Рабочая программа внеурочной деятельности "К истокам слова"
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Бенгардт Елена Ивановна

Цель данной программы:  формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся на основе умения выполнять этимологический анализ слов для выяснения исторических изменений в структуре слова, его значения и правописания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_5_klass_vneurochka.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область Егорлыкский район п.Роговский

муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Роговская средняя общеобразовательная школа №4 им. С.В.Пешеходько

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ РСОШ №4     им. С. В. Пешеходько

Приказ №  76 от 30.08.2021 г.

__________Л. Ф. Малыгина

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

 «К ИСТОКАМ СЛОВА»

для обучающихся 5 класса

Основное общее образование  5 класс  

Количество часов в неделю: 1 час

Направление развития личности школьника: общеинтеллектуальное

Учитель:  Бенгардт Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования

2021 год

Пояснительная записка

Рабочая  программа  курса внеурочной деятельности «К истокам слова»

для обучающихся 5 класса является модифицированной, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, планируемых результатов освоения обучающимися основной общеобразовательной программы основного общего образования и в соответствии c рекомендациями Примерной программы по русскому языку, а также с учетом Концепции школьного филологического образования и согласно Положению МБОУ Роговской СОШ № 4 им. С.В. Пешеходько о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности.

 В Концепции школьного филологического образования особое внимание уделяется развитию языковой личности, ее духовному приобщению к красоте и богатству художественного слова.

Целью изучения русского языка является способность ребенка понимать и использовать в повседневной речи достаточный объем слов, необходимый для получения, передачи, интерпретации информации. Достижение данной цели возможно только в случае обогащения словарного запаса путём углубленного изучения  разделов языкознания, грамматического строя, типов и стилей речи,  а также их особенностей на основе доступного для конкретного возраста языкового материала.

Мир русского языка – удивительный мир тайн и открытий. Несмотря на то, что использование языка и речи – повседневное явление, многое остается за гранью внимания школьника. Между тем многообразие и яркость речи способны заинтересовать учащихся. Как правило, в рамки урока нечасто помещается дополнительный материал по изучаемой теме.

Задача курса внеурочной деятельности – дополнить уроки русского языка, развить речь, обогатить словарный запас учащихся. Кроме того такие занятия помогают развивать читательскую грамотность, умение находить, интерпретировать информацию, строить выводы на основе полученной информации и систематизировать материал.

Цель данной программы:  формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся на основе умения выполнять этимологический анализ слов для выяснения исторических изменений в структуре слова, его значения и правописания.

Педагогическая целесообразность и новизна программы

Программа курса разработана в соответствии с возрастными особенностями развития учащихся и способствует формированию познавательной активности. В ходе изучения тем курса у учащихся формируется внимательное отношение к слову. На основе этимологических исследований учащиеся строят заключение о значении слова, что, в свою очередь помогает развитию орфографической зоркости. В ходе изучения тем происходит развитие логики, учащиеся учатся формулировать и доказывать свою точку зрения на основе базовых знаний. Непосредственное обращение к словарям и различным базам данных формирует умение интерпретировать и преобразовывать информацию, создавать таблицы, схемы, графические памятки.

Срок реализации программы – 1 год, в объеме – 1 час в неделю (34 часа).

Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.

Методы работы

рассказ, беседа

 работа с информацией, словарной статьей

наблюдение

исследование 

Технологические приемы

приём технологии развития критического мышления

приём интерактивного обучения

приём экстраактивного обучения

игровая технология

Содержание курса

№ п/п

Разделы программы

Кол-во

часов

Планируемые образовательные

 результаты

К истокам слова. Откуда берутся слова?

4

Предметные: изучать историю возникновения слов, способы пополнения словарного состава языка.

Метапредметные: извлекать   информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; уметь составлять тексты художественного стиля

Личностные: осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности.

 

В гости к предкам. Исконно русские слова и их значение.

6

Предметные: расширение и систематизация научных знаний о языке; обогащение словарного запаса; овладение нормами литературного языка в речевой практике;

формирование навыка работы с этимологическим словарем, умение использовать знания по этимологии слова при объяснении его написания.

