Конспект открытого урока в 7 классе на тему: "Морфологический разбор причастия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект+презентация+лист самооценивания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass._morf._razbor_prichastiya.pptx | 1.09 МБ |
list_samootsenivaniya.docx | 9.75 КБ |
morfologicheskiy_razbor_prichastiy_7_kl_rya.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарный диктант Дума… ий человек, крас …ее вещество, засе … ое поле, прослуш … ный курс, задерж … ный на работе, скош … ная трава, слыш … ый в лесу, спряга … ые существительные, колебл … ый ветром, нарисов … ный ответ, стро … ееся здание. Разбор по составу слова спряга … ые .
Тема урока : Морфологический разбор причастия . Цели : - создать условия для изучения новой темы; - повторить морфологические признаки причастия; - познакомиться с порядком морфологического разбора; - научиться выполнять морфологический разбор.
Морфологический разбор причастия I . Часть речи. Общее значение. II . Н.ф. (какой?) Пост.пр.: разряд, время, вид. Непост.пр.: падеж, число, род. III . Синтаксическая роль.
Выполните морфологический разбор причастий. Только там, при легком шуме б..гущей реки, посреди цв…тущих и з..ленеющих деревьев и кустов, теплом и благовонием дыш…щей ночи, имеют полный смысл и об…ятельную силу соловьиные песни.
Составьте с ним словосочетание с причастиями: 2) действительное, прошедшего времени, совершенного вида, в винительном падеже, единственного числа . 2) страдательное, настоящего времени, несовершенного вида, полное, в дательном падеже, множественного числа, мужского рода. Сделайте разбор словосочетаний.
Вывод : у причастия есть паспорт, морфологический разбор. Он уверенно может находить себе место в любом предложении, где необходимо сократить человеческое слово, заключая силу имени и глагола . Умелое использование речевых возможностей причастий позволяет обозначить признак и действие одновременно и этим обогащает речь. Легкость фразы, полнота передачи быстрого, плавного движения – вот результат использования причастий в речи.
Синквейн Причастие Полное, краткое. Изменяется, обозначает, отвечает. Имеет признаки и прилагательного. Форма
Наша работа на уроке подходит к концу. А каждая работа имеет свой результат. - Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? - Закончите предложения: Сегодня на уроке я повторил(а) … . Сегодня на уроке я узнал(а) … . Свою работу на уроке я оцениваю на … .
Домашнее задание : Решить карточку по данной теме на сайте РЭШ.ру
Предварительный просмотр:
ФИ, класс___________
Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. | |
Лишь кое-что чуть-чуть неясно. | |
Еще придется потрудиться. | |
Да, трудно все-таки учиться! | |
Сегодня я работал(а) на оценку |
ФИ, класс___________
Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно. | |
Лишь кое-что чуть-чуть неясно. | |
Еще придется потрудиться. | |
Да, трудно все-таки учиться! | |
Сегодня я работал(а) на оценку |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе по теме
«Морфологический разбор причастия»
Цель: создание условий для выполнения морфологического разбора причастия.
Задачи:
предметные УУД:
- повторить изученное о причастии;
- познакомиться с порядком морфологического разбора причастия;
- развивать умение применять полученные знания при морфологическом разборе причастия;
- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;
- способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
метапредметные:
способствовать формированию УУД:
- регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
- познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
- коммуникативных: развивать навыки взаимодействия со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли, совершенствовать рефлексивные способности;
личностные УДД:
- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению
Результат. Умеют выполнять морфологический разбор причастия.
Оборудование: учебник «Русский язык» (под ред. Рыбченковой и др. ), тетрадь, раздаточный материал , презентация, мультимедийное оборудование.
Основные понятия: причастие, вид, время, действительные и страдательные причастия, причастный оборот.
Используемая технология: личностно-ориентированная технология, игровая технология
Форма организации учебной работы: фронтальная, работа в парах.
