Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны слова"
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему

Башарова Рамзия Минлегалиевна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vn._deya_-_nosti_tayny_slova_5-7_kl.docx287.71 КБ

Предварительный просмотр:

H:\Seti\School Office\Admin\img-322103207\img-322103207-0002.jpg

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность – важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников. Предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин. В достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, высок удельный вес внеурочной деятельности, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов. Каждый вид внеурочной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.

Основные задачи внеурочной деятельности

Под внеурочной деятельностью в рамках введения и реализации ФГОС понимается специально организованная образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, направленная на достижение планируемых результатов освоения ООП ООО, и посредством которой возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся.

Внеурочная деятельность школьников – это деятельность, которая направлена на реализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников в разных видах деятельности.

Внеурочная деятельность позволяет решить следующие задачи:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Целью организации внеурочной деятельности в условиях МБОУ Игримская СОШ №1 является: обеспечение содержательного единства учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы начального/ основного общего образования, с учетом основных задач развития образования в регионе.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  1. обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе и социуме.
  2. создать здоровьесберегающую среду и оптимизировать двигательную активность школьников.
  3. организовать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на развитие общекультурных компетенций школьника.

Успешное овладение базовыми знаниями в среднем звене общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит разработанная мною программа ВД для обучающихся 5-7 классов «Тайны слова», являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к изучению русского языка должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь.

Программа внеурочной деятельности «Тайны слова» разработана на основе учебного пособия-практикума по культуре речи Т.Л. Служевской «Уроки русской словесности». Авторская линия мною модифицирована и апробирована в условиях ОУ, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644), а также согласно плану внеурочной деятельности школы.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, общекультурное.

Структура программы «Тайны слова»

  1. Актуальность и обоснование выбора программы внеурочной деятельности.
  2. Цель и задачи программы.
  3. Связь содержания программы с учебными предметами.
  4. Особенности реализации программы.
  5. Требования к результатам освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
  6. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
  7. Тематическое планирование. 5 класс.
  8. Содержание программы «Тайны слова». Первый год обучения (34 ч.)
  9. Тематическое планирование. 6 класс.
  10. Содержание программы «Тайны слова». Второй год обучения (34ч.)
  11. Тематическое планирование. 7 класс.
  12.  Содержание программы «Тайны слова». Третий год обучения (34ч.)
  13.  Социальное партнерство с учреждениями пгт. Игрим.
  14. Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение программы.
  1. Актуальность и обоснование выбора проекта программы внеурочной деятельности

Современный русский литературный язык призван раскрыть богатство, красоту и величие русского национального языка, укрепить и сделать более осознанной патриотическую гордость за него и любовь к нему. Русский язык – язык великого народа, имеющего героическую историю, выдающиеся достижения в общественной мысли, науке, культуре, литературе.

Изучению русского языка уделяется большое внимание в России. Поэтому, необходимо через внеурочную деятельность прививать любовь к языку и литературе. Знание русского языка – надёжная опора каждого человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Овладевая русским языком, ученик получает возможность для успешного усвоения других предметов. Без хорошего владения словом невозможна познавательная деятельность. Программа способствует развитию любознательности, стремлению к познанию, воспитанию чувства языка, пробуждает стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь, а также позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. В процессе изучения программы курса школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Данный курс на занимательном грамматическом материале помогает расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.

  1. Цель и задачи программы.

Цель программы: создание педагогических условий формирования грамотной устной и письменной речи обучающихся; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и в повседневной жизни; обогащение активного и потенциального словарного запаса.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать устойчивую мотивацию к изучению русского языка;
  • способствовать приобретению базовых знаний по грамматике русского языкаи обогащению словарного запаса;
  • совершенствовать общее языковое развитие обучающихся;
  • совершенствовать коммуникативную культуру обучающихся;
  • развивать творческий потенциал обучающихся.

