Рабочая программа по русскому языку для учащихся 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Рупышева Наталья Николаевна

Программа рассчитана на обучение русскому языку учащихся 9 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_9_klass.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СТАРО-ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗАИГРАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Рассмотрена и принята

на заседании педагогического совета

№ ________ от «____» __________ 20____г.

Утверждаю

                           Директор школы

           ___________/А.А. Еграшина/                  

                    Приказ №______от

                    «______» ________20_____ г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для учащихся 9 класса

Срок реализации программы

(на 2021/2022 учебный год)

Уровень базовый

Составитель: учитель русского языка

высшей категории,

Рупышева Наталья Николаевна.

с. Старый Онохой

2021г.

Нормативно-правовые документы,

на основании которых составлена программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.,вступ. в силу с 13.07.2021)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
  • Примерная  основная образовательная  программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015);
  • Учебный план МБОУ «Старо-Онохойская ООШ» на 2021-2022 учебный год.

Программа рассчитана на обучение русскому языку учащихся 9 класса МБОУ «Старо-Онохойская ООШ». Программа рассчитана на 105 часов в год.   Программа предусматривает работу с текстом и информацией: выразительное чтение, пересказ, включение дополнительной информации, устное монологическое высказывание в форме сочинения-описания  по  сюжетной фотографии, сочинения-повествования на основе жизненного опыта, сочинения-рассуждения по проблемному вопросу, диалогическая речь. Национально-региональный компонент прослеживается на уроках развития речи при написании сочинений, изложений (используются тексты, иллюстрации и фотографии о Сибири, Бурятии и Байкале), при повторении и обобщении также используются тексты о природе Сибири, Бурятии. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 1-8 классах при изучении русского языка.

Цель: формирование системы знаний о языке и речи, обеспечение средства языкового, речемыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития учащихся.

Задачи:

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
  • обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты с учетом рабочей программы воспитания:

  • Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в получении школьного образования;
  • Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
  • Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
  • Основные направления воспитательной деятельности:

1. Гражданское воспитание – формирование активной гражданской позиции,      гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.

2. Патриотическое  воспитание – ценностное  отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения й науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях в области русского языка, заинтересованность  в научных знаниях об устройстве мира и общества;

3. Духовно-нравственное  воспитание  - представление  о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов;  стремление  к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

4. Физическое   воспитание -    формирования    культуры    здоровья    иэмоционального благополучия, осознание  ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;

5. Трудовое  воспитание -  коммуникативная  компетентность  в общественно полезной, учебной , исследовательской, творческой и других видах деятельности; интерес  к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;

6. Экологическое  воспитание - экологически целесообразное  отношение  к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознание  ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способность  применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике

7.Ценность  научного познания – мировоззренческое  представление  соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представление  об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, роль предмета в познании этих закономерностей;  познавательные  мотивы, направленные  на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательная  и        информационная  культура,        в том        числе        навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интерес   к обучению и познанию, любознательность,  готовность        и способность  к самообразованию,        исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.

Метапредметные результаты:

  • Владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение

  • Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации);
  • Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров, владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Говорение и письмо:

  • Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнуты результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст, с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
  • Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • Осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить речевые и грамматические ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, рефератами, докладами; участие в спорах, обсуждение актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
  • Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, во время анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  • Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Предметные результаты

  • Представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа;
  • Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; диалог, монолог, стили речи, типы речи, типы текста, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  • Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • Проведение различных видов анализа (слова, словосочетания, предложения, текста);
  • Понимание коммуникативно-эстетических возможностей и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • Осознание эстетической функции языка.

УМК.

  • Учебник русского языка М.М.Разумовской, П.А.Леканта.9 класс. Москва. Дрофа. 2019.
  • Русский язык. Школьный курс в таблицах и схемах.
  • Подготовка к ОГЭ по русскому языку. И.П.Цыбулько. 2021, 2022 г.

Учебно-тематический план с учетом воспитательной программы:

Название раздела

Воспитательные задачи

Количест

во часов

1

Введение. Международное значение

русского языка.

Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения.

1

2

Повторение. Язык. Правописание.

 Культура речи.

Формирование отношения к русскому языку как основе развития мышления и средству обучения в школе.

12

3

Синтаксис и пунктуация. Сложное

 предложение.

Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, моделировать свое речевое поведение в соответствии с задачами общения.

4

4

Сложносочиненное предложение.

5

5

Сложноподчиненное предложение.

22

6

Понятие о СПП с несколькими

Придаточными

3

7

Бессоюзное сложное предложение.

5

8

Сложные предложения с различными

видами союзной и бессоюзной связи

2

9

Обобщение и повторение изученного.

Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

7

10

Развитие речи.

Формирование отношения к русскому языку как основе развития мышления и средству обучения в школе.

9

11

 Текст. Изложение. Сочинение.

35

Итого

105

   Содержание курса:

       Курс русского языка отражает надпредметную функцию, что и определяет особый статус этой дисциплины в русской школе. Имея в виду надпредметную функцию русского языка в школе, Ф.И.Буслаев называл его «предметом предметов», считая, что в системе школьного образования русский язык занимает особое место: он является не только объектом изучения, но и средством обучения.

       Курс русского языка 9 класса представлен изучением темы «Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение». Русский язык – национальный язык русского народа. Повторение: фонетика, орфоэпия, графика, типы и стили речи, лексика, морфемика, словообразование, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация, способы и средства связи. Сложное предложение. Типы сложных предложений и средства связи между частями. Жанры публицистики. Выборочный пересказ с элементами сочинения. Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них. Виды сложноподчиненных предложений. Художественный стиль речи, язык речи и язык художественной литературы. Эссе: понятие о жанре. Рецензия. Понятие о жанре. Понятие о СПП с несколькими придаточными. Деловая речь. Знаки препинания в БСП. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Календарно-тематическое планирование:

 Тема  урока.

