Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация
учебно-методический материал по русскому языку
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogse.05._rus_yaz_i_kultura_prof.rechi_.docx | 126.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения
Воронежской области
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Борисоглебский медицинский колледж»
«УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора по учебной работе « ___ » 09 2021 г. ___________ Полянская Е.И |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
по дисциплине ОГСЭ. 05. Русский язык и культура профессиональной речи
для специальности 33.02.01 Фармация
2021 г.
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ. 05 Русский язык и культура профессиональной речи для специальности 33.02.01 Фармация составлены на основе рабочей программы дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи для специальности 33.02.01 Фармация.
«РАССМОТРЕНО» Цикловой методической комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Протокол № 1 от «01» 09 2021 г. Председатель ЦМК _____________ /Титова Т.И./ | «ОДОБРЕНО» Методическим советом колледжа Протокол № _ от «__» 09 2021 г. Председатель Методического совета ______________ Полянская Е.И. |
Составитель:
Архирейская И.М., преподаватель БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 7 |
| 26 |
| 44 |
| 46 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014), ФГОС СПО по специальности подготовки 33.02.01 Фармация, Уставом БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж», в которых определяется, что самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий обучающихся.
Образовательное учреждение при формировании программы подготовки специалистов среднего звена «обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей» (п. 7.1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования).
Самостоятельная работа обучающихся (далее – СРО)– одна из важных форм организации учебного процесса. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы обучающихся, с другой – развития их познавательной активности.
Целью и основными задачами организации и осуществления самостоятельной работы обучающихся является:
– систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
– углубление и расширение теоретических знаний;
– формирование умений использовать справочную документацию;
– специальную и дополнительную литературу, периодическую печать;
– развитие познавательных способностей и активности обучающихся;
– формирование самостоятельности мышления;
– развитие исследовательских умений.
Объем СРО определяется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО). СРО является обязательной для каждого обучающегося, её объём в часах определяется действующими учебными планами по основным образовательным программам колледжа.
Согласно учебному плану БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж» для специальности 33.02.01 Фармация для дисциплины ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи отведено 16 часов на СРО.
Вид учебной работы | Объем часов |
Самостоятельная работа обучающегося (всего): | 16 |
в том числе: | |
написание эссе | 2 |
подготовка сообщений | 2 |
составление краткого словаря: | |
«Говори правильно!» (акцентологический) | 1 |
«Пиши правильно!» (медицинских терминов) | 1 |
составление \ заполнение таблиц | 4 |
работа с текстом: | |
редактирование текста | 3 |
подготовка текста на определенную тему | 1 |
написание рецензии на медицинскую статью | 1 |
подготовка образцов правильного заполнения деловых документов | 1 |
При определении содержания СРО учитывается уровень самостоятельности обучающихся и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения он был достигнут.
Для организации СРО необходимы следующие условия:
– готовность обучающихся к самостоятельному труду;
– мотив к получению знаний;
– наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
– система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
– консультационная помощь.
Формы СРО определяются содержанием дисциплины, степенью подготовленности обучающихся. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный характер или учебно-исследовательский характер. Форму СРО определяет преподаватель при разработке рабочих учебных программ изучаемых дисциплин и учебно-методических комплексов.
Форма предоставления отчета о выполнении задания внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося соответствует виду работы и оговаривается в задании.
Контроль и оценка качества выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося в рамках текущего контроля успеваемости осуществляется преподавателем дисциплины по пятибалльной шкале.
Отметка выставляется в журнал теоретического обучения, при этом дата выставленной отметки соответствует дате проверки выполнения задания внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося.
2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЗАДАНИЯМИ (ТРУДОЕМКОСТЬ ЗАДАНИЙ)
№ п\п | Основные виды заданий | Затраты времени на единицу задания (часы) |
1. | Написание эссе. | 1 |
2. | Подготовка сообщений. | 1 |
3. | Составление краткого акцентологического словаря «Говори правильно!». | 1 |
4. | Составление краткого словаря медицинских терминов «Пиши правильно!» | 1 |
5. | Составление \ заполнение таблиц. | 1 |
6. | Редактирование текста. | 1 |
7. | Подготовка текста на определенную тему | 1 |
8. | Написание рецензии на медицинскую статью. | 1 |
9. | Подготовка образцов правильного заполнения деловых документов. | 1 |
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание 1.
Написание эссе.
Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. (Словарь Ожегова)
Создание эссе − чрезвычайно интересное и полезное занятие. Жанр эссе предполагает свободу творчества: позволяет автору в свободной форме излагать мысли, выражать свою точку зрения, субъективно оценивать, оригинально освещать материал; это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого, часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность. Уникальность этого жанра в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле. На первом плане эссе − личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему. Для грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций.
Особенности эссе:
- наличие конкретной темы или вопроса;
- личностный характер восприятия проблемы и её осмысления;
- небольшой объём;
- свободная композиция;
- непринуждённость повествования;
- внутреннее смысловое единство;
- афористичность, эмоциональность речи.
Разновидности эссе:
с точки зрения содержания, эссе бывают философскими, литературно-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др.
По литературной форме эссе предстают в виде рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма, слова и др.
Различают также эссе описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др.
Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.
Требования, предъявляемые к эссе:
1. Объем эссе не должен превышать 1 страницы.
2. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
3. Необходимо писать коротко и ясно. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
4. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
5. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
6. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
7. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
Структура эссе:
1. Введение — определение основного вопроса эссе, актуальность. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своей творческой работы. При написании актуальности могут помочь ответы на следующие вопросы:
«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?»,
«Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,
«Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».
2. Основная часть — ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос.
3. Заключение - суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.
Отметим наиболее приемлемую технику доказательства приведенных в эссе высказываний. Доказательство — это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
Структура любого доказательства включает по меньшей мере три составляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения:
тезис — это сужение, которое надо доказать;
аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса;
вывод — это мнение, основанное на анализе фактов;
оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.
Клише, которые можно использовать при написании эссе:
1. Введение.
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…
Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
2. Основная часть.
Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,…
Рассмотрим несколько подходов… Например, …
Проиллюстрируем это положение следующим примером…
С одной стороны, … С другой стороны, …
3. Заключение.
Подведем общий итог рассуждениям.
К какому же выводу мы пришли…
Таким образом,…
Итак, ..
Рекомендации:
Прежде чем приступить к написанию эссе:
1. изучите теоретический материал;
2. уясните особенности заявленной темы эссе;
3. продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
4. выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
5. определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
6. составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.
При написании эссе:
1. напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
2. проанализируйте содержание написанного;
3. проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;
4. внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.
Приветствуется использование:
- эпиграфа, который должен согласовываться с темой эссе (проблемой, заключенной в афоризме);
-дополнять, углублять лейтмотив (основную мысль);
- пословиц, поговорок, афоризмов других авторов, также подкрепляющих вашу точку зрения;
- мнений других мыслителей, ученых, общественных и политических деятелей;
-риторические вопросы.
Требования к оформлению эссе:
1. Титульный лист.
2. Текст эссе.
Эссе должно быть оформлено на листах формата А4 в печатном или рукописном варианте.
Оформление печатного текста.
Параметры страниц: верхнее и нижнее – 2 см, левое - 2 см, правое - 1,5 см. Интервал абзаца - полуторный. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта - 14.
