Технологическая карта урока "Морфологический разбор причастия"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Технологическая карта урока "Морфологический разбор причастия" (7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Техкарта урока - причастие40 КБ

Предварительный просмотр:

   

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения

Урок русского языка по теме «Морфологический разбор причастия» в 7 классе

                                                      Супрунова О. А., учитель русского языка и литературы

                                                                                    СОШ №660 ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: создать условия для выполнения учащимися практикоориентированного задания — подготовки проекта «Скорая грамматическая помощь» в 6 классе.

Задачи:

обучающие: изучение учащимися темы «Морфологический разбор причастия», обобщение грамматического материала, расширение знаний по теме «Сочинение-рассуждение»,  определение места и роли морфологического разбора при изучении темы «Причастие»;

развивающие: дальнейшее формирование у учащихся метапредметных умений (см. Планируемые результаты);

воспитывающие: формировать ответственное отношение к поручениям, направленным на оказание помощи товарищам.

Планируемые результаты освоения темы:

личностные: оценить значимость изучаемого материала для освоения грамматики русского языка, проявлять готовность к сотрудничеству, развить творческие способности, осознавать успешность своей деятельности;

метапредметные умения:

познавательные — осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием; определять значение и смысл термина; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию; переводить информацию в разные формы предъявления;

регулятивные  —  принимать и сохранять учебное задание; определять лично значимую цель в рамках учебной темы, устанавливать последовательность действий  по выполнению задания;

коммуникативные  — адекватно отвечать на поставленный вопрос, работать в паре и группе, участвовать в диалоге;

предметные: знать последовательность морфологического разбора причастий, знать необходимые термины и уметь объяснять их, уметь использовать полученные знания при построении устного монологического высказывания-рассуждения, уметь передавать полученные знания в форме, доступной для  целевой аудитории.

 

Подход к обучению: развивающий.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: вербальные (речь учителя), визуальные (таблицы, учебник), ТСО — компьютер, мультимедийный проектор.

Образовательные ресурсы: учебник М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык.7 класс», учебник В. Я. Коровиной «Литература. 7 класс»; словари; ЭОР — презентация, подготовленная учителем.

Средства активизации: слово учителя, беседа, учебные задания, самостоятельная индивидуальная работа, самостоятельная работа в парах.

Методы контроля: визуальный, устный, письменный.

Межпредметные связи: литература.

Основные вопросы содержания:

  1. Морфологический разбор причастия: общее грамматическое значение, постоянные и непостоянные морфологические признаки, синтаксическая роль этой части речи.
  2. Принципы построения устного монологического высказывания-рассуждения.

Основные понятия и термины: действительные и страдательные причастия, время, вид, возвратность, род, число, падеж, определение, сказуемое, начальная форма причастий.

Этап технологии развивающего обучения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Умения

Организацион-

ный момент

Приветствие учащихся

Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места.

1. Естественное действие

1. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Устный контроль.См. Приложение 1. Формулирует тему урока: «Морфологичес-кий разбор причастия»

Индивидуально выполняют задание. Предлагают свои варианты ответов

Пр: знать схему морфологичес-кого разбора изученных частей речи.

Р: принимать и сохранять учебное задание

2. Самоопреде- ление к деятельности

Предлагает уч-ся проблемную ситуацию: «Молодая учительница 6-го класса огорчена тем обстоятельством, что ее ученики не умеют делать морфологичес-кий  разбор  и стесняются  отвечать у доски.

Давайте подумаем, как помочь нашим младшим товарищам».

Организует обсуждение проблемы. Формулирует практикоориентированное задание: «Для организации «скорой грамматической помощи» шести-классникам нам потребуется «шпаргалка» по теме «Морфологичес-кий разбор причастий». Составьте ее в виде плана или схемы ( по вашему выбору). См. Приложение 2.

Обсуждают проблему, предлагают свои варианты решения. Осознают недостаточность знаний по теме.

Формулируют цель изучения темы для себя.

Л: определять потребности в освоении учебной темы, проявлять готовность к сотрудничеству

П: создавать самостоятельно способы решения практикоориен-тированного задания.

К: участвовать в диалоге, с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Р: принимать и сохранять учебное задание, определять лично значимую цель в рамках учебной темы.

 

2. Освоение информации по проблеме

1. Учебно-познавательная деятельность (обучение)

1. Морфологи-ческий разбор причастия.

Рассказ учителя с использованием презентации

«Причастие как часть речи».

Предлагает уч-ся по ходу рассказа составить схему-подсказку, позволяющую без ошибок делать морфо-логический разбор. См. Приложение 3.

Организует самостоятельную работу уч-ся с текстом учебника формулирует задание: «Прочтите параграф 23. Найдите в упражнении 131 все причастия.

Подготовьте устный морфологичес-кий разбор одного из них.

Обсудите в парах свой ответ.

Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Устный контроль за ходом выполнения задания.

Воспринимают рассказ учителя. Заполняют схему. Работают с текстом учебника.

Отвечают на вопросы учебника.

Обсуждают в парах варианты ответов. Представляют свои варианты ответов учителю и классу.

