РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ПО РАЗДЕЛУ «ГЛАГОЛ. КУЛЬТУРА РЕЧИ»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Елена Геннадьевна Егорова

Разработка конспекта урока по русскому языку по разделу "Глагол. Культура речи"  будет полезна учителям при проектировании собственных уроков на основе системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon egorova_e.g._glagol._kultura_rechi.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

ПО РАЗДЕЛУ «ГЛАГОЛ. КУЛЬТУРА РЕЧИ»

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Автор-разработчик:

Егорова Елена Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Николая Соболева

Зеленодольского муниципального района

Республики Татарстан»

 

ВВЕДЕНИЕ

Глаголы в современном русском языке составляют примерно пятую часть всех слов  и отличаются исключительной сложностью своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм, богатством парадигматических и синтаксических связей. Поэтому изучение глагола является одной из сложных тем в школе и требует использования методов, активизирующих внимание, воображение, мышление детей, их самостоятельную поисковую деятельность, т.е. методов, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода к обучению.

В курсе русского языка начальной школы, начиная с 1 класса,  изучению глагола отводится особое место. Последовательность работы над глаголами, связь между разделами, объем программного материала, приемы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников. В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения  глагола как части речи. Выпускники начальной школы умеют распознавать грамматические признаки глаголов. Ими изучены такие темы, как «Значение и употребление в речи», «Неопределенная форма глагола», «Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?», «Изменение глаголов по временам», «Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение)», «Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение)», «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам», «Морфологический разбор глаголов».

Учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской для 5 класса построен на основе системы научных понятий, осознанных учениками в начальной школе. В разделе «Глагол. Культура речи» уточняются и систематизируются сведения, полученные в начальной школе. Перед учителем стоит задача разработать  систему упражнений, заданий таким образом, чтобы организовать самостоятельный поиск способов решения, найти формы, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению информации или добыванию новых знаний.

Урок  по разделу «Глагол. Культура речи» с использованием таких техник и приемов, которые позволят осуществить «приращение» знаний и умений учащихся, полученных в начальной школе.  С учетом возрастных особенностей учащихся 5 класса с целью формирования универсальных учебных действий на разных этапах урока  использованы следующие педагогические техники и приемы: компетентностно-ориентированные задания, таксономия Блума, «Кроссенс»,  тексто-ориентированные  задания с целью  формирования читательской грамотности. В этом и заключается актуальность нашей работы.

Данная разработка  будет полезна учителям при проектировании собственных уроков на основе системно-деятельностного подхода.

Урок русского языка.  5 класс

Тема: Глагол. Культура речи.

Цель: Углубить знания учащихся о глаголе, особенностях функционирования глаголов в речи, отработать умения правильно писать личные окончания глаголов; совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки

Планируемые образовательные результаты

1.        Предметные:

В результате занятия обучающиеся смогут:

•        обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи;

•        отличать глаголы от слов других частей речи;

•        работать с различными источниками информации;

•        использовать знания о глаголе.

2.        Метапредметные:

В результате занятия обучающиеся смогут:

•        сформулировать цели своей учебной деятельности;

•        планировать и регулировать свои действия;

•        совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;

•        продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение;

•        продолжить совершенствовать навыки языкового анализа и построения рассуждения на основе причинно-следственных связей.

3.        Личностный результат:

В результате занятия обучающиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.

Ресурсы: 

-учебник «Русский язык. 5 класс»./ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.;

-рабочие тетради

-карточки с заданиями

-Толковый словарь. / С.И. Ожегов

-Школьный толковый словарь. / Д.Н. Ушаков

-Справочник школьника по русскому языку

-планшеты с доступом в интернет

Оргмомент

Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на своем уроке!

Мотивация

Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с волшебными словами – прилагательными, а теперь настало время узнать другую интересную часть речи...

