Технологическая карта урока
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Рупышева Наталья Николаевна

Тема урока: Род несклоняемых имён существительных

Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Несклоняемые имена существительные», урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Рупышева Н.Н., учитель русского языка и литературы

Класс: 6

Предмет: русский язык

Тема урока: Род несклоняемых имён существительных

Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Несклоняемые имена существительные», урок открытия нового знания

Цель урока:

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная: расширение понятия о несклоняемых именах существительных, формирование умения определять род несклоняемых существительных, употребление  их в соответствии с нормами литературного языка.

Задачи урока:

образовательные:

  • создать условия для объективной необходимости изучения несклоняемых имён существительных;
  • создать условия для изучения в самостоятельной исследовательской деятельности лексико-грамматических особенностей определения рода несклоняемых существительных;

развивающие:

  • способствовать умению выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации;

воспитательные:

  • содействовать осмыслению целей образования; приобретению веры в себя; реализации конкретных индивидуальных способностей;
  • содействовать формированию желания познавать мир; воспитанию культуры речи, обогащению словарного запаса учащихся;

деятельностные:

  • способствовать овладению навыками самоорганизации учебной деятельности, умению ставить перед собой цель, планировать деятельность, овладению навыками работы в группе.


Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного

Материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

Выработка на личносто -значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

1. Чтение стихотворения (приложение 2, слайд 2).

- Почему вы смеётесь? (Мы так не говорим). Редактирование текста (слайд 3)

- Что не учёл автор, создавая это стихотворение? (Несклоняемость, род).

- Значит, о чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте и запишите тему урока в ваш путевой лист (приложение 1, остановка 1).

- Правильно, на сегодняшнем уроке вам самим предстоит, совершая кругосветное путешествие, решить проблему: как определить род несклоняемых имен существительных (самооценка записи темы, слайд 4).

- А что вам лично даст это путешествие по теме «Род несклоняемых существительных»?

Формулировка собственных целей.

- Выберите из перечня то, что подходит вам (слайд 5), запишите свои цели, прочитайте нам (остановка 2, самооценка).

- Что собирает путешественник в разных странах? Что привозит из странствий? Что мы соберём в нашем путешествии?

Слово учителя:

- Цель путешествия - собрать языковой материал по теме нашего урока «Род несклоняемых имен существительных». Давайте же уточним, какие слова мы будем собирать? Почему эти существительные называются неизменяемыми?

Наблюдение за фактами речевого высказывания. Сравнивают, делают выводы, выясняют закономерности.

Личностные: понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа.

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты.

Познавательные: осуществление смыслового чтения текста.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Актуализировать требования и установить тематические рамки учебной деятельности.

Обращение к субъективному опыт обучающихся.

Наблюдают, сравнивают, делают выводы, формулируют цель, оценивают себя.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий; организация фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

2. Повторение

а) - Помогут нам в достижении цели ваши письменные ответы (остановка 3; повторение существительных собственных, одушевлённых и неодушевлённых; самооценка).

б) - Ребята, все опытные путешественники готовятся к поездкам и походам, узнают как можно больше о тех странах и континентах, где собираются побывать. Вам тоже было дано домашнее задание: повторить параграф в учебнике по природоведению, в котором рассказывается о материках. Итак, представитель каждой группы покажет на карте материк, изученный группой, и кратко расскажет нам о его особенностях.

Сообщения учащихся (слайд 6). Класс выбирает лучший рассказ, и ученики называют, записывают название континента, на котором им захотелось побывать, так оценивая сообщения (путевой лист, остановка 3, взаимооценка).

3.Эвристическое погружение (слайд 7-19).