Если текст пишется от руки, то он должен быть написан разборчиво и аккуратно, чернилами одного цвета. Абзацы в тексте начинают стандартным отступом от левого поля страницы (1,25-1,27 см).
Срок выполнения:
- подготовить к следующему занятию.
Форма контроля:
- проверка наличия выполненного задания у каждого студента; заслушивание и обсуждение эссе у нескольких студентов (по выбору).
Критерии оценивания эссе:
- раскрытие смысла высказывания – 1 балл
- представление и пояснение собственной позиции обучающегося – 1 балл
-характер и уровень приводимых суждений и аргументов – 3 балла
Максимальный балл – 5.
Оценки:
«5» (отлично)
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.
2. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием научных терминов и понятий в контексте ответа.
3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт.
«4» (хорошо)
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.
2. Проблема раскрыта с корректным использованием научных терминов и понятий в контексте ответа, но теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются.
3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт.
«3» (удовлетворительно)
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.
2. Проблема раскрыта при формальном использовании научных терминов.
3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт.
«2» (неудовлетворительно)
1. Не ясно выражена собственная позиция.
2. Проблема не раскрыта, или сформулировано мнение без аргументов.
3. Аргументация своего мнения дана вне контекста проблемы.
Задание 2.
Подготовка сообщений.
Информационное сообщение – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от доклада и реферата меньшим объемом информации и ее характером.
Построение устного сообщения включает три части: вступление (10-15% общего времени), основную часть (60-70%) и заключение (20-25%).
Во вступлении указывается тема сообщения, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, сообщается основная идея, кратко перечисляются рассматриваемые вопросы, дается современная оценка предмета изложения. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта суть темы сообщения. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы по теме доклада, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.
Алгоритм самостоятельной работы по подготовке устного сообщения:
1. Выберите тему из предложенной преподавателем тематики сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого материала.
2. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников и подготовьте их для работы.
3. Повторите лекционный материал по теме сообщения.
4. Изучите материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум-трем рекомендованным источникам.
5. Выделите незнакомые слова и термины. Обратитесь к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.
6. Составьте план сообщения.
7. Еще раз внимательно прочитайте текст выбранных источников информации, стараясь понять общее содержание. Выделите наиболее значимые для раскрытия темы факты, мнения, положения.
8. Запишите основные положения сообщения в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.
9. Составьте окончательный текст сообщения.
10. Оформите материал в соответствии с определенными преподавателем требованиями.
Сообщение оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых редакторов и распечатывается на листах формата А4. Оформление материала должно иметь следующую структуру: титульный лист, текст сообщения, список использованных источников.
Рекомендации:
1. Прочитайте текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
2. Восстановите последовательность изложения текста сообщения, пересказав его устно.
3. Проверьте еще раз свои знания спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.
4. Подготовьте публичное выступление по материалам сообщения.
Отметим, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно. Поэтому важно выбрать интересную для слушателей форму изложения материала (например, презентация, демонстрирующая основные положения, использование фотоматериалов, видеофрагметов, аудиозаписей, фактологического материала).
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху:
-критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам;
-критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности;
-критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Регламент устного публичного выступления обычно составляет не более 5 минут. Будьте готовы ответить на вопросы аудитории по теме Вашего сообщения.
Цель задания:
- углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;
- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
- развитие познавательных способностей, формирование чувства ответственности.
Содержание задания:
- чтение указанной литературы;
- написание сообщений;
- подготовка устного сообщения на данную тему.
Срок выполнения:
- подготовить к следующему занятию.
Основные требования к результатам работы :
в сообщении должны быть освещены следующие моменты:
- сущность понятий темы;
- необходимость и важность изучения темы для будущей профессии;
- оформление сообщения на бумажном или электронном носителе.
Критерии оценки:
- соответствие представленной информации заданной теме -1 балл;
-правильность оформления материала- 1 балл;
- свободное владение материалом сообщения - 1 балл;
- качество ответов на вопросы- 1 балл;
- умение держаться перед аудиторией- 1 балл.
Максимальное количество баллов: 5
Оценка выставляется по количеству набранных баллов-5.
Форма контроля:- проверка наличия сообщений у каждого студента, устный опрос на занятии с последующим обсуждением.
Задание 3.
Составление краткого акцентологического словаря «Говори правильно!».
Словарь- книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту).
Акцентологическая норма – это норма постановки ударения в словах (в науке о языке ударение называют «акцентом»).
Цель задания:
- овладение акцентологическими нормами русского литературного языка;
- развитие умения пользоваться лингвистическими словарями;
- расширение лексического запаса, уточнение значения слов, используемых в речи.
Рекомендации к составлению акцентологического словаря:
1. Ознакомиться со структурой орфоэпического словаря Борунова С.И., Воронцова В.Л., Еськова Н.А. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1997.
2. Выписать не менее 35 слов, которые у Вас вызывают трудности при постановке правильного ударения.
3. Уточнить по толковому словарю лексическое значение выбранных слов.
4. Данные слова расположить в алфавитном порядке с указанием ударного слога.
5. Ежедневно прочитывать выписанные слова до тех пор, пока их правильное произношение не станет привычным.
Требования к оформлению:
1. Формат листов А4. Шрифт Times New Roman, размер 14, расстояние между строк – полуторный, абзацный отступ 1,25см., поля 30мм (слева), 20мм (сверху), 20мм (справа), 20мм (снизу).
2. Сверху (по центру) указывается название словаря «Говори правильно!»
Форма контроля:
- проверка наличия краткого акцентологического словаря у каждого студента, устный опрос нескольких человек.
Задание 4.
Составление краткого словаря медицинских терминов «Пиши правильно!»
Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее.
Словарь- книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту).
Цель задания:
- формирование у студентов орфографической зоркости;
- развитие умения пользоваться лингвистическими словарями;
- расширение лексического запаса, уточнение значения слов, используемых в речи медицинских работников.
Рекомендации к составлению словаря медицинских терминов «Пиши правильно!»:
1. Ознакомьтесь со структурой словаря медицинских терминов.
2.Внимательно (в алфавитном порядке) изучите написание медицинских терминов и понятий, выпишите те слова, в которых возможны трудности в написании.
3. Укажите значение медицинского термина или понятия.
4. Данные слова расположите в алфавитном порядке.
5. Запомните правильное написание слов.
Требования к оформлению:
1. Формат листов А4. Шрифт Times New Roman, размер 14, расстояние между строк – полуторный, абзацный отступ 1,25см., поля 30мм (слева), 20мм (сверху), 20мм (справа), 20мм (снизу).
2. Сверху (по центру) указывается название словаря «Пиши правильно!».
Форма контроля:
- проверка наличия краткого словаря медицинских терминов у каждого студента, проведение терминологического диктанта.
Задание 5.
Составление \заполнение таблиц.
Цель работы:
-научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме в форме таблицы и оформлять отчет.
Методические рекомендации по составлению таблиц:
1. Прочтите внимательно текст лекции, ознакомьтесь с дополнительной литературой.
2. Определите признаки, по которым можно систематизировать материал.
3. Начертите таблицу с определенным количеством граф.
4. Запишите название признаков в графы.
5. Запишите в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде, приведите примеры.