Развивающие:

  • развивать умения пользоваться разнообразными словарями, справочной литературой;
  • приобщать школьников к самостоятельной поисковой и исследовательской работе (проектная деятельность).

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к русскому языку.
  1. Связь содержания программы с учебными предметами.

Занятия по данной программе тесно связаны с уроками русского языка, литературы, истории, изобразительного искусства и опираются на знания, получаемые на этих уроках, они расширяют и углубляют знания, умения, навыки.

Литература:

  • анализ и оценка поступков героев,
  • развитие чувства прекрасного,
  • развитие эмоциональной сферы ребёнка,
  • чтение произведений о России, её природе, людях, истории,
  • приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ,
  • просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов.

Русский язык:

  • раскрытие воспитательного потенциала русского языка,
  • развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное.

История:

  • общечеловеческие правила поведения,
  • славные и трудные страницы прошлого.
  1. Особенности реализации программы.

Программа «Тайны слова» учитывает особенности ступени образования, разработанана 3 года занятий с детьми среднего школьного возраста с 5 по 7 классы и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю, всего 102 часа.

Изучаемый материал представлен основными направлениями:

  • введение в языкознание;
  • культура речи;
  • современный русский язык;
  • историческая грамматика;
  • стилистика.

При реализации данной программы используются:

  • образовательные технологии: проблемно-диалогическое обучение, проектная деятельность, системно - деятельностный и интегрированный подходы; групповые методы работы, рефлексивная и поисковая деятельность, публичное выступление;
  • современные оценочные средстваметапредметных и личностных достижений обучающихся:

- портфель достижений обучающихся;

- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального) ;

- участие в социальных акциях;

-выпуски тематических стенгазет, оформление тематических выставок (Приложение 3. Лист достижений обучающихся).

Формы организации работы – коллективная, групповая и индивидуальная.

Виды деятельности:познавательная;художественно-творческая.

Занятия являются комплексными, на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера, направленные на развитие самостоятельной деятельности учащихся (проектная).

Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, дискуссии, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия.

Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, практическая самостоятельная работа, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфеля достижений, выставки, создание творческих, поисковых и исследовательских  проектов, сочинений, участие в акциях.

  1. Требования к результатам освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:

Личностные:

  • любовь и уважение к Отечеству, языку, культуре;
  • уважение семьи, общества;
  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, создание собственных текстов, письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и обработка;
  • способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой, поисковой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлятьплан, таблицу, схему);
  • умениепользоватьсясловарями, справочниками;
  • умение осуществлять анализ и синтез;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умениестроитьрассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения (включая защитное слово собственных проектов);
  • способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления;
  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:

По окончании курса обучающийся научится:

  • соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка при создании авторских проектов;
  • соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях;
  • извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;

Получит возможностьнаучиться:

  • знать основные термины и понятия, связанные с лексикой, фонетикой, морфологией, орфографией;
  • выбирать слова, словосочетания, предложения из текста;
  • владеть нормамипроизношения и словоупотребления русского языка;
  • четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
  • подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
  • различать паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
  • выделять художественные и изобразительные средства в тексте;
  • пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическим словарями, а также словарями синонимов и антонимов.
  1. Тематическое планирование. Первый год обучения (34 ч.) 5 класс

Название раздела

Теоретические

Практические

1.

Введение в языкознание.

1

1

2.

Историческая грамматика.

8

5

3.

Современный русский язык.

14

1

4.

Культура речи.

0

2

5

Стилистика. Оформление проектной документации.

1

1

Итого – 34ч.

24

10

  1. Содержание программы «Тайны слова».

Раздел 1. Введениев языкознание.(2 ч.)

  • Язык мой – друг мой. 1ч. Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка.
  • Практическое занятие.Сколько языков на Земле? 1 ч.Игра – соревнование «Кто больше знает слов на букву…»

Раздел 2. Историческая грамматика.(13 ч.)

