Этап урока | Цель | Содержание учебного Материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Выработка на личносто -значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | 1. Чтение стихотворения (приложение 2, слайд 2). - Почему вы смеётесь? (Мы так не говорим). Редактирование текста (слайд 3) - Что не учёл автор, создавая это стихотворение? (Несклоняемость, род). - Значит, о чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте и запишите тему урока в ваш путевой лист (приложение 1, остановка 1). - Правильно, на сегодняшнем уроке вам самим предстоит, совершая кругосветное путешествие, решить проблему: как определить род несклоняемых имен существительных (самооценка записи темы, слайд 4). - А что вам лично даст это путешествие по теме «Род несклоняемых существительных»? Формулировка собственных целей. - Выберите из перечня то, что подходит вам (слайд 5), запишите свои цели, прочитайте нам (остановка 2, самооценка).
- Что собирает путешественник в разных странах? Что привозит из странствий? Что мы соберём в нашем путешествии? Слово учителя: - Цель путешествия - собрать языковой материал по теме нашего урока «Род несклоняемых имен существительных». Давайте же уточним, какие слова мы будем собирать? Почему эти существительные называются неизменяемыми? | Наблюдение за фактами речевого высказывания. Сравнивают, делают выводы, выясняют закономерности.
| Личностные: понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа. Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты. Познавательные: осуществление смыслового чтения текста. Коммуникативные: формулирование собственного мнения. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Актуализировать требования и установить тематические рамки учебной деятельности. Обращение к субъективному опыт обучающихся. | Наблюдают, сравнивают, делают выводы, формулируют цель, оценивают себя. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий; организация фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии | 2. Повторение а) - Помогут нам в достижении цели ваши письменные ответы (остановка 3; повторение существительных собственных, одушевлённых и неодушевлённых; самооценка). б) - Ребята, все опытные путешественники готовятся к поездкам и походам, узнают как можно больше о тех странах и континентах, где собираются побывать. Вам тоже было дано домашнее задание: повторить параграф в учебнике по природоведению, в котором рассказывается о материках. Итак, представитель каждой группы покажет на карте материк, изученный группой, и кратко расскажет нам о его особенностях. Сообщения учащихся (слайд 6). Класс выбирает лучший рассказ, и ученики называют, записывают название континента, на котором им захотелось побывать, так оценивая сообщения (путевой лист, остановка 3, взаимооценка). 3.Эвристическое погружение (слайд 7-19). - Предварительный материал собран, и мы отправляемся в путешествие. Слушайте внимательно меня и в моих коротких сообщениях ищите слова - неизменяемые существительные, вам подскажут слайды с иллюстрациями: «Мы с вами находимся на материке Евразия, самом большом из всех континентов. Отправимся в Европу, а именно в Париж - столицу Франции. Пройдемся неторопливо по широкой авеню – улице, со всех сторон обсаженной деревьями. Отдохнем в парижском кафе и в путь. Нас ждет Италия, здесь жарко и пальто придется снять. На острове Капри нас угостят вкусным спагетти. Затем перенесемся в страну восходящего солнца - Японию. Мы остановимся на минутку, чтобы посмотреть на борцов сумо, древней спортивной игры. Подкрепимся японским национальным блюдом суши — это вкусное блюдо, приготовленное из креветок, сырой рыбы, морских водорослей, солений и овощей. Если вас не прельщает сырая рыба и водоросли, остановимся на островах Океании, полакомимся спелым киви, фруктом, названным так по имени птицы киви, обитающей в сырых лесах Новой Зеландии. Тело этой птицы покрыто волосовидными перьями и у нее нет крыльев». Остановимся и сделаем запись в путевой дневник. Запишите с необходимыми пояснениями слова - неизменяемые существительные, услышанные вами в моем рассказе. Проверьте их написание по таблице (слайд 11; остановка 4, самооценка). авеню́ кафе́ пальто́ Ка́при спаге́тти сумо́ су́ши ки́ви |
Произнесем новые слова вслух, правильно делая ударение. Продолжаем путешествие. Задание: подчеркните несклоняемые существительные в текстах (карточка у каждого ученика). «Австралия – самый отдаленный и потому загадочный материк. Здесь обитают такие животные, которых нет на других материках: кенгуру, прыжок которого длиною в 9-12 метров, симпатичный коала, очень похожий на медведя, не забудем и про какаду - большого попугая с хохолком на голове». Запись в путевой дневник слов, их проговаривание и последующая взаимопроверка по таблице (остановка 4).
| Наблюдение, сравнение, классификация, обобщение, выяснение закономерностей. Выявление проблемы.
| Личностные: - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать Регулятивные: оценивать уровень владения учебным действием. Познавательные: осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные: контроль действий партнера. | Создаёт условия для самостоятельного поиска (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). | Воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; - активизируют соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); - актуализировали норму пробного учебного действия («надо» — «хочу» — «могу»); - попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; - зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании |
Выявление места и причины затруднения | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | 4. Практическая часть. Обращение к словарям. а) Задание. Распределите записанные вами существительные на три колонки: географические названия, одушевленные существительные, неодушевленные существительные. Запись в путевой дневник (остановка 5). Взаимопроверка (по слайду 24). Сущ. собств.: Капри, Колорадо, Онтарио, Лимпопо, Калахари (проверяем по орфоэпическому словарю) Сущ. одуш.: киви, кенгуру, коала, кокаду, шимпанзе Сущ. неодуш.: киви, авеню, кафе, пальто, спагетти, сумо, суши, плато, кофе б) Как определить род этих существительных? | Обнаруживают сходства и различия у языковых единиц. | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. Познавательные: классификация по заданным критериям Коммуникативные: контроль действий партнёра. | Создаёт условия для интенсивной самостоятельной деятельности обучающихся, связанной с эмоциональными переживаниями. | Анализируют шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговоривают вслух, что и как они делали; -фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); - соотносят свои действия на этом шаге с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи. |
Построение проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации. | Как определить род этих существительных? Ваши версии? Запись версий в путевой дневник (остановка 6) | Исследование. | Личностные: формирования мотивов достижения и социального признания. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные: формулирование собственного мнения | Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
| Выдвигают гипотезы. Выбирают способ построения нового знания (метод уточнения, дополнения). |
Реализация построения проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение | в) Работа в группах: - Принятие правил работы в группе.
Памятка для работы в группе: - Выберите руководителя
- Прочитайте вслух задание
- Распределите работу
- Найдите ответ на вопрос и обсудите его
- Договоритесь о едином мнении группы
- Составьте план ответа
- Выберите представителя от группы для выступления
| Выявляют существенные признаки понятия. | Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. Регулятивные: различение способа и результата действия. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Организует работу группы. | На основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы; - при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.; - применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; - фиксируют в обобщенном виде новый способ действий знаково; -фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Защита версии группы. Взаимооценка представленных вариантов. | Метод потока. | Личностные: формирования границ собственного знания и «незнания. Регулятивные: выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой форме. Познавательные: построение речевого высказывания в устной и форме. Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной. |
| Применяют новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; - фиксируют в обобщенном виде новый способ действий в речи. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Достижение цели пробного учебного действия. | в) Сравните ваши предположения с правилом в учебнике (параграф 40, страница 93 – 94; остановка 7, самооценка) Итак, род несклоняемых имен существительных, обозначающих географические названия, определяется родом тех имен существительных, которыми эти названия могут быть заменены. Например, Колорадо - река, женский род; Онтарио - озеро, средний род, Торонто - город, мужской род (слайд 25). Определите род имен существительных в первой колонке. Несклоняемые одушевленные существительные относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола (мадам) или к мужскому, если обозначают лиц мужского пола или животных: конферансье, какаду, шимпанзе (слайд 26). Несклоняемые неодушевленные имена существительные относятся преимущественно к среднему роду: вкусное эскимо, высокогорное плато. Запомните, что слово кофе относится к мужскому роду (слайд 27). г) Создайте алгоритм для определения рода несклоняемых существительных | Анализ. Сравнение. Обобщение. | Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Регулятивные: оценка правильности выполнения действия. Познавательные: осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Структурирование знания. Коммуникативные: использование речи для регуляции своего действия | Организует самопроверку учащимися своих решений по эталону. Создаёт ситуацию успеха для каждого ученика. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления. | Самопроверка учащимися своих решений по эталону. Создание алгоритма действий по определению рода несклоняемых существительных.
|
Физкультминутка | Снятие эмоционального напряжения. Создание благоприятного психологического климата на уроке. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. |
|
|
| Стимулирует у детей желание жить, быть здоровыми |
|
Включение в систему знаний и повторение | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | г) Осложненное списывание с последующей самопроверкой и взаимопроверкой по эталону (слайд 28, 29; остановка 8). Выставляется отметка. Задание: согласуйте несклоняемые имена существительные с прилагательными Бразильск… кофе, огромн… шимпанзе, живописн… Капри, жарк… Гоби, разговорчив… какаду, знойн… сирокко, полноводн… Миссисипи, гигантск… кенгуру. Задание: Согласуйте в роде глаголы прошедшего времени и несклоняемые имена существительные. Перу заключил(?) договор с Чили. Перед нами расстилал(?)сь Калахари. Торонто встречал(?) гостей из России. Капри восхищал(?) туристов красотой природы. - Молодцы! Понравилось ли вам путешествовать? | Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Личностные: формирование самоуважения и самопринятия. Регулятивные: осуществление итогового и пошагового контроля по результату. Познавательные: применение на письме составленного алгоритма. Коммуникативные: построение понятных для партнера высказываний | Создаёт условия для выявления и фиксирования границы применимости нового знания. Учит использовать его в системе изученных ранее знаний. | Повторяют учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности |
Рефлексия учебной деятельности | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
| 7. Итог урока. Рефлексия (самооценка, остановка 10; слайд 30). Выставление итоговой отметки в путевой лист (самооценка). Учащиеся рисуют отдельный итоговый смайлик и прикрепляют его на тот континент на карте полушарий, на котором они хотели бы побывать (слайд 32).
8. Домашнее задание (слайд 33). 1) Задание для всех: пополните путевые заметки словами из упражнений к параграфу учебника «Неизменяемые существительные». 2) Творческие задания по выбору: - написать памятку «Как определить род несклоняемых существительных»; - составить кроссворд; - создать иллюстрации к путевым заметкам; - написать свои путевые заметки. | Приём незаконченных предложений. | Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки. Регулятивные: адекватное восприятие оценки учителя Познавательные: осуществление синтеза как составления целого из частей. Коммуникативные: учет разных мнений. | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. | Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; - намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). |
Дополнительная информация |
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС | В основе урока лежит системно - деятельностный подход, целью которого является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Задача состоит в том, чтобы научить детей учиться. Следовательно, выбираем деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Результат урока рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для предмета. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Главной методической целью при системно -деятельностном подходе является создание условий для проявления познавательной активности учеников. |
Ресурсы, оборудование и материалы | 1. ПК 2. Экран 3. Доска 4. Карточки-задания 5.Путевые дневники (приложение 1) 6.Учебники, словари. 7 Презентация к уроку |