Рабочая программа по родному (русскому) языку для 9 класса
рабочая программа (9 класс)
Данная программа является примерной и включает в себя пояснительную записку, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование и приложение (итоговую контрольную работу).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rodnoy_yazyk_9_klass.docx | 70.27 КБ |
Предварительный просмотр:
федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Ульяновское гвардейское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку
для 9 класса
на 2019-2020 учебный год
Разработчик программы:
Смолякова И.В., преподаватель высшей квалификационной категории
2019
СОДЕРЖАНИЕ
Приложение. Итоговая контрольная работа по курсу родного языка 9 класса (демоверсия). | 3 4 7 10 25 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку предназначена для обучающихся 9 класса федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (далее – училище). При составлении рабочей программы были учтены следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- основная образовательная программа основного общего образования;
- «Положение о порядке разработки и утверждения рабочей программы отдельного учебного предмета (курса, дисциплины, модуля), реализующей федеральные государственные образовательные стандарты общего образования», утвержденное приказом начальника училища от 24.05.2016 года № 162;
- приказ Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями (от 08 мая 2019 года № 233);
- рабочая программа «Русский язык». Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/[М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др.]. –М.: Просвещение, 2016.
Преподавание обеспечено следующими учебниками и дидактическими материалами:
- УМК: Русский язык. 9 класс. Ладыженская Т.А:Русский язык. 9 класс. Учебник. ФГОС. Авторы – составители: Л.А.Тростенцова,Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Издательство Просвещение, 2018 г.
В ходе занятий планируется вести работу по формированию у обучающихся патриотического сознания, здоровой морально-нравственной обстановки, непримиримости к проявлению жестокости и агрессии, недопущения фактов экстремизма, в том числе межнациональной и межрелигиозной нетерпимости» (основание: Приказ командующего Воздушно-десантными войсками от 17 июля 2017 года № 229).
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа позволяет добиваться следующих результатов:
Личностные результаты:
1) понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) в урочной и внеурочной деятельности формировать у обучающихся убеждения, нацеленные на противодействие национальному и религиозному экстремизму, непримиримости к проявлению жестокости и агрессии.
Метапредметные результаты:
регулятивные
обучающиеся научатся:
1) способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
3) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
4) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
5) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
6) составлять план и последовательность действий;
7) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
8) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
Обучающиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении поставленных проблем;
3) осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения.
познавательные:
обучающиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
3) адекватно воспринимать на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
4) адекватное понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Обучающиеся получат возможность научиться:
1) извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
2) свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
3) овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
4) сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
коммуникативные:
обучающиеся научатся:
1) соблюдать в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
3) создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
4) правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
5) адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
6) осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Обучающиеся получат возможность научиться:
1) владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог- обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
2) уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
Предметные:
обучающиеся научатся:
1)совершенствовать виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), обеспечивающие эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роль в образовании в целом;
3) усвоить основы научных знаний о родном языке; понимать взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоить базовые понятия лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, уместно употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;
7) проводить различные виды анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) осознавать эстетические функции родного языка, оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;
9) использовать коммуникативно-эстетические возможности русского и родного языков.
Обучающиеся получат возможность научиться:
1) применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
2) использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Язык и культура (5 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов. Толерантность и интолерантность – одни из наиболее существенных явлений и поведенческих характеристик индивидов в плане общественных отношений, их отражение в речи.
Планируемые результаты изучения по теме:
Обучающийся научится:
- использовать знания по истории родного языка;
- пользоваться словарями различных типов;
- объяснять лексическое значение слова разными способами; значение фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов;
- распознавать части речи, проводить морфологический анализ;
- проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;
- анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам.
Обучающийся получит возможность:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров.
Раздел 2. Культура речи (5 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность, тавтология. Плеоназм, типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по ‚из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы—приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Принятие мнения другого человека, формирование умения выслушивать и принимать мнение без агрессии.
Планируемые результаты изучения по теме:
Обучающийся научится:
- опознавать предмет изучения и терминологию, связанную с речевым этикетом;
- знать современные словари, уметь пользовать словарной статьёй;
- производить анализ текста на отсутствие грамматических и речевых ошибок;
- владеть основными лексическими, грамматическими и орфоэпическими нормами.
