Конспект урока русского языка в 7 а классе Тема: «Роль глагола в предложении»
материал по русскому языку (7 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 7 а классе. Тема : "Роль глагола в предложении"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_pismo_v_7_kl._rol_glagolv_v_predlozhenii.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 7 а классе
Тема: «Роль глагола в предложении»
Составитель: Учитель Власова Т.Н.
Цель: Закрепить умение правильно употреблять глаголы в речи.
Задачи: 1. Образовательные:
- обобщить знания учащихся о глаголе;
- активизировать использование полученных знаний;
- совершенствовать умение правильно согласовывать глаголы с именами
существительными и личными местоимениями.
2. Коррекционные:
- развивать у учащихся зрительную и слуховую память, восприятие,
мыслительные навыки на основе операций анализа, синтеза, сравнения;
- повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений,
способствовать обогащению, активизации словарного запаса.
3. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся мотивацию к обучению, интересы и любовь к
предмету.
Оборудование: Раздаточные карточки с текстами, карточки с заданиями для самостоятельной работы, учебники, тетради, учебные принадлежности; опорные таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет глаголы, относящиеся к учебной деятельности, т. е. назовите, что вы делаете на уроках.
- Садитесь.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И внимательно сидим.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
- Ребята, с какой частью речи мы работали на прошлом уроке?
- Сегодня мы продолжим изучать тему «Глагол», потренируемся находить его в предложении, определять каким членом предложения он является. -Кто мне скажет, что такое глагол?
- Открываем тетради и записываем число и классная работа.
II. Проверка домашнего задания.
- Дома вы работали по карточкам. Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Вы должны были вставить в текст глаголы, которые наполнят его звуками.
Текст:
Нас всюду окружают звуки.
Утром ….. (звенит) будильник. На улице …... (шумит) транспорт. В морозный день ….. (хрустит) снег под ногами. В осенний день дождь ….. (стучит) по стеклу. А на улице вода ….. (хлюпает) под ногами.
- Назовите, какие глаголы вы вставили.
- Докажите, что слова, которые вы вставили, являются глаголами.
- Чем они являются в предложении?
- Для чего нужны глаголы? (Без них не понять, какое действие совершает предмет.)
- В данном тексте глаголы обозначают звучание, т. е. звуки.
Вообще глаголы могут называть самые разнообразные действия:
- движение ( ползать, прыгать );
- речь ( говорить, спрашивать );
- трудовые действия ( рисовать, строить );
- поступки ( заботиться, обидеть );
- чувства ( грустить, любить ).
- О каких бы событиях вы не рассказывали друг другу, вам не обойтись без глаголов. Глагол занимает одно из главных мест в нашей речи. Вот и сейчас глаголы помогут нам вспомнить словарные слова.
III. Словарно – орфографическая работа.
- Итак, глаголы обозначают действие предмета, а как называется часть речи, которая обозначает предмет?
- Давайте образуем от глаголов однокоренные имена существительные и запишем их в тетрадь.
Мастерить – мастер
Продавать – продавец
Тренировать - тренер
- Как называют человека, который разносит почту? ( почтальон )
- Что это за слова? ( Словарные; названия профессий )
- А кто из вас услышал ещё одно словарное слово? Какое? ( тренировать )
- Давайте тоже его запишем.
- А теперь проверим, правильно ли вы написали словарные слова.
( Один ученик записывал словарные слова у доски, остальные в тетрадях.)
- Где работает продавец?
- Давайте составим предложение с существительным продавец так, чтобы в нём появилось ещё одно словарное слово.
( Один ученик записывает предложение на доске и разбирает его, остальные в тетради.)
Продавец работает в центральном универмаге.
- Какую роль выполняет глагол в этом предложении?
( Обозначает действие, является сказуемым.)
- Запомните! Глагол в предложении обычно бывает сказуемым!
( Опорная таблица.)
IV. Физ. минутка.
- Сейчас давайте поиграем в игру «Делай всё наоборот». Я вам буду называть действия, а вы будете выполнять противоположные по значению.
Сядьте, стойте, идите, откройте глаза, опустите руки, закройте глаза, поднимите руки, встаньте.
- Молодцы! А теперь я называю глагол и кидаю вам мячик, а вы называете противоположный по значению глагол и возвращаете мяч мне .
Молчать – ….. ( говорить )
Отдыхать - ….. ( работать )
Встречать - ….. ( провожать )
Лежать - ….. ( стоять )
Терять - ….. ( находить )
Ненавидеть - ….. ( любить )
Открыть - ….. ( закрыть )
- Молодцы! Немного отдохнули, а теперь продолжим наш урок.
- Мы не зря сейчас с вами выполняли эту физ. минутку. Она вам поможет выполнить следующее задание.
V. Упражнения на закрепление.
1. Работа с учебником.
Страница 187 – 188 упражнение 236 ( 3, 4 – в тетради; 2 – один ученик индивидуально у доски )
Разобрать устно все загадки. Записать в тетрадь 3, 4 загадки. Глаголы подчеркнуть .
2. Упражнение в нахождении на слух глаголов.
- А сейчас послушайте стихотворение, попробуйте найти на слух и назвать глаголы.
Что без меня предмет?
Лишь название.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здание.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
3. Игра «Да – нет».
- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Да – нет». Если мои утверждения верны, то поднимите полосатую карточку («да»), если неверны – то красную («нет»).
1) Глагол обозначает действие предмета.
2) Глагол отвечает на вопросы Кто? Что?
3) Глагол в предложении является подлежащим.
4) Глагол в предложении подчёркивается .
5) Глагол отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?
6) Глагол в предложении подчёркивается .
Молодцы!
4. Самостоятельная работа.
- У каждого из вас на парте лежит карточка с заданием, которое вы должны выполнить самостоятельно.
……. ( Живёт ) в л.су белка. Гн.здо у белки на с.сне в дупле. Она ……. ( сушит ) гри.ки и яго.ки. ……. ( Наступила ) х.лодная з.ма. Снежком ……. ( замело ) поля и тр.пинки. ……. ( Трещит ) м.роз. Трудно з.мой ……. ( искать ) пищу. А белочка в т.пле ……. ( грызёт ) орешки.
Слова для справок: живёт, сушит, наступила, искать, трещит, замело, грызёт. Проверка самостоятельной работы.
IV. Подведение итогов.
- Какую часть речи мы сегодня изучали на уроке?
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечает?
- Какова роль глагола в предложении?
- Ребята, скажите с помощью глаголов, что вы делали на уроке?
V. Домашнее задание.
Страница 188 упражнение 237.
VI. Оценивание.
Самооценка: Учащиеся выходят к доске и снимают с ёлочки игрушку – оценку, объясняя свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложения.
Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием с современных образовательных технологий: дифференцированных, информационно-коммуникационных, тренинговых, здоровьесберегающих....
Конспект урока русского языка в 6 классе "Разноспрягаемые глаголы"
Реализуемый УМК - УМК под ред. О.А. Ладыженской...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Виды глаголов"
Урок изучения нового материала, направленный на организацию деятельности учащихся по овладению сполсобами распознания видов глаголов....
урок русского языка в 7 классе "Роль частицы в предложении"
урок-исследование...
Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"
Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"
Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....