Отчет:
- оформить учебный материал в виде таблицы в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов».
Форма отчета для работы с таблицей:
-найденный материал оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем отчета – 2-3 страницы печатного текста. Содержание материала оформляется в виде таблицы.
Отчет должен иметь следующую структуру:
1.Титульный лист
2.Лист (листы) с таблицей.
Срок выполнения:
- подготовить к следующему теоретическому занятию.
Форма контроля:
- проверка наличия выполненного задания у каждого студента, устный опрос нескольких студентов.
Таблицы, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1 балл.
Критерии оценки:
«5» – содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию, перечислены все виды ошибок с примерами, указан исправленный вариант; таблица оформлена аккуратно, без помарок.
«4» – содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию, допущены неточности при определении вида ошибок; удачно подобраны примеры, указан исправленный вариант. В оформлении таблицы имеются помарки.
«3» – содержание соответствует теме, в таблице заполнены не все столбцы и строки, указаны не все виды ошибок, небольшое количество примеров; допущены неточности в исправленном варианте.
«2» – таблица не заполнена или в таблице заполнены не все столбцы и строки, неверно указаны виды ошибок, отсутствуют примеры и не указан исправленный вариант. Таблица оформлена небрежно.
Задание 6.
Редактирование текста.
Редактирование текста - это сложный аналитический процесс, который включает в себя:
1) проверку достоверности и достаточности изложенных фактических обстоятельств (вопроса факта);
2) проверку логико-смысловой связи текста;
3) улучшение стиля текста;
4) проверку грамотности изложения текста на предмет соблюдения норм русского литературного языка.
Цель задания: научиться анализировать текст разных стилей и жанров, находить ошибки, связанные с нарушением языковых норм, и устранять их.
Рекомендации по редактированию текста:
1. Проанализируйте содержание текста: достаточно ли точно переданы факты, нет ли лишних деталей, ухода от темы; обладает ли текст завершенностью.
2. Проверьте последовательность изложения содержания, устанавливая, не нарушена ли логика развертывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; достаточно ли четко выражена связь между ними; правильно ли делится текст на абзацы; не нарушена ли связь предложений в каждом абзаце.
3. Установите, правильно ли употреблены слова; если нужно, уточните лексическое значение слов; проверьте их лексическую сочетаемость, уместность выбора синонимов (пользуйтесь словарями разных видов).
4. Проверьте, не допущены ли грамматические ошибки в построении словосочетаний и предложений.
5. Определите, не нарушено ли стилевое единство текста: не употреблены ли слова, не соответствующие стилю текста и его идее; установите, нужно ли добавить или, наоборот, исключить эмоционально-экспрессивную лексику в соответствии со стилистической задачей.
6. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: определите слова, трудные в орфографическом отношении, и примените соответствующие правила; проверьте употребление прописной буквы в именах собственных; разберите предложения с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.
Рекомендации по редактированию предложений:
1. Внимательно прочитайте предложение.
2. Установите, правильно ли употреблены слова; если нужно, уточните лексическое значение слов; проверьте их лексическую сочетаемость, обратите внимание на использование однокоренных слов, лишних слов, на неоправданное употребление иноязычной лексики и др.
3. Обратите внимание на образование форм слов разных частей речи.
4. Проверьте, не допущены ли ошибки в построении словосочетаний и предложений (нарушение норм управления при составлении словосочетания; нарушение порядка слов в предложении; неправильное согласование сказуемого с подлежащим; неправильное составление предложений с причастным, деепричастным оборотом, нарушение связей между частями сложного предложения).
5. Определите, не нарушено ли стилевое единство текста: не употреблены ли слова, не соответствующие стилю текста и его идее; установите, нужно ли добавить или, наоборот, исключить эмоционально-экспрессивную лексику в соответствии со стилистической задачей.
6. Проведите орфографический и пунктуационный анализ предложения.
Требования к оформлению:
отчет оформляется в виде таблицы на листах формата А4 в печатном или в рукописном варианте. Отчет должен иметь следующую структуру:
1.Титульный лист.
2.Лист (листы) с таблицей
Пример оформления таблицы.
Исходный текст | Ошибки | Отредактированный текст |
35-летний [1] оперативник хорошо знал свое дело, и имел в распоряжении репродукцию картины. Александр Александрович разослал всю информацию [2] по аэропортам, таможенным переходам и оповестил информаторов [2]. Увы, традиционные меры никакого эффекта [3] не дали. Минула весна, лето тоже катилось к финалу [4], но никакой информации [2] по делу не было. | [1] начинать предложение с цифр неправильно, числительное стоит написать словом. [2] тавтология: два раза «информация» и еще раз «информатор». Можно заменить синонимами: сведения, известия. [3] «никакого эффекта не дали» - канцеляризм. Можно написать просто «ничего не дали». [4] «финал» и «конец» — синонимы, но не равнозначные. К лету нельзя применить слово «финал», а только «конец». Глагол «катилось» по отношению к лету тоже неуместен, а в целом в этой фразе чувствуются прямо-таки трагические нотки, абсолютно здесь неуместные. Следует написать просто: «лето... подходило к концу». | Тридцатипятилетний оперативник хорошо знал свое дело и имел в распоряжении репродукцию картины. Александр Александрович разослал все сведения по аэропортам, таможенным переходам и оповестил информаторов. Увы, традиционные меры ничего не дали. Минула весна, лето тоже подходило к концу, но никаких известий по делу не было. |
Срок выполнения:
- подготовить к следующему занятию.
Форма контроля:
- проверка наличия выполненного задания у каждого студента, устный опрос студентов.
Критерии оценки:
«5» – текст отредактирован правильно, верно указаны ошибки, допущенные в исходном тексте.
«4» – текст отредактирован правильно, имеются неточности в объяснении допущенных ошибок.
«3» – в исходном тексте устранены не все ошибки, имеются неточности в их объяснении.
«2» – исходный текст не отредактирован.
Задание 7.
Подготовка текста на определенную тему.
Цель работы: развивать умения и навыки правильно строить текст с использованием медицинской терминологии.
Текст (от латинского textus — «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») — это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств.
Основными признаками текста являются:
-тематическое и композиционное единство всех его частей;
-наличие смысловой и грамматической связи между частями;
-смысловая цельность;
-относительная законченность.
Традиционно выделяется три вида текста по способу изложения:
повествование — рассказ о событиях в хронологической (временной) последовательности;
описание - перечисление признаков (свойств, сторон) предмета, характерных для него в определенный момент;
рассуждение - вид текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения.
Рекомендации по составлению текста-повествования.
1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал или соберите его из других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
Рекомендации по составлению текста- описания.
1.Представить объект.
2.Выделить признаки предмета, которые нужно описать.
3.Оценка объекта речи. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным, ярким, какие сравнения использовались.
4.Заключение. Определить свое отношение к предмету, который будете описывать.
Рекомендации по составлению текста- рассуждения.
1.Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.
2.Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.
3.Вывод.
Срок выполнения:
- подготовить к следующему теоретическому занятию
Требования к оформлению:
отчет оформляется на листах формата А4 в печатном или в рукописном варианте. Отчет должен иметь следующую структуру:
1.Титульный лист.
2.Лист с текстом.
