РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мои истоки»
творческая работа учащихся на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Мои истоки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 279 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с. Карагач»
Прохладненского муниципального района КБР.
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО учителей Зам.директора по УВР Директор МКОУ
начальных классов «СОШ № 1 с.Карагач»
Протокол №_____ ________ /Отарова Ж.К./ Приказ №______
от «___»_________2015г.
от«__»______2015г. от «___»_______2015 г.
Руководитель МО
______________/Зихова Л.Н./ _________ /Нафонов З.М/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Мои истоки»
1-4 классы.
(2015-2016 учебный год)
Программа рассчитана на детей 7-10 лет.
Срок реализации 1 год.
Составитель:
Шалова М.Х.
учитель русского языка и литературы
Содержание программы.
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика программы.
- Содержание программы.
- Материально-техническое обеспечение.
- Тематическое планирование.
- Календарно-тематическое планирование.
- Литература.
I. Пояснительная записка.
План внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Мои истоки» для обучающихся 1-4 классов МКОУ «СОШ №1 с. Карагач», разработан в соответствии со следующими федеральными и региональными нормативными документами:
- приказом МОН России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее – СанПиН);
- Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
- приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. N 373»; - концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ. Москва \\\– Просвещение.2010.;
- концепции национальной образовательной инициативы «Нашей новой школы» от 04.02.2010;
- учебным планом МКОУ «СОШ №1 с. Карагач на 2015-2016 учебный год.
Цель внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Мои истоки»
- воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края и села.
- выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
- создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи:
- воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.
- овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села.
- познакомить учащихся со способами поиска информации;
- прививать интерес к исследовательской деятельности;
- формирование коммуникативных навыков;
При разработке содержания программы, основных ее разделов руководствовалась примерной программой воспитания школьников "Мои истоки". Автор - составитель учитель истории МКОУ «СОШ №1 с.Карагач Озрокова Лейла Х..
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 32 ч. в год, 2-4 классы - 34 ч. в год.
Категория участников - обучающиеся 1-4 классов, в возрасте от 6 до 10 лет.
Места проведения занятий:
- занятия в учебном кабинете, библиотеке, спортплощадке;
- тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);
- комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);
- игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр);
Занятия на свежем воздухе:
во дворе школы;
спортплощадка.
Виды внеурочной деятельности.
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
- Проблемно – ценностное общение
- Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)
Психолого-педагогические принципы, на основе которых построена данная программа:
- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия . Предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
II. Общая характеристика программы
Начальная школа призвана воспитывать лучшие нПсихолого-педагогические принципы, на основе которых построена данная программа:
- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия . Предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждомравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Программа «Мои истоки » носит личностно ориентированный характер. Его цель – воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края и села; формирование поисково – исследовательских и коммуникативных умений учащихся. Все вышеизложенное определяет актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности в 1- 4 классах. Так как изменения последних лет в социально - экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.
На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.
При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Программа «Мои истоки» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения
Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, героями соцтруда, людьми разных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
Занятия разделены на теоретические (беседы, лекции, сообщения, викторины, презентации, составление генеалогического древа) и практические (экскурсии, практикумы в музее,
творческие отчёты, записи).
Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью: изучение программы внеурочной деятельности по художественно-нравственному направлению «Я - патриот Родины» тесно связано с такими дисциплинами как «Окружающий мир», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка»
Ожидаемые результаты
Предметные: учащиеся в ходе реализации данной программы должны приобрести опыт специфической для данной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Освоение программы по патриотическому воспитанию предполагает, что дети будут знать:
• свою этническую и национальную принадлежность, традиции российского народа и историю России;
• правовую культуру, государственные праздники и символику Российского государства;
• ценности многонационального российского общества (общечеловеческие и национально-культурные), охватывающие основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;
• разнообразие природы, народов, культур и религий Российского государства;
• историю своей малой родины, села, рода.
научатся:
• уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов;
• овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• быть самостоятельными и ответственными за свои поступки;
• ориентироваться в социуме;
• уважать и ценить старшее поколение, людей труда, героев и защитников своего Отечества;
• любить и беречь природу своего края, своей Родины.
Личностные: учащиеся должны приобрести способность и готовность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки. отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты обеспечивают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, и межпредметных понятий.
Учащиеся должны иметь представление:
• о способах решения проблем творческого и поискового характера;
• об умении планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• о начальных формах познавательной и личностной рефлексии;
• о различных способах поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
• о конструктивном разрешении конфликтов посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
• о базовых предметных и межпредметных понятиях, отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессом.
Воспитательные результаты:
Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.п.), первичного понимания реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, в защищенной, дружественной среде.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Результативность: участия ребенка в конкурсных мероприятиях, выполнении им соответствующих работ. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся.
III. Содержание программы.
Программа состоит из 6 тематических блоков:
1. «Моя школа»
Изучение истории школы. Знакомство с биографиями учителей – ветеранов педагогического труда школы, знаменитых выпускников школы.
Практические занятия: выпуск газет, презентации.
2. «Семь + я»
Семейные традиции. Моя родословная.
Практические занятия: презентация семейных альбомов, выпуск газет, составление генеалогического древа.
3. «Страницы истории родного села»
Что я знаю о своем селе? История улиц моего села. Образ села в художественной литературе. Орден в моем доме. Ветераны ВОВ. Афганцы.
Практические занятия: встречи со старожилами, работа с источниками в библиотеке, чтение Книги памяти, экскурсия в музей, встречи с ветеранами ВОВ и афганцами, участие в акциях.
4. «Страницы истории моего района»
Знакомство с государственными символами района. Культурные учреждения района.
Практические занятия: экскурия.
5. «Страницы истории моей малой родины»
Знакомство с государственными символами, достопримечательностью КБР. Этнография родного края.
Логика построения программы обусловлена системой работы по овладению учащимися основами поисковой деятельности: от осмысления сути данной деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру, создавать и реализовывать свои замыслы.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио_ и видеозаписи, дискеты, компакт_диски и т.д.). Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя старших классов). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
IV. Материально-техническое обеспечение
Для реализации проекта «Модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в МКОУ «СОШ № 1с.Карагач» и апробации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия. В школе располагается в типовом одноэтажном учебно-административном здании, соответствующем строительным и санитарно-гигиеническим нормам и правилам. Имеется столовая, в которой организовано питание.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, специализированными кабинетами, библиотекой, школьным краеведческим музеем, музыкальной, мультимедийной и компьютерной техникой.
Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к сети Интернет. В кабинете информатики имеются компьютеры, мультимедийный проектор, экран.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1 | Введение | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Моя школа | 5 | 5 | 5 | 5 |
3 | Семь + я | 5 | 5 | 5 | 5 |
4 | Страницы истории родного села | 6 | 6 | 6 | 6 |
5 | Страницы истории моего района | 3 | 3 | 3 | 3 |
6 | Страницы истории моей малой родины | 12 | 14 | 14 | 14 |
VI. Календарно-тематическое планирование.
1 класс – 32 часа
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Введение - 1 час | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 |
| |
«Моя школа» - 5 часа. | ||||
2 | История моей любимой школы. | 1 | ||
3 | «История школы в лицах и фактах» | 1 | ||
4 | Учителя – ветераны педагогического труда. | 1 | ||
5 | Традиции нашей школы. | 1 | ||
6 | Золотое созвездие выпускников. | 1 | ||
«Семь + я» 5 часов. | ||||
7 | Я и мое имя. | 1 | ||
8 | Генеалогическое древо моей семьи. | 1 | ||
9 | Наши семейные традиции. | 1 | ||
10 | «Я и мои родственники» | 1 | ||
11 | Мое счастливое детство. «Фотографии из семейного альбома» | 1 | ||
«Страницы истории родного села» - 6 часов. | ||||
12 | Легенды и предания о селе. | 1 | ||
13 | Улица, на которой я живу. | 1 | ||
14 | Достопримечательности моего села. | 1 | ||
15 | Мои односельчане – участники ВОВ. | 1 | ||
16 | Три богатыря. | 1 | ||
17 | Мое село в будущем. | 1 | ||
«Страницы истории моего района» - 3 часа. | ||||
18 | Что я знаю о своем районе? | 1 | ||
19 | История моего района в событиях и лицах. | 1 | ||
20 | Мы все разные, но мы вместе. | 1 | ||
«Страницы истории моей малой родины» - 12 часов | ||||
21 | Моя Кабардино – Балкария. | 1 | ||
22 | Легенды и предания о крае. | 1 | ||
23 | Природа моего края. | 1 | ||
24 | Традиции и обычаи моего народа. | 1 | ||