- Предварительный материал собран, и мы отправляемся в путешествие. Слушайте внимательно меня и в моих коротких сообщениях ищите слова - неизменяемые существительные, вам подскажут слайды с иллюстрациями:

«Мы с вами находимся на материке Евразия, самом большом из всех континентов. Отправимся в Европу, а именно в Париж - столицу Франции. Пройдемся неторопливо по широкой авеню – улице, со всех сторон обсаженной деревьями. Отдохнем в парижском кафе и в путь. Нас ждет Италия, здесь жарко и пальто придется снять. На острове Капри нас угостят вкусным спагетти. Затем перенесемся в страну восходящего солнца - Японию. Мы остановимся на минутку, чтобы посмотреть на борцов сумо, древней спортивной игры. Подкрепимся японским национальным блюдом суши — это вкусное блюдо, приготовленное из креветок, сырой рыбы, морских водорослей, солений и овощей. Если вас не прельщает сырая рыба и водоросли, остановимся на островах Океании, полакомимся спелым киви, фруктом, названным так по имени птицы киви, обитающей в сырых лесах Новой Зеландии. Тело этой птицы покрыто волосовидными перьями и у нее нет крыльев».

Остановимся и сделаем запись в путевой дневник. Запишите с необходимыми пояснениями слова - неизменяемые существительные, услышанные вами в моем рассказе. Проверьте их написание по таблице (слайд 11; остановка 4, самооценка).

авеню́

кафе́

пальто́

Ка́при

спаге́тти

сумо́

су́ши

ки́ви

Произнесем новые слова вслух, правильно делая ударение.

Продолжаем путешествие.

Задание: подчеркните несклоняемые существительные в текстах (карточка у каждого ученика).

«Австралия – самый отдаленный и потому загадочный материк. Здесь обитают такие животные, которых нет на других материках: кенгуру, прыжок которого длиною в 9-12 метров, симпатичный коала, очень похожий на медведя, не забудем и про какаду - большого попугая с хохолком на голове».

Запись в путевой дневник слов, их проговаривание и последующая взаимопроверка по таблице (остановка 4).

кенгуру́

коа́ла

какаду́

Наблюдение, сравнение, классификация, обобщение, выяснение закономерностей.

Выявление проблемы.

Личностные: - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

Регулятивные: оценивать уровень владения учебным действием.

Познавательные: осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: контроль действий партнера.

Создаёт условия для самостоятельного поиска (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания).

Воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

- активизируют соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

- актуализировали норму пробного учебного действия («надо» — «хочу» — «могу»);

- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

- зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании

Выявление места и причины затруднения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения  является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

4. Практическая часть. Обращение к словарям.

а) Задание. Распределите записанные вами существительные на три колонки: географические названия, одушевленные существительные, неодушевленные существительные. Запись в путевой дневник (остановка 5). Взаимопроверка (по слайду 24).

Сущ. собств.: Капри, Колорадо, Онтарио, Лимпопо, Калахари (проверяем по орфоэпическому словарю)

Сущ. одуш.: киви, кенгуру, коала, кокаду, шимпанзе

Сущ. неодуш.: киви, авеню, кафе, пальто, спагетти, сумо, суши, плато, кофе

б) Как определить род этих существительных?

Обнаруживают сходства и различия у языковых единиц.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Познавательные: классификация по заданным критериям

Коммуникативные: контроль действий партнёра.

Создаёт условия для интенсивной самостоятельной деятельности обучающихся, связанной с эмоциональными переживаниями.

Анализируют шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговоривают вслух, что и как они делали;

-фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

- соотносят свои действия на этом шаге с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи.

Построение проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.

Как определить род этих существительных? Ваши версии?

Запись версий в путевой дневник (остановка 6)

Исследование.

Личностные: формирования мотивов достижения и социального признания.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения

Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. 

Выдвигают гипотезы. Выбирают способ построения нового знания (метод уточнения, дополнения).

Реализация построения проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение

в) Работа в группах:

  • Принятие правил работы в группе.

Памятка для работы в группе:

  • Выберите руководителя
  • Прочитайте вслух задание
  • Распределите работу
  • Найдите ответ на вопрос и обсудите его
  • Договоритесь о едином мнении группы
  • Составьте план ответа
  • Выберите представителя от группы для выступления

Выявляют существенные признаки понятия.

Личностные:

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные: различение способа и результата действия.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Организует работу группы.

На основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы;

- при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;

- применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

- фиксируют в обобщенном виде новый способ действий знаково;

-фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Защита версии группы.

Взаимооценка представленных вариантов.

Метод потока.

Личностные: формирования границ собственного знания и «незнания.

Регулятивные: выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой форме.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной и форме.

Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной.

Применяют новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

- фиксируют в обобщенном виде новый способ действий в речи.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Достижение цели пробного учебного действия.

в) Сравните ваши предположения с правилом в учебнике (параграф 40, страница 93 – 94; остановка 7, самооценка)

Итак, род несклоняемых имен существительных, обозначающих географические названия, определяется родом тех имен существительных, которыми эти названия могут быть заменены. Например, Колорадо - река, женский род; Онтарио - озеро, средний род, Торонто - город, мужской род (слайд 25). Определите род имен существительных в первой колонке.

Несклоняемые одушевленные существительные относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола (мадам) или к мужскому, если обозначают лиц мужского пола или животных: конферансье, какаду, шимпанзе (слайд 26).

Несклоняемые неодушевленные имена существительные относятся преимущественно к среднему роду: вкусное эскимо, высокогорное плато. Запомните, что слово кофе относится к мужскому роду (слайд 27).

г) Создайте алгоритм для определения рода несклоняемых существительных

Анализ. Сравнение.

Обобщение.

Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные: оценка правильности выполнения действия.

Познавательные: осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Структурирование знания.

Коммуникативные: использование речи для регуляции своего действия

Организует самопроверку учащимися своих решений по эталону. Создаёт ситуацию успеха для каждого ученика. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Самопроверка учащимися своих решений по эталону.

Создание алгоритма действий по определению рода несклоняемых существительных.

Физкультминутка

Снятие эмоционального напряжения.

Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Стимулирует у детей желание жить, быть здоровыми

Включение в систему знаний и повторение

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

г) Осложненное списывание с последующей самопроверкой и взаимопроверкой по эталону (слайд 28, 29; остановка 8). Выставляется отметка.

Задание: согласуйте несклоняемые имена существительные с прилагательными

Бразильск… кофе, огромн… шимпанзе, живописн… Капри, жарк… Гоби, разговорчив… какаду, знойн… сирокко, полноводн… Миссисипи, гигантск… кенгуру.

Задание: Согласуйте в роде глаголы прошедшего времени и несклоняемые имена существительные.

Перу заключил(?) договор с Чили. Перед нами расстилал(?)сь Калахари. Торонто встречал(?) гостей из России. Капри восхищал(?) туристов красотой природы.

- Молодцы! Понравилось ли вам путешествовать?

Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Личностные: формирование самоуважения и самопринятия.

Регулятивные: осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Познавательные: применение на письме составленного алгоритма.

Коммуникативные: построение понятных для партнера высказываний

Создаёт условия для выявления и фиксирования границы применимости нового знания. Учит использовать его в системе изученных ранее знаний.

Повторяют учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

Рефлексия учебной деятельности

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

7. Итог урока. Рефлексия (самооценка, остановка 10; слайд 30).

Выставление итоговой отметки в путевой лист (самооценка).

Учащиеся рисуют отдельный итоговый смайлик и прикрепляют его на тот континент на карте полушарий, на котором они хотели бы побывать (слайд 32).

8. Домашнее задание (слайд 33).

1) Задание для всех: пополните путевые заметки словами из упражнений к параграфу учебника «Неизменяемые существительные».

2) Творческие задания по выбору:

- написать памятку «Как определить род несклоняемых существительных»;

- составить кроссворд;

- создать иллюстрации к путевым заметкам;

- написать свои путевые заметки.

Приём незаконченных предложений.

Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные: адекватное восприятие оценки учителя

Познавательные: осуществление синтеза как составления целого из частей.

Коммуникативные: учет разных мнений.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

- намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

В основе урока лежит системно - деятельностный подход, целью которого является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Задача состоит в том, чтобы научить детей учиться. Следовательно, выбираем деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.

Результат урока рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для предмета.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Главной методической целью при системно -деятельностном подходе является создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Ресурсы, оборудование и материалы

1. ПК

2. Экран

3. Доска

4. Карточки-задания

5.Путевые дневники (приложение 1)

6.Учебники, словари.

7  Презентация к уроку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...