Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Буквы а- о в корне гор-гар "
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "открытия" новых знаний | 38.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
(разработчики техкарты: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.)
Предмет: русский язык Класс: 6 класс Автор УМК: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.
Тема урока: Буквы а- о в корне гор-гар
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Учитель: Парасотка О.В.
Цель урока | Деятельностная: создание условий для усвоения темы Содержательная: формирование навыка определения и написания а- о в корне гар-гор | ||||||||
Задачи | Образовательные: познакомиться с правилами написания гласных ои а в корнях гар-гор; уметь находить и правильно писать слова с данными корнями Развивающие: развивать орфографическую зоркость и логическое мышление; развивать исследовательсеие навыки; учиться анализировать, высказывать свои предположения Воспитательные: воспитывать интерес к богатству русского языка | ||||||||
УУД | Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в учебной ситуации, уметь идти на взаимные уступки в учебной ситуации; Регулятивные: уметь ставить цели, прогнозировать действия, осуществлять контроль и самоконтроль, корректировать свою деятельность Коммуникативные: учиться доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; уметь свободно излагать свои мысли; быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму, уметь отбирать и структурировать информацию, строить высказывания, выбирать способ действия | ||||||||
Основные понятия | омонимичные корни, звукосочетание, алгоритм, чередование | ||||||||
Межпредметные связи | культура речи | ||||||||
Ресурсы | учебник, презентация по теме, тест, тексты упражнений; презентация «Цветотерапия» | ||||||||
Форма урока | комбинированная | ||||||||
Технология | информационная технология (компьютерная презентация), частично-поисковый | ||||||||
Ход (этапы) урока, цель этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха | Проверяет готовность к уроку, настраивает на работу. Читает стихотворение Сумарокова (приложение №1). -В чём смысл стихотворения? -Какой наказ в нём? -Предположите, как этот эпиграф может быть связан с темой нашего урока? | Определяют эмоциональную и психологическую готовность к уроку | Строят речевое высказывание при формулировании ответов | Свободно излагают свои мысли, слушают и слышат других | Взаимодействуют в вопросно-ответной форме обучения | ||||
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в учебном действии Цель: вспомнить правило с чередующимися гласными, уметь самостоятельно делать выводы | 1)Организует работу с рядами слов (приложение № 2). Задание: а)Выделите в каждом ряду 1 слово по 2 признакам, отличающим его от других слов. б)Расскажите о правописании корней лаг-лож, раст- рос. Графически их обозначьте. 2)Предлагает оценить правильность выполнения заданий по критериям и внести баллы в оценочный лист | Сравнивают, делают выводы, устанавливают закономерности | Принимают и сохраняют учебную задачу | Сотрудничают в поиске и выборе информации | Адекватно воспринимают оценку деятельности учителем | Определяют признаки и выбирают слово в каждой строке | Осуществляют рефлексорно-оценочные действия | ||
Этап выявления места и причины затруднения Цель: определить цель урока, спрогнозировать предстоящую деятельность | Запишите выбранные вами слова (приложение №2), выделите корень. Какая гласная в нём может писаться? Назовите тему урока и цели (фиксирует цель урока на доске). После закрепления темы вы будете знать: • правила правописания букв о-а в гор/гар. В результате усвоения темы вы будете уметь: • правильно писать слова с изученной орфограммой; • графически обозначать орфограммы; отличать корень -гор/-гар- от омонимичных корней | Анализируют, сравнивают | Строят речевые высказывания | Выделяют общие признаки | Формулируют цель урока, ищут пути решения проблемы | Целеполагание(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно) | |||
Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: поддержать интерес детей к выходу из проблемной ситуации | 1)Организует и координирует деятельность учащихся. Формулирует задание: Какие значения у этих слов? Что в их значениях общее? 2)Поощряет и поддерживает успехи учащихся. | Сравнивают, строят логическую цепь рассуждений | Формулируют ответы на вопросы | Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности | Учатся слушать друг друга | Определяют лексическое значение слов | Отрабатывают умение работать со словарём | ||