Основные требования к результатам работы:
- текст должен быть содержательным и иметь композицию (вступление, основная часть, заключение);
- в тексте должно быть использовано не менее 3 медицинских терминов.
Критерии оценки:
-соответствие содержания теме - 1 балл;
-полнота раскрытия темы-1балл;
-последовательность изложения-1балл;
-разнообразие словаря и грамматического строя речи-1балл;
-грамотное использование медицинской терминологии - 1 балл.
Максимальное количество баллов: 5баллов.
Оценка выставляется по количеству набранных баллов.
Форма контроля:
- проверка наличия составленного текста у каждого студента , устный опрос нескольких человек.
Задание 8.
Написание рецензии на медицинскую статью.
Цель работы: развитие навыков рецензирования текстов научного стиля.
Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение) – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного произведения, спектакля, кинофильма и т.д
Методические рекомендации по составлению рецензии.
При написании рецензии можно выделить следующие пункты:
1. Информация о рассматриваемой статье.
2. Важность проблемы в реалиях нынешнего времени. Указание главной мысли всей статьи.
3. Небольшой пересказ всего научного труда.
4. Собственное аргументированное мнение на статью.
5. Минусы в написании научного труда.
6. Заключение.
Краткий словарь разрешенных к применению в рецензии слов и предложений. При написании рецензии существует целый ряд слов, применение которых рекомендуется к вставке в статью:
- В статье автора или в работе…
- Научный труд посвящен следующей проблеме…
- Важным моментом в статье, в котором автор достиг максимального положительного результата…
- Подводя итоги всей статьи или отдельной части научного труда…
- Можно отметить несовершенство статьи в том…
В этом пункте важным является не только указание недостатков, но и поощрение в пользу статьи автора:
- научный труд автора достоин высокой оценки, а сам создатель статьи – звания…
Правильность написания рецензии на научную статью.
При составлении рецензии по плану или произвольно следует обязательно придерживаться следующих требований:
1. При описании важности темы в условиях нынешнего времени следует писать лаконично, кратко и доходчиво.
2. При указании главного места в статье выбирайте только самый главный тезис – без второстепенных и дополнительных.
3. При кратком пересказе статьи следует помнить, что требуется именно короткое содержание написанного с указанием итогов работы, а также с акцентированием на удачных идеях автора.
4. При указании недостатков пишите только по теме статьи без дополнительных источников.
5. При заключительных словах указываются только положительные стороны произведения.
6. Следует обязательно указывать все даты, мнение и прочие точные знания.
И самое главное правило, которое должно быть выполнено – это краткость рецензии.
Чего не допускается при написании рецензий на научную статью :
1. Не допускается написание ругательств или призывов к насильственным действиям.
2. Нельзя просто пересказывать статью. Это допустимо только для читателей, но никак не для критика.
3. Не допускается указание своей точки зрения, не подкрепляемой аргументами.
4. Не рекомендуются пространные рассуждения о статье. Обязательна четкость оформления своих мыслей.
5. Не следует уделять много внимания второстепенным моментам.
6. Неподготовленность, неграмотность и полное отсутствие знаний на заданную автором тематику.
7. Не следует писать рецензию в негативном тоне.
8. Не рекомендуется писать о своих вкусовых пристрастиях.
Требования к оформлению:
- отчет оформляется на листах формата А4 в печатном или в рукописном варианте.
Образец оформления рецензии.
1. Полное название статьи, должность автора статьи, Ф.И.О. автора.
Пример: РЕЦЕНЗИЯ на статью «Функции контроля в обучении иностранному языку (ИЯ) студентов технических специальностей» кандидата педагогических наук, доцента кафедры иностранных языков ТГТУ Рябцевой Елены Викторовны |
2. Краткое описание проблемы, которой посвящена статья.
Пример: Статья Е. В. Рябцевой посвящена определению основных функций и важности их соблюдения при организации контроля знаний, умений и навыков по ИЯ студентов технических специальностей в вузе. |
3. Степень актуальности предоставляемой статьи.
Пример: Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку проверка и оценка знаний, умений и навыков владения ИЯ студентами технических специальностей (ТС) в вузе является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса, а овладение методикой проверки знаний является одной из важных и трудных задач, стоящих перед преподавателем. |
4. Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье.
Пример: Автором проведена серьезная работа по определению функций обратной связи или контроля при обучении иностранному языку (ИЯ) студентов технических специальностей. Немаловажным является и то, что Е. В. Рябцева пишет о необходимости изменения роли преподавателя в процессе обучения ИЯ студентов ТС, так как сегодня преподаватель в вузе перестает являться основным источником информации, он должен скорее направлять обучение, а не управлять им. |
5. Рекомендацию к публикации.
Пример: Научная статья Е. В. Рябцевой «Функции контроля в обучении иностранному языку (ИЯ) студентов технических специальностей» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации. |
6. Ученое звание, ученую степень, должность, место работы, Ф.И.О. рецензента, печать, подпись.
Срок выполнения:
- подготовить к следующему занятию.
Критерии оценки:
«5»- рецензия содержит критические суждения, проблемные вопросы;
четко выделены критерии, по которым производится рецензирование;
текст рецензии развернут, логически структурирован;
рецензия завершается критической оценкой с аргументацией собственной позиции по отношению к прочитанному.
«4»- рецензия содержит критические суждения;
критерии, по которым производится рецензирование, выделены, но не структурированы; логическая последовательность изложения немного нарушена, отсутствуют некоторые структурные компоненты (обоснование критериев, резюмирующая часть и т.д.);критическая оценка собственной позиции по отношению к прочитанному выражена слабо, нет четкой аргументации.
«3»- рецензия содержит критические суждения, но они отрывочны, бессистемны, ориентированы на внешнюю сторону прочитанного;
критерии, по которым производится рецензирование, выделены, но структурированы в недостаточной степени;
логическая последовательность изложения немного нарушена, отсутствуют некоторые структурные компоненты (обоснование критериев, резюмирующая часть и т.д.); критическая оценка собственной позиции по отношению к прочитанному выражена слабо, нет четкой аргументации.
«2»- рецензия не содержит критических суждения, проблемных вопросов;
критерии, по которым производится рецензирование, не выделены;
логическая последовательность изложения отсутствует, отсутствуют структурные компоненты; критическая оценка собственной позиции по отношению к прочитанному отсутствует.
Форма контроля:
- проверка наличия рецензии у каждого студента , устный опрос нескольких человек.
Задание 9.
Подготовка образцов правильного заполнения деловых документов.
Цель работы: научиться составлять и редактировать тексты служебных документов с учетом требований официально-делового стиля русского языка.
Методические рекомендации по написанию заявления.
Этот вид документов состоит из следующих реквизитов:
Наименование адресата.
Наименование адресанта (заявителя).
Наименование документа.
Формулировка просьбы (жалобы, предложения) с краткой, но исчерпывающей аргументацией (если нужно).
Дата.
Подпись.
Схема расположения реквизитов заявления:
1___________ ____3____ __________4_________________________ |
Образец оформления заявления.
Директору
БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж»
Л.В. Михеевой
Ивановой Татьяны Сергеевны,
обучающейся группы 23м
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу выдать мне дубликат студенческого билета взамен утерянного.
