Конспект урока "Морфологический разбор деепричастия. Повторение по теме "Деепричастие""
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект урока "Морфологический разбор деепричастия. Повторение по теме "Деепричастие"" 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deeprichastie_._morfologicheskiy_razbor_deeprichastiya._7_klass.docx | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа№1» города Велижа
Урок русского языка по теме
«Морфологический разбор деепричастия. Повторение изученного по теме «Деепричастие».
Подготовила и провела: Макарова В.Г.,
учитель русского языка и литературы
Велиж
2024
Цель урока: обобщение и систематизация сведений о деепричастиии и деепричастном обороте
Предметные результаты: знать порядок морфологического разбора деепричастия; уметь производить разбор (устный и письменный) деепричастия; знать характеристику деепричастия по значению признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении;
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
I.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке русского языка мы будем работать вместе. Улыбнитесь мне, соседу справа от вас, а соседу слева – подмигните. Пусть наш урок пройдет организованно, весело, с пользой. Удачи нам!
II.Орфоэпическая минутка. Расставить ударения в данных на доске словах:
Ржавея, балуясь, ленясь, копируя, премируя, запломбировав, облегчив, откупорив.
(Учащиеся по цепочке читают слова с правильным ударением, один учащийся средних способностей у доски ставит ударение в словах)
III. Сообщение темы урока, постановка цели
Ребята, посмотрите на интерактивную доску (СЛАЙД 1). Здесь написаны ключевые слова: деепричастие, деепричастный оборот, текст, морфологический разбор, обобщение.
-Используя ключевые слова, сформулируйте тему урока.
Морфологический разбор деепричастия. Повторение изученного по теме «Деепричастие»(СЛАЙД 2)
Опираясь на тему урока, попробуйте определить цель урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Чему мы должны научиться на уроке? Что мы должны сделать на уроке?
Ребята, на этом уроке мы с вами подведем итог тому, как вы усвоили тему «Деепричастие». Вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков. Покажем, что умеем образовывать деепричастия от глаголов, исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий.
IV.Повторение изученного:
1) Устный опрос(фронтальный):
-Что такое деепричастие?
-Каковы его морфологические признаки?
-Что такое деепричастный оборот?
-Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?
Давайте попробуем на основе изученного материала обобщить все свои знания и нарисовать небольшую схему(СЛАЙД 3).
Познакомимся с порядком морфологического разбора. (Читаем учебник стр.88 и интерактивная доска)
Задание: Сделайте морфологический разбор выделенных деепричастий.
Работа по рядам.
(СЛАЙД 4).
1) А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.
2)Я стою у дороги, прислонившись к иве.
Теперь попробуем повторить и обобщить полученные ранее знания. Для этого мы выполним ряд заданий.
Первое задание выполняем в парах на листочках, которые лежат у вас на партах. От глаголов образуйте деепричастия, выделите суффиксы. Укажите вид деепричастий.
- Оглядываться (несов. в.)
- Сверкать (несов. в.)
- Уметь (несов. в.)
- Купить (сов. в.)
- Прочитать (сов. в.)
- Увидеть (сов. в.)
- Назначать (несов. в.)
- Освободить (сов. в.)
- Стучать (несов. в.)
- Играть (несов. в.)
- Ехать (несов. в.)
Учитель: Какие суффиксы помогают нам образовать деепричастия?
Распределительный диктант. Распределить в две колонки деепричастия совершенного и несовершенного вида (работа по вариантам), выделить суффиксы. (СЛАЙД 5)
Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья
Самоконтроль (СЛАЙД 6)
деепричастия совершенного вида | деепричастия несовершенного вида |
пригорюнившись, убежав, устремив, погрузившись | Отражаясь, качая, облетая, ощущая, прислушиваясь |
Произведите синтаксический разбор предложений, расставьте знаки препинания. Работа над предложением (СЛАЙД 7)
Листья падали покачиваясь в воздухе бесшумно и плавно.
-Выделите грамматическую основу предложения.
-Какое это предложение? Чем осложнено это предложение?
-Какие знаки препинания Вы поставите? Объясните их постановку? Начертите схему.
