Технологическая карта урока "Морфологический разбор причастия"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
Технологическая карта урока "Морфологический разбор причастия" (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Техкарта урока - причастие | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения
Урок русского языка по теме «Морфологический разбор причастия» в 7 классе
Супрунова О. А., учитель русского языка и литературы
СОШ №660 ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: создать условия для выполнения учащимися практикоориентированного задания — подготовки проекта «Скорая грамматическая помощь» в 6 классе.
Задачи:
обучающие: изучение учащимися темы «Морфологический разбор причастия», обобщение грамматического материала, расширение знаний по теме «Сочинение-рассуждение», определение места и роли морфологического разбора при изучении темы «Причастие»;
развивающие: дальнейшее формирование у учащихся метапредметных умений (см. Планируемые результаты);
воспитывающие: формировать ответственное отношение к поручениям, направленным на оказание помощи товарищам.
Планируемые результаты освоения темы:
личностные: оценить значимость изучаемого материала для освоения грамматики русского языка, проявлять готовность к сотрудничеству, развить творческие способности, осознавать успешность своей деятельности;
метапредметные умения:
познавательные — осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием; определять значение и смысл термина; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию; переводить информацию в разные формы предъявления;
регулятивные — принимать и сохранять учебное задание; определять лично значимую цель в рамках учебной темы, устанавливать последовательность действий по выполнению задания;
коммуникативные — адекватно отвечать на поставленный вопрос, работать в паре и группе, участвовать в диалоге;
предметные: знать последовательность морфологического разбора причастий, знать необходимые термины и уметь объяснять их, уметь использовать полученные знания при построении устного монологического высказывания-рассуждения, уметь передавать полученные знания в форме, доступной для целевой аудитории.
Подход к обучению: развивающий.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: вербальные (речь учителя), визуальные (таблицы, учебник), ТСО — компьютер, мультимедийный проектор.
Образовательные ресурсы: учебник М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык.7 класс», учебник В. Я. Коровиной «Литература. 7 класс»; словари; ЭОР — презентация, подготовленная учителем.
Средства активизации: слово учителя, беседа, учебные задания, самостоятельная индивидуальная работа, самостоятельная работа в парах.
Методы контроля: визуальный, устный, письменный.
Межпредметные связи: литература.
Основные вопросы содержания:
- Морфологический разбор причастия: общее грамматическое значение, постоянные и непостоянные морфологические признаки, синтаксическая роль этой части речи.
- Принципы построения устного монологического высказывания-рассуждения.
Основные понятия и термины: действительные и страдательные причастия, время, вид, возвратность, род, число, падеж, определение, сказуемое, начальная форма причастий.
Этап технологии развивающего обучения | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Умения |
Организацион- ный момент | Приветствие учащихся | Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места. | ||
1. Естественное действие | 1. Актуализация знаний | Проверка домашнего задания. Устный контроль.См. Приложение 1. Формулирует тему урока: «Морфологичес-кий разбор причастия» | Индивидуально выполняют задание. Предлагают свои варианты ответов | Пр: знать схему морфологичес-кого разбора изученных частей речи. Р: принимать и сохранять учебное задание |
2. Самоопреде- ление к деятельности | Предлагает уч-ся проблемную ситуацию: «Молодая учительница 6-го класса огорчена тем обстоятельством, что ее ученики не умеют делать морфологичес-кий разбор и стесняются отвечать у доски. Давайте подумаем, как помочь нашим младшим товарищам». Организует обсуждение проблемы. Формулирует практикоориентированное задание: «Для организации «скорой грамматической помощи» шести-классникам нам потребуется «шпаргалка» по теме «Морфологичес-кий разбор причастий». Составьте ее в виде плана или схемы ( по вашему выбору). См. Приложение 2. | Обсуждают проблему, предлагают свои варианты решения. Осознают недостаточность знаний по теме. Формулируют цель изучения темы для себя. | Л: определять потребности в освоении учебной темы, проявлять готовность к сотрудничеству П: создавать самостоятельно способы решения практикоориен-тированного задания. К: участвовать в диалоге, с достаточной полнотой выражать свои мысли. Р: принимать и сохранять учебное задание, определять лично значимую цель в рамках учебной темы.