Этап реализации построенного проекта Цель: уметь выполнять правильно задание на изученное правило, отработать способ действия при выборе букв | Расставьте в словах ударение. От чего же зависит написание о-а в корне гор-гар? | Анализируют объекты с целью выявления признаков, выдвигают гипотезы и их обосновывают | Находят пути решения учебной задачи | Корректируют свою точку зрения | Корректировка | Расставляют ударение, объясняют его позицию | Дают в устной форме оценку деятельности ??? | ||
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: а) установить, от чего зависит написание гласной в корне гор–гар; б) сформулировать правило | 1)Организует проговаривание правила в парах. 2) Помогает выработать алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания) (приложение № 3) 3)Подводит к следующему выводу: « В корне с чередованием ГОР/ГАР под ударением пишется А, без ударения - О. Исключения: пригарь, изгарь, выгарки» | Анализируют языковой материал | Осуществляют рефлексорно-оценочные умения | Рассказывают друг другу правило, дают взаимные консультации | Постановка вопросов (инициативное сотрудничество) | Составляют инструкцию алгоритма | Формируют своё высказывание | ||
Этап самостоятельной работы Цель: научиться узнавать данную орфограмму и правильно писать слова | 1)Организует выполнение задания в парах ( приложение №4) 2)Комментирует оценку, даёт рекомендации. 3)Предлагает оценить выполненную работу Проверьте правильность выполнения задания и оцените свою работу. Внесите баллы в оценочный лист. | Совершенствуют мыслительные операции | Осуществляют рефлексорно-оценочные умения | Выполняют задание в парах | Учатся слушать друг друга | Анализируют орфограмму, подбирают синонимичные фразеологизмы | Вычленяют в тексте слова с изученной орфограммой | ||
Этап включения в систему знаний и повторения Цель: 1)развивать умения применять новые знания, 2)развивать внимание | 1.Организует выполнение задания в парах ( приложение № 5). 2. Игра «Корректор» (взаимопроверка) (приложение № 6): -Обменяйтесь работами, проверьте написанное по образцу. -Обменяйтесь оценочными листами, поставьте отметки. 3) Тест «Чередующиеся гласные в корне слова» ( с взаимопроверкой) (приложение №7)
| Оценивают свои результаты по алгоритму самооценки: 1.Что нужно было сделать в этом задании? Какова была цель? 2. Удалось получить результат (решение, ответ)? 3. Выполнил(а) верно или с ошибками? 4.Самостоятельно или с чьей-то помощью? Вывод: ставлю себе оценку …(5,4,3,2) ( шкала оценки на слайде) | Осознают задание и выполняют действия правильно и согласованно | Выполняют задание в парах | Осуществляют рефлексорно-оценочные умения | Вставляют необходимую букву, обозначают графически нужную орфограмму | Анализируют задание Оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). | ||
Этап рефлексии учебной деятельности Цель: обобщить, сделать выводы | 1)Подводит итоги проделанной работы (Как удалось решить проблему?) Зачем нам нужно знать о правописании буквы о-а в корнях гар-гор? Где может пригодиться сегодняшняя тема? 2)Объявляет оценки и домашнее задание. 3)Предлагает поставить итоговую отметку в оценочный лист | Формулируют ответы на вопросы по изученной теме. Делают выводы | Рефлексия деятельности | Слушают друг друга | Оценивают ответы одноклассников | Подводят итоги урока, выставляют оценки, записывают домашнее задание | Осуществляют рефлексорно-оценочные действия: называют основные позиции нового материала | ||
Дополнительная информация | |||||||||
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС | Большое внимание уделяется мотивированию обучающегося, поддержанию устойчивого познавательного интереса на протяжении всего урока. При изучении нового материала создается проблемная ситуация и намечаются пути достижения цели. Урок ориентирован на развитие самостоятельной учебной деятельности. Учащиеся сами планируют свою деятельность, осуществляют ее контроль и оценку, взаимодействуют с учителем и одноклассниками | ||||||||
Оборудование и материалы | Компьютер, интерактивная доска | ||||||||
Список учебной и дополнительной литературы | Конструктор уроков по ФГОС (СОНАТА-МИКС) | ||||||||
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | - | ||||||||
Дидактическое обеспечение урока | - | ||||||||
Используемые методы и формы | Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах) | ||||||||
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | - | ||||||||
Дополнительная необходимая информация | - |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат,
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,
А правильно писать потребно всем уметь.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
1.Предпол..жить, предпол..гать, заг..р.