15.10. 2020 г Т.С. Иванова
Методические требования к написанию автобиографии
- Ваша автобиография не должна быть очень объемной. Постарайтесь быть лаконичными. Максимальный объем написанного не должен составлять более 1-2 листов текста. Как показывает практика, длинные «сочинения» не помогут вам раскрыться в глазах читающего — они скорее произведут обратный эффект.
- Написанное не должно содержать ошибок, общая форма изложения — деловой стиль. При рассмотрении вашей автобиографии, читающий будет уделять внимание не столько написанному, сколько тому, в какой форме это сделано. По этой причине грамотная речь позволит набрать вам «дополнительные баллы».
- Все события, описанные вами, должны быть изложены в хронологическом порядке, логично и последовательно. То есть нельзя сразу после рассказа о школе перейти к трудовой деятельности, пропустив иные учебные заведения, или вначале рассказать о месте работы, а потом упомянуть о полученном образовании.
- Информация о вас, изложенная в автобиографии, должна быть подлинной. Включение ошибочных или недостоверных сведений может помешать получить желаемую работу (или добиться иной цели) и создать не самую хорошую деловую репутацию.
Образец написания автобиографии.
АВТОБИОГРАФИЯ
Я, Григорьев Максим Сергеевич, родился 10 марта 1993 года в г. Москва.
С 2000 по 2010 г. обучался в среднеобразовательной школе № 45 г. Москва, 11 классов которой окончил с отличием.
С 2010 г. – студент переводческого факультета Московского государственного лингвистического университета, на 4 курсе которого я сейчас обучаюсь.
Не женат. Состав семьи:
отец — Григорьев Сергей Викторович, частный предприниматель;
мать — Григорьева Елена Васильевна, частный предприниматель.
Место проживания: г. Москва, ул. Остоженка, 12, кв. 154.
23 марта 2013 г. | Григорьев | М.С. Григорьев |
Методические рекомендации к составлению объяснительной записки.
Объяснительная записка – документ, объясняющий причины какого-либо действия, факта, происшествия, составляемый работником организации и представляемый вышестоящему должностному лицу.
Объяснительная записка оформляется на стандартном листе бумаги и адресуется конкретному должностному лицу.
Данный документ пишется в произвольной форме, но желательно придерживаться такой структуры:
-шапка – содержит реквизиты получателя: фамилия, инициалы человека, которому адресована объяснительная (в дательном падеже);
-заголовок документа – «Объяснительная записка» (пишется без кавычек);
- сам текст пояснения — сначала излагаются факты, затем причина. Главное требование к написанию текста — чтобы он был убедительным и содержательным;
-подпись составителя – должность (при написании записки в школу должность не указывается), собственно подпись, фамилия и инициалы.
Образец объяснительной записки
Заведующей учебной частью
БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж»
Н.М. Перегудовой
Иванова Сергея, студента группы 11ф
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Я пропустил занятия в колледже 24 сентября 2020 г. по причине плохого самочувствия.
25.09.2020г | Иванов | С. Иванов |
Требования к оформлению:
Образцы служебных документов оформляются на листах формата А4 в печатном или в рукописном варианте. В верхнем левом углу заглавными буквами пишется «ОБРАЗЕЦ».
Срок выполнения:
- подготовить к следующему занятию.
Форма контроля:
- проверка наличия выполненного задания у каждого студента.
Критерии оценки:
1. полное соответствие характеру изложения и требованиям официально-делового стиля;
2. умение сжато, компактно излагать стандартное содержание материала, уметь употреблять присущие этому стилю клише;
3. знание языковых особенностей текстов официально-делового стиля.
4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Тема 1. Структурные и коммуникативные свойства языка. Культура речи.
Уметь:
-строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;
-классифицировать ошибки, допущенные в устной и письменной речи.
Знать:
-различия между языком и речью;
- функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
-специфику устной и письменной речи;
-виды норм русского литературного языка.
Задание: написать эссе на тему «Язык…свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе».
Рекомендации по выполнению: смотрите методические рекомендации по написанию эссе.
Основные источники:
1. Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений, 2020г.
Дополнительные источники:
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 2008.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 2008.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 2005.
Романова НН., Филиппов А.В. Стилистика и стили. – М.: Флинта,2012.
Руднев В.Н. Русский язык и культура речи.- М : Кнорус, 2012.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? –М.,2006.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 2005.
Тема 2. Орфоэпические нормы русского литературного произношения.
Уметь:
-строить свою устную речь в соответствии с нормами русского литературного произношения;
-распознавать и исправлять ошибки и неточности в своей устной речи и устной речи окружающих (пациентов, их родственников, коллег) в соответствии с нормами русского литературного произношения;
- пользоваться орфоэпическим словарем русского языка.
Знать:
- основные правила произношения гласных и согласных звуков русского языка.
Задание: составить краткий акцентологический словарь «Говори правильно!».
Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по составлению краткого акцентологического словаря «Говори правильно!».
Основные источники:
1. Борунова С.И., Воронцова В.Л., Еськова Н.А. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1997.
Тема 3.Лексические нормы. Лексические ошибки и способы их устранения.
Уметь:
- определять принадлежность слова к определенному пласту лексики русского языка;
- устранять лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слова (по значению и стилистической окраске);
-пользоваться толковыми словарями.
Знать: лексические нормы русского литературного языка.
Задание: написать эссе на тему «Три оружия есть у врача- слово, растении, нож» (Авиценна).
Рекомендации по выполнению: смотрите методические рекомендации по написанию эссе.
Основные источники:
1. Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений, 2020г.
Дополнительные источники:
Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. – М: АСТ – ПРЕСС, 1999.
Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1997.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,1999.
Тема 4. Словообразовательные нормы русского языка.
Уметь:
- производить морфемный и словообразовательный разбор;
-находить написания, зависящие от особенностей состава слова;
-устранять словообразовательные ошибки.
Знать:
-словообразовательные нормы русского языка.
Задание: составить таблицу «Международные словообразовательные элементы, используемые в медицине».
Рекомендации по выполнению: составить таблицу и заполнить ее по образцу. Общее количество международных словообразовательных элементов - не меньше 20.
№ п\п | Словообразовательный элемент | Значение |
1. | - скоп (греч. Skopeo-смотрю) | Микроскоп, рентгеноскопия |
2. | ||
3. | ||
4. |
Основные источники:
Интернет-ресурсы:
1. http://profil.adu.by/mod/book/view.php?id=4824&chapterid=15200
Тема 5. Морфологические нормы. Особенности употребления имен существительных и прилагательных. Употребление имени числительного.
Уметь:
-правильно образовывать формы слов имен существительных, прилагательных и числительных.
Знать: грамматические признаки имен существительных, прилагательных и числительных.
Задание: составить таблицу «Трудные случаи образования некоторых форм имен существительных, прилагательных, числительных».
Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по составлению \заполнению таблиц.
Примерный образец таблицы «Трудные случаи образования некоторых форм имен существительных, прилагательных, числительных».
