Конспект урока русского языка в 7 а классе Тема: «Роль глагола в предложении»
материал по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 7 а классе. Тема : "Роль глагола в предложении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_pismo_v_7_kl._rol_glagolv_v_predlozhenii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 а классе

Тема: «Роль глагола в предложении»

Составитель: Учитель   Власова Т.Н.    

Цель: Закрепить умение правильно употреблять глаголы в речи.

Задачи: 1. Образовательные:

                -  обобщить знания учащихся о глаголе;

                -  активизировать использование полученных знаний;

                -  совершенствовать умение правильно согласовывать глаголы с именами        

                   существительными и личными местоимениями.      

                2. Коррекционные:

                 - развивать у учащихся зрительную и слуховую память, восприятие,                                                    

                   мыслительные навыки на основе операций анализа, синтеза, сравнения;  

                 - повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений,            

                   способствовать обогащению, активизации словарного запаса.

                3. Воспитательные:

                 - воспитывать у учащихся мотивацию к обучению, интересы и любовь к  

                   предмету.

Оборудование: Раздаточные карточки с текстами, карточки с заданиями  для самостоятельной работы,  учебники, тетради, учебные принадлежности; опорные таблицы.

                                                                    Ход урока.

I. Организационный момент.

- Сядет тот, кто назовет глаголы, относящиеся к учебной деятельности, т. е. назовите, что вы делаете на уроках.

- Садитесь.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И внимательно сидим.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

- Ребята, с какой частью речи мы работали на прошлом уроке?

- Сегодня мы продолжим изучать тему «Глагол», потренируемся находить его в предложении, определять каким членом предложения он является.                                                   -Кто мне скажет, что такое глагол?

- Открываем тетради и записываем число и классная работа.

II. Проверка домашнего задания.

- Дома вы работали по карточкам. Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Вы должны были вставить в текст глаголы, которые наполнят его звуками.

Текст:

Нас всюду окружают звуки.

Утром ….. (звенит) будильник. На улице …... (шумит) транспорт. В морозный день ….. (хрустит) снег под ногами. В осенний день дождь ….. (стучит) по стеклу. А на улице вода ….. (хлюпает) под ногами.

- Назовите, какие глаголы вы вставили.

- Докажите, что слова, которые вы вставили, являются глаголами.

- Чем они являются в предложении?

- Для чего нужны глаголы?  (Без них не понять, какое действие совершает предмет.)

- В данном тексте глаголы обозначают звучание, т. е. звуки.

Вообще глаголы могут называть самые разнообразные действия:

  1. движение ( ползать, прыгать );
  2. речь ( говорить, спрашивать );
  3. трудовые действия ( рисовать, строить );
  4. поступки ( заботиться, обидеть );
  5. чувства ( грустить, любить ).

- О каких бы событиях вы не рассказывали друг другу, вам не обойтись без глаголов.            Глагол занимает одно из главных мест в нашей речи.                                                                   Вот и сейчас глаголы помогут нам вспомнить словарные слова.

III. Словарно – орфографическая работа.

- Итак, глаголы обозначают действие предмета, а как называется часть речи, которая обозначает предмет?

- Давайте образуем от глаголов однокоренные имена существительные и запишем их в тетрадь.

Мастерить – мастер

Продавать – продавец

Тренировать - тренер

- Как называют человека, который разносит почту?       ( почтальон )

- Что это за слова?   ( Словарные; названия профессий )

- А кто из вас услышал ещё одно словарное слово? Какое?     ( тренировать )

- Давайте тоже его запишем.

- А теперь проверим, правильно ли вы написали словарные слова.

( Один ученик записывал словарные слова у доски, остальные в тетрадях.)

- Где работает продавец?

- Давайте составим предложение с существительным продавец так, чтобы в нём появилось ещё одно словарное слово.

( Один ученик записывает предложение на доске и разбирает его, остальные в тетради.)