Тип урока: открытие нового знания.
Предварительное домашнее задание: повторить теоретические сведения по теме "Причастие".
Ход урока:
- Организационный этап. Настрой на работу.
Здравствуйте, ребята. Послушайте стих А.С.Пушкина.
- Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы, - пишет так красиво о поздней осени великий поэт.
Ребята, за окном вот-вот зима станет полноправным хозяином в лесах и полях, озерах и реках. А мы продолжаем узнавать новое по теме «Причастие».
Откройте тетради, напишите число, классная работа.
А тему уроку мы сформулируем позже.
- Целеполагание.
Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые мы поставим перед собой на уроке, исходя из темы урока.
- создать условия для изучения новой темы;
- повторить морфологические признаки причастия;
- познакомиться с порядком морфологического разбора;
- научиться выполнять морфологический разбор.
3. Беседа и работа с классом по созданию условий для изучения новой темы.
Как бы вам хотелось изучить новую тему: в традиционной форме или в форме игры и стать сотрудниками детективного агентства?
А) Итак, вы решили стать сотрудниками детективного агентства. Однако, чтобы ими стать, надо для начала пройти квалификационные испытания. Детективы – люди умственного труда, должны обладать высоким интеллектуальным уровнем.
Б) В наше агентство поступило заявление о пропавшем причастии. Надо его найти. Перечитаем инструкцию по поиску объекта «причастие» и вспомним его важные приметы. Однако…ой-ой-ой… а в инструкцию, оказывается, был внедрен вирус. Придется с этим справиться. (Ученики работают с верными – неверными утверждениями в маршрутном листе хором вслух «правильно или неправильно», отмечая знаками «+» и «-«, с последующим комментированием.
Физминутка. Учащиеся выполняют определенные действия: если звучит действительное причастие – поднимают руки вверх, если страдательное – не поднимают.
За чернеющим лесом, разрисованный карандашом, сорванные травы, плескавшееся тихо озеро, развеянные ветром, расчищенные дорожки, на бегущем коне, пестреющий луг, видимый вдали, управляемый по радио, борющийся с врагом, стреляющий воин.
- Ответим на вопрос: по каким признакам вы определили действит. и страдат. причастия? (по значению и по суффиксам) суффиксы хором.
Г) Осмысление.
Найденное нами причастие мы не можем отпустить просто так, надо обеспечить его документом, удостоверяющим личность – паспортом.
Вы знаете, как выглядит паспорт человека, какие в нем содержатся сведения.
- А что такое паспорт причастия? Это его морфологический разбор. Вот это и есть наша тема урока. Запишите ее в тетрадь.Нужно подготовиться к тому, чтобы безошибочно представить все признаки в паспорте.
- Вы знаете, что причастие имеет признаки глагола и прилагательного.
- Назовите признаки глагола у причастия. (Время, вид, возвратность )
- А теперь назовите признаки прилагательного у причастия. ( изменяется по падежам и числам, родам)
-Как вы думаете, какие признаки являются постоянными, а какие непостоянными? (ответы учеников).
4. Изучение новой темы.
- Какие разделы (части) есть в морфологическом разборе любой части речи? (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.)
- В паспорте причастия все ли эти части указаны? (Ребята изучают)
- Какая информация будет содержаться в каждой части?
Сопоставляем получившийся с планом морфологический разбор причастия в учебнике стр. 67. Чтение. Обсуждение.
- О чем забыли? Что лишнее?
План морфологического разбора
I. Указать часть речи.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (Им.п., ед.ч., муж.р.).
2. Постоянные признаки:
1) действительное или страдательное;
2) вид;
3) время.
3. Непостоянные признаки:
1) полная или краткая форма (у страдательных причастий);
2) число;
3) род;
4) падеж (у причастий в полной форме).
Ш. Синтаксическая функция.