  • Вначале было слово.История лексики. 1ч.
  • Слова-«предки».1 ч.Старославянизмы.
  • Практическое занятие. Слова-«пришельцы». 1 ч. Заимствованные слова. Работа со словарем иностранных слов.
  • Диалектизмы… Какие они? 1 ч. Диалектные слова.
  • Спрятанные слова. Лексика профессионалов.1ч. Профессиональные  слова.
  • «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей». Почему стареют слова? 1 ч. Устаревшие слова.
  • Как и почему появляются новые слова? Какие слова считаются новыми? 1 ч.  (неологизмы).
  • Практическое занятие. Как мы говорим?. 1 ч. Самостоятельное наблюдение и запись речи своих товарищей, старшего поколения. Экскурсия в спортивно-оздоровительные комплексы посёлка (по выбору)
  • Практическое занятие. Словарь – мой добрый друг и верный помощник.1ч. Знакомство со словарями, отработка навыков пользования словарем.
  • Практическое занятие.Чудесные превращения.1 ч. Знакомство с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы.
  • Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы». 2 ч. Интеллектуальная игра.Фразеологизмы. Широкое и узкое понимание.
  • Практическое занятие. Мы говорим его стихами. Афоризмы.1ч. Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.
  • Практическое занятие. «Откуда катится каракатица?» 1 ч. О словарях, которые рассказывают об истории слов.

Раздел 3.Современный русский язык.(9 ч.)

  • Словотворчество.Словообразование. Занимательная морфемика. 1ч.
  • Как в русском языке образуются слова? 1 ч. Способы словообразования.
  • Приставки-труженицы.1 ч. Приставки, которые всегда одинаковые.Правописание приставок.
  • Приставки- нарушители «главного» правила. 1ч. Единообразное написание приставок.
  • Самые «трудные» приставки.1 ч. Правописание приставок на -з, -с; пре-, при-.
  • Корни слов: постоянство и измены.1 ч. Правописание гласных в корнях слов.
  • Как ракеты-носители.Орфография суффиксов.  1 ч. Правописание суффиксов.
  • Практическое занятие.Занимательная викторина «Строители слова».1 ч.Правописания морфем.
  • Законы написания существительных. 2 ч.Правописание имен существительных. Сказка “Приключение в стране «Имя Существительное».
  • Приключение в стране «Имя Прилагательное». 2 ч.Правописание имён прилагательных.Нахождение прилагательных в тексте, отработка умения образовывать прилагательные.
  • Коварная часть речи – Имя числительное.Как правильно писать числительные? 1 ч. Правописание имен числительных.
  • Осторожно: местоимение! Местоимения, которые пишутся непросто. 2 ч. Правописание местоимений.

Раздел 4.Культура речи.2 ч.

  • Практическое занятие.«Я знаю части речи». 1 ч. Составление сказки о частях речи.
  • Практическое занятие.Викторина «Занимательная грамматика» 1 ч. Командное соревнование.

Раздел 5.Стилистика. Оформление проектной документации:2 ч.

  • Требования к оформлению проектов. 1ч.
  • Структура проекта: титульный лист, план проекта, введение: цели и задачи, основной материал, вывод, рекомендации проектантам. 1 ч.
  1. Тематическое планирование. Второй год обучения (34 ч.)6 класс

Название раздела

Теоретические

Практические

1.

Введение в языкознание.

1

-

2.

Культура речи.

6

-

3.

Современный русский язык.

22

3

4.

Стилистика.

1

1

Итого – 34ч.

30

4

  1. Содержание программы «Тайны слова».

Раздел 1.Введение в языкознание.(1ч)

  • Практическое занятие. Речь правильная и речь хорошая – 1ч. Вводное занятие. Сочинение по «Рассказам в картинках» художника Н. Радлова.

Раздел 2. Культура речи.6 ч.

