Конспект урока "Морфологический разбор имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Гульнара Забировна Аслаева

Цель урока: повторить план морфологического разбора имени существительного, закрепить умение производить морфологический разбор имени существительного. 

Задачи урока:

  • развивать навыки морфологического разбора имени существительного; 
  • содействовать воспитанию культуры общения, способности к сотрудничеству, совершенствовать устную и письменную речь, делать её выразительной и более точной; 
  • воспитывать умение работать в паре, группе. 

Используемые методы и формы обучения: наблюдение над языком,  индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. 

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию. 
  • Предметные: знать порядок морфологического разбора имени существительного, уметь производить морфологический разбор имени существительного. 
  • Метапредметные: познавательные — владеют всеми видами речевой деятельности, умеют вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор, проявляют способность к преобразованию и её передаче, регулятивные — принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме, коммуникативные — владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 

Дидактические материалы: слайдовая презентация к уроку, карточки, листы успеха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  «Морфологический разбор имени существительного» для 5 класса

Тема: Морфологический разбор имени существительного

Цель:  

- вспомнить постоянные и непостоянные признаки имени существительного;

- узнать порядок морфологического разбора;

- научиться выполнять морфологический разбор;

Задачи:

- систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока;

- познакомить с порядком морфологического разбора имени существительного;       формировать умение правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе как части речи;

- развивать умение грамотно выражать свои мысли;

ХОД УРОКА:

Учитель:

- Доброе утро! Ребята, прежде чем начать урок я хочу открыть вам маленький секрет. В нашем классе у меня есть самый любимый ученик, как вы думаете, кто это? А вам интересно узнать? Фотография этого ученика лежит вот в этой коробке. Если вы хотите узнать, вы можете подойти ко мне, заглянуть в эту коробку. Но… я очень прошу ни одного слова, чтоб никто не мог догадаться. И ещё… обратите внимание на эмоции учеников, которые увидят эту фотографию.

- Чьё изображение вы увидели?

- Правильно, каждый из вас увидел своё изображение.

- Ребята, вы у меня самые любимые ученики. И я хочу, чтоб каждый из вас на уроке получили только хорошие оценки.

- Ребята, а вы заметили, что каждый из вас, увидев себя в зеркало, улыбался?

СЛАЙД №1

И так, девиз нашего урока «Начни свой день с улыбки», ведь улыбка помогает нам достичь больших успехов.

- Ребята, давайте поиграем в игру «Соколиный глаз». У каждого на партах лежит карточка №1.

СЛАЙД №2

Карточка №1

Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Время работы 2 минуты.

Улыбка, сердце, жизнь, семья, удивление, праздник, дочь, традиция, аромат, конфета.

- Поменяйтесь карточками и проверьте работу друг у друга. Оцените работу.

Критерии оценивания лежат на партах.

А теперь встаньте те, которые написали работу на «5», на «4»?

- Молодцы, ребята, вы справились с этой работой.

Для того чтобы определить тему и цель нашего урока, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- К какой части речи относятся данные слова? ( к именам существительным).

РОМАШКА с надписью ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (раскрыть)

- Как называется раздел, который изучает части речи? (морфология)

- А значит, какой разбор нам необходимо выполнить, чтобы разобрать слово как часть речи?  (морфологический разбор).

СЛАЙД №3

- И так, как думаете, какая же тема нашего урока? (Морфологический разбор имени существительного).

- Какова же цель нашего урока?

- вспомнить постоянные и непостоянные признаки имени существительного;

- узнать порядок морфологического разбора;

- научиться выполнять морфологический разбор;

- для того, чтобы достичь цели урока, нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем об имени существительном. А делать мы это будем постепенно, выполняя определённые задания.

 

Задание №1

Приём «Верные – неверные…»

- Ребята, нам потребуются сигнальные карточки: красные и зелёные. Зелёные означают «ДА», красные означают «НЕТ». Если я говорю верно, то вы поднимаете зелёную, если я неверно утверждаю, то вы поднимаете красную карточку. И так..