Имя существительное | ||||
1. Категория рода | Определение рода у несклоняемых имен существительных | Слова женского рода: Слова мужского рода: Слова среднего рода: | ||
2. Категория числа. | Образование формы множественного числа | Окончание –а,-я: | Окончание –ы, -и: | |
3. Категория падежа | Образование формы родительного падежа | Окончание -ов; ев | Нулевое окончание | |
Имя прилагательное | ||||
Образование степеней сравнения | ||||
Разряд прилагательных | сравнительная степень | превосходная степень | ||
простая | составная | простая | составная | |
качественные | ||||
относительные | ||||
притяжательные |
Склонение числительных | ||||||||||
Падеж | 50-80 | 200-400 | 500-900 | 1000 | 1000000- 1000000000 | |||||
И.п | ||||||||||
Р.п. | ||||||||||
Д.п | ||||||||||
В.п. | ||||||||||
Т.п. | ||||||||||
П.п | ||||||||||
40,90,100 | ||||||||||
Падеж | 40 | 90 | 100 | |||||||
И.п, В.п | ||||||||||
Р.п, Д.п, Т.п, П.п. | ||||||||||
Полтора Полтораста | ||||||||||
И.п, В.п | ||||||||||
Р.п, Д.п, Т.п, П.п. | ||||||||||
Склонение числительных | ||||||||||
Падеж | 7.495 (составное количественное числительное) | 5\8 метра (дробное числительное | 1912 год (порядковое числительное) | |||||||
И.п | ||||||||||
Р.п. | ||||||||||
Д.п | ||||||||||
В.п. | ||||||||||
Т.п. | ||||||||||
П.п |
Падеж | Оба студента | Обе девушки |
И.п | ||
Р.п. | ||
Д.п | ||
В.п. | ||
Т.п. | ||
П.п |
Основные источники:
1. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1997.
Дополнительные источники:
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 2008.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 2008.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 2005.
Романова НН., Филиппов А.В. Стилистика и стили. – М.: Флинта,2012.
Руднев В.Н. Русский язык и культура речи.- М : Кнорус, 2012.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? –М.,2006.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 2005.
Интернет-ресурсы:
1. Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе- http://ege.edu.ru
2. Филологический портал – htt//www.philology. r
Тема 6. Морфологические нормы. Употребление местоимений.
Особенности употребления некоторых форм глагола, причастий и деепричастий.
Уметь:
-правильно образовывать и использовать формы местоимений, глагола, причастий и деепричастий.
Знать: грамматические признаки местоимений, глагола и глагольных форм.
Задание: составить таблицы «Употребление некоторых местоимений и их форм», «Варианты употребления некоторых форм глагола».
Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по составлению \ заполнению таблиц.
Примерный образец таблицы «Употребление некоторых местоимений и их форм».
Употребление местоимений | |||
№ п\п | Местоимение | Комментарий | Пример |
1. | Морфологические нормы употребления личного местоимения «он». | ||
2. 3. | Морфологические нормы употребления местоимений « её», «его», «их».Морфологические нормы употребления притяжательного местоимения «свой» | ||
4. | Морфологические нормы употребления возвратного местоимения «себя». |
Примерный вариант таблицы «Варианты употребления некоторых форм глагола».
Глаголы | Комментарий | Пример |
Образование некоторых личных форм | ||
Победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить | ||
Умертвить, роптать | ||
Выздороветь, опостылеть, опротиветь | ||
Чтить в 3-м лице множественного числа | ||
Двоякие формы настоящего времени глаголов полоскать, плескать, капать, кудахтать, колыхать, мурлыкать. | ||
Варианты видовых форм | ||
Формы заведывать, исповедывать, проповедывать | ||
Варианты форм типа обусловливать – обуславливать | ||
Глаголы типа популяризовать – популяризировать (с суффиксом -изова- и суффиксом -изирова-) |
Основные источники:
1. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1997.
Дополнительные источники:
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 2008.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 2008.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 2005.
Романова НН., Филиппов А.В. Стилистика и стили. – М.: Флинта,2012.
Руднев В.Н. Русский язык и культура речи.- М : Кнорус, 2012.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? –М.,2006.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 2005.
Интернет-ресурсы:
1. Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе- http://ege.edu.ru
2. Филологический портал – htt//www.philology. ru.
Тема 7. Синтаксические нормы русского языка.
Уметь:
-соблюдать правила согласования и управления в словосочетаниях и предложениях;
-употреблять синонимические конструкции для выражения основных смысловых отношений;
-правильно строить предложения с однородными и обособленными членами;
- правильно строить сложные предложения.
Знать:
- основные единицы синтаксиса;
-причины возникновения синтаксических ошибок и способы их устранения.
Задание: составить таблицу «Ошибки, относящиеся к нарушению синтаксических норм русского языка».
Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по составлению \ заполнению таблиц.
Примерный образец таблицы «Ошибки, относящиеся к нарушению синтаксических норм русского языка».
№ п\п | Тип ошибки | Пример с ошибкой | Исправленный вариант | Комментарий |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. |
Основные источники:
1. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1997.
Дополнительные источники:
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 2008.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 2008.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 2005.
Романова НН., Филиппов А.В. Стилистика и стили. – М.: Флинта,2012.
Руднев В.Н. Русский язык и культура речи.- М : Кнорус, 2012.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? –М.,2006.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 2005.
Интернет-ресурсы:
1. Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе- http://ege.edu.ru
2. Филологический портал – htt//www.philology. ru.
Тема 8. Контрольная работа.
Уметь: анализировать текст разных стилей и жанров, находить ошибки, связанные с нарушением языковых норм, и устранять их.
Знать: основные принципы литературного редактирования.
Задание: отредактируйте текст, исправив речевые и грамматические ошибки.
А.С. Пушкин
Пушкин был великим художником слова, одним из самых величайших писателей в истории литературы европейской. Хотя значение писателя не исчерпывается этой ролью, он сыграл исключительное значение в развивании культуры и освободительного движения своей страны. А.И.Герцен отмечал, что у народа, лишенном политической свободы, превращается литература в единственную общественную трибуну. В этих условиях стихи, поэмы или роман может сделаться в душевной жизни народа столько же важным событием, насколько выигравшее сражение или акт государственной политики. Вчитываясь в произведения Пушкина, нам надо подумать над ими и вообразить себе того человека, их написавшего. Пушкина не надо «учить» или «проходить» - знать и любить надо Пушкина.
Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по редактированию текста.
Основные источники:
1. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1997.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,1999.
3. Лопатин В.В., Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1999.
Дополнительные источники:
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 2008.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 2008.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 2005.
Романова НН., Филиппов А.В. Стилистика и стили. – М.: Флинта,2012.
Руднев В.Н. Русский язык и культура речи.- М : Кнорус, 2012.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? –М.,2006.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 2005.
Интернет-ресурсы:
1. Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе- http://ege.edu.ru
2. Филологический портал – htt//www.philology. ru.
Тема 9.Нормы правописания: орфография.
Уметь: применять орфографические правила на письме.
Знать: трудные случаи правописания самостоятельных и служебных частей речи.
Задание: составьте словарь медицинских терминов «Пиши правильно!».
Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации к составлению словаря медицинских терминов.
Основные источники:
1. Энциклопедический словарь медицинских терминов.
Интернет источники:
1. https://petroleks.ru/dictionaries/dict_med.php
2. https://infotables.ru/meditsina/1069-slovar-meditsinskikh-terminov
Тема 10. Нормы правописания: пунктуация.
Уметь: применять пунктуационные правила на письме.
Знать: правила расстановки знаков препинания в простом предложении, в простом осложненном и в сложных предложениях.
Задание: подготовить текст «Организация работы в аптеке».
Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по подготовке текста на определенную тему.
