Рабочая программа по родному (русскому) языку для учащихся 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Программа рассчитана на обучение родному русскому языку учащихся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_russkiy_yazyk_9_klass.docx | 34.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАРО-ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗАИГРАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета № ________ от «____» __________ 20____г. | Утверждаю Директор школы ___________/А.А. Еграшина/ Приказ №______от «______» ________20_____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку
для учащихся 9 класса
Срок реализации программы
(на 2021/2022 учебный год)
Уровень базовый
Составитель: учитель русского языка
высшей категории,
Рупышева Наталья Николаевна.
с. Старый Онохой
2021г.
Нормативно-правовые документы,
на основании которых составлена программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.,вступ. в силу с 13.07.2021)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015);
- Учебный план МБОУ «Старо-Онохойская ООШ» на 2021-2022 учебный год;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Программа рассчитана на обучение родному русскому языку учащихся 9 класса МБОУ «Старо-Онохойская ООШ». Программа рассчитана на 17 часов в год, из них на внеурочную деятельность отводится 2%. Программа предусматривает работу с текстом и информацией: выразительное чтение, лингвистический анализ текста, создание текста. Национально-региональный компонент прослеживается на уроках: используются тексты о Сибири, Бурятии. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 1-8 классах при изучении русского языка.
Цель изучения предмета «Родной язык (русский)»: развитие языковой и лингвистической компетенций, которые предполагают овладение необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знание основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; понимание родного языка как формы выражения национальной культуры.
Задачи:
- Формирование представлений о зарождении и развитии русской письменности.
- Расширение знаний о тексте и различных формах его организации.
- Создание условий для формирования языковой личности (выработка мотивации, интереса к изучению родного языка, обогащение лексикона, развитие языковой способности учащихся).
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты с учетом рабочей программы воспитания:
- Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в получении школьного образования;
- Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
- Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
- Основные направления воспитательной деятельности:
1. Гражданское воспитание – формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
2. Патриотическое воспитание – ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях в области русского языка, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
3. Духовно-нравственное воспитание - представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4. Физическое воспитание - формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;
5. Трудовое воспитание - коммуникативная компетентность в общественно полезной, учебной , исследовательской, творческой и других видах деятельности; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
6. Экологическое воспитание - экологически целесообразное отношение к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способность применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике
7.Ценность научного познания – мировоззренческое представление соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представление об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, роль предмета в познании этих закономерностей; познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательная и информационная культура, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников,
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
- передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность формулировать результаты учебной деятельности в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка как средства общения, отражения и хранения информации о мире;
- представление об истории развития русской письменности и взаимосвязи культуры народа и его языка, о становлении алфавита;
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка в процессе решения коммуникативных задач и создания собственных текстов;
- расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова (словообразовательного, лексического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.
Учебно-тематический план с учетом воспитательной программы:
№ п/п | Название раздела | Воспитательные задачи | Кол-во часов |
1 | Выдающиеся лингвисты русского языкознания | 1.Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. 2.Формирование отношения к русскому языку как основе развития мышления и средству обучения в школе. | 6 |
2 | Работа над правильностью речи | 3 | |
3 | Составление текстов разных жанров | 8 | |
Итого | 17 |
Содержание программы учебного курса:
Выдающиеся лингвисты русского языкознания (6 часов)
Вклад в развитие языка и науки о языке М.В. Ломоносова (реформа языка, теория стилей, взгляд на церковно-книжную лексику, «Письмо о правилах российского стихотворства»), В.И. Даля (создание «Толкового словаря живого великорусского языка», собрание пословиц, взгляд на язык как на сокровищницу русских традиций и хранителя русского духа), А.Х. Востокова (понятие компаративистики), А.А. Шахматова (реконструкция, историческое и лингвотекстологическое исследование русских летописных сводов и других письменных памятников), Ф.И. Буслаева («Историческая грамматика русского языка»), В.В. Виноградова (основные тезисы его грамматики).