Обучающийся получит возможность:
- анализировать синонимические средства синтаксиса; демонстрировать роль синтаксиса и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического и научного текстов;
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
- адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект, использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. Толерантность при общественно-политических выступлениях.
Резерв учебного времени — 2ч.
Планируемые результаты изучения по теме:
Обучающийся научится:
- опознавать предмет изучения и терминологию, связанную со стилистикой;
- определять признаки текста;
- устанавливать особенности и признаки стиля и типа речи;
- владеть навыками информационной переработки прослушанного текста: составлять план текста.
Обучающийся получит возможность:
- создавать тексты разных стилей речи;
- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического и научного текстов;
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
- адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (17 ЧАСОВ)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Формы организации УПД | Технология/метод | Оборудование, ЭОР | Система контроля | Дата проведения | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | План | Факт | |||||||||
Язык и культура (5 часов) | |||||||||||||
1. | Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. Ключевые слова русской культуры | КПЗ | Знать: аспекты развития русского языка. Уметь: анализировать текст о культуре и истории русского народа. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиям коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста. | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к Отечеству, родному языку и культуре; гордость за родной язык; стремление к речевому самосовершенствованию. Толерантность и интолерантность – одни из наиболее существенных явлений и поведенческих характеристик индивидов в плане общественных отношений, их отражение в речи. | Фр. Инд. | Здоровьесбережения, ИКТ. | Видеоролик | |||||
2. | Крылатые слова и выражения в русском языке. Развитие русского языка как закономерный процесс. | КПЗ | Знать: крылатые слова и выражения в русском языке. Уметь: анализировать текст о развитии русского языка, применять информацию в устной речи. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста-рассуждения | Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала | Фр. Инд. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, ИКТ. | Учебная презентация | Комплексный анализ текста | ||||
3. | Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. | КПЗ | Знать: основные тенденции развития современного русского языка. Уметь: находить иноязычные заимствования в современном русском языке. | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач. | Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя. | Фр. Пар. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, ИКТ. | Учебная презентация Раздаточный материал | |||||
4. | Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке. | КПЗ | Знать: словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Уметь: переосмысливать значения слов в современном русском языке. | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Фр. Груп. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, ИКТ. | Учебная презентация Словари | Комплексный анализ текста | ||||
5. | Стилистическая переоценка слов в современном русском языке. Проверочная работа № 1. | КУ | Знать: стилистические средства русского языка. Уметь: анализировать языковые средства текста. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. выявляемые в ходе исследования структуры слова, предложения, текста. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу). Принятие мнения другого человека, формирование умения выслушивать и принимать мнение без агрессии. | Фр. Инд. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, ИКТ. | Учебная презентация Раздаточный материал | Комплексный анализ текста | ||||
Культура речи (5 часов) | |||||||||||||
6. | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | КПЗ | Знать: орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Уметь: соблюдать орфоэпические нормы в речи. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. выявляемые в ходе исследования структуры слова, предложения, текста. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу). | Фр. Парн. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, ИКТ. | Учебная презентация Орфоэпические словари | Комплексный анализ текста Видеоролик | ||||
7. | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. | КПЗ | Знать: основные лексические нормы современного русского литературного языка. Уметь: находить паронимы в тексте, определять их стилистическую принадлежность. | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. формировать операциональный опыт. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольных заданий. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, проектной деятельности. | Фр. Парн. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, ИКТ. | Учебная презентация Раздаточный материал | |||||
8. | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | КПЗ | Знать: основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Уметь: определять грамматические нормы русского языка, применять их на практике. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. выявляемые в ходе исследования структуры слова, предложения, текста. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу). | Инд. Груп. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, ИКТ. | Учебная презентация | Комплексный анализ текста | ||||
9. | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | КПЗ | Знать: основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Уметь: определять грамматические нормы русского языка, применять их на практике. | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности. | Инд. Груп. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, ИКТ. | Учебная презентация | Комплексный анализ текста | ||||