Метапредметные: пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

 

Наши соседи. Иноязычные слова и их значение.

5

Предметные: расширить и систематизировать научные знания о языке; давать собственную справку о значении слова.

Метапредметные: интегрироваться в группу сверстников и строить вместе продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Личностные: развитие творческого потенциала, воображения, креативности личности; интерес к письму, к созданию собственных текстов

В гости к писателям.

5

Предметные:  изучить понятия «фразеологизм», «крылатые слова», находить фразеологизмы в тексте, различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, опознавать крылатые слова.

Метапредметные:  осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах , задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.

А как у вас? Диалекты.

7

Предметные: знать историю происхождения слов, используемых в определенной местности, уметь составлять словарь диалектных слов .

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ-технологий.

Личностные: сохранение исторической памяти, духовное приобщение к красоте и богатству родного слова и края.

 

Тайна имени. Происхождение имен и фамилий.

6

Предметные: изучить историю своего  имени, уметь составлять  словарь происхождения и значения имен и фамилий своей семьи.

Метапредметные: работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные: интерес к истокам собственной родословной, фамильная гордость за своих предков.

Подведение итогов.  

1

Предметные: умение выполнять сравнительно-исторический анализ слов; знать пути решения этимологических проблем.

Метапредметные: формулировать коммуникативное высказывание; уметь планировать  и организовывать работу в группе

Личностные: формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку в процессе игровой деятельности

ИТОГО

34

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Сроки проведения по плану

Сроки проведения фактически

Кол-во

часов

Разделы программы

Формы занятий

4

К истокам слова. Откуда берутся слова?

1

06.09.

Что такое? Кто такой?

Беседа, просмотр презентации

2

13.09.

Как появляются новые слова?

Творческая мастерская слова

3

20.09.

Как слова стареют?

Мини-проект

4

27.09.

Виды словарей.

Работа в группах,  работа со словарной статьей

 

6

В гости к предкам. Исконно русские слова и их значение.

1

04.10.

Зри в корень.  Этимологические родственники

Беседа, сбор информации

2

11.10.

Из глубины веков.  Молоко и золото.

Работа со справочной информацией

3

18.10.

Биография слова

Работа со словарем

4

25.10.

Непохожие родственники

Составление таблиц и схем

5

08.11.

Нельзя или  льзя. Значение приставок.

Работа с текстом: анализ информации

6

15.11.

Толковый словарь  Даля

Работа со словарной статьей

 

5

Наши соседи. Иноязычные слова и их значение.

1

22.11.

Говорим на латыни

Составление таблиц, схем

2

29.11.

Родом из Греции.

Исследование, анализ слов

3

06.12.

Гости из Франции.

Исследование, анализ слов

4

13.12.

Английские корни русских слов

Исследование, анализ слов

5

20.12.

Немецкие корни русских слов

Сбор информации, обсуждение

5

В гости к писателям.

1

27.12.

Крылатые слова и выражения.

Изучение текстов художественной литературы

2

10.01.

Басни Крылова.

Составление словарных статей на основе текста басен

3

17.01.

Мудрость поколений.

Библейские сюжеты, крылатые выражения разных народов мира, исследование

4

24.01.

История загадки.

Составление и разгадывание кроссвордов на основе загадок

5

31.01.

Пословицы и поговорки.

Трактовка пословиц и поговорок, составление текста - пояснения

7

А как у вас? Диалекты.

1

07.02.

Секреты устной речи.

Беседа, аудирование

2

14.02.

Знакомые незнакомцы.

Сопоставительный анализ слов, классификация

3

21.02.

Как говорят на севере.

Составление таблиц, схем

4

28.02.

Как говорят на юге

Анкетирование, опрос, составление словника

5

14.03.

Диалектные слова нашего края

Экскурсия в библиотеку, изучение краеведческой литературы

6

04.04.

Как у наших улиц появились названия?

Мини-исследование, проект

7

11.04

Этимологические словари.

