Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"
рабочая программа по литературе (5 класс)
Данная программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению "Художественное слово" рассчитана на аудиторию 5 класса.
Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennoe_slovo_5_klass.docx | 58.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 5 класса.
Предметом изучения в данной программе являются произведения русских и зарубежных писателей и поэтов, используемые как средство в развитии у детей культуры художественного слова. На занятиях художественного слова воспитываются навыки правильного владения дыханием, голосом, дикцией, современное литературное произношение, творческое отношение к слову, выразительным средствам устной речи.
Исходя из сказанного, можно сформулировать цели и задачи программы.
Цель программы: формирование устойчивого интереса и воспитание любви к чтению художественной литературы, развитие творческого потенциала воспитанников для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове.
Задачи программы:
- добиваться интонационной выразительности устного высказывания;
- развивать умение чѐтко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
- учить детей запоминать наизусть стихотворные и прозаические произведения;
- развивать мыслительных операций наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
- развивать умения творчески использовать приобретѐнные навыки;
- развивать умения преодолевать негативное состояние;
- развивать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.
- воспитывать организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.
«Художественное слово» состоит в том, что обучение детей искусству художественного чтения является одним из средств сохранения русских языковых традиций, воспитание через слово тех личностных качеств, которые характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей страны.
Литература как факт существования духовно-нравственной жизни общества остается нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Поэтому очень важно пробуждать, а затем формировать у детей интерес и любовь к чтению, развивать способность к восприятию красоты, ѐмкости художественного слова, его нравственного потенциала.
Возрастные особенности обучающихся позволяют использовать произведения устного народного творчества и детских авторов: сказки, стихи, басни.
Предполагаемые результаты.
К концу обучения:
- уметь самостоятельно проделать логический разбор несложного текста с информативной целью и грамотно, с хорошей дикцией его прочитать;
- осознать возможности своего голоса и уметь ими пользоваться;
- понимать главную мысль произведения и цель своего чтения, пытаться формулировать и аргументировать своѐ мнение о читаемом произведении в целом, каждом его персонаже, событии.
В течение срока обучения учащиеся должны усвоить программу по дополнительному образованию, в качестве промежуточных результатов будут учитываться участие детей в викторинах, смотрах, конкурсах, в школьных мероприятиях.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Художественное слово» направлена на изучение искусства слова (формирование коммуникативных навыков взаимного сотрудничества, самосовершенствования), а также культуры отношений: внутрисемейное общение, личностно- ориентированное общение в кругу друзей и знакомых, внутришкольное общение.
Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие.
Развитие речи ребенка не стихийный процесс, оно требует постоянного педагогического руководства. Овладение речью – это познание окружающей действительности. Параллельно ребенок овладевает и письменной речью. Ребенок живет в слове, развивается, передает и получает информацию, следовательно, как можно больше и раньше узнаѐт о слове.
Владение художественным чтением помогает детям полноценно воспринимать текст, осознавая его образную природу. Оно усиливает внимание к родному языку, развивает речевой слух; текст начинает ощущаться как живой поток, где нет пугающего набора букв и знаков препинания, а есть взаимосвязь и движение мыслей, образов, эмоций.
Занятия по художественному чтению развивают у детей выразительность речи, эмоциональную сферу и образное мышление, раскрепощают их личность, воспитывают уверенность в себе, формируя основы мировоззрения и нравственных представлений.
Программа ориентирована на реализацию коммуникативного подхода к обучению родному языку и позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.
Занятия проводятся по этапам: теоретическая часть, предусматривающая усвоение детьми необходимых знаний и практическая часть, предполагающая работу над отдельными произведениями.
Оценивание – безотметочное.
Программой предусмотрено сотрудничество с родителями, в частности:
- оказание помощи детям при разучивании произведений;
- совместное с детьми и педагогом изготовление костюмов и декораций;
- индивидуальные беседы.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть планируется с учѐтом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Виды деятельности, которые организуются в ходе занятий:
- Игровая деятельность.
- Познавательная деятельность.
- Проблемно - ценностное общение.
- Досугово – развлекательная деятельность.
Описание места курса в учебном плане
Формой реализации внеурочной деятельности является развивающий курс, который относится к художественно - эстетическому направлению.