Работа над правильностью речи (3 часа)
Знакомство с работами Б.Н. Головина, М.М. Сперанского, А.Ф. Кони, А.В. Миртова о качестве речи.
Составление текстов разных жанров (8 часов)
Работа над созданием собственного текста, этапы работы над авторским текстом. Составление плана. Структурирование информации и способы ее представления: таблицы, схемы и др.. Интервью как жанр. Как правильно брать интервью? Подготовка к интервью. Виды вопросов (тонкие, толстые, сенсорные, провокационные и др). Жанр очерка и его виды. Доклад как жанр устной речи. Правила выступления, манера держаться на публике. Культура ответов на вопросы. Особенности юмористических рассказов (ирония, шутка, пафос), фельетон как жанр. Заметки и заготовки как этап работы над собственным текстом.
Календарно-тематическое планирование:
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
Календар ные сроки | Фактичес кие сроки | |||
Выдающиеся лингвисты русского языкознания. Лингвистический анализ текста. | 8 | |||
1 | М.В. Ломоносов – зачинатель русского языкознания. Лингвистический анализ текста. | 1 | ||
2 | В.И. Даль и его вклад в становление русского языка. Лингвистический анализ текста. | 1 | ||
3 | А.Х. Востоков – основоположник сравнительного славянского языкознания в России. Лингвистический анализ текста. | 1 | ||
4 | А.А. Шахматов – основоположник древнерусской текстологии как науки. Лингвистический анализ текста. | 1 | ||
5 | Ф.И. Буслаев. Учение о разграничении морфологических и синтаксических признаков частей речи в русистике. Лингвистический анализ текста. | 1 | ||
6 | В.В. Виноградов. «Грамматика русского языка» - первая «академическая грамматика». Лингвистический анализ текста. | 1 | ||
7 | Лингвистический анализ текста. Контрольная работа. | 1 | ||
8 | Работа над ошибками. | 1 | ||
Работа над правильностью речи. Лингвистический анализ текста. | 4 | |||
9 | Качества хорошей речи. Б.Н. Головина «О качествах хорошей речи». Лингвистический анализ текста. | 1 | ||
10 | Правильность русской речи и речевое мастерство. М.М. Сперанский «Правила высшего красноречия», А.Ф. Кони «Советы лекторам», А.В. Миртов «Умение говорить публично». Лингвистический анализ текста. | 1 | ||
11 | Совершенствование написанного. Сочинение-рассуждение «Моя правда». Редактирование сочинений. | 1 | ||
12 | Качества хорошей речи. Б.Н. Головин «О качествах хорошей речи». Лингвистический анализ текста. | 1 | ||
Составление текстов разного жанра. | 5 | |||
12 | Жанр эссе. Эссе «Беседы с собственным сердцем». Сочинение. | 1 | ||
13 | Жанр интервью. Интервью учителя, ученика, спортсмена и др. Сочинение. | 1 | ||
14 | Жанр портретного очерка. Портретный очерк нашего современника. Сочинение. | 1 | ||
15 | Жанр доклада. Доклад на тему «Что такое хорошее устное выступление». | 1 | ||
16 | Сочинение «Моя Бурятия». | 1 | ||
17 | Резерв. Работа над ошибками. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе
В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному (русскому) языку для 11 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо родному (русскому) языкудля 11 класса...
Рабочая программа по родному русскому языку для 8 класса
Рабочая программа по родному русскому языку разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образ...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 9 класса
Данная программа является примерной и включает в себя пояснительную записку, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование и приложение (итоговую контрольную работу)....
Рабочая программа по родному(русскому ) языку для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта. На изучение предмета отводится 17 часов в год (0,5 ч. в неделю)...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для учащихся 7 класса
Программа рассчитана на обучение родному (русскому) языку учащихся 7 класса...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для учащихся 8 класса
Программа рассчитана на обучение родному русскому языку учащихся 8 класса...