РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мои истоки»
творческая работа учащихся на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Мои истоки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_istoki.doc279 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с. Карагач»

Прохладненского муниципального  района КБР.

Рассмотрено                          Согласовано                Утверждено

на заседании МО учителей                  Зам.директора по УВР                Директор   МКОУ

начальных классов                                                                                 «СОШ № 1 с.Карагач»                                                                                                                  

Протокол №_____                       ________  /Отарова Ж.К./                   Приказ №______

                                                                                                                 от «___»_________2015г.

 от«__»______2015г.                         от «___»_______2015 г.                        

Руководитель МО

______________/Зихова Л.Н./                                                           _________ /Нафонов З.М/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Мои истоки»

1-4 классы.

 (2015-2016 учебный год)

                                                                                  Программа рассчитана на детей 7-10 лет.                                                                                                 

                                                                                Срок реализации 1 год.

                                                                                                                Составитель:

Шалова М.Х.

учитель русского языка и литературы

        

Содержание программы.

  1.  Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика программы.
  3. Содержание программы.
  4. Материально-техническое обеспечение.
  5. Тематическое планирование.
  6. Календарно-тематическое планирование.
  7. Литература.

I. Пояснительная записка.

   План внеурочной деятельности духовно – нравственного  направления «Мои истоки» для обучающихся 1-4 классов МКОУ «СОШ №1 с. Карагач», разработан в соответствии со следующими федеральными и региональными нормативными документами:

  • приказом МОН России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
  • постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее – СанПиН);
  • Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
  • приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
    стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
    Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 6 октября 2009 г. N 373»;
  • концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ. Москва  \\\– Просвещение.2010.;
  • концепции национальной образовательной инициативы «Нашей новой школы» от 04.02.2010;
  • учебным планом МКОУ «СОШ №1 с. Карагач на 2015-2016 учебный год.

Цель внеурочной деятельности духовно – нравственного  направления «Мои истоки» 

  • воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края и села.
  • выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
  • создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности.

Задачи:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.
  • овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села.
  • познакомить учащихся со способами поиска информации;
  • прививать интерес к исследовательской деятельности;
  • формирование коммуникативных навыков;

При разработке содержания программы, основных ее разделов руководствовалась примерной программой  воспитания школьников "Мои истоки". Автор - составитель учитель истории МКОУ «СОШ №1 с.Карагач Озрокова Лейла Х..

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа  в неделю:  1 класс — 32 ч. в год,  2-4 классы - 34 ч. в год.

Категория участников - обучающиеся 1-4 классов, в возрасте от 6 до 10 лет.

Места проведения занятий:
- занятия в учебном кабинете, библиотеке, спортплощадке;
- тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);
- комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);
- игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр);

Занятия на свежем воздухе:

во дворе школы;

спортплощадка.

Виды внеурочной деятельности.

- Игровая деятельность

- Познавательная деятельность

- Проблемно – ценностное общение

- Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)

Психолого-педагогические принципы, на основе  которых построена данная программа:

- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия .  Предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;

- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.

II. Общая характеристика программы

 Начальная школа призвана  воспитывать лучшие нПсихолого-педагогические принципы, на основе  которых построена данная программа:

- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия .  Предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;

- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждомравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

  Программа «Мои истоки » носит личностно ориентированный характер. Его цель –   воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края и села; формирование поисково – исследовательских и коммуникативных умений учащихся. Все вышеизложенное определяет актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности в 1- 4 классах. Так как изменения последних лет в социально - экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

  Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.

   На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к  жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.

  При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

  Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Программа «Мои истоки» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

  В основе методики преподавания курса лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения

Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, героями соцтруда, людьми разных  профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.

   Занятия  разделены на теоретические (беседы, лекции, сообщения, викторины, презентации, составление генеалогического древа) и практические (экскурсии, практикумы в музее,

творческие отчёты, записи).

  Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью: изучение программы внеурочной деятельности по художественно-нравственному  направлению «Я - патриот Родины» тесно связано с такими дисциплинами как «Окружающий мир», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка»

Ожидаемые результаты

Предметные: учащиеся в ходе реализации данной программы должны приобрести опыт специфической для данной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Освоение программы по патриотическому воспитанию предполагает, что дети будут знать:

• свою этническую и национальную принадлежность, традиции российского народа и историю России;

• правовую культуру, государственные праздники и символику Российского государства;

• ценности многонационального российского общества (общечеловеческие и национально-культурные), охватывающие основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;

• разнообразие природы, народов, культур и религий Российского государства;

• историю своей малой родины, села, рода.

научатся:

• уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов;

• овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

• быть самостоятельными и ответственными за свои поступки;

• ориентироваться в социуме;

• уважать и ценить старшее поколение, людей труда, героев и защитников своего Отечества;

• любить и беречь природу своего края, своей Родины.

Личностные: учащиеся должны приобрести способность и готовность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки. отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные результаты обеспечивают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, и межпредметных понятий.

Учащиеся должны иметь представление:

• о способах решения проблем творческого и поискового характера;

• об умении планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

• о начальных формах познавательной и личностной рефлексии;

• о различных способах поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

• о конструктивном разрешении конфликтов посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

• о базовых предметных и межпредметных понятиях, отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессом.

Воспитательные результаты:

Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.п.), первичного понимания реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, в защищенной, дружественной  среде.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Результативность: участия ребенка в конкурсных мероприятиях, выполнении им соответствующих работ. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся.

III. Содержание программы.

Программа состоит из 6 тематических блоков:

1. «Моя школа»

Изучение истории школы. Знакомство с биографиями учителей – ветеранов педагогического труда школы, знаменитых выпускников школы.

Практические занятия: выпуск газет, презентации.

2. «Семь + я»

Семейные традиции. Моя родословная.

Практические занятия: презентация семейных альбомов, выпуск газет, составление генеалогического древа.

3. «Страницы истории родного села»

Что я знаю о своем селе? История улиц моего села. Образ села в художественной литературе. Орден в моем доме. Ветераны ВОВ. Афганцы.

Практические занятия: встречи со старожилами,  работа с источниками в библиотеке, чтение Книги памяти, экскурсия в музей, встречи с ветеранами ВОВ и афганцами, участие в акциях.

4. «Страницы истории моего района»

Знакомство с государственными символами района. Культурные учреждения района.

Практические занятия: экскурия.

5. «Страницы истории моей малой родины»

Знакомство с государственными символами, достопримечательностью КБР. Этнография родного края.

Логика построения программы обусловлена системой работы по овладению учащимися основами поисковой деятельности: от осмысления сути данной деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру, создавать и реализовывать свои замыслы.

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио_ и видеозаписи, дискеты, компакт_диски и т.д.). Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя старших классов). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску.  Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

IV. Материально-техническое обеспечение

Для реализации проекта «Модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в МКОУ «СОШ № 1с.Карагач»  и апробации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия. В школе   располагается в типовом одноэтажном учебно-административном здании, соответствующем строительным и санитарно-гигиеническим нормам и правилам. Имеется столовая, в которой организовано питание.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, специализированными кабинетами,  библиотекой, школьным краеведческим музеем, музыкальной, мультимедийной  и компьютерной техникой.

Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к сети Интернет. В кабинете информатики имеются компьютеры, мультимедийный проектор, экран.

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Введение

1

1

1

1

2

Моя школа

5

5

5

5

3

Семь + я

5

5

5

5

4

Страницы истории родного села

6

6

6

6

5

Страницы истории моего района

3

3

3

3

6

Страницы истории моей малой родины

12

14

14

14

VI. Календарно-тематическое планирование.

1 класс – 32 часа

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение - 1 час

1

Вводное занятие.

1

                   

«Моя школа» - 5 часа.

2

История моей любимой школы.

1

3

«История школы в лицах и фактах»

1

4

Учителя – ветераны педагогического труда.

1

5

Традиции нашей школы.

1

6

Золотое созвездие выпускников.

1

«Семь + я» 5 часов.

7

Я и мое имя.

1

8

Генеалогическое древо моей семьи.

1

9

Наши семейные традиции.

