Конспект открытого урока в 7 классе на тему: "Морфологический разбор причастия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Моисеева Надежда Евгеньевна

Конспект+презентация+лист самооценивания

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Словарный диктант Дума… ий человек, крас …ее вещество, засе … ое поле, прослуш … ный курс, задерж … ный на работе, скош … ная трава, слыш … ый в лесу, спряга … ые существительные, колебл … ый ветром, нарисов … ный ответ, стро … ееся здание. Разбор по составу слова спряга … ые .

Слайд 4

Тема урока : Морфологический разбор причастия . Цели : - создать условия для изучения новой темы; - повторить морфологические признаки причастия; - познакомиться с порядком морфологического разбора; - научиться выполнять морфологический разбор.

Слайд 5

Морфологический разбор причастия I . Часть речи. Общее значение. II . Н.ф. (какой?) Пост.пр.: разряд, время, вид. Непост.пр.: падеж, число, род. III . Синтаксическая роль.

Слайд 6

Выполните морфологический разбор причастий. Только там, при легком шуме б..гущей реки, посреди цв…тущих и з..ленеющих деревьев и кустов, теплом и благовонием дыш…щей ночи, имеют полный смысл и об…ятельную силу соловьиные песни.

Слайд 7

Составьте с ним словосочетание с причастиями: 2) действительное, прошедшего времени, совершенного вида, в винительном падеже, единственного числа . 2) страдательное, настоящего времени, несовершенного вида, полное, в дательном падеже, множественного числа, мужского рода. Сделайте разбор словосочетаний.

Слайд 8

Вывод : у причастия есть паспорт, морфологический разбор. Он уверенно может находить себе место в любом предложении, где необходимо сократить человеческое слово, заключая силу имени и глагола . Умелое использование речевых возможностей причастий позволяет обозначить признак и действие одновременно и этим обогащает речь. Легкость фразы, полнота передачи быстрого, плавного движения – вот результат использования причастий в речи.

Слайд 9

Синквейн Причастие Полное, краткое. Изменяется, обозначает, отвечает. Имеет признаки и прилагательного. Форма

Слайд 10

Наша работа на уроке подходит к концу. А каждая работа имеет свой результат. - Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? - Закончите предложения: Сегодня на уроке я повторил(а) … . Сегодня на уроке я узнал(а) … . Свою работу на уроке я оцениваю на … .

Слайд 11

Домашнее задание : Решить карточку по данной теме на сайте РЭШ.ру



Предварительный просмотр:

 ФИ, класс___________

Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Сегодня я работал(а) на оценку

 ФИ, класс___________

Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Сегодня я работал(а) на оценку



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе по теме

«Морфологический разбор причастия»

Цель: создание условий для выполнения морфологического разбора причастия.

Задачи:

предметные УУД:

- повторить изученное о причастии;

- познакомиться с порядком морфологического разбора причастия;

-  развивать умение применять полученные знания при морфологическом разборе причастия;

 - отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;

- способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

метапредметные:

способствовать формированию УУД:

регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативных: развивать навыки взаимодействия со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли, совершенствовать рефлексивные способности;

 личностные УДД:

- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению

Результат. Умеют выполнять морфологический разбор причастия.

Оборудование: учебник «Русский язык» (под ред. Рыбченковой и др. ), тетрадь,  раздаточный материал , презентация,  мультимедийное оборудование.

Основные понятия: причастие, вид, время, действительные и страдательные причастия, причастный оборот.

Используемая технология: личностно-ориентированная технология, игровая технология

Форма организации учебной работы: фронтальная,  работа в парах.

Тип урока: открытие нового знания.

Предварительное домашнее задание: повторить теоретические сведения по теме "Причастие".

Ход урока:

  • Организационный этап. Настрой на работу.

Здравствуйте, ребята. Послушайте стих А.С.Пушкина.

- Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы, -  пишет так красиво о поздней осени  великий поэт.

Ребята, за окном вот-вот зима  станет полноправным хозяином в лесах и полях, озерах и реках. А мы продолжаем узнавать новое по теме «Причастие».

Откройте тетради, напишите число, классная работа. 

А тему уроку мы сформулируем позже.

  • Целеполагание. 

Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые мы поставим перед собой на уроке, исходя из темы урока.

- создать условия для изучения новой темы;

- повторить морфологические признаки причастия;

- познакомиться с порядком морфологического разбора;

- научиться выполнять морфологический разбор.

3. Беседа и работа с классом по созданию условий для изучения новой темы.

          Как бы вам хотелось изучить новую тему: в традиционной форме или в форме игры и стать сотрудниками детективного агентства?

А) Итак, вы решили стать сотрудниками детективного агентства. Однако, чтобы ими стать, надо для начала пройти квалификационные испытания. Детективы – люди умственного труда, должны обладать высоким интеллектуальным уровнем.

Б)  В наше агентство поступило заявление о пропавшем причастии. Надо его найти. Перечитаем инструкцию по поиску объекта «причастие» и вспомним его важные приметы. Однако…ой-ой-ой… а в инструкцию, оказывается, был внедрен вирус.  Придется с этим справиться. (Ученики работают с верными – неверными  утверждениями в маршрутном листе хором вслух «правильно или неправильно», отмечая знаками «+» и «-«,  с последующим комментированием. 

Физминутка. Учащиеся выполняют определенные действия: если звучит действительное причастие – поднимают руки вверх, если страдательное – не поднимают.

За чернеющим лесом, разрисованный карандашом, сорванные травы, плескавшееся тихо озеро, развеянные ветром, расчищенные дорожки,  на бегущем коне, пестреющий луг,  видимый вдали, управляемый по радио, борющийся с врагом, стреляющий воин.