Пр: знать порядок морфологическо-го разбора, знать основные термины и уметь их объяснять.

Л: проявлять интерес к учебной теме, проявлять готовность к сотрудничеству.

П: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию в соответствии с целью, предъявлять информацию в различных языковых формах.

2. Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения содержания темы)

Диагностика освоения темы. Предлагает учащимся выполнить индивидуальное задание:

«Найдите в статье из учебника литературы

(стр. 97-98) предложение с причастием  и выполните его письменный морфологичес-кий разбор».

Выполняют диагностическое задание. Представляют его учителю для проверки.

П: Предъявлять информацию в разных языковых формах.

Р: Принимать и сохранять учебное задание

3. Улучшенное действие

1. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Предлагает уч-ся выполнить практикоориентированное задание «Шпаргалка для шестиклассника»полученное в начале урока.

Визуальный контроль за выполнением задания. Оказывает помощь учашимся, у которых возникли затруднения в выполнении задания. Устный контроль. результатов выполнения задания.

Выполняют практикоориентированное задание. Предъявляют свои варианты решения, обосновывают их.

Пр.: знать

грамматические особенности причастий, использовать полученные знания при грамматическом разборе, уметь составлять монологическое высказывание   по плану в виде рассуждения с использованием вводных слов и сложных предложений;

использовать полученные знания в ситуациях, требующих сравнения грамматических свойств различных частей речи.

П: анализировать, сравнивать, классифициро-вать, обобщать информацию; создавать самостоятельные способы решения практикоориентированного задания.

К: с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Р: устанавливать

последователь-ность действий по выполнению задания, преодолевать затруднения.

Рефлексивная деятельность

 Рефлексия

Подведение итогов.

Организация рефлексии: предлагает уч-ся ответить на вопрос: «После изучения темы смогу ли я участвовать в проведении творческой акции для шестиклассников «Скорая грамматическая помощь»? Распределение ролей (ведущие мастер-класса, актеры, сценаристы, художники). Учащиеся отвечают на вопросы: «Почему вы выбрали именно эту  роль? Помогло ли вам выполнение заданий на уроке сделать свой  выбор?»

Самоанализ, самооценка (оценивают свою работу, высказывают свое отношение к уроку). Договариваются о работе в группах, планируют подготовку творческой акции

для уч-ся 6-го класса.

Л: проявлять желание к самооценке, осознавать успешность своей деятельности.

К: с достаточной полнотой

выражать свои мысли.

Р: принимать учебную задачу для самостоятель-

ного выполнения; оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие.

Домашнее задание

Формулирует домашнее задание: параграф 23, упр. 144 (письменный разбор 2 причастий, устный разбор 1 причастия — подготовка к проведению мастер-класса).

Формулирует   задание для работы в творческих группах по подготовке  проекта «Скорая грамматическая помощь». См.: Приложение 4.

Воспринимают домашнее задание, уточняют, в какой творческой группе будут работать при подготовке проекта

Р: принимать учебную задачу для самостоятель-ного выполнения; оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие.

                                                      Приложение 1 

Восстановите текст.

       …............. разбор

Определите, к какой части речи относится слово.

Укажите, на какой вопрос оно отвечает.

Поставьте слово в …..........форму.

Отметьте, какими......... морфологическими признаками характеризуется это слово.

Укажите, в какой форме оно употреблено.

Определите его …...................... роль.

                                                  Приложение 2

  1. Общее грамматическое значение.
  2. Вопросы, на которые отвечают причастия.
  3. Начальная форма.
  4. Постоянные морфологические признаки.
  5. Непостоянные морфологические признаки.
  6. Синтаксическая роль.

  1. Признак предмета по действию.
  2. Какой? Каков?
  3. Мужской род, единственное число, именительный падеж.
  4. Действительное или страдательное, время, вид, возвратность.
  5. Род, число, падеж.
  6. Определение, сказуемое.

                                                          Приложение 3

 Д.   -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-    НАСТ. ВРЕМЯ                 С.         -ем-, -ом-, -им-

                -вш-, -ш-                             ПРОШ. ВРЕМЯ                                     -енн-, -нн-, -т-

                                                           Приложение 4

Сценаристы вместе с учителем придумывают сценарий.

Ведущие мастер-класса готовят  образцовый устный  морфологический разбор причастия.

Актеры выбирают роли и готовят  творческую заставку.

Художники рисуют плакаты со схемами-подсказками — составленными  на уроке

 «шпаргалками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта "Морфемный разбор слова"

Технологическая карта урока в 5 классе "Морфемный разбор слова"...

Система уроков в формате технологической карты по теме "Причастие" с учетом требований ФГОС ООО

Система уроков расскрывает подробное описание урока по теме "Причастие" в 7 классе. Технологическая карта содержит УУД , требуемые по ФГОС. Занимательные игры на уроке закрепления по теме помогут с ин...

Конспект урока с технологической картой " Синтаксический разбор простого предложения"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Составлена технологическая карта урока....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».

Данная разработка содержит практический материал для проведения урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....

ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Технологическая карта урока по теме " Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"....