А какую — вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: (слайд)

(Работа в паре). Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенные слова

Но однажды ветер вольный

Мне ___________ известье,

Что Едейко наш и в школе

________________ песни.

(Отрывок из поэмы «Едейко — новый человек»   Л.В. Лапцуй)

Молодой зиме навстречу

___________ осень шаг.

Даже в полдень с горизонта

Не _____________ полумрак

                                                                            («По следу совы»  Л.В.Лапцуй)

А теперь прочитаем предложения, называя слова, которые вы вставили на месте пропусков. (Принес, распевает, ускоряет, сползает)

К какой части речи относятся слова, использованные на месте пропусков? (глагол)

Как вы догадались? Что обозначают все эти слова? (Обозначают действие)

Сформулируйте тему урока.

Глагол как часть речи (слайд).

Запишите число и тему урока в тетрадь.

Целеполагание

Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока.

Я их определила вот так: умение выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. Вы согласны?

Нам необходим план нашего урока. Ребята, предположите, что нам нужно сделать, чтобы выполнить поставленную цель?

План урока:

1.Вспомнить все, что мы знаем о глаголе

2.Пополнить знания  новой информацией о глаголе (работать с информацией)

2. Выполнять упражнения, чтобы научиться отличать глаголы от слов других частей речи.

Актуализация знаний

Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе из курса начальной школы. А чтобы вам было легче вспомнить сыграем в игру «+; - ;». Согласны?  Итак, я озвучиваю утверждения, ваша задача показать «+», если согласны с утверждением,  или  « - », если не согласны.

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета (+)

2.Глаголы изменяются только по временам (-)

3.Глаголы изменяются по временам, числам, лицам  (+)

4.Глаголы изменяются по падежам (+)

6.Глаголы в предложении обычно не бывают сказуемыми (-) 

Работа с карточками  с последующей взаимопроверкой

Перед вами на столе лежат карточки. Переверните их. Давайте внимательно прочитаем задание

Прочитайте. Подчеркните двумя чертами только глаголы.

I вариант

Образец. Смешной, смешить, смех, смешно — (что делать?) смешить.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                             

Зелёный, зелень, зелено, зеленеть; крик, кричать, крикливый; салют, салютовать; чтение, читать, читатель, читательский; белый, белизна, белеть; слава, славить, славный, славится; улыбка, улыбаться, улыбчивый

II вариант

Образец. Смешной, смешить, смех, смешно — (что делать?) смешить.

Желтый, желтеть, желтизна; солёный, соль, солить; пена, пенный, пениться; мороз, морозный, морозить, морозно; здоровый, здоровье, здороветь; молодость, молодой, молодеть; движение, двигательный, двигатель, двигается.

Объяснение нового материала

Прежде всего, давайте узнаем, что обозначает слово «глагол». Для этого обратимся к источникам. Разделимся на группы по цветовому признаку (желтые, красные, зеленые). Выберите спикера (капитана), хронолога. Ваша задача: пользуясь источниками, найти толкование слова «глагол». Время работы группы 3 минуты (ресурсы: толковые словари, справочники школьника по русскому языку, планшеты с выходом в интернет).

Пожалуйста, озвучьте, что у вас получилось.

Давайте обратимся к учебнику и прочитаем определение, которое дается в учебнике и проверим, правильно ли мы представили информацию (стр.97)  

Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени — по родам (в единственном числе) и числам.

В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим

Первичное закрепление материала

Ребята, глаголы  в русском языке — это не только глаголы речи, но и глаголы труда, глаголы звучания, цвета и др.

—Давайте поработаем с глаголами цвета. Прочитайте задание к упражнению 604 на стр. 97.  

Включение нового знания в систему знаний

Работа с текстом. (Текст с вопросами раздается на карточках. Работа в парах)

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках-теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.

Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний лист.

Вопросы к тексту:

Определите основную мысль высказывания. В каком предложении она выражена? (в первом)

Найдите слова, которыми автор передаёт музыку, звуки весны. (Глаголы: кричат, заливается, булькает; существительные: теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох).

Запишите эти слова в два столбика: существительные, глаголы.

Сформулируйте вывод о роли глагола в речи. (Обозначает действие, движение, динамику предмета, трудовые процессы, может передавать звуковые, зрительные восприятия, состояние человека и т.д.).

Выполните задание. Подчеркните все глаголы как члены предложения. Разберем по составу глаголы 1 абзаца в тексте.

Выпишем глагол из 2 абзаца. Определим запишем признаки этого глагола.


