Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация
рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogse.05_russkiy_yazyk_i_kultura_professionalnoy_rechi.docx | 52.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения
Воронежской области
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Борисоглебский медицинский колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи
для специальности 33.02.01 Фармация
2020 г.
Рабочая программа дисциплины составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация
РАССМОТРЕНО Цикловой методической комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Протокол № 1 от «1» 09 2020 г. Председатель ЦМК____ / Т.И.Титова / | « | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе « » 2020 г. ___________/ Е.И. Полянская / |
Составитель:И.М. Архирейская, преподаватель БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05.Русский язык и культура профессиональной речи
- Область применения рабочей программы.
Рабочая программа дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 33.02.01 Фармация.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл и направлена на формирование следующих ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
1.3. Цель и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
Цель: систематизировать знания по русскому языку и его нормированному употреблению; развитие навыков и умений речевой культуры, необходимых в профессиональной и в повседневной жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
-строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;
-анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
-грамотно использовать в своей речи профессиональную лексику;
-устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
-пользоваться словарями русского языка;
знать:
-различия между языком и речью;
-функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
-нормы русского литературного языка;
-специфику устной и письменной речи;
-правила продуцирования текстов разных деловых жанров.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 32 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего): | 16 |
в том числе: | |
написание эссе | 2 |
подготовка сообщений | 2 |
составление краткого словаря: | |
«Говори правильно!» (акцентологический) | 1 |
«Пиши правильно!» (медицинских терминов) | 1 |
составление \ заполнение таблиц | 4 |
работа с текстом: | |
редактирование текста | 3 |
подготовка текста на определенную тему | 1 |
написание рецензии на медицинскую статью | 1 |
подготовка образцов правильного заполнения деловых документов | 1 |
Промежуточная аттестация в форме контрольной работы |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи
Наименование тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1. | 2. | 3. |
Тема 1. Структурные и коммуникативные свойства языка. Культура речи. | Содержание учебного материала: Язык -знаковая система. Формы существования языка. Характеристика понятия «культура речи». Нормативный аспект культуры речи. Коммуникативные качества речи. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Лекция. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка эссе на тему «Язык…свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе». | 1 | |
Тема 2. Орфоэпические нормы русского литературного произношения | Содержание учебного материала: Общее понятие об орфоэпических нормах. Типы орфоэпических норм. Нормы произношения гласных звуков. Основные законы произношения согласных. Особенности русского ударения. | 3 2 |
Аудиторные занятия. | ||
Теоретическое занятие: Урок. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление акцентологического словаря «Говори правильно!». | 1 | |
Тема 3. Лексические нормы. Лексические ошибки и способы их устранения. | Содержание учебного материала: Общее понятие о лексических нормах. Лексические ошибки и способы их устранения. | 3 2 |
Аудиторные занятия. | ||
Теоретическое занятие: Урок. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка эссе «Три оружия есть у врача- слово, растении, нож» (Авиценна). | 1 | |
Тема 4. Словообразовательные нормы русского языка. | Содержание учебного материала: Морфемика. Основа и окончание слова. Значимые части слова. Варианты значимых частей слова. Словообразование как раздел науки о языке. Способы образования новых слов (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, способ сложения, слияние слов, переход слов из одной части речи в другую, усечение основы). | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Семинар. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Составить таблицу «Международные словообразовательные элементы, используемые в медицине». | 1 | |
Тема 5. Морфологические нормы. Особенности употребления имен существительных и прилагательных. Употребление имени числительного. | Содержание учебного материала. Общее понятие о морфологических нормах. Особенности употребления имен существительных: употребление форм рода, числа, падежа имен существительных. Особенности употребления имен прилагательных: способы образования степеней сравнения качественных прилагательных; образование краткой формы прилагательных, оканчивающихся на –енный. Особенности употребления имени числительного: склонение количественных и порядковых числительных; особенности употребления собирательных числительных. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Урок. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление таблицы «Трудные случаи образования некоторых форм имен существительных, прилагательных, числительных». | 1 | |
Тема 6. Морфологические нормы. Употребление местоимений. Особенности употребления некоторых форм глагола, причастий и деепричастий. | Содержание учебного материала: Употребление некоторых местоимений и их форм. Употребление форм глагола: особенности образования некоторых личных форм глагола; употребление возвратных и невозвратных форм глагола; образование видовой пары; образование форм прошедшего времени. Употребление некоторых форм причастий и деепричастий. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Урок. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление таблиц «Употребление некоторых местоимений и их форм», «Варианты употребления некоторых форм глагола». | 1 | |
Тема 7. Синтаксические нормы русского языка. | Содержание учебного материала: Общее понятие о синтаксических нормах. Порядок слов в предложении, Согласование сказуемого с подлежащим. Нормы управления. Употребление деепричастных оборотов. Употребление однородных членов предложения. Особенности состава и структуры сложных предложений. Связь частей в сложных предложениях. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Урок. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление таблицы «Ошибки, относящиеся к нарушению синтаксических норм русского языка». | 1 | |
Тема 8. Контрольная работа. | Содержание учебного материала: Редактирование текста, содержащего лексические, морфологические, синтаксические ошибки. | 3 2 |
Аудиторные занятия. | ||
Теоретическое занятие: Урок. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Редактирование текста. | 1 | |
