Конспект урока русского языка/ Тема: «Виды глагола» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Дать понятие о видах глагола; учить определять вид глагола; познакомить с различиями между глаголов совершенного и несовершенного вида; воспитывать вдумчивое отношение к языковым проблемам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_5_klass.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

 Тема: «Виды глагола»

5 класс

Цель урока: дать понятие о видах глагола; учить определять вид глагола; познакомить с различиями между глаголов совершенного и несовершенного вида; воспитывать вдумчивое отношение к языковым проблемам.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять вид глагола; узнают особенности глаголов совершенного и несовершенного вида; научатся объяснять языковые явления.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку.

Солнце просыпается,

Урок наш начинается.

Будем дружно заниматься

И друг другу улыбаться.

- Назовите глаголы, которые вы услышали в приветствии. Объясните устно орфограмму.

II . Актуализация знаний.

Выборочный диктант: отгадайте загадки, запишите глаголы с частицей НЕ, подчеркните пробел.

1. Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса (велосипед). 2. Упадет - поскачет, ударишь - не плачет. (мяч). 3. Видно глазами, да не взять руками. (тень). 4. Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно (лед). 5. Виден край, да не дойдешь (горизонт). Крылья есть, да не летает, ног нет, да не догонишь (рыба).

Учитель: Как пишутся глаголы с НЕ? А какую ещё прошедшую тему мы можем с вами определить в нашем диктанте? (Неопределённая форма глагола). А что это за форма такая?

III. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Целеполагание.

  1. Запись числа, классной работы. (на доске)

-  Продолжаем расширять, уточнять и совершенствовать свои знания  о глаголе, но темы урока я пока не говорю. Чтобы ее узнать, надо вспомнить некоторые сведения о глаголе, первая буква вашего ответа будет вписана в тему урока.

3 буква – этот признак присущ только глаголу, он говорит о глаголе, что он непоседа. (действие)

2 буква – у этой формы глагола нельзя определить ни время, ни лицо, ни число. (инфинитив)

1 буква – этот признак присущ только глаголу, выражается в категориях. (время)

Вывод: ВИД, уточняю ВИДЫ ГЛАГОЛА – тема урока. (записать на доске)

2. При изучении курса русского языка в 5 классе, мы обратили внимание, что многое нам знакомо из начальной школы, но всегда к нашим знаниям добавлялись новые.

- Что мы должны с вами сегодня узнать? (узнать, что такое виды глагола), причем не вид, а виды, значит, вид не один.

- Какие цели мы поставим перед собой? Что должны научится делать? (определять совершенный и несовершенный вид глагола)

IV. Изучение нового материала.

  1. Работа со словарем.

- Как вы понимаете значение слова ВИД? –

- Давайте посмотрим его значение в словаре.

- Слово многозначное, одно из его значений – внешность, облик, состояние, например, вид человека, предмета, из окна. Но и у глагола есть свой вид. Попробуем его представить.

  1.  Идет к нам в гости глагол и напевает песенку, в его песенке есть подсказка к нашему уроку.

Говорят, и  это лестно,

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах природный ум,

Нос горбинкой, ясный взгляд,

Все восторженно глядят.

Весь начищенный, степенный,

Вид мой самый ………….(совершенный)

- А вот его друг, еще один глагол:

Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам небрит, костюм измят,

Уши в стороны торчат,

Нос крючком, потухший взгляд.

Все сочувственно глядят:

Суетливый, нестепенный,

Ах, мой вид ……………….(несовершенный)

Итак, что мы выяснили благодаря нашим друзьям? (глагол бывает 2 видов: совершенный и несовершенный).  Запись в тетрадь.

- Может, пора закончить урок? Мы узнали, какие бывают виды глагола….        ( знаний недостаточно, надо знать, как определить вид глагола, узнать особенности)

3.  - Часто ли вы пишите своей маме смски? И наши друзья-глаголы решили написать их своим мамам:

1.  мама я решал задачу и учил стихотворение.

2.  мама я решил задачу и выучил стихотворение.

-  Проверьте их записи (допустили пунктуационную ошибку в обращении)

Запишите данные предложения, выделите обращение, поставьте вопрос к глаголам. (И не забывайте в смсках выделять запятой обращение).

- Как вы думаете, чья мама не будет волноваться, автора 1 или 2 смски? Почему?

