Рабочая программа по русскому языку для учащихся 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Программа рассчитана на обучение русскому языку учащихся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_9_klass.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАРО-ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗАИГРАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета № ________ от «____» __________ 20____г. | Утверждаю Директор школы ___________/А.А. Еграшина/ Приказ №______от «______» ________20_____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для учащихся 9 класса
Срок реализации программы
(на 2021/2022 учебный год)
Уровень базовый
Составитель: учитель русского языка
высшей категории,
Рупышева Наталья Николаевна.
с. Старый Онохой
2021г.
Нормативно-правовые документы,
на основании которых составлена программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.,вступ. в силу с 13.07.2021)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015);
- Учебный план МБОУ «Старо-Онохойская ООШ» на 2021-2022 учебный год.
Программа рассчитана на обучение русскому языку учащихся 9 класса МБОУ «Старо-Онохойская ООШ». Программа рассчитана на 105 часов в год. Программа предусматривает работу с текстом и информацией: выразительное чтение, пересказ, включение дополнительной информации, устное монологическое высказывание в форме сочинения-описания по сюжетной фотографии, сочинения-повествования на основе жизненного опыта, сочинения-рассуждения по проблемному вопросу, диалогическая речь. Национально-региональный компонент прослеживается на уроках развития речи при написании сочинений, изложений (используются тексты, иллюстрации и фотографии о Сибири, Бурятии и Байкале), при повторении и обобщении также используются тексты о природе Сибири, Бурятии. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 1-8 классах при изучении русского языка.
Цель: формирование системы знаний о языке и речи, обеспечение средства языкового, речемыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития учащихся.
Задачи:
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
- обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты с учетом рабочей программы воспитания:
- Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в получении школьного образования;
- Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
- Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
- Основные направления воспитательной деятельности:
1. Гражданское воспитание – формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
2. Патриотическое воспитание – ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения й науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях в области русского языка, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
3. Духовно-нравственное воспитание - представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4. Физическое воспитание - формирования культуры здоровья иэмоционального благополучия, осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;
5. Трудовое воспитание - коммуникативная компетентность в общественно полезной, учебной , исследовательской, творческой и других видах деятельности; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
6. Экологическое воспитание - экологически целесообразное отношение к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способность применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике
7.Ценность научного познания – мировоззренческое представление соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представление об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, роль предмета в познании этих закономерностей; познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательная и информационная культура, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Метапредметные результаты:
- Владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение
- Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации);
- Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров, владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Говорение и письмо:
- Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнуты результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст, с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- Осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить речевые и грамматические ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, рефератами, докладами; участие в спорах, обсуждение актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, во время анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметные результаты
- Представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа;
- Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; диалог, монолог, стили речи, типы речи, типы текста, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- Проведение различных видов анализа (слова, словосочетания, предложения, текста);
- Понимание коммуникативно-эстетических возможностей и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- Осознание эстетической функции языка.
УМК.
- Учебник русского языка М.М.Разумовской, П.А.Леканта.9 класс. Москва. Дрофа. 2019.
- Русский язык. Школьный курс в таблицах и схемах.
- Подготовка к ОГЭ по русскому языку. И.П.Цыбулько. 2021, 2022 г.
Учебно-тематический план с учетом воспитательной программы:
№ | Название раздела | Воспитательные задачи | Количест во часов |
1 | Введение. Международное значение русского языка. | Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения. | 1 |
2 | Повторение. Язык. Правописание. Культура речи. | Формирование отношения к русскому языку как основе развития мышления и средству обучения в школе. | 12 |
3 | Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. | Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, моделировать свое речевое поведение в соответствии с задачами общения. | 4 |
4 | Сложносочиненное предложение. | 5 | |
5 | Сложноподчиненное предложение. | 22 | |
6 | Понятие о СПП с несколькими Придаточными | 3 | |
7 | Бессоюзное сложное предложение. | 5 | |
8 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи | 2 | |
9 | Обобщение и повторение изученного. | Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. | 7 |
10 | Развитие речи. | Формирование отношения к русскому языку как основе развития мышления и средству обучения в школе. | 9 |
11 | Текст. Изложение. Сочинение. | 35 | |
Итого | 105 |
Содержание курса:
Курс русского языка отражает надпредметную функцию, что и определяет особый статус этой дисциплины в русской школе. Имея в виду надпредметную функцию русского языка в школе, Ф.И.Буслаев называл его «предметом предметов», считая, что в системе школьного образования русский язык занимает особое место: он является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Курс русского языка 9 класса представлен изучением темы «Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение». Русский язык – национальный язык русского народа. Повторение: фонетика, орфоэпия, графика, типы и стили речи, лексика, морфемика, словообразование, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация, способы и средства связи. Сложное предложение. Типы сложных предложений и средства связи между частями. Жанры публицистики. Выборочный пересказ с элементами сочинения. Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них. Виды сложноподчиненных предложений. Художественный стиль речи, язык речи и язык художественной литературы. Эссе: понятие о жанре. Рецензия. Понятие о жанре. Понятие о СПП с несколькими придаточными. Деловая речь. Знаки препинания в БСП. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Календарно-тематическое планирование:
№ | Тема урока. | Кол-во часов | Дата проведения | |
Кален дарные сроки | Факти ческие сроки | |||
Введение | 1 | |||
1 | Русский язык – национальный язык русского народа. | 1 | 03.09 | |
Повторение. Язык. Правописание. Культура речи. | 12+5 | |||
2 | Повторение. Функциональные разновидности языка. | 1 | 06.09 | |
3 | Сочинение «Язык что одежда». | 1 | 08.09 | |
4 | Повторение. Фонетика, орфоэпия, графика. | 1 | 10.09 | |
5 | Повторение. Лексика. Морфемика. Словообразование. | 1 | 13.09 | |
6 | Повторение. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация. Части речи в русском языке. Входная диагностика. | 1 | 15.09 | |
7 | Повторение. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация. Знаки препинания отделяющие и выделяющие. | 1 | 17.09 | |
8-9 | Повторение. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация. Правописание гласных в корнях слов. | 2 | 20.09 22.09 | |
10-11 | Повторение. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация. Правописание частиц. | 2 | 24.09 27.09 | |
12-13 | Повторение. Типы речи. | 2 | 29.09 01.10 | |
14-15 | Изложение. Сжатый пересказ. | 2 | 04.10 06.10 | |
16 | Работа над ошибками. | 1 | 08.10 | |
17 | Диктант. | 1 | 11.10 | |
18 | Работа над ошибками. | 1 | 13.10 | |
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. | 5+5 | |||
19 | Сложное предложение. | 1 | 15.10 | |
20-21 | Типы сложных предложений и средства связи между частями. | 2 | 18.10 20.10 | |
22 | Жанры публицистики. Выборочный пересказ с элементами сочинения. | 1 | 22.10 | |
23 | Контрольная работа. | 1 | 25.10 | |
24 | Работа над ошибками. | 1 | 27.10 | |
25 | Текст. Монологическое высказывание. | 1 | 29.10 | |
26-27 | Изложение. | 2 | 08.11 10.11 | |
28 | Работа над ошибками. | 1 | 12.11 | |
Сложносочиненное предложение. | 5+5 | |||
29 | Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них. | 1 | 15.11 | |