Тема 9. Нормы правописания: орфография. | Содержание учебного материала: Основы русской орфографии. Трудные случаи правописания самостоятельных и служебных частей речи. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Урок. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление словаря медицинских терминов «Пиши правильно!». | 1 | |
Тема 10. Нормы правописания: пунктуация. | Содержание учебного материала: Основы русской пунктуации. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Урок. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка текста «Организация работы в аптеке». | 1 | |
Тема 11. Контрольная работа. | Содержание учебного материала: Выполнение заданий, направленных на проверку норм правописания. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Урок. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Редактирование текста. | 1 | |
Тема 12. Функциональные стили речи. Научный стиль. | Содержание учебного материала: Общее понятие функционального стиля. Научный стиль и его жанры. Виды работы с научным текстом. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Семинар. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка рецензии на медицинскую статью. | 1 | |
Тема 13. Официально-деловой стиль речи. | Содержание учебного материала: Жанры официально-делового стиля. Элементы делового общения. Оформление документов. | 3 2 |
Аудиторные занятия. | ||
Теоретическое занятие: Семинар. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка образцов правильного оформления деловых документов. | 1 | |
Тема 14. Публицистический стиль речи. | Содержание учебного материала: Жанры публицистического стиля. Общение с аудиторией. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Семинар. | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка к публичному выступлению на темы «Лекарственные растения Воронежской области и их применение», «Витамины и их роль в организме человека» (на выбор). | 1 | |
Тема 15. Разговорный стиль речи. Общение с пациентом. | Содержание учебного материала: Общая характеристика разговорного стиля. Культура поведения и этические нормы общения. Проявление категории вежливости в русском языке. Общение с пациентом. | 3 |
Аудиторные занятия. | 2 | |
Теоретическое занятие: Урок. | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщения «Особенности процесса коммуникации в аптеке». | 1 | |
Тема 16. Контрольная работа. | Содержание учебного материала: Проведение контрольной работы. | 3 2 |
Аудиторные занятия. | ||
Теоретическое занятие: Урок. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Редактирование текста. | 1 | |
Всего: | 48 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- ноутбук;
- мультимедиапроектор;
- экран.
- 3.2. Использование активных и интерактивных форм проведения занятий
- При формировании программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО образовательная организация предусматривает в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
На занятиях по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи используются следующие активные и интерактивные формы проведения занятий:
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Активные и интерактивные формы проведения занятий | Коды формируемых компетенций |
1. | Лексические нормы. Лексические ошибки и способы их устранения. | 2 | Мозговой штурм | ОК1 ОК6 ОК8 ОК11 |
2. | Словообразовательные нормы русского языка. | 2 | Семинар | ОК1 ОК8 |
3. | Функциональные стили речи. Научный стиль. | 2 | Семинар | ОК1 ОК6 ОК8 |
4. | Официально-деловой стиль речи. | 2 | Семинар | ОК1 ОК8 ОК11 |
5. | Публицистический стиль речи. | 2 | Семинар | ОК1 ОК8 ОК11 |
6. | Разговорный стиль речи. Общение с пациентом. | 2 | Урок с элементами деловой игры. | ОК1 ОК6 ОК8 ОК11 |
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений, 2020г.
Дополнительные источники:
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 2008.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 2008.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 2005.
Романова НН., Филиппов А.В. Стилистика и стили. – М.: Флинта,2012.
Руднев В.Н. Русский язык и культура речи.- М :Кнорус, 2012.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? –М.,2006.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 2005.
Словари:
Борунова С.И., Воронцова В.Л., Еськова Н.А. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1997.
Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. – М: АСТ – ПРЕСС, 1999.
Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1997.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,1999.
Лопатин В.В., Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1999.
Интернет – ресурсы:
Справочно – информационный портал русского языка- htt//www.gramota.ru.
Словари русского языка– htt//www. slovari.ru.
Филологический портал – htt//www.philology. ru.
Портал культуры письменной речи – htt//www.grama. ru.
Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов |
Освоенные умения: -строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами; -анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; -грамотно использовать в своей речи профессиональной лексики; -устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи; -пользоваться словарями русского языка. Усвоенные знания: -различия между языком и речью; -функции языка как средства формирования и трансляции мысли; -нормы русского литературного языка; -специфику устной и письменной речи; -правила продуцирования текстов разных деловых жанров. | ОК 1 ОК 6 ОК 8 ОК 10 ОК 11 | Оценка результатов выполнения творческих заданий. Оценка выполнения заданий в тестовой форме. Оценка устных ответов. Оценка выполнения упражнений. Оценка умения ориентироваться в словарной статье. Оценка результатов выполнения проблемных заданий (редактирование текста). Оценка умений трансформирования текста. Оценка сообщений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 34.02.01 Сестринское дело
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 34.02.01 Сестринское дело...
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.07. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 31.02.01 Лечебное дело
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.07. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 31.02.01 Лечебное дело...
Контрольно-оценочные средства по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация
Контрольно-оценочные средства по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация...
Рабочая тетрадь студента по дисциплине ОГСЭ.06. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 34.02.01 Сестринское дело
Рабочая тетрадь студента по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 34.02.01 Сестринское дело...
Рабочая тетрадь студента по дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация
Рабочая тетрадь студента по дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация...
Рабочая тетрадь студента по дисциплине ОГСЭ.07 Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 31.02.01 Лечебное дело
Рабочая тетрадь студента по дисциплине ОГСЭ.07 Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 31.02.01 Лечебное дело...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация...