Рабочая программа по родному(русскому ) языку для 5 класса
календарно-тематическое планирование (5 класс)
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта. На изучение предмета отводится 17 часов в год (0,5 ч. в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 5 класса | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа для 5 класса по предмету «Родной язык (русский)» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, в котором определены цели изучения предметной области «Родной язык и родная литература».
Основная цель изучения родного языка в 5 классе
Цель изучения предмета «Родной язык (русский)» на уровне основного общего образования сводится к развитию языковой и лингвистической компетенций, которые предполагают овладение необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знание основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; понимание родного языка как формы выражения национальной культуры.
Достижение цели предполагает решение частных задач:
- Формирование представлений о зарождении и развитии русской письменности.
- Расширение знаний о тексте и различных формах его организации.
- Создание условий для формирования языковой личности (выработка мотивации, интереса к изучению родного языка, обогащение лексикона, развитие языковой способности учащихся).
Изучение родного языка в 5 классе должно обеспечить:
Нацеленность курса на соприкосновение с историей родного языка, на речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе общего образования как выразитель и хранитель культуры народа. Ценность курса состоит в большом объеме надпрограммного и практически значимого материала, который позволит ребенку эффективнее взаимодействовать в социуме и решать личностно значимые задачи. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать метапредметные универсальные учебные действия, которые базируются, в частности, и на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Текстоцентричность курса связана с возросшей ролью умений оперативно и корректно интерпретировать устную и письменную информацию.
Общая характеристика учебного предмета:
Как средство познания действительности родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, родной язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум, урок-путешествие, урок развития речи.
Методы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения; взаимопроверка; самоконтроль;
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Место учебного курса «Родной язык»
Программа учебного предмета «Родной язык» в 5 классе рассчитана на 17 часов.(0,5 час в неделю).
- Результаты освоения предмета «Родной язык (русский)»
Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка как средства общения, отражения и хранения информации о мире;
- представление об истории развития русской письменности и взаимосвязи культуры народа и его языка, о становлении алфавита;
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка в процессе решения коммуникативных задач и создания собственных текстов;
- расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова (словообразовательного, лексического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) развитие навыка смыслового чтения и анализа письменной информации;
5) развитие коммуникативной компетенции, которая предполагает выбор адекватных речевых стратегий;
6) готовность и способность эффективно и корректно вести диалог с другими людьми.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников,
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
- передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность формулировать результаты учебной деятельности в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
3.Содержание разделов курса
1. Язык и культура (5ч.)
Наш родной русский язык. Из истории русской письменности. История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды и русского быта. Образность русской речи: метафора, олицетворение. Живое слово русского фольклора. Меткое слово русской речи.
2. Культура речи(5ч.)
Современный русский литературный язык. Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения. Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы. Речь правильная. Основные грамматические нормы. Речевой этикет.
3. Речь. Текст(7ч.)
Язык и речь. Средства выразительности устной речи. Формы речи: монолог и диалог. Текст и его строение. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение. Официально – деловой стиль. Объявление. Научно – учебный подстиль. Публицистический стиль. Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку (5 класс)
№ | Содержание | Количество часов | Планиру-емая дата проведе-ния. | Фактическая дата проведения. |
I | Язык и культура (5ч.) | |||
1 | Наш родной русский язык. Из истории русской письменности. | 1 | ||
2 | История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды и русского быта. | 1 | ||
3 | Образность русской речи: метафора, олицетворение. | 1 | ||
4 | Живое слово русского фольклора. Меткое слово русской речи. | 1 | ||
5 | Контрольный диктант. | 1 | ||
II | Культура речи(5ч.) | |||
6 | Современный русский литературный язык | 1 | ||
7 | Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения. | 1 | ||
8 | Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы | 1 | ||
9 | Речь правильная. Основные грамматические нормы. Речевой этикет. Развитие речи | 1 | ||
10 | Контрольный диктант | 1 | ||
III | Речь. Текст(7ч.) | |||
11 | Язык и речь. Средства выразительности устной речи | 1 | ||
12 | Формы речи: монолог и диалог. Текст и его строение | 1 | ||
13 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение | 1 | ||
14 | Официально – деловой стиль. Объявление. Научно – учебный подстиль | 1 | ||
15 | Публицистический стиль | 1 | ||
16 | Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ | 1 | ||
17 | Сочинение «Язык есть дух народа» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса
Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...
Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса
Аннотация включает в себя цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...
Рабочая программа по родной русской литературе 5-9 класс ФГОС
Рабочая программа...
Рабочая программа по родной (русской) литературе в 5 классе
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записк, планируемые результаты, содержание, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса...
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6 класса
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6 класса...
Рабочая программа по родной русской литературе для 5 класса
Рабочая программа по родной русской литературе для 5 класса...