1

10

«Я и мои родственники»

1

11

Мое счастливое детство. «Фотографии из семейного альбома»

1

«Страницы истории родного села» - 6 часов.

12

Легенды и предания о селе.

1

13

Улица, на которой я живу.

1

14

Достопримечательности моего села.

1

15

Мои односельчане – участники ВОВ.

1

16

Три богатыря.

1

17

Мое село в будущем.

1

«Страницы истории моего района» - 3 часа.

18

 Что я знаю о своем районе?

1

19

История моего района в событиях и лицах.

1

20

Мы все разные, но мы вместе.

1

«Страницы истории моей малой родины» - 12  часов

21

Моя Кабардино – Балкария.

1

22

Легенды и предания о крае.

1

23

Природа моего края.

1

24

Традиции и обычаи моего народа.

1

25

Прославленные земляки.

1

26

Культурные центры Кабардино-Балкарии.

1

27

Литературное творчество моего народа.

1

28

Моя малая Родина.

1

29

Учебные заведения моей республики.

1

30

Спортивные достижения моих земляков.

1

31

Достопримечательности моего края.

1

32

Кухня моего народа.

1

2 класс – 34 часа

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение - 1 час

1

Вводное занятие.

1

                   

«Моя школа» - 5 часа.

2

История моей любимой школы.

1

3

Созвездие учительских сердец.

1

4

Учителя – ветераны педагогического труда.

1

5

Традиции нашей школы.

1

6

Золотое созвездие выпускников.

1

«Семь + я» 5 часов.

7

Я и мое имя.

1

8

Генеалогическое древо моей семьи.

1

9

Наши семейные традиции.

1

10

Наши семейные реликвии.

1

11

Мое счастливое детство.

1

«Страницы истории родного села» - 6 часов.

12

Легенды и предания о селе.

1

13

Улица, на которой я живу.

1

14

Достопримечательности моего села.

1

15

Мои односельчане – участники ВОВ.

1

16

Мой дом-моя крепость.

1

17

Мое село в будущем.

1

«Страницы истории моего района» - 3 часа.

18

 Что я знаю о своем районе?

1

19

История моего района в событиях и лицах.

1

20

Мы все разные, но мы вместе.

1

«Страницы истории моей малой родины» - 14  часов

21

Моя Кабардино – Балкария.

1

22

Легенды и предания о крае.

1

23

Природа моего края.

1

24

Традиции и обычаи моего народа.

1

25

Прославленные земляки.

1

26

Культурные центры Кабардино-Балкарии.

1

27

Литературное творчество моего народа.

1

28

Просвещение и образование.

1

29

Учебные заведения моей республики.

1

30

Спортивные достижения моих земляков.

1

31

Достопримечательности моего края.

1

32

Кухня моего народа.

1

33

Мое любимое блюдо.

1

34

Каким я хочу видеть свое будущее.

1

3 класс – 34 часа

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение - 1 час

1

Вводное занятие.

1

                   

«Моя школа» - 5 часа.

2

История моей любимой школы.

1

3

Созвездие учительских сердец.

1

4

Учителя – ветераны педагогического труда.

1

5

Традиции нашей школы.

1

6

Золотое созвездие выпускников.

1

«Семь + я» 5 часов.

7

Я и мое имя.

1

8

Генеалогическое древо моей семьи.

1

9

Наши семейные традиции.

1

10

«Милой мамочки портрет»

1

11

Мое счастливое детство.

1

«Страницы истории родного села» - 6 часов.

12

Легенды и предания о селе.

1

13

Улица, на которой я живу.

1

14

Достопримечательности моего села.

1

15

Мои односельчане – участники ВОВ.

1

16

Три богатыря.

1

17

Мое село в будущем.

1

«Страницы истории моего района» - 3 часа.

18

 Что я знаю о своем районе?

1

19

История моего района в событиях и лицах.

1

20

Мы все разные, но мы вместе.

1

«Страницы истории моей малой родины» - 14  часов

21

Моя Кабардино – Балкария.

1

22

Легенды и предания о крае.

1

23

Природа моего края.

1

24

Традиции и обычаи моего народа.

1

25

Прославленные земляки.

