Конспект урока "Морфологический разбор причастия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Сташкова Ольга Владимировна

РУССКИЙ ЯЗЫК. 7 КЛАСС.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Морфологический разбор причастия».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык 7 класс

Тема урока: Морфологический разбор причастия.

Цель урока: (ставят сами учащиеся) систематизировать знания о грамматических признаках причастия, познакомить с порядком морфологического разбора причастия, выработать умение делать морфологический  разбор причастий.

1.Слово учителя. Тема урока……. Попробуйте сформулировать цель нашего урока, что нам предстоит сделать сегодня. (Вывод по цели делаю сама). Давайте претворим наши цели. Вспомним, что такое причастие.

2.Из словосочетаний назовите (выпишите) те, в состав которых входят причастия.

            Светлый день, отсыревший хлеб, потемневшее небо, старый замок, сырой дом, свежий огурец, состарившийся колдун, темная туча, посвежевший воздух, отдохнувший путник, умывающийся ребенок, видимый берег.

-Как вы определили причастия? Назовите признаки, по которым вы определили, отличили причастия? (Имеют признак временной, причастие обозначает признак предмета по действию, образовано от глагола - хлеб, который отсырел)

- Давайте назовем  какие это причастия, определим  признаки глагольные. (Время, вид, возвратность)  

- Признаки  какой части речи еще имеют причастия? Какие?  (Вопрос, род, число, падеж, относится к существительному или местоимению)

3.Укажите словосочетание с причастием по его признакам: действит., прош. вр., сов. вид, им. п., ед. ч., ж. р.:

а) прибывший поезд                       г) потерянное время

б) слушающая  музыку                   д) сжатый воздух

 в) читаемая книга                           е) остывшая земля

Страд., прош. вр., сов. в., им. п., ед. ч., м.р.:

а) освещенный дом                 г) возводимое здание

б) заходящее солнце               д) потемневшее море

в) расколовшийся орех           е) увядшие цветы

- Какие признаки в данных характеристиках  являются постоянными, а какие непостоянными?

Вывод: значит постоянные признаки: действительные или страдательные, время, вид.

Непостоянные : падеж, число,  род, полная или краткая форма (у страд. прич.)

Итак, мы вспомнили морфологические признаки причастия и выяснили пост. и  непост. .

План разбора стр. 64 прочитать. На что нужно обратить внимание? Что необходимо вспомнить?

- Чем причастие является в предложении, его синтаксическая роль?

4.Записать предложения, расставить знаки препинания, вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.

  Листва сорва…ая с деревьев закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

Дорога вь…щаяся тонкой лентой по темному хвойному лесу вела к озеру.

Небо было загроможде…о клочьями снежно-белых облаков.

5. Выполнить морфологический разбор причастий из данного задания.

  Сорванная – причастие.

1. листва (какая?) сорванная,

2.Н. Ф.- сорванный.

 Пост. - страд.,  прош. вр., сов. в.; непост. – и. п., ед. ч., ж.р.

3. Какая листва? сорванная.

6. Итог урока. Делаем вывод. Какую оценку уроку можно дать? Оценки.

Я хочу пожелать быть ….(Называют причастия)   Из книги «Веселая грамматика» стр.32 .

7.Д.з. параграф 23, упр. 131    

Министерство образования Иркутской области

МКУ УО Балаганского района

МБОУ Коноваловская СОШ

Морфологический разбор причастия

Русский язык 7 класс

                                                                         Учитель русского языка и литературы

                                                               Сташкова О.В.

                                                                   Коновалово

 



Предварительный просмотр:

Самооанализ урока русского языка в 7 классе МОУ Коноваловская СОШ

Тема урока: Морфологический разбор причастия

Учитель: Сташкова  О.В.