10. | Проверочная работа №2 | КЗ | Знать: стилистические и грамматические средства русского языка. Уметь: анализировать языковые средства текста. | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, предложения, слова, словосочетания. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности. | Инд. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, ИКТ. | Учебная презентация Раздаточный материал | |||||
Речь. Речевая деятельность. Текст (5 часов) | |||||||||||||
11. | Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов. Разговорная речь. Анекдот, шутка. | РР | Знать: виды преобразования текстов, особенности разговорной речи. Уметь: анализировать языковые средства текста. | Владеть разными видами чтения; использовать разные механизмы чтения (предвосхищение); вычитывать информацию, представленную в форме рисунка - схемы; высказывать и обосновывать свою точку зрения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания. | Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развитие интереса к языку и чувства языка. Толерантность при общественно-политических выступлениях. | Фр. Инд. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, ИКТ. | Учебная презентация | Интернет-ресурсы | ||||
12. | Официально-деловой стиль. Деловое письмо. Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение. | КПЗ | Знать: признаки официально-делового стиля. Уметь: составлять доклад и сообщение. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования словосочетания. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности | Инд. Груп. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, ИКТ. | Учебная презентация | |||||
13. | Публицистический стиль. Проблемный очерк | КУ | Знать: особенности публицистического стиля речи. Уметь: создавать проблемный очерк. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и словосочетаний с причастиями. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности. | Фр. Парн. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, ИКТ. | Учебная презентация Раздаточный материал | |||||
14. | Язык художественной литературы. Прецедентные тексты. | КПЗ | Знать: особенности художественного стиля речи. Уметь: анализировать языковые средства текста. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения | Формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста. | Фр. Парн. | Здоровьесбережения, проблемного обучения, ИКТ. | Учебная презентация | Комплексный анализ текста | ||||
15. | Проверочная работа №3. | КЗ | Знать: стилистические и грамматические средства русского языка. Уметь: анализировать языковые средства текста. | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе творческого задания. | Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности. | Инд. | Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития творческих способностей обучающихся | Учебная презентация Раздаточный материал | Орфографические и толковые словари | ||||
16. 17. | Резервные уроки. |
|
Условные обозначения: ИНМ – урок изучения нового материала, ЗИМ – урок закрепления изученного материала, ПЗУ – урок применения знаний и умений, УП - учебная презентация КАТ – комплексный анализ текста | КУ – комбинированный урок, КЗУ – контроль знаний и умений, ОСЗ – урок обобщения и систематизации, СК – самоконтроль, ВК – взаимоконтроль, КП – контроль преподавателя. |
Лист регистрации дополнений и изменений в рабочей программе
№ изменения | Номера изменённых | Дата и № протокола заседания ОД | Дата ввода изменений | |
страниц | пунктов | |||
Приложение
Итоговая контрольная работа по курсу родного языка
9 класса (демоверсия).
Прочитайте текст и выполните задания 1-13.
(1)Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:
—(2) Будет писать-то! (3)Поди проветрись, клумбу помоги разделать.
(4)Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. (5)Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.
— (6)Ольга Петровна, а что это не сеете вы на клумбе маков?
—(7) Ну, какой из маков цвет! — убежденно ответила она. — (8)Цветом он всего два дня бывает. (9)Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. (10)А потом все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит.
(11) Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. (12)Через несколько дней она зазеленела.
— (13)Ты маков посеял? — подступилась ко мне тетя Оля. — (14)Ах озорник ты этакий!
(15)Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. (16)После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли.
(17)Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:
— (18)А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.
(19)Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. (20)По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. (21)А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.
(22)Распустились они на другой день. (23)Издали мои маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. (24)Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. (25)Казалось, что стоит прикоснуться — сразу опалят!
(26) Два дня буйно пламенели маки. (27)И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. (28)И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. (29)Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.
— (30)Да, сгорел... — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — (31)А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. (32)Короткая у него жизнь. (34)Зато без оглядки, в полную силу прожита. (35)И у людей так бывает.
(36) Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.
(37) Мне уже рассказывали о ее сыне. (38)Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.
(39)Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. (40)Недавно я снова побывал у нее. (41)Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. (42)А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. (43)Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. (44)А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. (426 слов) (По Е. И. Носову)
Евге́ний Ива́нович Но́сов (1925—2002) — русский советский писатель. Герой Социалистического Труда (1990). Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы — военная и деревенская.
