Конспект урока «Морфологический разбор имени прилагательного»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Морфологический разбор имени прилагательного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologicheskiy_razbo_prilagatelnogo.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка для 6 класса на тему
«Морфологический разбор имени прилагательного».
31.01.2018
Цель урока:
- познакомить учащихся с планом морфологического разбора прилагательных и закрепить его при выполнении упражнений.
Задачи:
1) обучающие:
- повторить порядок морфологического разбора имени прилагательного.
2) развивающие:
- научить производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного.
3) воспитательные:
- воспитание внимательности;
- развитие самостоятельности, доказательности.
Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).
Методы и формы работы: устный опрос, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1). Устный опрос о грамматических признаках качественных, относительных и притяжательных именах прилагательных.
2). Упражнение № 350.
II. Работа с теоретическим материалом из учебника (стр. 22 - 23):
Порядок морфологического разбора имени прилагательного:
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. числе).
III. Синтаксическая роль.
Образец письменного разбора:
Чиста небесная лазурь.
I. Небесная (лазурь) – прилагательное, так как обозначает признак предмета: лазурь (какая?) небесная.
II. Н. ф.: небесный.
Пост.: относительное.
Непост.: Им. п., ед. ч., жен. род.
III. Лазурь (какая?) небесная.
III. Закрепление нового материала. Выполнение упражнений из учебника.
Упражнение № 351: письменно в тетради и у доски (морфологический разбор прилагательных).
Упражнение № 352: чтение, обсуждение заданий, письменное выполнение.
Стиль текста – художественный.
IV. Работа с дополнительным дидактическим материалом (письменно в тетради).
Дополнительный дидактический материал
Задание № 1: выпишите из текста и разберите морфологически любые три прилагательные: 1) качественное, 2) относительное, 3) притяжательное:
(1) Хорошо в лесу в январское морозное утро!
(2) Солнце разбрасывает свои лучи по тяжелым от снега веткам деревьев. (3) На белоснежном ковре четко выделяются цепочки лосиных и лисьих следов, а от кустов и сосен протянулись синие тени.
(4) Тихо в лесу в этот ранний час. (5) Чуть прикоснешься к мохнатой еловой лапе, и на тебя обрушится снежное облако.
Задание № 2: запишите прилагательные в следующих грамматических формах:
I). Лютый: 1) жен. род, краткое; 2) множ. ч., краткое; 3) в сравнит. степени (простой и составной);
II). Горячий, сказочный: 1) жен. род, краткое; 2) ср. род, краткое; 3) множ. ч., краткое; 4) в сравнит. степени (простой и составной);
III). Счастливый, черный: 1) муж. род, краткое; 2) жен. род, краткое; 3) ср. род, краткое; 4) мн. число, краткое; 5) в сравнит. ст. (простой и составной).
Задание № 3: запишите словосочетания, согласовывая их в форме Пр. п. мн. ч., добавляя предлоги «в» или «о» («об»), обозначьте ударный слог в прилагательных:
(1) Биржевая сделка; (2) блаженный юродивый; (3) кирзовый сапог; (4) нетопленая изба; (5) оптовая цена; (6) присяжный заседатель; (7) развитая страна; (8) уставные отношения.
Задание № 4: выпишите из текста предложно-падежные словоформы «существительное + прилагательное»; у прилагательных выделите окончание, определите род, число, падеж и определите разряд:
(1) Стоит знойный безоблачный день. (2) Радует глаз бездонная синева неба. (3) Лазурный пар поднимается над утренними просторами земли. (4) Струится стеклянной рябью воздух. (5)Неугомонные кузнечики трещат в разогретых травах.
(6) На багряных лилиях суетится пчелиный рой. (7) Туманной сеткой висит над пашней мошкара.
Задание № 5: вставьте пропущенные буквы; выполните синтаксический разбор предложений; отметьте, какими частями речи выражены в них главные и второстепенные члены:
(1) Птиц… ветка дороже золотой клетк…. (2) Утро вечера мудр…нее. (3) Старый друг лучше новых двух. (Пословицы).
Домашнее задание: § 61; упражнение № 353 (по заданию).
Дополнительный дидактический материал
Задание № 1: выпишите из текста и разберите морфологически любые три прилагательные: 1) качественное, 2) относительное, 3) притяжательное:
(1) Хорошо в лесу в январское морозное утро!
(2) Солнце разбрасывает свои лучи по тяжелым от снега веткам деревьев. (3) На белоснежном ковре четко выделяются цепочки лосиных и лисьих следов, а от кустов и сосен протянулись синие тени.
(4) Тихо в лесу в этот ранний час. (5) Чуть прикоснешься к мохнатой еловой лапе, и на тебя обрушится снежное облако.
Задание № 2: запишите прилагательные в следующих грамматических формах:
I). Лютый: 1) жен. род, краткое; 2) множ. ч., краткое; 3) в сравнит. степени (простой и составной);
II). Горячий, сказочный: 1) жен. род, краткое; 2) ср. род, краткое; 3) множ. ч., краткое; 4) в сравнит. степени (простой и составной);
III). Счастливый, черный: 1) муж. род, краткое; 2) жен. род, краткое; 3) ср. род, краткое; 4) мн. число, краткое; 5) в сравнит. ст. (простой и составной).
Задание № 3: запишите словосочетания, согласовывая их в форме Пр. п. мн. ч., добавляя предлоги «в» или «о» («об»), обозначьте ударный слог в прилагательных:
(1) Биржевая сделка; (2) блаженный юродивый; (3) кирзовый сапог; (4) нетопленая изба; (5) оптовая цена; (6) присяжный заседатель; (7) развитая страна; (8) уставные отношения.
Задание № 4: выпишите из текста предложно-падежные словоформы «существительное + прилагательное»; у прилагательных выделите окончание, определите род, число, падеж и определите разряд:
(1) Стоит знойный безоблачный день. (2) Радует глаз бездонная синева неба. (3) Лазурный пар поднимается над утренними просторами земли. (4) Струится стеклянной рябью воздух. (5)Неугомонные кузнечики трещат в разогретых травах.
(6) На багряных лилиях суетится пчелиный рой. (7) Туманной сеткой висит над пашней мошкара.
Задание № 5: вставьте пропущенные буквы; выполните синтаксический разбор предложений; отметьте, какими частями речи выражены в них главные и второстепенные члены:
(1) Птиц… ветка дороже золотой клетк…. (2) Утро вечера мудр…нее. (3) Старый друг лучше новых двух. (Пословицы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Морфологический разбор имени прилагательного"
Смарт-урок содержит разные формы работы для самостоятельной и коллективной работы на этапе обобщения изученной темы....
Конспект урока "Морфологический портрет имени прилагательного", 5-6 кл.
Данный конспект может быть использован при изучении нового материала или повторении темы "Имя прилагательное как часть речи"....
План урока. Морфологический разбор имени прилагательного.
Цель: повторить всё об имени прилагательном как части речи знать: порядок морфологического разбора имени прилагательного...
конспект урока русского языка "Морфологический разбор имени прилагательного"
разработка урока русского языка на тему "Морфологический разбор имени прилагательного"...
Маршрутный лист к уроку "Морфологический разбор имени прилагательного". 5 класс
Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"....
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...
Русский язык 5 класс Обобщение по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор имени прилагательного»
Русский язык5 классОбобщение по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор имени прилагательного»...