     В классе 11 человек. Класс очень слабый и сложный по составу. 3 ученика усваивают материал и способны  воспринимать всю познавательную информацию на уроке. Начало урока. Объявляю тему , оформляем тетради, прошу обучающихся  подумать и сказать, что будем делать на уроке. Говорю: «Попробуйте сформулировать цель нашего урока, что предстоит нам сделать сегодня» Дети формулируют цели. Вывод по цели делаю сама. Цель урока : систематизировать знания о грамматических признаках причастия, познакомить с порядком морфологического разбора причастия, выработать умение делать морфологический разбор причастия. Даю возможность осмысления и постановку целей классу. Цель не предъявляется ученику, но делаю так, чтобы  цели были определены и достигнуты детьми. Формирую умение поставить цель и самостоятельно осознать конечный результат. Для активизации деятельности на уроке использую компьтерную презентацию с заданиями по обобщению знаний о причастии. Применяю элемент тестирования, повторяем теоретические сведения о причастии. Презентация  четко следует с этапами урока. Для погружения обучающихся в тему, повторяем все о причастии. Письменно в заданиях и устно развитием монологической речи. Особенно ценю и применяю на уроках методы развития познавательного интереса. На этом уроке применяю методы, опирающиеся на занимательность, создание  новизны, успеха. На протяжении урока повторяются различные орфограммы. Обучающиеся ориентируются в выборе причастий, умеют их отличать по разрядам, хорошо знают морфологические признаки. Все это создает ситуацию успеха и успешного восприятия ,и понимания новой темы. На уроке имеет место  сочетание общеклассных форм с индивидуальными, применяю компьютерные технологии, личностно-ориентированный подход, тестирование Выполняются коммуникативные функции: слушать и понимать, выражать себя, взаимодействовать в коллективе. Урок  логически завершен. Дети сами делают вывод. Задаю вопрос: »Какую оценку уроку можете дать?» Обучающиеся самостоятельно оценивают урок, оценивают свое участие. Выставляю оценки. На уроке   благоприятные гигиенические и эстетические условия, соблюдается воздушно-тепловой режим. Эмоциональным итогом и рефлексией является итог урока «Я хочу пожелать».                          


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морфологический разбор причастия

Слайд 2

Светлый день, отсыревший хлеб, потемневшее небо, старый замок, сырой дом, свежий огурец, темная туча, посвежевший воздух, отдохнувший путник, умывающийся ребенок, видимый берег.

Слайд 3

Укажите словосочетания с причастием по его признакам: действительное, прошедшее время, совершенного вида, И.п., ед. ч., ж.р.: а) прибывший поезд; б) слушающая музыку; в) читаемая книга; г) потерянное время; д) сжатый воздух; е) остывшая земля.

Слайд 4

Страдательное , прошедшее время, совершенного вида, И.п., ед.ч., м.р.: а) освещенный дом; б) заходящее солнце; в) расколовшийся орех; г) потерянное время; д) сжатый воздух; е) остывшая земля.

Слайд 5

Листва сорва…ая с дерева закружилась в вихре и стала подниматься кверху. Дорога вь…щаяся тонкой лентой по темному хвойному лесу привела к озеру. Небо было загроможд…о клочьями снежно-белых облаков.

Слайд 6

Желаем вам быть в этой жизни думающими, ликующими, занимающимися, дарующими всем тепло и радость, улыбающимися, светящимися, горящими, излучающими свет и добро, идущими вперед, знающими, читающими, любящими, не сдающимися, не унывающими перед неудачами и трудностями, вечно стремящимися к знаниям, к самоусовершенствованию, самоутверждению, самопознанию (себя и мира) – всегда и во всем ( несмотря, вопреки, невзирая!).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 7 классе Морфологический разбор причастия

Презентация, содержащая тему урока, а также содержащая творческую работу по картине и рефлексию....

Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия" (ФГОС)

Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия"  (ФГОС)...

Технологическая карта урока "Морфологический разбор причастия"

Технологическая карта урока "Морфологический разбор причастия" (7 класс)...

Конспект урока «Морфологический разбор имени прилагательного»

Морфологический разбор имени прилагательного...

Урок русского языка в 7 классе по теме «Морфологический разбор причастия»

Урок объяснения новой темы проводится в 7 классе. Этот урок по программе помогает создать условия для выполнения морфологического разбора причастия. решить необходимые задачи: повторить морф...

План морфологического разбора причастия (по требованиям ВПР) с образцом разбора

Презентация позволит выполнить  первичный морфологический разбор причастия по требованиям ВПР...