Кол-во часов

Дата проведения

Кален

дарные сроки

Факти

ческие сроки

Введение

1

1

Русский язык – национальный язык русского народа.

1

03.09

Повторение. Язык. Правописание. Культура речи.

12+5

2

Повторение. Функциональные разновидности языка.

1

06.09

3

Сочинение «Язык что одежда».

1

08.09

4

Повторение. Фонетика, орфоэпия, графика.

1

10.09

5

Повторение. Лексика.  Морфемика.  Словообразование.

1

13.09

6

Повторение. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация. Части речи в русском языке. Входная диагностика.

1

15.09

7

Повторение. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация. Знаки препинания отделяющие и выделяющие.

1

17.09

8-9

Повторение. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация. Правописание гласных в корнях слов.

2

20.09

22.09

10-11

Повторение. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация. Правописание частиц.

2

24.09

27.09

12-13

Повторение. Типы речи.

2

29.09

01.10

14-15

Изложение. Сжатый пересказ.

2

04.10

06.10

16

Работа над ошибками.

1

08.10

17

 Диктант.

1

11.10

18

Работа над ошибками.

1

13.10

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.

5+5

19

Сложное предложение.

1

15.10

20-21

Типы сложных предложений и средства связи между частями.

2

18.10

20.10

22

Жанры публицистики. Выборочный пересказ с элементами сочинения.

1

22.10

23

Контрольная работа.

1

25.10

24

Работа над ошибками.

1

27.10

25

Текст. Монологическое высказывание.

1

29.10

26-27

Изложение.

2

08.11

10.11

28

Работа над ошибками.

1

12.11

Сложносочиненное предложение.

5+5

29

Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них.

1

15.11

30-31

Виды сложносочиненных предложений.

2

17.11

19.11

32

Создаем текст. Использование сложносочиненных предложений в тексте.

1

22.11

33

Контрольная работа.

1

24.11

34-35

Художественная речь и язык художественной литературы.

2

26.11

29.11

36-37

Изложение.

2

01.12

03.12

38

Работа над ошибками.

1

06.12

Сложноподчиненное предложение.

29+2

39

Понятие о сложноподчиненном предложении.

1

08.12

40

Средства связи частей СПП.

1

10.12

41

Виды сложноподчиненных предложений.

1

13.12

42

Виды сложноподчиненных предложений.

1

15.12

43

Виды сложноподчиненных предложений.

1

17.12

44

Контрольная работа.

1

20.12

45

Работа над ошибками.

1

22.12

46

СПП с придаточным определительным.

1

24.12

47

СПП с придаточным определительным.

1

27.12

48

СПП с придаточным изъяснительным.

1

29.12

49

Знаки препинания в СПП с придаточным изъяснительным.

1

10.01

50

Строение текста.

1

12.01

51

СПП с придаточным места.

1

14.01

52

СПП с придаточным времени.

1

17.01

53-54

СПП с придаточным сравнения.

2

19.01

21.01

54

СПП с придаточным образа действия и степени, меры и степени.

1

24.01

55-56

Путевые заметки.

2

26.01

28.01

57

СПП с придаточным цели.

1

31.01

58

СПП с придаточным условия.

1

02.02

59-60

Изложение  

2

04.02

07.02

61

Работа над ошибками.

1

09.02

62

СПП с придаточным причины и следствия.

1

11.02

63-64

СПП с придаточными уступительными.

2

14.02

16.02

65

Рецензия

2

18.02

21.02

66

Создаем текст. Рецензия на прочитанное произведение.

1

23.02

67-68

Обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение».

1

25.02

69

Диктант.

1

28.02

70

Работа над ошибками.

1

02.03

Понятие о СПП с несколькими придаточными.

4+2

71

Понятие о СПП с несколькими придаточными.

1

04.03

72

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

1

07.03

73

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

1

09.03

74-75

Сжатое изложение.

Работа над ошибками.

2

11.03

14.03

76

Эссе.

1

16.03

Бессоюзное сложное предложение.

5+2

77

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП).

1

18.03

78

БСП со значением перечисления.

1

21.03

79-80

БСП со значением причины, пояснения, дополнения.

2

23.03

25.03

81-82

БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия и сравнения.

2

04.04

06.04

83

Письменная деловая речь.

1

08.04

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

2+2

84

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

1

11.04

85

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период.

1

13.04

86-87

Текст. Сочинение-рассуждение «Что такое доброта?»

2

15.04

18.04

Обобщение изученного.

7+12

88-89

Контрольное изложение.

2

20.04

22.04

90

Работа над ошибками.

1

25.04

91-95

Итоговое повторение. Орфография и пунктуация.

5

27.04

29.04

02.05

04.05

06.05

96-97

Текст. Сочинение-рассуждение «Что такое

самовоспитание?»

2

11.05

13.05

98-99

Текст. Сочинение-рассуждение «Что такое

сострадание?»

2

11.05

13.05

100-101

Текст. Сочинение-рассуждение «Что такое

любовь?»

2

16.05

18.05

102-103

Текст. Сочинение-рассуждение «Что такое

человечность?»

2

19.05

20.05

104-105

Текст. Сочинение-рассуждение «Что такое

преданность?»

2

23.05

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 класса

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан­дарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы для основной школы в рамках об...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения

состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения

содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....