Основные источники:
1. Мельникова О.А, Филиппова О.В.Организация деятельности аптеки.- Феникс,2018г.
Интернет источники:
1. https://zinref.ru/000_uchebniki/03200medecina/100_lekcii_medicina_15/825.htm
Тема 11. Контрольная работа.
Уметь: анализировать текст разных стилей и жанров, находить ошибки, связанные с нарушением языковых норм, и устранять их.
Знать: основные принципы литературного редактирования
Задание: отредактируйте текст, исправив орфографические и пунктуационные ошибки.
Пруд.
У околицы села, весь в кучевых облаках и отраженном камыше; лениво курился пруд. Ярко зелеными клубам поднимались из земли ветлы. Одна ветла низпадала в пруд и теперь по ней можно было ходить. В большом пруде она потерялась, утратила свое горделивое величие, ее хватило только на то, что бы достать верхушкой до того места, где кончались прибрежные камыши. Прочные досчатые мостики с перильцами уводили от берега на глубину при которой не видно дна, хотя мне никогда не приходилось встречать пруда, со столь чистой прозрачной водой. Это не мешало впрочем водится тут всякой живности.
Вот пробирается, ползет по подводному стеблю ногатое усатое существо, похожее на макрицу. Это водянкой ослик. А вот причудливо, завитушками вниз, скользит по поверхности воды улита прудовик. Для нее поверхность воды потолок, она и движется по нему, как бы вниз головой. Отделившись от черной глубины несется, как стрела, снарядик. Это ничто иное, как тигр подводных джунглей жук-пловунец. Он бросается на рыбу гигантскую по сравнению с ним, и подчас одолевает ее. А если и не одолеет один то запах крови собирает армию собратьев и тогда уж рыбе быть растерзанной.
Словно шарик ртути пролитой на стекло, изсиня-черные катаются и юлят вертячки. Как цыркачи на резиновой сетке пляшут на упругой поверхности воды водомерки.
К пруду подошла с карзиной женщина и стала поласкать белье невдалеке от нас. Она рассказала, что пруд совсем, было, зарос, но в прошлом году его эскаватором рассчистили. «Омолодился пруд-то, наш», - сказала женщина.
Две девочки и мальченка-бутуз, все трое русоголовые, синеглазые забрались на упавшую ветлу, и затеяли там игру. В последствие мальченка-бутуз свалился в воду, после чего ему было приказано сидеть на берегу.
День начался. Мы уложили вещи и двинулись в глубь села.
Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по редактированию текста.
Основные источники:
1. Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений, 2020г.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,1999.
3. Лопатин В.В., Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1999.
Интернет – ресурсы:
Справочно – информационный портал русского языка- htt//www.gramota.ru.
Филологический портал – htt//www.philology. ru.
Портал культуры письменной речи – htt//www.grama. ru.
Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе- http://ege.edu.ru
Тема 12. Функциональные стили речи. Научный стиль.
Уметь:
-определять жанр научного медицинского текста, опираясь на знание жанровых характеристик;
- создавать научные медицинские тексты разных жанров, руководствуясь знаниями социально-содержательных особенностей и речевых черт научного стиля речи и жанровых характеристик.
Знать:
- отличительные черты научного стиля речи ;
-классификацию жанров письменной и устной научной речи;
-характеристики жанров письменной и устной научной речи.
Задание: подготовьте рецензию на медицинскую статью, опубликованную в журнале «Медицинская помощь» за последние 3 года (на выбор).
Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по подготовке рецензии на научную статью.
Основные источники:
1. Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений, 2020г.
Дополнительные источники:
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 2008.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 2008.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 2005.
Романова НН., Филиппов А.В. Стилистика и стили. – М.: Флинта,2012.
Руднев В.Н. Русский язык и культура речи.- М : Кнорус, 2012.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? –М.,2006.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 2005.
Тема 13. Официально-деловой стиль речи.
Уметь:
-определять жанр делового документа, опираясь на знание жанровых характеристик;
- создавать официально-деловые тексты разных жанров, руководствуясь знаниями социально-содержательных особенностей и речевых черт официально- делового стиля речи и жанровых характеристик.
Знать:
- отличительные черты официально-делового стиля речи;
-классификацию жанров письменной деловой речи;
-характеристики жанров письменной деловой речи.
Задание: подготовьте образцы правильного оформления деловых документов. Составьте и запишите несколько деловых бумаг (по образцу):
- заявление о выдаче студенческого билета взамен утраченного ;
- объяснительную по поводу пропущенных занятий;
- автобиографию.
Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по подготовка образцов правильного заполнения деловых документов.
Основные источники:
Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений, 2020г.
Дополнительные источники:
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 2008.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 2008.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 2005.
Романова НН., Филиппов А.В. Стилистика и стили. – М.: Флинта,2012.
Руднев В.Н. Русский язык и культура речи.- М : Кнорус, 2012.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? –М.,2006.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 2005.
Тема 14. Публицистический стиль речи.
Уметь:
-определять жанр публицистического текста, опираясь на знание жанровых характеристик;
- создавать публицистические тексты разных жанров, руководствуясь знаниями социально-содержательных особенностей и речевых черт публицистического стиля речи и жанровых характеристик.
Знать:
- отличительные черты публицистического стиля речи;
-классификацию жанров устной и письменной публицистической речи;
-характеристики жанров устной и письменной публицистической речи;
- этапы подготовки публичного выступления;
- композицию публичного выступления;
-приемы стимулирования внимания и интереса.
Задание: подготовьте публичное выступление на одну из предложенных тем: «Лекарственные растения Воронежской области и их применение», «Витамины и их роль в организме человека». Время публичного выступления: 3-5 мин.
Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по подготовке сообщений.
Методические рекомендации по подготовке к публичному выступлению
Публичное выступление – одна из форм делового общения. К таким выступлениям относятся доклады на деловых встречах, выступления перед экспертной или экзаменационной комиссией, ответ у доски и т.д.
Одним из видов устного публичного выступления является информационное сообщение на предложенную тему.
Продолжительность выступления от 3 до 5 минут. В течение этого времени выступающий должен сообщить о цели и задачах своего выступления, раскрыть содержательную сторону затронутой темы, познакомить с выводами. Предполагается также, что выступающий должен уметь отвечать на вопросы преподавателя, студентов по содержанию его выступления.
Учитывая публичный характер информационного сообщения, выступающий должен:
- составить план и тезисы выступления;
- кратко представить проблематику, цель, структуру и т.п.;
- обеспечить порциональную подачу материала;
- соблюдать чёткость, точность выражений, их произнесение; обращать внимание на интонацию, темп, громкость и т.п.
- демонстрировать подготовленный характер высказываний, допуская, как в любой другой устной речи, словесную импровизацию.
Этапы выступления. Подготовка к выступлению
Следите за соразмерностью структурных частей вашего выступления (вступление и заключение не должны превышать по объёму основную часть).
Текст делите на простые предложения, что существенно облегчит для вас чтение при заучивании, а для аудитории – восприятие ваших слов в процессе выступления.
В ходе сообщения необходимо пояснять слушателям значение новых терминов и терминологических сочетаний.
Не злоупотребляйте цифрами. Обилие цифровой информации может запутать не только слушателей, но и самого выступающего.
Подберите из текста наиболее яркие цитаты по теме выступления. Однако избегайте обильного цитирования.