Образец морфологического разбора
Уединённый монастырь, озарённый лучами солнца, плавал в воздухе…
I. Озарённый (монастырь) — причастие, обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос: какой?
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма — озарённый
2. Постоянные признаки:
1) страдательное причастие;
2) прошедшее время;
3) совершенный вид.
3. Непостоянные признаки:
1) полная форма;
2) единственное число;
3) мужской род;
4) именительный падеж.
III. Синтаксическая функция.
В предложении является определением.
5. Закрепление.
Записать предложения, расставить знаки препинания, вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.
Листва сорва…ая с деревьев закружилась в вихре и стала подниматься кверху.
Вь…щаяся тонкой лентой дорога по темному хвойному лесу вела к озеру.
Выполнить морфологический разбор причастий из данного задания.
Сорванная – причастие.
1. листва (какая?) сорванная, причастие, обозначает признак предмета по действию.
2.Н. Ф.- сорванный.
Пост. - страд., прош. вр., сов. в.;
непост. – и. п., ед. ч., ж.р.
3. В предложении является определением.
Вывод: у причастия есть паспорт, морфологический разбор. Он уверенно может находить себе место в любом предложении, где необходимо сократить человеческое слово, заключая силу имени и глагола. Умелое использование речевых возможностей причастий позволяет обозначить признак и действие одновременно и этим обогащает речь. Легкость фразы, полнота передачи быстрого, плавного движения – вот результат использования причастий в речи.
Во время морфологического разбора обращаем внимание на значение, на вопрос, на начальную форму, на постоянные и непостоянные признаки, на синтаксическую роль в предложении. Причастие обозначает временный признак, связанный с действием предмета; могут быть действительными и страдательными; различаются по времени, виду, возвратности; изменяются по числам, падежам, в единственном числе – по родам. В предложении бывает определением, в краткой форме - сказуемым.
6. Составление синквейна.
(Синквейн)
- Причастие
- Полное, краткое.
- Изменяется, обозначает, отвечает.
- Имеет признаки и прилагательного.
- Форма
7. Рефлексия.
Наша работа на уроке подходит к концу. А каждая работа имеет свой результат.
- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
- Закончите предложения:
- Сегодня на уроке я повторил(а) … .
- Сегодня на уроке я узнал(а) … .
- Свою работу на уроке я оцениваю на … .
8.Домашнее задание.
Решить карточку по данной теме на сайте РЭШ.ру
Приложения:
Вирусная атака. | Критерии оценки (+-) |
(Утверждения «верно/неверно») 1. … действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -ущ-/-ющ- и -ащ-/-ящ- 2.. краткие причастия в предложении являются определением 3... … причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного 4... … причастия делятся на действительные и страдательные 5... … причастие вместе с зависимыми словами образует причастный оборот 6 … причастия согласуются с существительными 7. … причастный оборот обособляется, когда стоит перед определяемым словом 8. Причастие не имеет синонимов. |
|
Вирусная атака. | Критерии оценки (+-) |
(Утверждения «верно/неверно») 1. … действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -ущ-/-ющ- и -ащ-/-ящ- 2 … краткие причастия в предложении являются определением 3. … причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного 4 … причастия делятся на действительные и страдательные 5. … причастие вместе с зависимыми словами образует причастный оборот 6. … причастия согласуются с существительными 7. … причастный оборот обособляется, когда стоит перед определяемым словом 8. Причастие не имеет синонимов. |
|
Морфологический разбор причастия
Причастие
Нач. форма
Действит. Страдат.
Время Вид
Полное Краткое
Падеж Число Род
Синт. роль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."
План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...
Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"
Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English" ...
Конспект открытого урока 8 класс
Открытый урок в 8 классе Тема урока: «Колокольные звоны на Руси» Цели урока: • восприятие образного содержания музыкальных произведений русских компо...
Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»
Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТЫЙ УРОК 9 КЛАСС Zukunftspläne
5ЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ,ТеМА Zukunftspläne...
План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».
План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...
конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе
Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...