Технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание печатной буквы У, определение её звукового обозначения»
план-конспект урока по русскому языку

Семенова Полина Владимировна

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет:
 Речь и альтернативная коммуникация

Тема урока: «Рассматривание печатной буквы У, определение её звукового обозначения»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: Способствовать формированию умения: соотносить звук [у] с буквой графическим образом буквы у; определять место звука [у] в начале и в конце заданных слов.

Прогнозируемые результаты

личностные:

- учить выражать интерес к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать; 

-учить давать оценку своим действиям;

-формировать интерес (мотивацию) к учению посредством создания эмоциональной обстановки.

предметные:

учить:

-узнавать букву У среди других букв;

- переносить звук [у] в графическую систему – букву У;

- определять место заданного звука в слове (в начале, середине, в конце);

- читать слоги с заданной буквой;

- понимать обращённую речь.

Оборудование: Презентация PowerPoint, распечатанные задания «Найди букву У», карточки смайлики для оценивания своей работы; план: Что уже знаем? Что хотим узнать? Зачем? Удалось ли? Листы А4 для самостоятельной работы.

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Задания, которые приведут к результату

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивацион-ный

а) Дыхательная гимнастика

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу

Проводит работу над правильным речевым дыханием, способствует развитию целенаправленной воздушной струи.

Организуют рабочее место.

Здороваются с учителем

Имитируют задувание свечи.

Имитируют задувание нескольких свечей.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Упражнение «Задуй свечу»

-Представьте, что перед вами стоит большой торт и на нем стоит одна большая свеча, нужно ее задуть: плавно вдыхаем через нос и выдыхаем, держим губы «трубочкой».

-А теперь представьте, на тортике много маленьких свечей их нужно все задуть: вдыхаем через нос и порциями выдыхаем, задуваем все свечи.

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку

Создать позитивное настроение

Формировать интерес (мотивацию) к учению посредством создания эмоциональной обстановки.

Развивать правильное фонационное дыхание, развивать целенаправленную воздушную струю.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Демонстрирует слайды.  Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников

Отвечают на вопросы

-Какое сейчас время года? Месяц? Число? День недели?

-Ситуация: вы пришли к доктору, у вас болит горло (Слайд 2). Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? [А]. На столе у вас пластмассовые буквы, найдите и покажите букву А.

Учить ориентироваться во временном пространстве.

Актуализировать знания изученной буквы У. Развивать зрительный гнозис.

Учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников

Дают ответы на вопросы.

Произносят звук [у].

(Слайд 3)

-Посмотрите, кто изображен на слайде? Что делает волк? Послушайте как он воет [уууу]. А теперь провойте точно так же. Какой звук издает волк, когда воет?

Постановка учебной задачи

Готовит детей к формулированию темы и цели урока

Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и образовательные цели урока.

-Звук [у] обозначается буквой у.

-Как вы думаете, с какой буквой мы сегодня будем работать? (Слайд 4)

Демонстрация букв Уу.

- Давайте вместе сформулируем тему урока.

- Предположите, что узнаем, чему научимся на уроке? Что хотим узнать?

-Сегодня мы будет изучать буквы Уу.

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

Проблемное объяснение нового материала

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания.

Действие по плану, выполнение заданий.

Определяют звуковую характеристику звука; определяют местонахождение звука в разных позициях.

-Найдите и покажите букву У. Пропойте звук. Какой он: гласный или согласный?

Звук [у] гласный, он поется и обозначается красным кружочком.

(Слайд 5) Кто изображен на экране? Утка. Произнесите [ууууутка]. Где буква у в слове: в начале или в конце?

-Что на картинке? Произнесите [какадууу] Где буква у в слове: в начале или в конце?

- Прочитайте слоги, изображенные на доске:

 му, су, ху, шу, ну, ру.

Способствовать узнаванию буквы среди других, развивать зрительный гнозис.

Учить определять гласные звуки.

Учить определять место звука в начале и в конце слова; развивать фонематическое восприятие.

Проговаривает текст и показывает, какие движения должны выполнять дети

Проговаривают текст и выполняют движения по подражанию учителя.

Ползёт улитка по тропе
Свой домик носит на спине.
Ползёт тихонько, не спешит
По сторонам всегда глядит.
Ну, а когда устанет очень
И отдохнуть она захочет,
То может быстренько свернуться
И шаром круглым обернуться.

Развивают общую моторику, координируют речь с движением

Закрепление нового знания

Предлагает определить последовательность действий, чтобы правильно выполнить задание.

Дети называют членов своей семьи по фотографиям, их имен.

-Это мама. Мама Юля.

-Это папа. Папа Юра.

-Это сестра. Сестра Даша.

-Это брат. Брат Петя.

Отвечают на вопросы.

Звуки от буквы отличаются: звуки мы слышим, букву видим, пишем, трогаем. Ребята! Звук [У] на письме обозначается буквами Уу. Посмотрите: (слайд 6)

Буква У совсем проста:

Тянет рожки из хвоста.

-Откройте тетради, пропишите букву У.

 Но перед этим, проведем пальчиковую гимнастику

Учить отличать звуки и буквы;

Развивать графо-моторные навыки: обводить по точкам, писать печатные буквы Уу.

Пальчиковая гимнастика

Проговаривает текст и показывает, какие движения должны выполнять дети

Поочередно загибают пальчики, начиная с мизинца.

Пальчиковая гимнастика

(Слайд 5).

Этот пальчик –дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папа.

Этот пальчик – мама.

Этот пальчик – я.

Вместе дружная семья.

Развивать мелкую моторику рук, координируют речь с движением.

Самостоятельная работа в тетради

Проводит индивидуальную работу с обучающимися

Дети прописывают букву Уу.

Конструируют букву из палочек.

Читают слоги с заданной буквой

-Пропишите/обведите по точкам буквы Уу в тетрадях.

-сконструируйте букву У из палочек.

-Найдите и обведите в кружочек все буквы У.

-Прочитайте слоги с буквой У .

Развивать графо-моторные навыки.

Переносить звука на знаковую систему – букву.

Находят букву У среди других букв.

Читать слоги с буквой У.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

Организация рефлексии

Ответы на вопросы.

Самооценка собственной учебной деятельности, соотнесение

 -с какой буквой мы сегодня познакомились?

- Что понравилось больше всего?

Оцените свою работу на уроке: поднимите смайлик.

Развивать критичность, умение оценивать себя и других, определять трудности

Слайд 1. Титульный лист

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗВУК [ У ] . БУКВА У Подготовила: учитель 2Д класса П.В. Семенова

Слайд 2

А - а-а-а-а-а !

Слайд 3

У-у-у-у-у-у!

Слайд 5

У тка

Слайд 6

Какад у

Слайд 7

Буква У совсем проста – Тянет рожки из хвоста!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме"

Технологическая карта урока  в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме" по УМК Кузовлева...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Буквы а- о в корне гор-гар "

Цель урока: формирование навыка определения  и написания а- о в корне гар-гор...

Технологическая карта по уроку обучения письма по теме "Письмо заглавной и строчной букв П, п"

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления и формирования навыка каллиграфически правильного письмазаглавной и строчной букв П, п.Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта учебного занятия, реализующего развитие УУД. Тема "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"

Знакомство с правилом   написания одной и двух Н в суффиксах прилагательных;, а также первичное закрепление новых знаний....

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия "Альтернативная коммуникация" "Мои помощники слова. Я делаю"

Материал открытого занятия по предмету "Альтернативная коммуникация" 4 класс, обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тема занятия "Я и мои помощ...