Курс рассчитан на 34 часа в год (занятия проводятся 1 раз в неделю)
IY.Описание ценностных ориентиров содержания курса
Одним из результатов обучения художественному слову является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства еѐ красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребѐнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребѐнка играет его учебная деятельность. В процессе еѐ организации средствами учебного предмета у ребѐнка развиваются организованность, целеустремлѐнность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: еѐ истории, языку, культуре, еѐ жизни и еѐ народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к еѐ прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребѐнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Y.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
Обучающийся научится:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отражѐнных в художественном тексте;
- умение выделять поступок как проявление характера героя;
- эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;
- чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
- понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;
- умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- интереса к слову, родному языку;
- эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному тексту;
- умения передавать свое эмоциональное отношение к произведению;
- начальных представлений о культурных традициях своего народа;
- понятий о дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом;
- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Обучающийся получит возможность научиться:
- планировать и контролировать этапы своей работы;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку;
- оценивать правильность выполнения действия по результату;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
- сравнивать художественный и научно-популярный текст;
- обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- подробно пересказывать небольшие тексты.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
- осознавать роль названия произведения;
- понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
- видеть отличия народного и авторского текста;
- подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;
- подбирать слова-определения для характеристики героев;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- реализовывать потребность в общении со сверстниками;
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
- адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;
- уважать мнение собеседников;
- участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;
- действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Обучающийся получит возможность научиться:
- корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
- ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
- понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.
YI.Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание предмета «Художественное слово» для 5-го класса включает следующие разделы:
Раздел | Содержание разделов | Кол-во часов | Форма контроля |
1. | В мире слов | 9 часов | Игра - путешествие |
2. | Культура речи | 11 часов | Инсценирование |
3. | Стихотворная речь | 8 часов | Конкурс чтецов |
4. | Искусство красноречия | 6 часов | Викторина |
Итого: | 34 часа |
- раздел. «В мире звуков». Артикуляционный аппарат и природа правильного дыхания. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Звукоподражание. Слова – синонимы. Добрые слова. Слова – антонимы. Слова – омонимы. Крылатые слова. Слова-родственники (об однокоренных словах). Мастера художественного слова (фонотека, стихи-сказки).
Речевые разминки. Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам», «Подбери слово», «Кто быстрее», «Лишнее слово»
- раздел. «Культура речи». Значение орфоэпии для культуры речи. Орфоэпия. Законы правильной современной литературной речи. Ударение в русском языке. Имена, отчества, фамилии. Произношение гласных (пословицы, поговорки, рабочие тексты). Техника речи. Дыхание. Голос. Координация слова с движением (опосредованно, на материале стихов). Логика речи. Логическое ударение. Логическая пауза.
Миниатюра «Всѐ в порядке» Э. Н. Успенского. С. Маршака «Двенадцать месяцев». Выбор интонации. Чтение по ролям. Диалоги героев. Инсценировка.
- раздел. «Стихотворная речь». Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма", "музыкальная организованность. Характерные особенности стихотворной речи. Интонационно-мелодические типы исполнения стихотворений. Характерные особенности при рассказывании басни: изохронность, удлинение межстиховых пауз.
Практическая фонетика. Скороговорки. Считалки. Загадки. Проба пера. И. А. Крылов – мастер басни. Инсценировка стихотворения. Работа в группах. Конкурс на лучшее чтение басни.
- раздел. «Искусство красноречия ». Знакомство с понятием «красноречие». Искусство речи и искусство художественного чтения. Деление текста на логические части. Чтение по ролям. Инсценирование текста. Игра «Репортер». Игра-инсценировка. Н. Носов. «Живая шляпа».
Технология реализации образовательной программы
Для достижения поставленных целей и задач необходимо использовать различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.
Основным предметом изучения и овладения на занятиях курса является выразительность чтения текстов.
Знакомство с устной речью естественно начать с рассмотрения речевого аппарата и работы над ним. Эта работа включает в себя дыхательную гимнастику, работу над дикцией.
Одним из этапов работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.
Одновременно проводятся упражнения над интонацией.