  • Правильность речи – 1ч. Знакомство с различными типами словарей. Соблюдение нормы литературного языка.
  • Качества хорошей речи – 1ч. (Богатая, точная, логичная, уместная, выразительная).
  • Тропы – 1ч.Знакомство с основными тропами: метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, эпитет, аллегория.
  • Риторические фигуры – 1ч. Работа над стихотворением Н. Асеева «Я не могу без тебя жить!»
  • Антитеза -1ч. Что такое антитеза?
  • Фигура перечисления – 1ч. Работа над стихотворениями М.Ю. Лермонтова, С. Есенина.

Раздел 3. Современный русский язык. (25ч)

  • Звуковой уровень речи – 1ч. Знакомство с правильной и хорошей речью.
  • Орфоэпические трудности – 1ч. Знакомство с ударением в словах и их формах. Твёрдое или мягкое произношение согласных в заимствованных словах.
  • Звук в поэтической речи – 1ч. Работа над отрывком из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин».
  • Интонация – 1ч. Работа над сюжетными картинками.
  • Практическое занятие – 1ч. Сочинение о хозяине и собаках.
  • Слово с точки зрения грамматики – 1ч. (Правильная, хорошая речь)
  • Практическое занятие – 1ч. «Игра» словом и его формами.
  • Грамматические трудности, связанные с образование слов – 1ч. Упражнения «Неправильный         выбор приставки»; «Неправильный выбор суффикса».
  • Уместность употребления слов различных словообразовательных типов – 1 ч.
  • Словотворчество – 1ч. Работа над стихотворением С. Кирсанова «Речь – зимостойкая семья».
  • Практическое занятие – 1ч. Составление статьи этимологического словаря.
  • Слово с точки зрения лексикологии– 1ч. Беседа «Слово с точки зрения смысла».
  • Употребление слова в несвойственном ему значении как речевая ошибка – 1ч. Работа над стихотворением поэтессы Новеллы Матвеевой.
  • Лексикологические словари и справочники – 1ч. Сравнение словарных статей «Словаря русского языка» С.И. Ожегова и «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля.
  • Слово в художественном тексте. Метафорическое значение слова – 1ч. Работа с сюжетными картинками.
  • Аллегория и символ – 1ч. Сравнение стихотворения и текста песни Булата Окуджавы.
  • Ирония – 1ч. Работа с произведениями Н.В. Гоголя.
  • Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка – 1ч. Составление предложений.
  • Оксюморон – 1ч. Работа над стихотворениями.
  • Лишнее слово как речевая ошибка – 1ч. Какие слова являются лишними?
  • Тавтология и неуместное повторение слов как речевые ошибки -1 ч.
  • Повторение слов и близкое употребление однокоренных слов как средство выразительности. Анафора и эпифора -1ч.

Раздел 4.Стилистика. Оформление проектной документации: 2 часа.

  • Требования к оформлению проектов. 1ч.
  • Структура проекта: титульный лист, план проекта, введение: цели и задачи, основной материал, вывод, рекомендации проектантам. 1 ч.
  1.  Тематическое планирование. Третий год обучения (34 ч.)7 класс.

Название раздела

Теоретические

Практические

1.

Введение в языкознание.

2

-

2.

Современный русский язык.

9

2

3.

Культура речи.

14

5

4.

Стилистика.

-

2

Итого – 34ч.

25

9

  1.  Содержание программы «Тайны слова».

Раздел 1. Введение в языкознание.(2ч)

  • С чего начинается слово. – 1ч. Вводное занятие.
  • Начало начал.– 1ч. Работа с текстами.

Раздел 2.Современный русский язык.(11ч)

  • На помощь приходят аффиксы.   Образование слов. – 2ч. Упражнения на классификацию и исправление грамматических ошибок.
  • Сложение бывает не только в арифметике. – 2ч.
  • Аффиксы в союзе со сложением. – 1ч.
  • Сложение при сверхсокращении. – 1ч.
  • Перевоплощение слова. Переход одной части речи в другую.1 ч.
  • Практическое занятие – 1ч. Экскурсия в поселковую библиотеку. Сочинение на тему «Мои любимые книги»
  • От одного слова к двум – 2ч. Разные значения слов.
  • Практическая часть – 1ч. Экскурсия в Игримский центр творчества. Сочинение на тему «Зима»