 
Любимым временем года Петра Ильича Чайковского была весна. Он отправился в лес. Солнце обливает весенний лес светом. Его ласковые лучи согревают землю. Тают на солнышке длинные сосульки. С пригорка зажурчал говорливый ручей. Скоро зазеленеют гибкие веточки берез и потянут к солнцу нежные листочки .

Слышится чудесная трель птиц. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в чистой лазури. Весело поглядывают по сторонам первые цветы. Выглянул и голубенький подснежник, нежный глазок, которого согревает душу лаской и любовью.

Слышится-гл., несов.в., 2спр., наст.вр., 3л,ед.ч.

Взлетают-гл., несов.в., 1спр., наст.вр., 3 л., мн.ч

Домашнее задание

Стр.97 (выучить правило), составить лингвистическое высказывание по опорной схеме, упр.606 – базовый уровень  (дополнительно 607 – повышенный уровень).

Рефлексия.

О какой части речи мы сегодня с вами говорили? (О глаголе)

Вспомните цели, поставленные в начале урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать?

– Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились? Покажите свое настроение (мимика).

  • Я узнал о.....
  • Я научился....
  • Я смогу....
  • Мне было трудно....

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся / под ред. Л.П.Крысина; Худож. О.С.Василькова.- М.:Просвещение, 1995.

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003.

Влодавская Е. А. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е. А. Влодавская. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. 380, [4] с. — (Серия «Учебно-методический комплект»).

Волкова О.В. Структура и содержание рабочей программы по русскому языку для учащихся 5 классов с учётом требований ФГОС ООО (методические рекомендации для учителя) / Волкова О. В. - Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования» (редакционно-издательский отдел), 2014. - 208 стр.

Егорова Н. В. Поурочные разработки  по русскому языку. 5 кл. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2013. - 416стр. - (В помощь школьному учителю).

Зайцева О. Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС. – М. : Издательство «Экзамен», 2017.

Контрольно  - диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе / О. В. Волкова - Казань: РИЦ «Школа», 2015. - 172 стр.

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 2001.

Ладыженская Т. А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992.

Львова С. И. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразоват. учереждений. В 3 ч. /Львова С.И., В.В. Львов. - 7-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2010.  

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1990

Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 кл./ [И.И.Постникова, И.М.Подгаетская, М.Н.Везерова и др.]. - М.: Просвещение, 2007. - 416 стр. 

Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Т. В. Раман. — М.: Экзамен, 2006. — 318, — (Серия «Учебно-методический комплект»).

Русский язык. 5 класс. Учеб. для. общеобразоват.  организаций. В 2ч. / [Т.А. Ладыженская  и др].- М.: Просвещение, 2015.

Шабанова И.Л. Русский язык. 5 кл.: рабочая тетрадь к учеб. Е.А.Быстровой, О.М.Александровой, Е.Е.Семеновой и др. «Русский язык. 5 класс». – М. : Дрофа, 2013.

http://www.stavrosha.ru/content/nabat-i-bubny-ili-bogatyrskie-instrumenty/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 4-х классов с использованием ЭОР по разделу "Основы знаний".

В методической разработке конспекта урока по теме "Опорный прыжок способом "вскок в упор стоя на коленях на гимнастического козла и соскок взмахом рук"" подробно описан ход урока: с частными задачами...

Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки учебных достижений учащихся 6 классов по разделу «Лексика. Культура речи»

Проектная работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «ФГОС ООО – основа достижения нового качества гуманитарного образования» в ПМЦПКиППРО Института психологии и образов...

Технологическая карта урока: "Повторение и обобщение изученного материала по разделу "Лексика. Культура речи".

 На примере данного урока мы видим, что в одном  уроке интегрированы как  приемы РКМЧП, так и работа в группах, а также экспресс-дебаты.  Такие уроки развивают навыки публич...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 6 класса на тему "Развитие речи. Типы текстов. Рассуждение, повествование, описание предмета."

В русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. У каждого типа речи имеется своя характеристика.Учащиеся по окончании урока должны научиться:       ...

Проверочная работа по разделу "Лексика. Культура речи" 6 класс

Автор: Митина Анастасия Павловна, учитель русского языка и литературы МАОУ "Лицей №62" г. Саратова...