Спишите, раскрывая скобки: (СЛАЙД 8)
«Не с деепричастиями»
(Не)зная ничего, (не)чувствуя опасности, (не)думая ни о чём, идти (не)спеша
(не)доумевал по поводу случившегося, (не)беспокоясь ни о чём, (не)навидя ложь
V. Физкультминутка
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: "Поработать нужно!"
VI. Перед вами текст. Прочитайте, объясните орфограммы. Найдите предложения с деепричастными оборотами. По каким признакам вы определили, что перед нами деепричастие. Начертите схемы.
Тяпка - мой симпатичный пёс. Гуляя с ним мы часто уходим в лес. На з…лёной шелковистой опушк… леса поражая своей чернотой в…днею(т,ть)ся пятна от костра. Извиваясь между камней т…чёт ручей с ледя(н,нн)ой водой. Тяпка пьёт из него чистую прозрач(?)ную воду.
Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки. Давайте попробуем исправить ошибки.
Исправьте предложения двумя способами: сохранив деепричастный оборот и трансформировав его в другую синтаксическую конструкцию. (СЛАЙД 9)
Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
Подъезжая к станции, я потерял шляпу.
Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни.
Думая о прошлом, она вспоминает счастливые дни.
Продолжите предложение с деепричастным оборотом (творческое задание) (СЛАЙД 10)
!. Закаляя свой характер, ….
2.Сделав уроки,….- 3……..
Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?
Какие из тем вы бы хотели еще повторить?
Даны предложения. Нужно выбрать те, на которых есть деепричастия
1. На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под себя ноги.
2. Есть у меня одна игра.
3. Тот сидел на задних лапах, и в четвертых его глазках застыло недоумение.
4. Слушая его, я вспоминаю весну прошлого года.
5. Резко остановив машину, отец спрыгнул на землю.
6. Я написал письма и пошел на почту.
7. Коля открыл свой альбом и предложил мне взять марку.
8. Читайте книгу аккуратно, не загибая листов, не пачкая ее пальцами.
Закончите фразы
Деепричастие отвечает на вопрос …
Деепричастие обозначает …
Деепричастие образуется от… с помощью…
У деепричастия нет такой морфемы, как …
Деепричастия имеют признаки … и признаки …
В предложении деепричастия бывают…
Деепричастие с зависимыми словами называется…
VII. Рефлексия.
Поделитесь своим впечатлением об уроке, используя для этого неоконченные предложения: (СЛАЙД 11)
- Мне стало известно, что...
- Меня особенно привлекло и заинтересовало...
- Я полностью понимаю, что...
- То, что мне стало известно, может повлиять на...
- Считаю нужным сделать следующее..
VIII. Д/з: Подготовиться к диктанту по теме «Деепричастие»:
§§ 28-33 – повторить.
Приложение 1
- Оглядываться (несов. в.)
- Сверкать (несов. в.)
- Уметь (несов. в.)
- Купить (сов. в.)
- Прочитать (сов. в.)
- Увидеть (сов. в.)
- Назначать (несов. в.)
- Освободить (сов. в.)
- Стучать (несов. в.)
- Играть (несов. в.)
Приложение 2
Тяпка - мой симпатичный пёс. Гуляя с ним мы часто уходим в лес. На з…лёной шелковистой опушк… леса поражая своей чернотой в…днею(т,ть)ся пятна от костра. Извиваясь между камней т…чёт ручей с ледя(н,нн)ой водой. Тяпка пьёт из него чистую прозрач(?)ную воду.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.
Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....
Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.
Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....
Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: "Морфологический разбор деепричастия"
Данный урок - интегрированный, тексты для заданий взяты из повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба", которую учащиеся изучили ранее....
Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.
Цель данного урока: повторить материал по деепричастию,получить навыки морфологического разбора данной части речи...
Материал к уроку в 7 кл. на тему: "Деепричастие как часть речи. Морфологический разбор деепричастия"
План морфологического разбора деепричастия...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Морфологический разбор деепричастия"
Данная разработка урока поможет Вам обобщить знания по теме "Деепрчастие". Используются инновпционные формы и методы"...
Конспект урока по теме "Повторение по теме "Деепричастие". Морфологический разбор деепричастия"
Конспект урока разработан для учащихся 7 класса. Данный материал поможет учащимся повторить и систематизировать знания учащихся по теме "Деепричастие" и подготовиться к контрольному диктанту...