Раздел 3.Культура речи.(19 ч)

  • Первые регулировщики- Части речи. – 1ч.
  • Родовая принадлежность напоминает о себе. Трудности в употреблении местоимений – 1ч.
  • Местоимение и вежливость – 1ч.
  • Практическая часть. Местоимение и сочинение – 1ч. Сочинение на тему «Моё любимое животное»
  • Практическая часть. Метонимия и перифраз – 1ч. Сочинение на тему «Моя собака»
  • Всегда наготове.Трудности в образовании глагола и его форм – 2ч.
  • Подлинное и мнимое.Нарушение видовременных отношений глаголов –– 1ч.
  • Практическое занятие – 1ч. Экскурсия в выставочный зал. Мини-сочинение на тему «Первый снег».
  • Ох! Эти деепричастия! Ошибки в употреблении деепричастного оборота – 1ч.
  • Практическая часть- 1ч. Анализ сочинения.
  • Главные оформители. Синтаксическая бедность – 1ч. (Использование однотипных синтаксических конструкций)
  • Ох! Эти причастия! Ошибки в употреблении причастного оборота – 1ч.
  • Практическая часть – 1ч. Анализ сочинения
  • Параллелизм – 1ч.
  • Происхождение обязывает. Трудности в образовании и употреблении наречий – 1ч.
  • Строгость при пестроте.Трудности в употреблении предлога, союза -2ч.
  • Итоговое занятие. «Богатство русского языка» Экскурсия в творческое объединение «Журналист» ИЦТ -1ч.

Раздел 4.Стилистика. Оформление проектной документации:2 часа

  • Требования к оформлению проектов. 1ч.
  • Структура проекта: титульный лист, план проекта, введение: цели и задачи, основной материал, вывод, рекомендации проектантам. 1 ч.
  1. Социальное партнерство с учреждениями пгт Игрим

Спортивное

Культурно-досуговое

Профориентационное

Спортивный комплекс «Олимпиец», плавательный бассейн «Нептун»

Концертно-выставочный зал, поселковая детская библиотека

МЧС «Центроспас-Югория»

Спортивный комплекс ФОК

БУ Игримский центр творчества. Объединение «Журналист»

ООО «Газпром трансгаз Югорск»

Спортивный комплекс «Юность»

Дом культуры

Игримский политехнический колледж

Ледовая арена «Айсберг»

Храм Преображения Господня

Предприятия поселка

  1.  Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение внеурочной деятельности

Программно - нормативное обеспечение:

Методические пособия:

  1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
  2. ФГОС основного общего образования – Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644).
  3. https://sb-ugra.ru/innovation/documents/Razvitie_obr_Ugra.pdf
  4. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010.
  5. Т.Л.Служевская. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. Санкт-Петербург. «Тускарора», 2010.
  6. В.И.Максимов. К тайнам словообразования. М. «Просвещение»,2009.
  7. А.Т.Арсирин Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., «Просвещение», 2010.
  8. И.В.Галлингер, С.Н.Львова. Работа над умениями и навыками по русскому языку в 5-9 классах. М. «Просвещение», 2010.
  9. Н.Н.Соловьёва. Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ 5,6,7 классы. М., «Материк-Альфа», 2011.

Технические средства обучения: компьютер; медиапроектор; экран; мультимедийная доска, ЦОРы (обучающие программы, тренажеры)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "К тайнам слова: занимательная лексика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС, расчитана на 34 часа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова»  для   5  класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир слова:Занимательная лексика"

Владеть словом - это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно вх...

Рабочая программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» для обучающихся 5 класса

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и дл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Слово о словах, или занимательная этимология"

Рабочая программа внеурочной деятельности содержит познавательный и занимательный материал по этимологии, раскрывающий загадки топонимики и ономастики; способствует повышению уровня языковой и коммуни...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Феде­рального государственного образовате...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" для 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" рассчитана на 35 часов для обучающихся  5 или 6 классов....