        - Ответим на вопрос: по каким признакам вы определили действит. и страдат. причастия? (по значению и по суффиксам) суффиксы хором.

Г)  Осмысление.

 Найденное нами причастие мы не можем отпустить просто так, надо обеспечить его документом, удостоверяющим личность – паспортом.

 Вы знаете, как выглядит паспорт человека, какие в нем содержатся сведения.

-  А что такое паспорт причастия? Это его морфологический разбор. Вот это и есть наша тема урока. Запишите ее  в тетрадь.Нужно подготовиться к тому, чтобы безошибочно представить все признаки в паспорте.

- Вы знаете, что причастие имеет признаки глагола и прилагательного.

- Назовите признаки глагола у причастия. (Время, вид, возвратность )

- А теперь назовите признаки прилагательного у причастия. ( изменяется по падежам и числам, родам)

-Как вы думаете, какие признаки являются постоянными, а какие непостоянными? (ответы учеников).

4. Изучение новой темы.

- Какие разделы (части) есть в морфологическом разборе любой части речи? (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.)

-  В паспорте причастия все ли эти части указаны? (Ребята изучают)

- Какая информация будет содержаться в каждой части?

Сопоставляем получившийся с планом морфологический разбор причастия в учебнике стр. 67. Чтение. Обсуждение.

- О чем забыли? Что лишнее?

План морфологического разбора

I. Указать часть речи.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (Им.п., ед.ч., муж.р.).

2. Постоянные признаки:

1) действительное или страдательное;

2) вид;

3) время.

3. Непостоянные признаки:

1)   полная или краткая форма (у страдательных причастий);

2) число;

3) род;

4) падеж (у причастий в полной форме).

Ш. Синтаксическая функция.

Образец морфологического разбора

Уединённый монастырь, озарённый лучами солнца,  плавал в воздухе…

I. Озарённый (монастырь) — причастие, обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос: какой?

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма — озарённый

2. Постоянные признаки:

1) страдательное причастие;

2)  прошедшее время;

3)  совершенный вид.

3. Непостоянные признаки:

1)  полная форма;

2)  единственное число;

3)  мужской род;

4)  именительный падеж.

III. Синтаксическая функция.

В предложении является  определением.

5. Закрепление.

Записать предложения, расставить знаки препинания, вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.

  Листва сорва…ая с деревьев закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

 Вь…щаяся тонкой лентой дорога по темному хвойному лесу вела к озеру.

Выполнить морфологический разбор причастий из данного задания.

  Сорванная – причастие.

1. листва (какая?) сорванная, причастие, обозначает признак предмета по действию.

2.Н. Ф.- сорванный.

 Пост. - страд.,  прош. вр., сов. в.;

непост. – и. п., ед. ч., ж.р.

3. В предложении является определением.

Вывод: у причастия есть паспорт, морфологический разбор. Он уверенно может находить себе место в любом предложении, где необходимо сократить человеческое слово, заключая силу имени и глагола.  Умелое использование речевых возможностей причастий позволяет обозначить признак и действие одновременно и этим обогащает речь. Легкость фразы, полнота передачи быстрого, плавного движения – вот результат использования  причастий в речи.

Во время морфологического разбора обращаем внимание на значение, на вопрос, на начальную форму, на постоянные и непостоянные признаки, на синтаксическую роль в предложении. Причастие обозначает временный признак, связанный с действием предмета; могут быть действительными и страдательными; различаются по времени, виду, возвратности; изменяются по числам, падежам, в единственном числе – по родам. В предложении бывает определением, в краткой форме - сказуемым.

6. Составление синквейна. 

 (Синквейн)

  • Причастие
  • Полное, краткое.
  • Изменяется, обозначает, отвечает.
  • Имеет признаки и прилагательного.
  • Форма

7. Рефлексия.

Наша работа на уроке подходит к концу. А каждая работа имеет свой результат.

- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

- Закончите предложения:

  • Сегодня на уроке я повторил(а)  …  .
  • Сегодня на уроке я узнал(а)  …  .
  • Свою работу на уроке я оцениваю на  …  .

8.Домашнее задание.

Решить карточку по данной теме на сайте РЭШ.ру

Приложения:

                     Вирусная атака.

Критерии оценки (+-)

     (Утверждения «верно/неверно»)

1. … действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -ущ-/-ющ- и -ащ-/-ящ-

     2.. краткие причастия в предложении являются определением

3... … причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного

4... … причастия делятся на действительные и страдательные

5... … причастие вместе с зависимыми словами образует причастный оборот

6 … причастия согласуются с существительными

7. … причастный оборот обособляется, когда стоит перед определяемым словом

8. Причастие не имеет  синонимов.

 

                     Вирусная атака.

Критерии оценки (+-)

     (Утверждения «верно/неверно»)

1. … действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -ущ-/-ющ- и -ащ-/-ящ-

2 … краткие причастия в предложении являются определением

3. … причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного

4 … причастия делятся на действительные и страдательные

5. … причастие вместе с зависимыми словами образует причастный оборот

6. … причастия согласуются с существительными

7. … причастный оборот обособляется, когда стоит перед определяемым словом

8. Причастие не имеет  синонимов.

 


Морфологический разбор причастия

Причастие

Нач. форма

Действит.                         Страдат.

Время                               Вид

Полное                             Краткое

Падеж                  Число                   Род

Синт. роль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"

Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"   ...

Конспект открытого урока 8 класс

Открытый урок в 8 классе Тема урока: «Колокольные звоны на Руси»       Цели урока: • восприятие образного содержания музыкальных произведений русских компо...

Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»

Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТЫЙ УРОК 9 КЛАСС Zukunftspläne

5ЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ,ТеМА  Zukunftspläne...

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе

Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...