25 | Прославленные земляки. | 1 | ||
26 | Культурные центры Кабардино-Балкарии. | 1 | ||
27 | Литературное творчество моего народа. | 1 | ||
28 | Моя малая Родина. | 1 | ||
29 | Учебные заведения моей республики. | 1 | ||
30 | Спортивные достижения моих земляков. | 1 | ||
31 | Достопримечательности моего края. | 1 | ||
32 | Кухня моего народа. | 1 |
2 класс – 34 часа
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Введение - 1 час | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 |
| |
«Моя школа» - 5 часа. | ||||
2 | История моей любимой школы. | 1 | ||
3 | Созвездие учительских сердец. | 1 | ||
4 | Учителя – ветераны педагогического труда. | 1 | ||
5 | Традиции нашей школы. | 1 | ||
6 | Золотое созвездие выпускников. | 1 | ||
«Семь + я» 5 часов. | ||||
7 | Я и мое имя. | 1 | ||
8 | Генеалогическое древо моей семьи. | 1 | ||
9 | Наши семейные традиции. | 1 | ||
10 | Наши семейные реликвии. | 1 | ||
11 | Мое счастливое детство. | 1 | ||
«Страницы истории родного села» - 6 часов. | ||||
12 | Легенды и предания о селе. | 1 | ||
13 | Улица, на которой я живу. | 1 | ||
14 | Достопримечательности моего села. | 1 | ||
15 | Мои односельчане – участники ВОВ. | 1 | ||
16 | Мой дом-моя крепость. | 1 | ||
17 | Мое село в будущем. | 1 | ||
«Страницы истории моего района» - 3 часа. | ||||
18 | Что я знаю о своем районе? | 1 | ||
19 | История моего района в событиях и лицах. | 1 | ||
20 | Мы все разные, но мы вместе. | 1 | ||
«Страницы истории моей малой родины» - 14 часов | ||||
21 | Моя Кабардино – Балкария. | 1 | ||
22 | Легенды и предания о крае. | 1 | ||
23 | Природа моего края. | 1 | ||
24 | Традиции и обычаи моего народа. | 1 | ||
25 | Прославленные земляки. | 1 | ||
26 | Культурные центры Кабардино-Балкарии. | 1 | ||
27 | Литературное творчество моего народа. | 1 | ||
28 | Просвещение и образование. | 1 | ||
29 | Учебные заведения моей республики. | 1 | ||
30 | Спортивные достижения моих земляков. | 1 | ||
31 | Достопримечательности моего края. | 1 | ||
32 | Кухня моего народа. | 1 | ||
33 | Мое любимое блюдо. | 1 | ||
34 | Каким я хочу видеть свое будущее. | 1 |
3 класс – 34 часа
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Введение - 1 час | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 |
| |
«Моя школа» - 5 часа. | ||||
2 | История моей любимой школы. | 1 | ||
3 | Созвездие учительских сердец. | 1 | ||
4 | Учителя – ветераны педагогического труда. | 1 | ||
5 | Традиции нашей школы. | 1 | ||
6 | Золотое созвездие выпускников. | 1 | ||
«Семь + я» 5 часов. | ||||
7 | Я и мое имя. | 1 | ||
8 | Генеалогическое древо моей семьи. | 1 | ||
9 | Наши семейные традиции. | 1 | ||
10 | «Милой мамочки портрет» | 1 | ||
11 | Мое счастливое детство. | 1 | ||
«Страницы истории родного села» - 6 часов. | ||||
12 | Легенды и предания о селе. | 1 | ||
13 | Улица, на которой я живу. | 1 | ||
14 | Достопримечательности моего села. | 1 | ||
15 | Мои односельчане – участники ВОВ. | 1 | ||
16 | Три богатыря. | 1 | ||
17 | Мое село в будущем. | 1 | ||
«Страницы истории моего района» - 3 часа. | ||||
18 | Что я знаю о своем районе? | 1 | ||
19 | История моего района в событиях и лицах. | 1 | ||
20 | Мы все разные, но мы вместе. | 1 | ||
«Страницы истории моей малой родины» - 14 часов | ||||
21 | Моя Кабардино – Балкария. | 1 | ||
22 | Легенды и предания о крае. | 1 | ||
23 | Природа моего края. | 1 | ||
24 | Традиции и обычаи моего народа. | 1 | ||
25 | Прославленные земляки. | 1 | ||
26 | Культурные центры Кабардино-Балкарии. | 1 | ||
27 | Литературное творчество моего народа. | 1 | ||
28 | Просвещение и образование. | 1 | ||
29 | Учебные заведения моей республики. | 1 | ||
30 | Спортивные достижения моих земляков. | 1 | ||
31 | Достопримечательности моего края. | 1 | ||
32 | Кухня моего народа. | 1 | ||
33 | Мое любимое блюдо. | 1 | ||
34 | Каким я хочу видеть свое будущее. | 1 |
4 класс – 34 часа
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Введение - 1 час | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 |
| |
«Моя школа» - 5 часа. | ||||
2 | История моей любимой школы. | 1 | ||
3 | Созвездие учительских сердец. | 1 | ||
4 | Учителя – ветераны педагогического труда. | 1 | ||
5 | Традиции нашей школы. | 1 | ||
6 | Золотое созвездие выпускников. | 1 | ||
«Семь + я» 5 часов. | ||||
7 | Я и мое имя. | 1 | ||
8 | Генеалогическое древо моей семьи. | 1 | ||
9 | Наши семейные традиции. | 1 | ||
10 | Наши семейные реликвии. | 1 | ||
11 | Мое счастливое детство. | 1 | ||
«Страницы истории родного села» - 6 часов. | ||||
12 | Легенды и предания о селе. | 1 | ||
13 | Улица, на которой я живу. | 1 | ||
14 | Достопримечательности моего села. | 1 | ||
15 | Мои односельчане – участники ВОВ. | 1 | ||
16 | Три богатыря. | 1 | ||
17 | Мое село в будущем. | 1 | ||
«Страницы истории моего района» - 3 часа. | ||||
18 | Что я знаю о своем районе? | 1 | ||
19 | История моего района в событиях и лицах. | 1 | ||
20 | Мы все разные, но мы вместе. | 1 | ||
«Страницы истории моей малой родины» - 14 часов | ||||
21 | Моя Кабардино – Балкария. | 1 | ||
22 | Легенды и предания о крае. | 1 | ||
23 | Природа моего края. | 1 | ||
24 | Традиции и обычаи моего народа. | 1 | ||
25 | Прославленные земляки. | 1 | ||
26 | Культурные центры Кабардино-Балкарии. | 1 | ||
27 | Литературное творчество моего народа. | 1 | ||
28 | Просвещение и образование. | 1 | ||
29 | Учебные заведения моей республики. | 1 | ||
30 | Спортивные достижения моих земляков. | 1 | ||
31 | Достопримечательности моего края. | 1 | ||
32 | Кухня моего народа. | 1 | ||
33 | Мое любимое блюдо. | 1 | ||
34 | Каким я хочу видеть свое будущее. | 1 |
- Литература.
Список литературы для учителя:
- Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
- Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
- Кукченко Т.М., ГерасимоваС.А., Горбунов В.С., Красношлыкова О.Г., Прудникова О.Е., Аверчук О.А. Воспитание на региональном материале. Сборник материалов [Текст]./ Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук – Кемерово: Кузбассвузиздат,2002. – 42 с.
- Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
- Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
- Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
Список литературы для учеников:
- Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
- Бекалдиев М. Д. История Кабардино-Балкарии. Учебник для 8-9 классов. Нальчик, «Эльбрус», 2005 год.
- Мамбетов Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие для учителей и учащихся средних школ, ПТУ и техникумов. Нальчик, ЭЛЬ-ФА, 2008 год.
- Избранные произведения адыгских просветителей.- Нальчик, 1980
- .История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-383898-1389863106.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Азбука пешехода» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Азбука пешехода» 1-4 класс...
Рабочая программа внеурочного курса общекультурной направленности для обучающихся, осваивающих уровень начального образования.
Внеурочный курс «Творческая палитра» ориентирован на обучающихся начальной школы, увлекающихся художественно-творческой деятельностью. Задания направлены на освоение язы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/05/picture-251814-1367765759.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности Социального направления «Занимательный английский»
Рабочая программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструкто...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-499499-1416104861.jpg)
Методическая разработка: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (спортивное направление) "Хитрый мяч".
Методическая разработка:РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (спортивное направление) "Хитрый мяч". Сегодня спорту принадлежит значительная роль в воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/17/picture-107017-1552828112.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Юный информатик
Данная программа кружка «Юный информатик» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов.Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием в...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/23/picture-170307-1579752865.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» Направление: общеинтеллектуальное направление
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями.Рабочая программа разработана ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/20/picture-320006-1382255632.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурной направленности «Язык, культура и традиции татарского народа» (программа рассчитана для детей с 9-15 лет)
Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения по изучению и сохранению истории, культуры и языка татарского народа имеет художественно-эстетическую напр...