30-31 | Виды сложносочиненных предложений. | 2 | 17.11 19.11 | |
32 | Создаем текст. Использование сложносочиненных предложений в тексте. | 1 | 22.11 | |
33 | Контрольная работа. | 1 | 24.11 | |
34-35 | Художественная речь и язык художественной литературы. | 2 | 26.11 29.11 | |
36-37 | Изложение. | 2 | 01.12 03.12 | |
38 | Работа над ошибками. | 1 | 06.12 | |
Сложноподчиненное предложение. | 29+2 | |||
39 | Понятие о сложноподчиненном предложении. | 1 | 08.12 | |
40 | Средства связи частей СПП. | 1 | 10.12 | |
41 | Виды сложноподчиненных предложений. | 1 | 13.12 | |
42 | Виды сложноподчиненных предложений. | 1 | 15.12 | |
43 | Виды сложноподчиненных предложений. | 1 | 17.12 | |
44 | Контрольная работа. | 1 | 20.12 | |
45 | Работа над ошибками. | 1 | 22.12 | |
46 | СПП с придаточным определительным. | 1 | 24.12 | |
47 | СПП с придаточным определительным. | 1 | 27.12 | |
48 | СПП с придаточным изъяснительным. | 1 | 29.12 | |
49 | Знаки препинания в СПП с придаточным изъяснительным. | 1 | 10.01 | |
50 | Строение текста. | 1 | 12.01 | |
51 | СПП с придаточным места. | 1 | 14.01 | |
52 | СПП с придаточным времени. | 1 | 17.01 | |
53-54 | СПП с придаточным сравнения. | 2 | 19.01 21.01 | |
54 | СПП с придаточным образа действия и степени, меры и степени. | 1 | 24.01 | |
55-56 | Путевые заметки. | 2 | 26.01 28.01 | |
57 | СПП с придаточным цели. | 1 | 31.01 | |
58 | СПП с придаточным условия. | 1 | 02.02 | |
59-60 | Изложение | 2 | 04.02 07.02 | |
61 | Работа над ошибками. | 1 | 09.02 | |
62 | СПП с придаточным причины и следствия. | 1 | 11.02 | |
63-64 | СПП с придаточными уступительными. | 2 | 14.02 16.02 | |
65 | Рецензия | 2 | 18.02 21.02 | |
66 | Создаем текст. Рецензия на прочитанное произведение. | 1 | 23.02 | |
67-68 | Обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение». | 1 | 25.02 | |
69 | Диктант. | 1 | 28.02 | |
70 | Работа над ошибками. | 1 | 02.03 | |
Понятие о СПП с несколькими придаточными. | 4+2 | |||
71 | Понятие о СПП с несколькими придаточными. | 1 | 04.03 | |
72 | Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. | 1 | 07.03 | |
73 | Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. | 1 | 09.03 | |
74-75 | Сжатое изложение. Работа над ошибками. | 2 | 11.03 14.03 | |
76 | Эссе. | 1 | 16.03 | |
Бессоюзное сложное предложение. | 5+2 | |||
77 | Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). | 1 | 18.03 | |
78 | БСП со значением перечисления. | 1 | 21.03 | |
79-80 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. | 2 | 23.03 25.03 | |
81-82 | БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия и сравнения. | 2 | 04.04 06.04 | |
83 | Письменная деловая речь. | 1 | 08.04 | |
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи | 2+2 | |||
84 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи | 1 | 11.04 | |
85 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период. | 1 | 13.04 | |
86-87 | Текст. Сочинение-рассуждение «Что такое доброта?» | 2 | 15.04 18.04 | |
Обобщение изученного. | 7+12 | |||
88-89 | Контрольное изложение. | 2 | 20.04 22.04 | |
90 | Работа над ошибками. | 1 | 25.04 | |
91-95 | Итоговое повторение. Орфография и пунктуация. | 5 | 27.04 29.04 02.05 04.05 06.05 | |
96-97 | Текст. Сочинение-рассуждение «Что такое самовоспитание?» | 2 | 11.05 13.05 | |
98-99 | Текст. Сочинение-рассуждение «Что такое сострадание?» | 2 | 11.05 13.05 | |
100-101 | Текст. Сочинение-рассуждение «Что такое любовь?» | 2 | 16.05 18.05 | |
102-103 | Текст. Сочинение-рассуждение «Что такое человечность?» | 2 | 19.05 20.05 | |
104-105 | Текст. Сочинение-рассуждение «Что такое преданность?» | 2 | 23.05 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы для основной школы в рамках об...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения
состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения
содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ФГОС. Учитель русского языка и литературы Большакова Л.П.
рабочая программа ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе «Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку»
Рабочая программа "Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий ГИА по русскому языку"...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....