-Что не так с содержанием 1 смски?

- Кому из наших друзей-глаголов принадлежит каждая из этих смсок?

- Почему вы так решили? (1 – несовершенный вид, действие не закончено, показан процесс самого действия; 2 – совершенный вид, показано достижение результата действия)

вывод на слайде.

- Значит, в 1 смске все глаголы какого вида? Во 2 смске? (подписываем сверху)

4.Однако, ребята, есть еще одна подсказка, по которой вы можете определять вид глагола: посмотрите на записанные вами вопросы, кто может дать эту подсказку?(совершенный вид дружит с приставкой с в вопросе.)

- Прочитаем теорию учебника стр.110.

Физкультминутка 

И направо и налево.

(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,

 потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу руки потянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели.  (Дети садятся.)

V. Закрепление изученного материала.

  1. Игра «Мотогонки» по рядам, проверка групповая.

Суть игры состоит в том, чтобы передавая листочек друг другу (по рядам) и обратно, учащиеся определили вид глаголов. Выигрывает тот ряд, чья команда быстрее дойдет до «финиша», при этом без ошибок.

  1. Упр.638 (учебник под ред.Ладыженской) (работа в паре)

- прочитайте текст, подумайте, почему он получил такое название.

-прочитайте задание к упр. Глаголы надо выписать парами, а какими парами догадайтесь сами, работать вы тоже будете в паре, кто озвучит правила работы в паре? (помогать друг другу)

- В учебнике дан образец записи, рассмотрите его. На мой взгляд, он не очень удачен, предложите, как еще можно оформить эту запись, чтобы выполнить задание? В форме таблицы, подумайте, что можно добавить во вторую строчку заголовка ? (вопрос, именно он поможет вам определить вид глагола.)

Таблица

Несовершенный вид

Совершенный вид

?

?

жну

сожну

кошу

накошу

сею

посею

поливаю

полью

пишу

напишу

рисую

нарисую

черчу

начерчу

делаю

сделаю

Проверка вслух парами.

Критерии правильного ответа:

  • правильно задали вопрос,
  • назвали глагол,
  • определили вид.

  1. - Для чего мы выполняли это упражнение?

- Больше вы ничего интересного не заметили? (глаголы образуют видовые пары)

  1. Речевая минутка:

- Определите вид глагола, записанного на слайде (положить - чтение, ударение, вопрос, сов.вид)

-Образуйте к нему видовую пару что делать? – класть (не ложить!)

 Много новых знаний вы сегодня получили.

  1. Обобщить их поможет лингвистический текст.

Глаголы бывают ______________ или ________________________вида.

Глаголы ________________вида отвечают на вопрос что делать? Что делал? Что буду делать? Что делаю?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы __________? __________?________?

Глаголы могут образовывать видовые______________ с помощью_________________.

VI. Домашнее задание: 

Параграф 111 (выучить правило на стр. 110), упр.

VII. Рефлексия.

- Почему глаголы совершенного и несовершенного вида так называются?

- Понравился  урок? А глагол какого вида вам больше понравился?

Важно в жизни , чтобы ваше действие всегда стремилось  к совершенству и к результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Сложные слова» 7 класс коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока русского языка «Сложные слова» с презентацией 7 класс коррекционной школы VIII вида....

Конспект урока русского языка в 7 а классе Тема: «Роль глагола в предложении»

Конспект урока русского языка в 7 а классе. Тема : "Роль глагола в предложении"...

Конспект урока русского языка в 6 «А» классе Тема: Повторение изученного по теме «Глагол»

Ведущая технология : технология развития критического мышленияТип урока: повторение, закрепление и обобщение изученного по теме «Глагол»Вид урока:  урок повторенияФормы рабо...

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ПО РАЗДЕЛУ «ГЛАГОЛ. КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Разработка конспекта урока по русскому языку по разделу "Глагол. Культура речи"  будет полезна учителям при проектировании собственных уроков на основе системно-деятельностного подхода....

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".

Данный урок русского языка предназначен для учащихся  9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...

Методическая разработка конспекта урока русского языка «Грамматические признаки глагола»

Методическая разработка конспекта урока русского языка«Грамматические признаки глагола»Дата проведения: 12.01.2022 г.Группа: АМ-312...