Изучение словарных статей

 

6

Тайна имени. Происхождение имен и фамилий.

 

1

18.04

История возникновения имён.

Беседа, просмотр презентации

2

25.04

Откуда родом ваше имя

Изучение словарных статей

3

06.05

Откуда родом ваше имя

Беседа, анкета, создание презентаций

4

13.05

Праздник именин

Викторина, создание презентации

5

16.05

Как появились фамилии

Обсуждение, мини-исследование

6

23.05

«Говорящие» фамилии героев книг

Исследование, проект

1

Подведение итогов.  

1

30.05

Слово о словах

Создание наглядных материалов на основе изученного материала

34

ИТОГО

Планируемые результаты

По окончании изучения тем курса  учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Понимать роль общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в художественных произведениях.

Уметь различать эпическое, лирическое и драматическое произведения и отличать их друг от друга.

Создавать собственные тексты, осознанно употреблять в них слова и выражения, с которыми познакомились в течение года.

 Ученик научится/получит возможность научиться:

Предметные результаты:

  • владеть необходимыми теоретическими знаниями об истории происхождения слов;
  • научиться аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа;
  • знать историю происхождения, значение имени, фамилии и отчества своей семьи; местных диалектизмов;
  • уметь пользоваться словарями, преобразовывать информацию, строить высказывание на основе теоретических данных.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу;
  • читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
  • фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной;
  • пользоваться различными словарями, справочниками, находить в них нужные сведения;
  • выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;
  • подводить под понятие, доказывать, делать выводы;

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
  • стараться строить  диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Регулятивные:

  • понимать и выполнять  учебную задачу;
  • действовать по плану и планировать свои учебные действия;
  • контролировать процесс и результаты деятельности;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Личностные результаты:

  • осознавать  необходимость владения русским языком для учебной и других видов деятельности.
  • сохранять историческую память,  приобщаться  к красоте и богатству родного слова и края;
  • уметь  чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Литература:

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4-х т. : Просвещение, 2011 г.
  2. Кобяков Д.Ю. «Приключения слов» электронная библиотека

https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/kob/index.php 

  1. Львова С.И.  «Этимология на службе орфографии», «Русское слово», Москва, 2000 г.
  2. Откупщиков Ю.В. «К истокам слова» Изд. дом «Авалон», 2005 г. или https://royallib.com/book/otkupshchikov_yu/k_istokam_slova_rasskazi_o_nauke_etimologii.html 
  3. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка Из-во А Темп, 2020 г.
  4. Петрановская Л.В. «Игры на уроках русского языка», 2009 г.https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200004802 
  5. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок, Издательство: ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2022
  6. Петрова М. В. Словарь крылатых выражений, М.: РИПОЛ классик, 2011.
  7. Успенский Л. В. «Ты и твоё имя», Изд: Лениздат, 1962г. или http://lib.ru/PROZA/USPENSKIJ_L/you_name.txt 
  8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. https://gufo.me/dict/vasmer 
  9. Школьный этимологический словарь. - Пигулевская И., группа авторов, 2010 г. или http://rus-yaz.niv.ru/doc/school-etymological-dictionary/index.htm 
  10. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. В.Серов ООО Издательство «Локид- Пресс», 2005 г.
  11. Этимологический словарь русского языка. /под ред. Н.М.Шанского https://gufo.me/dict/shansky 

СОГЛАСОВАНО

Протокол  заседания  

методического совета

МБОУ РСОШ №4

им.С.В.Пешеходько №1

от  30.08.2021года

__________Председатель МС Рудова О.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора ОУ по УВР

____________ Рудова О.А.

30.08.2021года

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир слова:Занимательная лексика"

Владеть словом - это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно вх...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мои истоки»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Мои истоки»...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир слова: тайны языка» 7 класс

Образовательная программа предназначена для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Секректы слов " 7 класс

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области литературоведения, речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучаю...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"

Данная программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению "Художественное слово" рассчитана на аудиторию 5 класса.Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю)...