Конспект урока "Морфологический разбор имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цель урока: повторить план морфологического разбора имени существительного, закрепить умение производить морфологический разбор имени существительного.
Задачи урока:
- развивать навыки морфологического разбора имени существительного;
- содействовать воспитанию культуры общения, способности к сотрудничеству, совершенствовать устную и письменную речь, делать её выразительной и более точной;
- воспитывать умение работать в паре, группе.
Используемые методы и формы обучения: наблюдение над языком, индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Планируемые результаты:
- Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию.
- Предметные: знать порядок морфологического разбора имени существительного, уметь производить морфологический разбор имени существительного.
- Метапредметные: познавательные — владеют всеми видами речевой деятельности, умеют вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор, проявляют способность к преобразованию и её передаче, регулятивные — принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме, коммуникативные — владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Дидактические материалы: слайдовая презентация к уроку, карточки, листы успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_morfologicheskiy_razbor_imeni_sushchestvitelnogo.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Морфологический разбор имени существительного» для 5 класса
Тема: Морфологический разбор имени существительного
Цель:
- вспомнить постоянные и непостоянные признаки имени существительного;
- узнать порядок морфологического разбора;
- научиться выполнять морфологический разбор;
Задачи:
- систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока;
- познакомить с порядком морфологического разбора имени существительного; формировать умение правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе как части речи;
- развивать умение грамотно выражать свои мысли;
ХОД УРОКА:
Учитель:
- Доброе утро! Ребята, прежде чем начать урок я хочу открыть вам маленький секрет. В нашем классе у меня есть самый любимый ученик, как вы думаете, кто это? А вам интересно узнать? Фотография этого ученика лежит вот в этой коробке. Если вы хотите узнать, вы можете подойти ко мне, заглянуть в эту коробку. Но… я очень прошу ни одного слова, чтоб никто не мог догадаться. И ещё… обратите внимание на эмоции учеников, которые увидят эту фотографию.
- Чьё изображение вы увидели?
- Правильно, каждый из вас увидел своё изображение.
- Ребята, вы у меня самые любимые ученики. И я хочу, чтоб каждый из вас на уроке получили только хорошие оценки.
- Ребята, а вы заметили, что каждый из вас, увидев себя в зеркало, улыбался?
СЛАЙД №1
И так, девиз нашего урока «Начни свой день с улыбки», ведь улыбка помогает нам достичь больших успехов.
- Ребята, давайте поиграем в игру «Соколиный глаз». У каждого на партах лежит карточка №1.
СЛАЙД №2
Карточка №1
Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Время работы 2 минуты.
Улыбка, сердце, жизнь, семья, удивление, праздник, дочь, традиция, аромат, конфета.
- Поменяйтесь карточками и проверьте работу друг у друга. Оцените работу.
Критерии оценивания лежат на партах.
А теперь встаньте те, которые написали работу на «5», на «4»?
- Молодцы, ребята, вы справились с этой работой.
Для того чтобы определить тему и цель нашего урока, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- К какой части речи относятся данные слова? ( к именам существительным).
РОМАШКА с надписью ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (раскрыть)
- Как называется раздел, который изучает части речи? (морфология)
- А значит, какой разбор нам необходимо выполнить, чтобы разобрать слово как часть речи? (морфологический разбор).
СЛАЙД №3
- И так, как думаете, какая же тема нашего урока? (Морфологический разбор имени существительного).
- Какова же цель нашего урока?
- вспомнить постоянные и непостоянные признаки имени существительного;
- узнать порядок морфологического разбора;
- научиться выполнять морфологический разбор;
- для того, чтобы достичь цели урока, нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем об имени существительном. А делать мы это будем постепенно, выполняя определённые задания.
Задание №1
Приём «Верные – неверные…»
- Ребята, нам потребуются сигнальные карточки: красные и зелёные. Зелёные означают «ДА», красные означают «НЕТ». Если я говорю верно, то вы поднимаете зелёную, если я неверно утверждаю, то вы поднимаете красную карточку. И так..
