Рабочая программа по родному (русскому) языку для учащихся 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Программа рассчитана на обучение родному русскому языку учащихся 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_russkiy_yazyk_8_klass.docx | 36.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАРО-ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗАИГРАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета № ________ от «____» __________ 20____г. | Утверждаю Директор школы ___________/А.А. Еграшина/ Приказ №______от «______» ________20_____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку
для учащихся 8 класса
Срок реализации программы
(на 2021/2022 учебный год)
Уровень базовый
Составитель: учитель русского языка
высшей категории,
Рупышева Наталья Николаевна.
с. Старый Онохой
2021г.
Нормативно-правовые документы,
на основании которых составлена программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.,вступ. в силу с 13.07.2021)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015);
- Учебный план МБОУ «Старо-Онохойская ООШ» на 2021-2022 учебный год.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Программа рассчитана на обучение родному русскому языку учащихся 8 класса МБОУ «Старо-Онохойская ООШ». Программа рассчитана на 17,5 часов в год, из них на внеурочную деятельность отводится 2%. Программа предусматривает работу с текстом и информацией: выразительное чтение, лингвистический анализ текста, создание текста. Национально-региональный компонент прослеживается на уроках: используются тексты о Сибири, Бурятии. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 1-7 классах при изучении русского языка.
Цель изучения предмета «Родной язык (русский)»: развитие языковой и лингвистической компетенций, которые предполагают овладение необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знание основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; понимание родного языка как формы выражения национальной культуры.
Задачи:
- Формирование представлений о зарождении и развитии русской письменности.
- Расширение знаний о тексте и различных формах его организации.
- Создание условий для формирования языковой личности (выработка мотивации, интереса к изучению родного языка, обогащение лексикона, развитие языковой способности учащихся).
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты с учетом рабочей программы воспитания:
- Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- Развитие навыка смыслового чтения и анализа письменной информации;
- Развитие коммуникативной компетенции, которая предполагает выбор адекватных речевых стратегий;
- Готовность и способность эффективно и корректно вести диалог с другими людьми.
Основные направления воспитательной деятельности:
1. Гражданское воспитание – формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
2. Патриотическое воспитание – ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях в области русского языка, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
3. Духовно-нравственное воспитание - представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4. Физическое воспитание - формирования культуры здоровья иэмоционального благополучия, осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;
5. Трудовое воспитание - коммуникативная компетентность в общественно полезной, учебной , исследовательской, творческой и других видах деятельности; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
6. Экологическое воспитание - экологически целесообразное отношение к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способность применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике
7.Ценность научного познания – мировоззренческое представление соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представление об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, роль предмета в познании этих закономерностей; познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательная иинформационная культура, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников,
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
- передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность формулировать результаты учебной деятельности в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка как средства общения, отражения и хранения информации о мире;
- представление об истории развития русской письменности и взаимосвязи культуры народа и его языка, о становлении алфавита;
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка в процессе решения коммуникативных задач и создания собственных текстов;
- расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова (словообразовательного, лексического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.
УМК. Русский родной язык. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ (О.М. Александрова и др.). – М.: Просвещение, 2019.
Учебно-тематический план с учетом воспитательной программы:
№ п/п | Название раздела | Воспитательные задачи | Кол-во часов |
1 | Язык и культура речи | Формирование отношения к русскому языку как основе развития мышления и средству обучения в школе. | 5 |
2 | Культура речи | 4 | |
3 | Речь. Текст | Создание условий для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования. | 8,5 |
Итого | 17,5 |
Содержание программы учебного курса
Язык и культура. 5 часов
Исконно-русская лексика и ее особенности.
Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученных частей речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевые высказывания.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края.
Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка.
Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности.
Русский человек в обращении к другим. Урок-проект.
Культура речи. 4 часа
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.
Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Выявлять особенности разговорной речи.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Нормы употребления терминов.
Трудные случаи согласования в русском языке.
Особенности современного речевого этикета. Урок-проект.
Речь. Текст.8,5 часов
Информация: способы и средства ее получения и переработки.
Пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным). Различать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух.
Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, аннотации, плана.
Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом, выборочном или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира.)
Слушание как вид речевой деятельности. Эффективнее приемы слушания.
Аргументация. Правила эффективной аргументации.
Доказательство и его структура. Виды доказательств.
Разговорная речь. Самопрезентация. Урок-проект.
Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия.
Язык художественной литературы.
Сочинение в жанре письма.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Календар ные сроки | Фактичес кие сроки |
Язык и культура | 5 | |||
1 | Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка. | 1 | ||
2 | Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. | 1 | ||
3 | Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности. | 1 | ||
4 | Проект и защита | 1 | ||
5 | Проект и защита | 1 | ||
Культура речи | 4 | |||
6 | Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи. | 1 | ||
7 | Особенности разговорной речи. | 1 | ||
8 | Нормы употребления терминов. | 1 | ||
9 | Проект и защита. | 1 | ||
Речь. Текст. | 8,5 | |||
10 | Информация: способы и средства ее получения и переработки. Сочинение. | 1 | ||
11 | Текст. Основная и дополнительная информация. Сочинение. | 1 | ||
12 | Сжатое изложение. | 1 | ||
13 | Сжатое изложение. | 1 | ||
14 | Работа над ошибками | 1 | ||
15 | Текст. Аргументация. Доказательство. | 1 | ||
16 | Текст. Стили речи. | 1 | ||
17 | Проект и защита. | 1 | ||
18-18,5 | Проект и защита. | 1,5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе
В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному (русскому) языку для 11 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо родному (русскому) языкудля 11 класса...
Рабочая программа по родному русскому языку для 8 класса
Рабочая программа по родному русскому языку разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образ...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 9 класса
Данная программа является примерной и включает в себя пояснительную записку, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование и приложение (итоговую контрольную работу)....
Рабочая программа по родному(русскому ) языку для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта. На изучение предмета отводится 17 часов в год (0,5 ч. в неделю)...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для учащихся 7 класса
Программа рассчитана на обучение родному (русскому) языку учащихся 7 класса...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для учащихся 9 класса
Программа рассчитана на обучение родному русскому языку учащихся 9 класса...