Подумайте, какие могут возникнуть к вам вопросы по ходу выступления. Продумайте ответы на них.
Заучивание и предварительное проговаривание текста завершает процесс подготовки выступления. Труднопроизносимые слова повторите несколько раз. Отметьте в тексте выступления те места, в которых вам будет необходимо изменить интонацию.
Сделайте хронометраж выступления – время предварительного чтения текста должно совпадать с тем, которое вам отведено для произнесения речи (от 3 до 5 мин.).
Начало выступления – кратко остановитесь на том, почему вас заинтересовала именно эта тема, обоснуйте её актуальность, назовите цели и задачи вашего исследования.
Основная часть
В тезисной форме передайте содержание основных пунктов плана выступления.
Заключительная часть
Сделайте краткие выводы по теме.
Приёмы привлечения внимания аудитории
Говорите достаточно громко и отчётливо – этим вы привлечёте внимание и облегчите процесс слушания.
Не забудьте о роли визуального контакта с аудиторией. Старайтесь смотреть своим слушателям прямо в глаза, переводя взгляд с одного лица на другое: это вызывает чувство, будто вы обращаетесь персонально к каждому из присутствующих, и побуждаете их также не спускать с вас глаз.
Критерии оценивания публичного выступления
1.Грамотность и логичность изложения основных мыслей доклада
- Речь грамотна и логична - 3
- Имеются незначительные ошибки в речи - 2
- Речь безграмотна, отсутствует логичность, допускаются слова-паразиты – 1
2. Качество изложения материала
- Свободное владение материалом и терминологией – 3
- Придерживается текста – 2
- Текст читается – 1
3.Умение держаться на публике
- Внешний вид, манера изложения и тон безупречны – 3
- Имеются незначительные погрешности – 2
- Впечатление негативное – 1
4. Соблюдение регламента выступления (оговаривается заранее)
- Регламент соблюдён – 3
- Имеются небольшие отступления во времени – 2
- Значительные отступления от регламента – 1
«5» - (10 - 12 баллов)
«4» - (7 - 9 баллов)
«3» - (5 - 6 баллов)
Основные источники:
1. Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений, 2020г.
Дополнительные источники:
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 2008.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 2008.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 2005.
Романова НН., Филиппов А.В. Стилистика и стили. – М.: Флинта,2012.
Руднев В.Н. Русский язык и культура речи.- М : Кнорус, 2012.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? –М.,2006.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 2005.
Тема 15. Разговорный стиль речи. Общение с пациентом.
Уметь:
-определять жанр разговорного текста, опираясь на знание жанровых характеристик;
- создавать разных жанров разговорного стиля (беседа, разговор с пациентом, его родственниками, коллегами), руководствуясь знаниями социально-содержательных особенностей и речевых черт разговорного стиля речи и жанровых характеристик;
-строить свою речь в соответствии с требованиями, предъявляемыми к речи младшего медицинского персонала.
Знать:
- отличительные черты разговорного стиля речи;
-классификацию жанров устной разговорной речи;
-характеристики жанров устной разговорной речи;
- основные требования, предъявляемые к речи младшего медицинского персонала.
Задание: подготовка сообщения «Особенности процесса коммуникации в аптеке».
Рекомендации по выполнению: смотрите методические рекомендации по подготовке сообщений.
Интернет – ресурсы:
1. https://iq-provision.ru/protsess-kommunikatsii-v-apteke
2. https://findout.su/3x31300.html
Тема 16. Контрольная работа.
Уметь: анализировать текст разных стилей и жанров, находить ошибки, связанные с нарушением языковых норм, и устранять их.
Знать: основные принципы литературного редактирования
Задание: отредактируйте предложения, используя параллельные синтаксические конструкции; упростите тяжеловесные, громоздкие предложения.
1. Приведенные факты в книге свидетельствуют о больших успехах медицины в лечении самых страшных болезней. 2. Теряется драгоценное время в работе Государственной думы, слушая глупые разговоры безответственных депутатов. 3. Безделье - это понятие относительное, а уж сидя дома, его не бывает!
4. Получив признание широких читательских масс, книга была переиздана, принеся автору и издателю немалую прибыль. 5. Прочитав рукопись, редактору показалось, что она нуждается в серьезной доработке. 6. Пройдя за 9 месяцев дрейфа свыше 250 км, льдина была покинута нами во главе с руководителем экспедиции Папаниным. 7. У вас не заболела голова, пытаясь понять всю эту абракадабру? 8. Мамонты были степными растительноядными животными и жили в период похолодания нашей планеты, когда приполярные воды были скованы льдом, когда языки ледников с севера достигали среднерусской равнины, когда зимы были малоснежными, сухими, морозными, когда древесная растительность выживала только по поймам рек, а северная граница лесов пролегала в субтропиках.
Рекомендации по выполнению: смотрите рекомендации по редактированию текста.
Основные источники:
1. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1997.
Дополнительные источники:
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 2008.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 2008.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 2005.
Романова НН., Филиппов А.В. Стилистика и стили. – М.: Флинта,2012.
Руднев В.Н. Русский язык и культура речи.- М : Кнорус, 2012.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? –М.,2006.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 2005.
Интернет-ресурсы:
1. Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе- http://ege.edu.ru
2. Филологический портал – htt//www.philology. ru.
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка «5» ставится тогда, когда:
- обучающийся свободно применяет знания на практике;
- не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;
- обучающийся выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;
- обучающийся усваивает весь объем программного материала;
- материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями.
Оценка «4» ставится тогда когда:
- обучающийся знает весь изученный материал;
- отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;
- обучающийся умеет применять полученные знания на практике;
- в условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;
- материал оформлен недостаточно аккуратно и в соответствии с требованиями.
Оценка «3» ставится тогда когда:
- обучающийся обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;
- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы;
- материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями.
Оценка «2» ставится тогда когда:
- у обучающегося имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена;
- материал оформлен не в соответствии с требованиями.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основные источники:
Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений, 2020г.
Дополнительные источники:
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 2008.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 2008.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 2005.
Романова НН., Филиппов А.В. Стилистика и стили. – М.: Флинта,2012.
Руднев В.Н. Русский язык и культура речи.- М :Кнорус, 2012.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? –М.,2006.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 2005.
Словари:
Борунова С.И., Воронцова В.Л., Еськова Н.А. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1997.
Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. – М: АСТ – ПРЕСС, 1999.
Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1997.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,1999.
Лопатин В.В., Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1999.
Интернет – ресурсы:
Справочно – информационный портал русского языка- htt//www.gramota.ru.
Словари русского языка– htt//www. slovari.ru.
Филологический портал – htt//www.philology. ru.
Портал культуры письменной речи – htt//www.grama. ru.
Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 34.02.01 Сестринское дело
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 34.02.01 Сестринское дело...
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация...
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.07. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 31.02.01 Лечебное дело
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.07. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 31.02.01 Лечебное дело...
Контрольно-оценочные средства по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация
Контрольно-оценочные средства по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация...
Рабочая тетрадь студента по дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация
Рабочая тетрадь студента по дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 33.02.01 Фармация...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.06. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 34.02.01 Сестринское дело
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.06. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 34.02.01 Сестринское дело...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.07 Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 31.02.01 Лечебное дело
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОГСЭ.07 Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 31.02.01 Лечебное дело...