- Имя существительное относится к служебным частям речи? (нет)
- Имя существительное – это самостоятельная часть речи? (да)
- Имя существительное обозначает действие? (нет)
- Имя существительное обозначает предмет? (да)
- Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (да)
- Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос ЧТО? (нет)
- Молодцы, ребята! Мы справились и с этим заданием.
СЛАЙД №4
Приём «Письмо с дырками»
Ребята, давайте вспомним с вами, что мы знаем об этой части речи. Для этого заполним карточки №2.
Карточка №2.
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и явление. Отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Имена существительные относятся к женскому, мужскому и среднему роду и изменяются по падежам и числам. В предложении имена существительные большинство являются подлежащим, дополнением и обстоятельством.
А теперь проверьте, пожалуйста, себя (самопроверка).
- У кого было заполнено всё верно?
- Как вы думаете, для какого вида работы нам пригодятся эти знания?
- Всё верно, для морфологического разбора.
- А какие же признаки имеют имена существительные?
- На этот вопрос мы ответим в конце урока.
Задание № 3 (собственные и нарицательные имена существительные)
СЛАЙД №5
- Перед вами 3 предложения. Прочитайте их. Почему выделенные существительные МАЛЫШ в этих предложениях пишутся по разному?
- В нашей семье появился малыш.
- Котёнок «Малыш» громко замурлыкал.
- «Малыш» это современный магазин для детей и родителей.
(в первом предложении слово МАЛЫШ обозначает ребёнка и является нарицательным, а во втором – прозвище котёнка (собственное), в третьем – название магазина (собственное).
- Какие существительные относятся к собственным? к нарицательным?
ФИО, прозвища, клички, географические названия, названия книг, журналов, фильмов, картин, спектаклей, исторических событий и т.д.
- И так, первый признак существительного (собственные/нарицательные)
Раскрываю лепесток ромашки (собственные/нарицательные).
ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!!!
Задание №4 (одушевлённые/ неодушевлённые)
(Разгадывание ребусов)
Ребусы прикрепить на доске!!!
- На какие две группы и по каким признакам можно разделить названные слова?
- Следующий признак существительного - одушевлённые/ неодушевлённые
Раскрываю лепесток ромашки (одушевлённые/неодушевлённые)
- Чем отличаются одушевлённые имена существительные от неодушевлённых?
Ответы учащихся
Задание №5 (Род имён существительных)
-Ребята, выйдите, пожалуйста, к доске и распределите данные слова по родам.
Включается песня «Улыбка»
Улыбка, сердце, жизнь, семья, удивление, праздник, дочь, традиция, аромат, конфета.
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
- Следующий признак существительного - Род
Раскрываю лепесток ромашки (Род)
Задание №6 (Склонение имён существительных)
- Ребята, давайте определим склонение имён существительных
Саша - выписывает существительные 1 склонения (улыбка, семья, традиция, конфета)
Святослав – выписывает существительные 2 склонения (сердце, удивление, праздник, аромат)
Диана и Ильмира – выписывают существительные 3 склонения (жизнь, дочь)
- И так, к 1-му склонению относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями - а, -я
ко 2-му склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончаниям
ср.р. с окончаниями - о, -е
к 3-му склонению относятся существительные ж.р. оканчивающиеся на -ь
- Следующий признак существительного - Склонение имён существительных
Раскрываю лепесток ромашки (склонение имён существительных)
СЛАЙД №6
Задание №7 (Число имён существительных)
- Давайте поиграем в игру «Четвёртый лишний»
Как вы думаете, какое слово является лишним? Почему?
Игра «Четвёртый лишний»
- Ромашки, васильки, ландыш, гвоздики
- Апельсин, лимон, бананы, мандарин
- Ласточки, аисты, журавли, жаворонок
- Ребята, по какому признаку вы нашли лишнее слово?
- Следующий признак существительного - Число
Раскрываю лепесток ромашки (число)
Задание №8 (падеж имён существительных)
- Ребята, прочитайте пословицы и определите падеж выделенных слов
Карточка №4
На улыбку нет запрета. (В.п.)
Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам. (Р.п.)
Улыбка – маленькая монетка в копилку счастья. (И.п.)
Иногда и в улыбке скрывается яд. (П.п)
Горечи сердца не усладишь улыбкой. (Т.п.)
Не верь улыбке врага.(Д.п.)
Каждый ученик читает пословицу и определяет падеж существительного
(ответы учащихся)
- Следующий признак существительного - Падеж
Раскрываю лепесток ромашки (падеж)
- Ребята, выполняя определённые задания, мы составили план морфологического разбора существительного в виде ромашки.
- На партах у вас лежат карточки, где прописан (план) порядок морфологического разбора имени существительного.
- Ребята, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли мы её?
- Какие же признаки имеют имена существительные? (вопрос был поставлен в начале урока)
- А почему, ребята лепестки разного цвета? (потому что существительные имеют постоянные и непостоянные признаки).
- Зачем нужно уметь выполнять морфологический разбор?
- Правильно…выполняя морфологический разбор мы учимся внимательному отношению к слову, в данном случае к существительному, к его форме и больше узнаём о нём. И то, что на уроке русского языка мы учимся грамотно и выразительно выражать свои мысли и чувства – это и есть наш с вами вклад в сохранении русского языка. Ведь оттого, как мы сможем сберечь и сохранить наш язык, зависит судьба каждого из нас и государства в целом.
- Вернёмся к нашему девизу сегодняшнего урока «Начни свой день с улыбки».
- Ребята, всегда начинайте свой день с улыбки, ведь улыбка – это украшение лица.
Прикрепляю буквы «УЛЫБКА»
СЛАЙД №7
- Ребята, 2024 год объявлен Годом Семьи. Я хочу, ребята, пожелать вам и вашим семьям
У - УДАЧИ, УСПЕХОВ
Л – ЛЮБВИ
Ы -
Б - БЛАГОПОЛУЧИЯ
К - КРАСОТЫ
А - И ЧТОБ АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ ОБЕРЕГАЛ ВАС И ВАШИХ БЛИЗКИХ
Оценивание
-На этом я заканчиваю свой урок, спасибо всем: и вам ребята и сегодняшним нашим гостям.
- Молодцы, ребята, сегодня вы все хорошо поработали (выставление оценок)
Рефлексия «Букет настроения»
-Ребята, если:
Красный цветок – урок вам понравился, узнали что-то новое
Голубой цветок – урок не понравился, не всё получилось
Жёлтый цветок – трудно всё-таки, надо поработать
Домашнее задание
- Ребята, карточки №4 для домашней работы (выберите любые две пословицы, выпишите имена существительные и выполните морфологический разбор существительных).
Приложение
Работа со словарём
УДАЧА – совокупность благоприятных, способствующих успеху обстоятельств, счастливый случай, желательный исход дела.
УСПЕХ – достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат.
ЛЮБОВЬ – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
БЛАГОПОЛУЧИЕ – 1. Спокойное и счастливое состояние.
2. Жизнь в довольстве, полная обеспеченность.
БЛАГОДАРНОСТЬ – чувства признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание, услугу.
КРАСОТА – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
АНГЕЛ – в религии: служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец к людям (изображаемый обычно крылатым отроком, юношей).
АРОМАТ – душистый, приятный запах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Морфологический разбор имени существительного"
Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме "Имя существительное"....
Русский язык.5 класс. Презентация к уроку по теме "Морфологический разбор имени существительного"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе позволяет полностью повторить и обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное" и отработать порядок морфологического разбора данной части речи....
Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"
Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Морфологический разбор имени существительного"
Данный конспект урока русского языка в 6 классе пригодится при изучении темы "Морфологический разбор имени существительного". Разные виды заданий для учащихся вносят разнообразие в урок и привлекают в...
Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....
Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного"
Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного".В данный конспект входят все морфологиеские характеристики имени существительного, необходимые знать...