правильно задали вопрос,
- назвали глагол,
- определили вид.
- - Для чего мы выполняли это упражнение?
- Больше вы ничего интересного не заметили? (глаголы образуют видовые пары)
- Речевая минутка:
- Определите вид глагола, записанного на слайде (положить - чтение, ударение, вопрос, сов.вид)
-Образуйте к нему видовую пару что делать? – класть (не ложить!)
Много новых знаний вы сегодня получили.
- Обобщить их поможет лингвистический текст.
Глаголы бывают ______________ или ________________________вида.
Глаголы ________________вида отвечают на вопрос что делать? Что делал? Что буду делать? Что делаю?
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы __________? __________?________?
Глаголы могут образовывать видовые______________ с помощью_________________.
VI. Домашнее задание:
Параграф 111 (выучить правило на стр. 110), упр.
VII. Рефлексия.
- Почему глаголы совершенного и несовершенного вида так называются?
- Понравился урок? А глагол какого вида вам больше понравился?
Важно в жизни , чтобы ваше действие всегда стремилось к совершенству и к результату.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка «Сложные слова» 7 класс коррекционной школы VIII вида.
Конспект урока русского языка «Сложные слова» с презентацией 7 класс коррекционной школы VIII вида....
Конспект урока русского языка в 7 а классе Тема: «Роль глагола в предложении»
Конспект урока русского языка в 7 а классе. Тема : "Роль глагола в предложении"...
Конспект урока русского языка в 6 «А» классе Тема: Повторение изученного по теме «Глагол»
Ведущая технология : технология развития критического мышленияТип урока: повторение, закрепление и обобщение изученного по теме «Глагол»Вид урока: урок повторенияФормы рабо...
РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ПО РАЗДЕЛУ «ГЛАГОЛ. КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Разработка конспекта урока по русскому языку по разделу "Глагол. Культура речи" будет полезна учителям при проектировании собственных уроков на основе системно-деятельностного подхода....
План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".
Данный урок русского языка предназначен для учащихся 9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...
Методическая разработка конспекта урока русского языка «Грамматические признаки глагола»
Методическая разработка конспекта урока русского языка«Грамматические признаки глагола»Дата проведения: 12.01.2022 г.Группа: АМ-312...