1

26

Культурные центры Кабардино-Балкарии.

1

27

Литературное творчество моего народа.

1

28

Просвещение и образование.

1

29

Учебные заведения моей республики.

1

30

Спортивные достижения моих земляков.

1

31

Достопримечательности моего края.

1

32

Кухня моего народа.

1

33

Мое любимое блюдо.

1

34

Каким я хочу видеть свое будущее.

1

4 класс – 34 часа

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение - 1 час

1

Вводное занятие.

1

                   

«Моя школа» - 5 часа.

2

История моей любимой школы.

1

3

Созвездие учительских сердец.

1

4

Учителя – ветераны педагогического труда.

1

5

Традиции нашей школы.

1

6

Золотое созвездие выпускников.

1

«Семь + я» 5 часов.

7

Я и мое имя.

1

8

Генеалогическое древо моей семьи.

1

9

Наши семейные традиции.

1

10

Наши семейные реликвии.

1

11

Мое счастливое детство.

1

«Страницы истории родного села» - 6 часов.

12

Легенды и предания о селе.

1

13

Улица, на которой я живу.

1

14

Достопримечательности моего села.

1

15

Мои односельчане – участники ВОВ.

1

16

Три богатыря.

1

17

Мое село в будущем.

1

«Страницы истории моего района» - 3 часа.

18

 Что я знаю о своем районе?

1

19

История моего района в событиях и лицах.

1

20

Мы все разные, но мы вместе.

1

«Страницы истории моей малой родины» - 14  часов

21

Моя Кабардино – Балкария.

1

22

Легенды и предания о крае.

1

23

Природа моего края.

1

24

Традиции и обычаи моего народа.

1

25

Прославленные земляки.

1

26

Культурные центры Кабардино-Балкарии.

1

27

Литературное творчество моего народа.

1

28

Просвещение и образование.

1

29

Учебные заведения моей республики.

1

30

Спортивные достижения моих земляков.

1

31

Достопримечательности моего края.

1

32

Кухня моего народа.

1

33

Мое любимое блюдо.

1

34

Каким я хочу видеть свое будущее.

1

  1. Литература.

Список литературы для учителя:

  1. Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
  2. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
  3. Кукченко Т.М., ГерасимоваС.А., Горбунов В.С., Красношлыкова О.Г., Прудникова О.Е., Аверчук О.А. Воспитание на региональном материале. Сборник материалов [Текст]./ Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук – Кемерово: Кузбассвузиздат,2002. – 42 с.
  4. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
  5.  Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
  6.  Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
  7. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.

Список литературы для учеников:

  1. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
  2. Я познаю мир: Дет. энцикл.:  История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
  3. Бекалдиев М. Д. История Кабардино-Балкарии. Учебник для 8-9 классов. Нальчик, «Эльбрус», 2005 год.
  4. Мамбетов Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие для учителей и учащихся средних школ, ПТУ и техникумов. Нальчик, ЭЛЬ-ФА, 2008 год.
  5. Избранные произведения адыгских просветителей.-  Нальчик, 1980
  6. .История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Азбука пешехода» 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Азбука пешехода» 1-4 класс...

Рабочая программа внеурочного курса общекультурной направленности для обучающихся, осваивающих уровень начального образования.

Внеурочный курс «Творческая палитра»  ориентирован на обучающихся начальной школы,  увлекающихся   художественно-творческой дея­тельностью. Задания направлены на освоение язы...

Рабочая программа внеурочной деятельности Социального направления «Занимательный английский»

Рабочая  программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность        школьников. Методический конструкто...

Методическая разработка: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (спортивное направление) "Хитрый мяч".

Методическая разработка:РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (спортивное направление) "Хитрый мяч".        Сегодня спорту принадлежит значительная роль в воспи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Юный информатик

Данная программа кружка «Юный информатик» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов.Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» Направление: общеинтеллектуальное направление

Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями.Рабочая программа разработана ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурной направленности «Язык, культура и традиции татарского народа» (программа рассчитана для детей с 9-15 лет)

Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения по изучению и сохранению истории, культуры и языка татарского народа имеет художественно-эстетическую напр...