| |
2. Освоение информации по проблеме | 1. Учебно-познавательная деятельность (обучение) | 1. Морфологи-ческий разбор причастия. Рассказ учителя с использованием презентации «Причастие как часть речи». Предлагает уч-ся по ходу рассказа составить схему-подсказку, позволяющую без ошибок делать морфо-логический разбор. См. Приложение 3. Организует самостоятельную работу уч-ся с текстом учебника формулирует задание: «Прочтите параграф 23. Найдите в упражнении 131 все причастия. Подготовьте устный морфологичес-кий разбор одного из них. Обсудите в парах свой ответ. Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Устный контроль за ходом выполнения задания. | Воспринимают рассказ учителя. Заполняют схему. Работают с текстом учебника. Отвечают на вопросы учебника. Обсуждают в парах варианты ответов. Представляют свои варианты ответов учителю и классу. | Пр: знать порядок морфологическо-го разбора, знать основные термины и уметь их объяснять. Л: проявлять интерес к учебной теме, проявлять готовность к сотрудничеству. П: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию в соответствии с целью, предъявлять информацию в различных языковых формах. |
2. Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения содержания темы) | Диагностика освоения темы. Предлагает учащимся выполнить индивидуальное задание: «Найдите в статье из учебника литературы (стр. 97-98) предложение с причастием и выполните его письменный морфологичес-кий разбор». | Выполняют диагностическое задание. Представляют его учителю для проверки. | П: Предъявлять информацию в разных языковых формах. Р: Принимать и сохранять учебное задание | |
3. Улучшенное действие | 1. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | Предлагает уч-ся выполнить практикоориентированное задание «Шпаргалка для шестиклассника»полученное в начале урока. Визуальный контроль за выполнением задания. Оказывает помощь учашимся, у которых возникли затруднения в выполнении задания. Устный контроль. результатов выполнения задания. | Выполняют практикоориентированное задание. Предъявляют свои варианты решения, обосновывают их. | Пр.: знать грамматические особенности причастий, использовать полученные знания при грамматическом разборе, уметь составлять монологическое высказывание по плану в виде рассуждения с использованием вводных слов и сложных предложений; использовать полученные знания в ситуациях, требующих сравнения грамматических свойств различных частей речи. П: анализировать, сравнивать, классифициро-вать, обобщать информацию; создавать самостоятельные способы решения практикоориентированного задания. К: с достаточной полнотой выражать свои мысли. Р: устанавливать последователь-ность действий по выполнению задания, преодолевать затруднения. |
Рефлексивная деятельность | Рефлексия | Подведение итогов. Организация рефлексии: предлагает уч-ся ответить на вопрос: «После изучения темы смогу ли я участвовать в проведении творческой акции для шестиклассников «Скорая грамматическая помощь»? Распределение ролей (ведущие мастер-класса, актеры, сценаристы, художники). Учащиеся отвечают на вопросы: «Почему вы выбрали именно эту роль? Помогло ли вам выполнение заданий на уроке сделать свой выбор?» | Самоанализ, самооценка (оценивают свою работу, высказывают свое отношение к уроку). Договариваются о работе в группах, планируют подготовку творческой акции для уч-ся 6-го класса. | Л: проявлять желание к самооценке, осознавать успешность своей деятельности. К: с достаточной полнотой выражать свои мысли. Р: принимать учебную задачу для самостоятель- ного выполнения; оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие. |
Домашнее задание | Формулирует домашнее задание: параграф 23, упр. 144 (письменный разбор 2 причастий, устный разбор 1 причастия — подготовка к проведению мастер-класса). Формулирует задание для работы в творческих группах по подготовке проекта «Скорая грамматическая помощь». См.: Приложение 4. | Воспринимают домашнее задание, уточняют, в какой творческой группе будут работать при подготовке проекта | Р: принимать учебную задачу для самостоятель-ного выполнения; оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие. |
Приложение 1
Восстановите текст.
…............. разбор
Определите, к какой части речи относится слово.
Укажите, на какой вопрос оно отвечает.
Поставьте слово в …..........форму.
Отметьте, какими......... морфологическими признаками характеризуется это слово.
Укажите, в какой форме оно употреблено.
Определите его …...................... роль.
Приложение 2
- Общее грамматическое значение.
- Вопросы, на которые отвечают причастия.
- Начальная форма.
- Постоянные морфологические признаки.
- Непостоянные морфологические признаки.
- Синтаксическая роль.
- Признак предмета по действию.
- Какой? Каков?
- Мужской род, единственное число, именительный падеж.
- Действительное или страдательное, время, вид, возвратность.
- Род, число, падеж.
- Определение, сказуемое.
Приложение 3
Д. -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- НАСТ. ВРЕМЯ С. -ем-, -ом-, -им-
-вш-, -ш- ПРОШ. ВРЕМЯ -енн-, -нн-, -т-
Приложение 4
Сценаристы вместе с учителем придумывают сценарий.
Ведущие мастер-класса готовят образцовый устный морфологический разбор причастия.
Актеры выбирают роли и готовят творческую заставку.
Художники рисуют плакаты со схемами-подсказками — составленными на уроке
«шпаргалками».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».
Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....
Технологическая карта "Морфемный разбор слова"
Технологическая карта урока в 5 классе "Морфемный разбор слова"...
Система уроков в формате технологической карты по теме "Причастие" с учетом требований ФГОС ООО
Система уроков расскрывает подробное описание урока по теме "Причастие" в 7 классе. Технологическая карта содержит УУД , требуемые по ФГОС. Занимательные игры на уроке закрепления по теме помогут с ин...
Конспект урока с технологической картой " Синтаксический разбор простого предложения"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Составлена технологическая карта урока....
Технологическая карта по теме "Причастие" (русский язык, 7 класс)
Материал по русскому языку, 7 класс...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».
Данная разработка содержит практический материал для проведения урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....
ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Технологическая карта урока по теме " Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"....