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему тётя Оля стала сеять маки на клумбе?»
1) Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает.
2) Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.
3) Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел.
4) Распустились они на другой день.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.
1) А рядом на клумбе полыхал большой костер маков.
2) И у людей так бывает.
3) Ах озорник ты этакий!
4) Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.
3. Из предложения 21 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего глухого согласного.
4. Из предложений №4 выпишите прилагательное, образованное от существительного при помощи суффикса, в котором пишется одна буква н.
5. Замените разговорное слово «поди» из предложении №3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
6. Замените словосочетание «берестяной короб», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
7. Выпишите грамматическую основу предложения №16.
8. Среди предложений 37- 41 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
9. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.
— Ольга Петровна, (1) а что это не сеете вы на клумбе маков? — Ну,(2) какой из маков цвет! — убежденно ответила она. — Цветом он всего два дня бывает. Для клумбы это никак не подходит, (3) пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка,(4) только вид портит.
10. Укажите количество грамматических основ в предложении № 5. Ответ запишите цифрой.
11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
По самому краю расстилался коврик, (1) который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. А в центре клумбы, (2) над всей этой цветочной пестротой, (3) поднялись мои маки, (4) выбросив навстречу солнцу три тугих, (5) тяжелых бутона.
12.Среди предложений 41-44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
13. Среди предложений 22-25 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Часть 2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложений 33-35: «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы на тест по тексту Е.И. Носова «Живое пламя».
1 | 1 |
2 | 1 |
3 | расстилался |
4 | берестяной |
5 | пойди |
6 | короб из бересты |
7 | было приятно войти |
8 | 37 |
9 | 1 |
10 | 2 |
11 | 1 |
12 | 44 |
13 | 25 |
Часть 2.
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста | Баллы | |
1 | Понимание смысла фрагмента текста | ||
Учащийся дал верное объяснение термина. Ошибок в интерпретации нет | 2 | ||
Учащийся дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации | 1 | ||
Учащийся дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или учащийся допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе учащегося отсутствует | 0 | ||
2 | Наличие примеров-аргументов | ||
Учащийся привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента | 3 | ||
Учащийся привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента | 2 | ||
Учащийся привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста | 1 | ||
Учащийся не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или учащийся привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть | 0 | ||
3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | ||
Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | ||
Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | ||
В работе учащегося просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | ||
4 | Композиционная стройность | ||
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | ||
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста | 1 | ||
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | ||
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям 1–4 | 9 | ||
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи учащегося | |||
5 | Соблюдение орфографических норм | ||
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки | 2 | ||
Допущено две-три ошибки | 1 | ||
Допущено четыре и более ошибки | 0 | ||
6 | Соблюдение пунктуационных норм | ||
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 | ||
Допущено три-четыре ошибки | 1 | ||
Допущено пять и более ошибок | 0 | ||
7 | Соблюдение грамматических норм | ||
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка | 2 | ||
Допущено две ошибки | 1 | ||
Допущено три и более ошибки | 0 | ||
8 | Соблюдение речевых норм | ||
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 | ||
Допущено три-четыре ошибки | 1 | ||
Допущено пять и более ошибок | 0 | ||
9 | Фактическая точность письменной речи | ||
Фактических ошибок в изложении материала нет | 2 | ||
Допущена одна ошибка в изложении материала | 1 | ||
Допущено две и более ошибки в изложении материала | 0 | ||
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям 5–9 | 10 | ||
Максимальное количество баллов за сочинение | 19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского ...
Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)
Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...
Рабочая программа по родному ( русскому ) языку 5 класс
Рабочая программа по родному ( русскому ) языку для 5 класса, базовый уровень...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 6 класс на 17 часов
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Русский родной язы...
рабочая программа по родному русскому языку 9 класс
В этом году я столкнулась с необходимостью срочно разрабатывать рабочую программу к новому учебномму предмету. Вот что получилось. Надеюсь, пригодится кому-нибудь. Нормативную правовую основу нас...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 5 класс
Рабочая программа по родному (русскому языку) 5 класс...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс
Рабочая программа по родному (русскому) языку 8 класс...