Продавец работает в центральном универмаге.

- Какую роль выполняет глагол в этом предложении?

( Обозначает действие, является сказуемым.)

- Запомните! Глагол в предложении обычно бывает сказуемым!

( Опорная таблица.)

IV. Физ. минутка.

- Сейчас давайте поиграем в игру «Делай всё наоборот». Я вам буду называть действия, а вы будете выполнять противоположные по значению.

Сядьте, стойте, идите, откройте глаза, опустите руки, закройте глаза, поднимите руки, встаньте.

- Молодцы! А теперь я называю глагол и кидаю вам мячик, а вы называете противоположный по значению глагол и возвращаете мяч мне .

Молчать – ….. ( говорить )

Отдыхать - ….. ( работать )

Встречать - ….. ( провожать )

Лежать - ….. ( стоять )

Терять - ….. ( находить )

Ненавидеть - ….. ( любить )

Открыть - ….. ( закрыть )

- Молодцы! Немного отдохнули, а теперь продолжим наш урок.

- Мы не зря сейчас с вами выполняли эту физ. минутку. Она вам поможет выполнить следующее задание.

V. Упражнения на закрепление.

1. Работа с учебником.

Страница 187 – 188 упражнение 236 (  3, 4 – в тетради; 2 – один ученик индивидуально у доски )

Разобрать устно все загадки. Записать в тетрадь 3, 4 загадки.                                                       Глаголы подчеркнуть              .

2. Упражнение в нахождении на слух глаголов.

- А сейчас послушайте стихотворение, попробуйте найти на слух и назвать глаголы.

     Что без меня предмет?

     Лишь название.

     А я приду –

     Всё в действие придёт.

     Летит ракета.

     Люди строят здание.

     Цветут сады,

      И хлеб в полях растёт.

3. Игра «Да – нет». 

- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Да – нет».                                                              Если мои утверждения верны, то поднимите полосатую карточку  («да»), если неверны – то красную («нет»).

1) Глагол обозначает действие предмета.

2) Глагол отвечает на вопросы Кто? Что? 

3) Глагол в предложении является подлежащим.

4) Глагол в предложении подчёркивается                .

5) Глагол отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

6) Глагол в предложении подчёркивается               .

Молодцы!

4. Самостоятельная работа.

- У каждого из вас на парте лежит карточка с заданием, которое вы должны выполнить самостоятельно.

……. ( Живёт ) в л.су белка. Гн.здо у белки на с.сне в дупле. Она ……. ( сушит ) гри.ки и яго.ки. …….  ( Наступила ) х.лодная з.ма. Снежком ……. ( замело ) поля и тр.пинки. ……. ( Трещит ) м.роз. Трудно з.мой ……. ( искать ) пищу. А белочка в т.пле ……. ( грызёт ) орешки.

Слова для справок: живёт, сушит, наступила, искать, трещит, замело, грызёт.                                                                                                                                                                                                                                                                                      Проверка самостоятельной работы.

IV. Подведение итогов.

- Какую часть речи мы сегодня изучали на уроке?

- Что такое глагол?

 - На какие вопросы отвечает?

- Какова роль глагола в предложении?

- Ребята, скажите с помощью глаголов, что вы делали на уроке?

V. Домашнее задание.

Страница 188 упражнение 237.

VI. Оценивание.

Самооценка: Учащиеся выходят к доске и снимают с ёлочки игрушку – оценку, объясняя свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложения.

Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием с современных образовательных технологий: дифференцированных, информационно-коммуникационных, тренинговых, здоровьесберегающих....

Конспект урока русского языка в 6 классе "Разноспрягаемые глаголы"

Реализуемый УМК - УМК под ред. О.А. Ладыженской...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Виды глаголов"

Урок изучения нового материала, направленный на организацию деятельности учащихся по овладению сполсобами распознания видов глаголов....

Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"

Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"

Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....