2.Возр..стной, г..реть, отр..слевой.
3. Г..релый, прик..сновение, к..сание.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
АЛГОРИТМ
1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.
2) Выделить звукосочетание [гар].
3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.
4) Определить, ударный гласный в корне или безударный.
5) Применить правило.
6) Подчеркнуть орфограммубукву о или а.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
1.Подобрать синонимичный фразеологизм с чередующейся гласной в корне
- Лежать на печи, как на иголках, прибрать к рукам, не на пожар, болеть душой, одержать верх, кануло в реку забвения, выйти в люди, высоко летать, как попало, пропади пропадом.
- Г..ри синим пламенем, как бог на душу пол..жит, много пол..гать о себе, не г..рит, нал..жить лапу, как на г..рящих углях, прол..жить дорогу, быльём пор..сло, пол..жить на лопатки, входить в пол..жение, сидеть сл..жа руки.
Образец: лежать на печи- сидеть сложа руки.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5.
Следуя новой орфограмме, вставьте пропущенную букву, объясните графически её выбор написания
Тяжело разг..рался над городом рассвет. В самом разг..ре стремительное лето. За окном легко несутся облака, солнце г..рячими пятнами лежит на куполах, летает обильный пух от одуванчиков. Нева шла громадой железной воды, волны грозно рокотали около мостовых, в домах г..рели свечи.
ПРИЛОЖЕНИЕ №6.
Игра «Корректор»
Задание 1. Исправьте ошибки. Первое предложение выпишите в тетрадь, сделайте его синтаксический разбор.
Догорала румяная зоря и на землю легли вечерние тени. Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь моря.
Задание 2. Во втором предложении найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. (Сиянием).
- Обменяйтесь работами, проверьте написанное по образцу.
- Обменяйтесь оценочными листами, поставьте отметки.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
ТЕСТ С ВЗАИМОПРОВЕРКОЙ
А1. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
1) г..ревать, з..ревать, заг..реться
3) ск..сить, прир..щу, з..рька
2) заг..р, з..рница, предл..гать
4) предл..жение, г..ристый, прик ..снусь.
А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква а?
1) з..ревой, наг..р 3) уг..реть, пол..г
2) приг..реть, оз..ренный 4) прор..сти, р..сток
А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется о?
На разг(1)рающейся з(2)ре края высоких облаков г(3)рят розовым светом.
1) 1, 2, 3
2) 2,3
3)1,2
4) 1,3
А4. В каком предложении есть слово с орфограммой «Буквы о-а в корнях -гор- - -гар-»?
1) Ты возг..рдился после победы..
2) Дети катались с г..ры.
3) Утром солнце разг..ралось медленно.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ по теме «Буквы о-а в корнях гар-гор»
Критерии | Самооценка/взаимопроверка | Оценка учителя | Итоговая оценка | |
1. 1.Умение находить орфограмму «Буквы а-о в корне гар-гор» | ||||
2.Умение графически обозначать условия выбора орфограмм | ||||
3. Подобрать синонимичный фразеологизм с чередующейся гласной в корне | ||||
4. Игра «Корректор» | ||||
5. Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е/и".
Тип урока: ознакомление с новым учебным материаломЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Обучающий компонент: учащиеся в конце урока должны:-осознанно воспринимать, формулировать правило и чётко запоминать его в ходе пр...
Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы е–и в корнях с чередованием" (с приложениями) 5 класс
С приложениями: самоанализ, лингтвистическая сказка, презентация....
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "
Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Буквы а – о в корне -раст- – -рос-»
Цели: 1) изучить правило написания гласных а – о в корнях -раст-, -рос-, -ращ-; 2) научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; 3) развить иссл...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова"
Урок русского языка в 5 классе...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Чередующиеся гласные в корнях слов»
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе...