Рабочая программа элективного курса для 11 классов " Стилистика русского языка"
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Рабочая программа " Стилистика русского языка" будет способствовать углублению знаний по лингвистической теории, совершенствованию навыуов устной речи, овладению коммуникативной компетенцией учащимися 11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_11_stilistika_russkogo_yazyka.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Стилистика русского языка» для учащихся 11 класса разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общеобразовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.
Актуальность курса
Программа будет востребована не только на элективных занятиях, но и при организации различных форм внеклассной работы, проводимой в рамках лингвистических Декад. Освоение данной программы призвано способствовать углублению знаний по лингвистической теории, совершенствованию навыков русской речи, овладению коммуникативной компетенцией. При этом наличие умений связно говорить и грамотно писать является основным показателем, который определяет критерии речевой и коммуникативной компетенции учащихся.
В стилистике можно выделить пять основных разделов, каждый из которых имеет свой предмет и особые методы исследований.
1 раздел. Лексическая стилистика.
Она изучает слово как основную стилистическую единицу:
- стилистическое использование в речи синонимов;
- стилистическое использование в речи антонимов;
- стилистическое использование в речи омонимов;
- использование в речи стилистически окрашенных слов;
- использование в речи лексики, ограниченной в употреблении;
- использование в речи неологизмов, архаизмов, заимствованных слов.
2 раздел. Фразеологическая стилистика.
Она изучает употребление в речи сложных по составу языковых единиц, имеющих устойчивый характер. При этом главное внимание уделяется стилистическим свойствам и выразительным возможностям фразеологизмов, а также их преобразованию в художественной и публицистической речи. В центре внимания фразеологической стилистики предупреждение речевых ошибок при употреблении фразеологизмов.
3 раздел. Стилистика словообразования.
Словообразование в современном русском языке имеет свои стилистические ресурсы.
- создание оценочных значений средствами словообразования;
- экспрессивное словообразование в художественной и публицистической речи;
- словообразовательные архаизмы.
4 раздел. Стилистика частей речи.
При стилистическом подходе к частям речи на первый план выдвигается изучение их использования в различных стилях и функционально-смысловых типах речи, определение стилистической активности тех или иных лексико-грамматических разрядов и отдельных грамматических категорий имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, наречий.
5 раздел. Синтаксическая стилистика.
Стилистика начинается там, где существует возможность выбора, а в русском языке такая возможность постоянно возникает при обращении к различным структурным типам предложений, употреблении параллельных синтаксических конструкций. В данном разделе особое внимание учащихся обращено на следующие темы:
- стилистическое использование различных типов простого предложения;
- стилистическое использование порядка слов;
- устранение ошибок в грамматической координации главных членов предложения;
- стилистическое использование однородных членов предложения;
- стилистическое использование различных типов сложного предложения
- устранение стилистических недочётов и речевых ошибок при употреблении сложного предложения.
Программа данного курса предусматривает развитие активной речевой деятельности учащихся, творческого мышления, осознание ими важных идей мировоззренческого характера – связь языка и действительности, языка и мышления.
Цель курса:
– систематизировать, расширить и углубить знания о стилистической системе русского языка на уровнях: языковая единица, текст, функциональный стиль (разновидность) языка.
Задачи курса сводятся к следующему:
- - овладение учащимися теоретическими знаниями в области стилистики;
- - формирование навыков и умений определения стилей по различным критериям;
- - формирование и развитие навыков стилистического анализа текста;
- - привитие практических навыков создания текстов разных стилей и жанров;
- - повышение уровня культуры русской речи учащихся, совершенствование коммуникативных навыков.
- Режим занятий
Срок реализации 1год обучения. В 11 классе - 34 часа в год. Занятия проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 40 мин.
Содержание курса
1 раздел. Лексическая стилистика
2 раздел. Фразеологическая стилистика
3 раздел. Стилистика словообразования
4 раздел. Стилистика частей речи
5 раздел. Синтаксическая стилистика.
Результаты освоения курса
По окончании данного курса выпускник должен знать:
1 раздел. Лексическая стилистика:
- основные лексические средства языка (синонимы, антонимы, омонимы, слова, употребляемые в прямом и переносном значении, неологизмы, архаизмы, заимствованные слова);
2 раздел. Фразеологическая стилистика:
- основное понятие фразеологизма как раздела лексикологии;
- основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи
3 раздел. Стилистика словообразования:
- основные принципы написания морфем;
- оценочные суффиксы, префиксы, постфиксы;
- функционально-стилевую закреплённость словообразовательных средств русского языка
4 раздел. Стилистика частей речи:
|
|
|
|
|
|
5 раздел. Синтаксическая стилистика.
Основные понятия синтаксиса:
- простое и сложное предложение;
- порядок слов в предложении;
- главные члены предложения;
- однородные члены предложения
По окончании данного курса выпускник должен уметь:
1 раздел. Лексическая стилистика:
- уметь использовать толковые словари русского языка для определения, уточнения лексического значения слова;
- подбирать синонимы, антонимы к слову;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное с учётом речевой ситуации;
- использовать синонимы как средство связи слов в тексте и как средство неоправданного повтора;
- оценивать чужую и собственную речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения;
2 раздел. Фразеологическая стилистика:
- уметь определять значение фразеологизмов;
- понимать сходство и различие со словом и словосочетанием, специфику значений фразеологизмов по сравнению со свободным словосочетанием.
3 раздел. Стилистика словообразования:
- уметь определять правильный способ действия при выборе написания оценочных суффиксов, префиксов, постфиксов;
- единообразно писать наиболее употребительные суффиксы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова.
4 раздел. Стилистика частей речи:
- уметь правильно использовать в речи различные формы частей речи;
- уметь определять принадлежность слова к определённой части речи по точным морфологическим признакам;
5 раздел. Синтаксическая стилистика:
- соблюдать синтаксические нормы при построении простого осложнённого и сложного предложений, согласовании подлежащего и сказуемого;
- уметь редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы;
- уметь производить синонимичную замену синтаксических конструкций с учётом стилей и типов высказываний.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Смысловая точность речи | 1 |
2 | Семантика слова, лексическая сочетаемость, речевая недостаточность речевая избыточность | 1 |
3 | Стилистическая окраска слов | 1 |
4 | Функциональные стили речи, функционально-стилевое расслоение лексики, эмоционально-экспрессивная окраска слов. | 1 |
5 | Общеупотребительная и ограниченная в употреблении лексика. | 1 |
6 | Особенности употребления фразеологизмов в речи | 1 |
7 | Стилистическая окраска фразеологизмов. | 1 |
8 | Лексические образные средства (тропы) | 1 |
9 | Метафора, олицетворение | 1 |
10 | Аллегория, метонимия, антономазия | 1 |
11 | Синекдоха, эпитет, сравнение, | 1 |
12 | Гипербола, литота | 1 |
13 | Перифраза. | 1 |
14 | Экспрессивное словообразова ние в художественнойпублицистической речи | 1 |
15 | Устранение недочётов и ошибок в словообразовании | 1 |
16 | Стилистика имени существительного | 1 |
17 | Стилистика имени прилагательного | 1 |
18 | Стилистика имени числительного | 1 |
19 | Стилистика местоимения | 1 |
20 | Стилистика глагола и его неспрягаемых форм | 1 |
21 | Неспрягаемые формы глагола: инфинитив, причастие, деепричастие | 1 |
22 | Стилистика наречия | 1 |
23 | Стилистика наречия | 1 |
24 | Итоговое занятие | 1 |
25 | Стилистическое использование разных типов простого предложения | 1 |
26 | Стилистическое использование порядка слов в предложении | 1 |
27 | Стилистическое использование подлежащего и различных типов сказуемого | 1 |
28 | Согласование определений и приложений | 1 |
29 | Стилистическая оценка вариантов управления | 1 |
30 | Стилистические особенности предложений с однородными членами | 1 |
31 | Стилистическое использование различных типов сложного предложения | 1 |
32 | Синтаксические средства экспрессивной речи. Эпифора, параллелизм, антитеза, градация, инверсия | 1 |
33 | Синтаксические средства экспрессивной речи. Эллипсис, риторический вопрос, умолчание, бессоюзие, многосоюзие | 1 |
34 | Итоговый урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА." для 8 класса
Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. ...
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...
Рабочая программа элективного курса «Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич
Рабочая программа элективного курса «Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич...
Рабочая программа элективного курса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ »
Рабочая программа по элективным занятиям составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования п...
Рабочая программа курса по выбору «Стилистика русского языка»
Данный курс поможет ученикам легко усвоить нормы современного русского языка, используя необходимые компьютерные технологии....
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов (базовый уровень)
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» составлена на основе авторской программы Акимова Н.В. (Программы элективных курсов ИПК работников образования. 10-11к...