Знакомство со сценической грамотой, с основами искусства актѐра помогает возникновению творческого процесса, развивает общие художественные специальные способности.
YII.Тематическое планирование
№ п/ п | Дата | Тема занятия | Кол- во часов | Теорет-х занятий | Прак-х занятий | Форма деятельности |
В мире слов. | ||||||
1. | Речевой аппарат. Артикуляционная гимнастика. | 1 | 0,3 | 0,7 | Беседа, речевые разминки | |
2. | Звукоподражания | 1 | 0,3 | 0,7 | Тренировочные упражнения в произнесении звуков | |
3. | Слова – синонимы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра, проблемный диалог, практическая работа | |
4. | Слова – антонимы. Весѐлый аттракцион «доскажи словечко». | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра, проблемный диалог, практическая работа | |
5. | Крылатые слова. | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра, проблемный диалог, практическая работа | |
6. | Слова – омонимы. | 1 | 0,3 | 0,7 | Проблемный диалог, практическая работа | |
7. | Добрые слова. В. Коркина «Доброе утро». Игра «Знаете ли Вы?». | 1 | 0,3 | 0,7 | Беседа, игра, практическое занятие. | |
8. | Однокоренные слова. Игра «Лишнее слово» | 1 | 0,3 | 0,7 | Беседа, игра, практическое занятие. | |
9. | Мастера художественного слова | 1 | 0,3 | 0,7 | Практическое занятие | |
Культура речи | ||||||
10. | Значение орфоэпии для культуры речи. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, игра, практическое занятие. | |
11. | Орфоэпия. Законы правильной современной литературной речи.. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое занятие. | |
12. | Орфоэпия. Законы правильной современной литературной речи. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проблемный диалог, практическая работа | |
13. | Техника речи. Дыхание. Голос. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, игра, практическое занятие. | |
14. | 1 | 1 | Беседа, игра, практическое занятие. | |||
15. | Координация слова с движением. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, игра, практическое занятие | |
16. | Логика речи. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проблемный диалог, |
Логическое ударение. Логическая пауза. | практическая работа | |||||
17. | Работа над сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев». Выбор интонации. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, игра, практическое занятие | |
18. | Работа над сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев». Чтение по ролям. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, игра, практическое занятие | |
19. | Работа над сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев». Диалоги героев. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проблемный диалог, практическая работа | |
20. | Работа над сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев». Инсценировка | 1 | 1 | Практическая работа | ||
Стихотворная речь | ||||||
21. | Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма", "музыкальная организованность″. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проблемный диалог, практическая работа | |
22. | Характерные особенности стихотворной речи. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическая работа | |
23. | Практическая фонетика. Скороговорки. Считалки. Загадки. | 1 | 1 | Практическая работа | ||
24. | Интонационно- мелодические типы исполнения стихотворений. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическая работа | |
25. | Характерные особенности при рассказывании басни. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическая работа | |
26. | Подготовка к конкурсу чтецов «Живая классика» | 1 | 1 | Практическая работа | ||
27. | И. А. Крылов – мастер басни. Работа в группах. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическая работа | |
28. | И. А. Крылов – мастер басни. Конкурс на лучшее чтение басни. | 1 | 1 | Практическая работа |
Искусство красноречия | ||||||
29. | Знакомство с понятием «красноречие». | 1 | 0,5 | 0,5 | Проблемный диалог, практическая работа | |
30. | Искусство речи и искусство художественного чтения. | 1 | 0,3 | 0,7 | Беседа, практическая работа | |
31. | Деление текста на логические части. | 1 | 0,3 | 0,7 | Беседа, практическая работа | |
32. | Деление текста на логические части. Чтение по ролям. | 1 | 0,3 | 0,7 | Беседа, практическая работа | |
33. | Инсценирование текста. | 1 | 1 | Практическая работа | ||
34. | Итоговое занятие. Чему мы научились за год. | 1 | 1 | Викторина |
YIII.Планируемые результаты изучения курса «Художественное слово»
Обучающийся научится:
- читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
- ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям;
- работать с литературным произведением (читать, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать, анализировать, сравнивать, сопереживать героям).
- определять жанр художественного произведения.
- выразительно читать художественное произведение, передавая характер и настроение героев.
- оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться
- отличать прозаический текст от поэтического;
- сравнивать, сопоставлять различные тексты, опираясь на представления о фольклорной и авторской литературе, средствах художественной выразительности (олицетворении, звукописи, рифме;)
- работать в группе, создавая инсценировки по произведениям.
У обучающегося будут сформированы:
- учебно – познавательный интерес к художественным текстам;
- опыт игры с элементами художественной формы;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной литературой.
- умение оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
- опыт ролевой игры;
- опыт участия в подготовке и проведении творческой работы.
Получит возможность для формирования:
- обогащения эмоционального опыта новыми разнообразными читательскими переживаниями;
- ценностного отношения к знаниям, общению, чтению, книге, своему собственному миру.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Источники информации
- Артоболевский Г.В. Художественное чтение. – М., 1978.
- Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русская речь в картинках. – М., 1989.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
- Завадская Т.Ф. «Искусство чтения в художественном развитии младшего школьника» - М;
«Просвещение», 2009.
- Занимательное азбуковедение / Сост. В.В. Волина. – М., 1991.
- Итина О.М. Единого слова ради. – М., 1985.
- Капинос В.И. и др. Развитие речи. Теория и практика обучения. – М., 1992.
- Клюева Н.В., Касаткина ЮВ. Учим детей общению. Я.: Академия развития, 1996.
- Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М., 1977.
- Кочарян С. В поисках живого слова. – М., 1979.
- Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
- Андреева Р. П. Этимологический словарь для школьников. - СПб: Издательский Дом
«Литература», 2004
- Великие писатели: справочник школьника / О. Д. Ушаков. – СПб., 2005. словари:
- Бондаренко А.А., Гуркова И.В. «Как обмануть ошибки?» Орфографический словарик для младших школьников.- Новосибирск, 1997.
- Быстрова Е. А., Окунева А. П., Шанский Н. М. «Фразеологический словарь русского языка», - Москва: АСТ; 2004
16 Грушников П.А. «Орфографический словарик»: Пособие для учащихся начальных классов.- Москва: Просвещение, 1985.
- Неусыпова Н.М. «Толковый словарик русского языка» Пособие для учащихся начальных классов.- Москва: Просвещение, 1989.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка».- Москва: Азбуковник; 2002.
- Словарь синонимов русского языка: СПб.: ООО «Полиграф услуги», 2005
- Толковый словарь русского языка для школьников/ Сост. Ю. В. Алабугина 2005 Фразеологический словарь русского языка для школьников/ Авт. - сост. М. А. Котова - М6 РИПОЛ классик, 2005
- Ушакова О.Д. Говори правильно: Словарик ударений. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2006.
- Ушакова О.Д. Толковый словарик школьника. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2008.
- Универсальный справочник школьника. 1–4 классы / авт.-сост. Н. Ю. Дмитриева, А. В. Колпакова, С. Ю. Ращупкина. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
2. Интернет-ресурсы.
- Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school- collection.edu.ru
- Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа: http://uroki.ru
- Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л. В. Занкова. – Режим доступа: http:// zankov.ru.
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed
Наглядные пособия.
CD «Звуковая книга. Андерсон. Сказки» CD «Звуковая книга. Гауф. Сказки»
CD «Звуковая книга. Гримм. Сказки» CD «Звуковая книга. Кастанеда. Сказки»
CD «Звуковая книга. Пушкин. Сказки»
CD «Звуковая книга. Сказки русских писателей» Большая детская электронная энциклопедия (CD).
Технические средства обучения.
Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "К тайнам слова: занимательная лексика"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС, расчитана на 34 часа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир слова:Занимательная лексика"
Владеть словом - это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно вх...
Рабочая программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» для обучающихся 5 класса
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и дл...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Слово о словах, или занимательная этимология"
Рабочая программа внеурочной деятельности содержит познавательный и занимательный материал по этимологии, раскрывающий загадки топонимики и ономастики; способствует повышению уровня языковой и коммуни...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Федерального государственного образовате...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" для 5-6 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" рассчитана на 35 часов для обучающихся 5 или 6 классов....