Рабочая программа по родному(русскому ) языку для 5 класса
календарно-тематическое планирование (5 класс)

Маврина Людмила Александровна

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта. На изучение предмета отводится 17 часов в год (0,5 ч. в неделю)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа для 5 класса по предмету «Родной язык (русский)» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, в котором определены цели изучения предметной области «Родной язык и родная литература». 

  Основная цель изучения родного языка в 5 классе

Цель изучения предмета «Родной язык (русский)» на уровне основного общего образования сводится к развитию языковой и лингвистической компетенций, которые предполагают овладение необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знание основных  норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; понимание родного языка как формы выражения национальной культуры.

Достижение цели предполагает решение частных задач:

  1. Формирование представлений о зарождении и развитии русской письменности.
  2. Расширение знаний о тексте и различных формах его организации.
  3. Создание условий для формирования языковой личности (выработка мотивации, интереса к изучению родного языка, обогащение лексикона, развитие языковой способности учащихся).

               Изучение родного языка в 5 классе должно обеспечить:

Нацеленность курса на соприкосновение с историей родного языка, на речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе общего образования как выразитель и хранитель культуры народа. Ценность курса состоит в большом объеме надпрограммного и практически значимого материала, который позволит ребенку эффективнее взаимодействовать в социуме и решать личностно значимые задачи. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать метапредметные универсальные учебные действия, которые базируются, в частности, и на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Текстоцентричность курса связана с возросшей ролью умений оперативно и корректно интерпретировать устную и письменную информацию.

Общая характеристика учебного предмета:

 Как средство познания действительности родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

 Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, родной язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

     Формы обучения:

  Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-игра, урок-исследование,  урок-практикум, урок-путешествие, урок развития речи.

    Методы  обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос;  фронтальный опрос;  
  • выборочная проверка упражнения; взаимопроверка;  самоконтроль;
  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);                                                                                                      
  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана);
  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;  
  • написание сочинений;          
  • письмо под диктовку;  
  • комментирование орфограмм и пунктограмм.

Место учебного курса «Родной язык»

 Программа учебного предмета «Родной язык» в 5 классе рассчитана на 17 часов.(0,5 час в неделю).

  1. Результаты освоения предмета «Родной язык (русский)»

Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка как средства общения, отражения и хранения информации о мире;
  2. представление об истории развития русской письменности и взаимосвязи культуры народа и его языка, о становлении алфавита;
  3. совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  4. использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка в процессе решения коммуникативных задач и создания собственных текстов;
  5. расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
  6. формирование навыков проведения различных видов анализа слова (словообразовательного, лексического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
  7. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
  8. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

4) развитие навыка смыслового чтения и анализа письменной информации;

5) развитие коммуникативной компетенции, которая предполагает выбор адекватных речевых стратегий;

6) готовность и способность эффективно и корректно вести диалог с другими людьми.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из различных источников,
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
  • передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • способность формулировать результаты учебной деятельности в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог  — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2)  применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3)  коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

3.Содержание разделов курса

     1. Язык и культура (5ч.)

         Наш родной русский язык. Из истории русской письменности. История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды и русского быта. Образность русской речи: метафора, олицетворение. Живое слово русского фольклора. Меткое слово русской речи.

  2. Культура речи(5ч.)

        Современный русский литературный язык. Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения. Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы. Речь правильная. Основные грамматические нормы. Речевой этикет.

      3. Речь. Текст(7ч.)

         Язык и речь. Средства выразительности устной речи. Формы речи: монолог и диалог. Текст и его строение. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение. Официально – деловой стиль. Объявление. Научно – учебный подстиль. Публицистический стиль. Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку (5 класс)

Содержание

Количество часов

Планиру-емая дата проведе-ния.

Фактическая дата проведения.

I

Язык и культура (5ч.)

1

Наш родной русский язык. Из истории русской письменности.

1

2

История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды и русского быта.

1

3

Образность русской речи: метафора, олицетворение.

1

4

Живое слово русского фольклора. Меткое слово русской речи.

1

5

Контрольный диктант.

1

II

Культура речи(5ч.)

6

Современный русский литературный язык

1

7

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

1

8

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы

1

9

Речь правильная. Основные грамматические нормы. Речевой этикет. Развитие речи

1

10

Контрольный диктант

1

III

Речь. Текст(7ч.)

11

Язык и речь. Средства выразительности устной речи

1

12

Формы речи: монолог и диалог. Текст и его строение

1

13

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение

1

14

Официально – деловой стиль. Объявление. Научно – учебный подстиль

1

15

Публицистический стиль

1

16

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ

1

17

Сочинение «Язык есть дух народа»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...

Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса

Аннотация включает в себя  цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...

Рабочая программа по родной (русской) литературе в 5 классе

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записк, планируемые результаты, содержание, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса...

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6 класса

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6 класса...

Рабочая программа по родной русской литературе для 5 класса

Рабочая программа по родной русской литературе для 5 класса...