- Имя существительное относится к служебным частям речи? (нет)

- Имя существительное – это самостоятельная часть речи? (да)

- Имя существительное обозначает действие? (нет)

- Имя существительное обозначает предмет? (да)

- Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (да)

- Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос ЧТО? (нет) 

- Молодцы, ребята! Мы справились и с этим заданием.

СЛАЙД №4

Приём «Письмо с дырками»

Ребята, давайте вспомним с вами, что мы знаем об этой части речи. Для этого заполним карточки №2.

Карточка №2.

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и явление. Отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Имена существительные относятся к женскому, мужскому и среднему роду и изменяются по падежам и числам. В предложении имена существительные большинство являются подлежащим, дополнением и обстоятельством.

А теперь проверьте, пожалуйста, себя (самопроверка).

- У кого было заполнено всё верно?

- Как вы думаете, для какого вида работы нам пригодятся эти знания?

- Всё верно, для морфологического разбора.

- А какие же признаки имеют имена существительные?

- На этот вопрос мы ответим в конце урока.

Задание № 3  (собственные и нарицательные имена существительные)

СЛАЙД №5

- Перед вами 3 предложения. Прочитайте их. Почему выделенные существительные МАЛЫШ в этих предложениях пишутся по разному?

  1. В нашей семье появился малыш.
  2. Котёнок «Малыш» громко замурлыкал.
  3. «Малыш» это современный магазин для детей и родителей.

(в первом предложении слово МАЛЫШ обозначает ребёнка и является нарицательным, а во втором – прозвище котёнка (собственное), в третьем – название магазина (собственное).

- Какие существительные относятся к собственным? к нарицательным?

ФИО, прозвища, клички, географические названия, названия книг, журналов, фильмов, картин, спектаклей, исторических событий и т.д.

- И так, первый признак существительного (собственные/нарицательные)

Раскрываю лепесток ромашки (собственные/нарицательные).

ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!!!

Задание №4  (одушевлённые/ неодушевлённые)

(Разгадывание ребусов)

Ребусы прикрепить на доске!!!

- На какие две группы и по каким признакам можно разделить названные слова?

- Следующий признак существительного -  одушевлённые/ неодушевлённые

Раскрываю лепесток ромашки (одушевлённые/неодушевлённые)

- Чем отличаются одушевлённые имена существительные от неодушевлённых?

Ответы учащихся

Задание №5  (Род имён существительных)

-Ребята, выйдите, пожалуйста, к доске и распределите данные слова по родам.

Включается песня «Улыбка»

Улыбка, сердце, жизнь, семья, удивление, праздник, дочь, традиция, аромат, конфета.

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

- Следующий признак существительного - Род

Раскрываю лепесток ромашки  (Род)

Задание №6  (Склонение имён существительных)

- Ребята, давайте определим склонение имён существительных

Саша - выписывает существительные 1 склонения (улыбка, семья, традиция, конфета)

Святослав – выписывает существительные 2 склонения (сердце, удивление, праздник, аромат)

Диана и Ильмира – выписывают существительные 3 склонения (жизнь, дочь)

- И так, к 1-му склонению относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями - а, -я

              ко 2-му склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончаниям

                                                                                                 ср.р. с окончаниями - о, -е

              к 3-му склонению относятся существительные   ж.р. оканчивающиеся на -ь

- Следующий признак существительного - Склонение имён существительных

Раскрываю лепесток ромашки (склонение имён существительных)

СЛАЙД №6

Задание №7  (Число имён существительных)

- Давайте поиграем в игру «Четвёртый лишний»

Как вы думаете, какое слово является лишним? Почему?

Игра «Четвёртый лишний»

  1. Ромашки, васильки, ландыш, гвоздики
  2. Апельсин, лимон, бананы, мандарин
  3. Ласточки, аисты, журавли, жаворонок

- Ребята, по какому признаку вы нашли лишнее слово?

- Следующий признак существительного - Число

Раскрываю лепесток ромашки  (число)

Задание №8   (падеж имён существительных)

- Ребята,  прочитайте пословицы и определите падеж выделенных слов

Карточка №4

На улыбку нет запрета. (В.п.)

Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам. (Р.п.)

Улыбка – маленькая монетка в копилку счастья. (И.п.)

Иногда и в улыбке скрывается яд. (П.п)

Горечи сердца не усладишь улыбкой. (Т.п.)

Не верь улыбке врага.(Д.п.)

Каждый ученик читает пословицу и определяет падеж существительного

(ответы учащихся)

- Следующий признак существительного - Падеж

Раскрываю лепесток ромашки  (падеж)

- Ребята, выполняя определённые задания, мы составили план морфологического разбора существительного в виде ромашки.

- На партах у вас лежат карточки, где прописан (план)  порядок морфологического разбора имени существительного.

- Ребята, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли мы её?

- Какие же признаки имеют имена существительные? (вопрос был поставлен в начале урока)

- А почему, ребята лепестки разного цвета? (потому что существительные имеют постоянные и непостоянные признаки).  

- Зачем нужно уметь выполнять морфологический разбор?

- Правильно…выполняя морфологический разбор мы учимся внимательному отношению к слову, в данном случае к существительному, к его форме и больше узнаём о нём. И то, что на уроке русского языка мы учимся грамотно и выразительно выражать свои мысли и чувства – это и есть наш с вами вклад в сохранении русского языка. Ведь оттого, как мы сможем сберечь и сохранить наш язык, зависит судьба каждого из нас и государства в целом.

- Вернёмся к нашему девизу сегодняшнего урока «Начни свой день с улыбки».

- Ребята, всегда начинайте свой день с улыбки, ведь улыбка – это украшение лица.

Прикрепляю буквы «УЛЫБКА»

СЛАЙД №7

- Ребята, 2024 год объявлен Годом Семьи. Я хочу, ребята, пожелать вам и вашим семьям

У - УДАЧИ, УСПЕХОВ

Л – ЛЮБВИ

Ы -

Б - БЛАГОПОЛУЧИЯ

К - КРАСОТЫ

А - И ЧТОБ АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ ОБЕРЕГАЛ ВАС И ВАШИХ БЛИЗКИХ

Оценивание

-На этом я заканчиваю свой урок, спасибо всем: и вам ребята и сегодняшним нашим гостям.

- Молодцы, ребята, сегодня вы все хорошо поработали (выставление оценок)

Рефлексия «Букет настроения»

-Ребята, если:

Красный цветок – урок вам понравился, узнали что-то новое

Голубой цветок – урок не понравился, не всё получилось

Жёлтый цветок – трудно всё-таки, надо поработать

Домашнее задание

- Ребята, карточки №4 для домашней работы (выберите любые две пословицы, выпишите имена существительные и выполните морфологический разбор существительных).

Приложение

Работа со словарём

УДАЧА – совокупность благоприятных, способствующих успеху обстоятельств, счастливый случай, желательный исход дела.

УСПЕХ – достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат.

ЛЮБОВЬ – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

БЛАГОПОЛУЧИЕ – 1. Спокойное и счастливое состояние.

                                    2. Жизнь в довольстве, полная обеспеченность.

БЛАГОДАРНОСТЬ – чувства признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание, услугу.

КРАСОТА – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

АНГЕЛ – в религии: служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец к людям (изображаемый обычно крылатым отроком, юношей).

АРОМАТ – душистый, приятный запах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Морфологический разбор имени существительного"

Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме "Имя  существительное"....

Русский язык.5 класс. Презентация к уроку по теме "Морфологический разбор имени существительного"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе позволяет полностью повторить и обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное" и отработать порядок морфологического разбора данной части речи....

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Морфологический разбор имени существительного"

Данный конспект урока русского языка в 6 классе пригодится при изучении темы "Морфологический разбор имени существительного". Разные виды заданий для учащихся вносят разнообразие в урок и привлекают в...

Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....

Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного"

Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного".В данный конспект входят все морфологиеские характеристики имени существительного, необходимые знать...