Методическая разработка урока развития речи "Сочинение - размышление"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Материал может быть использовани при обучении написанию сочинения- рассуждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razmyshlenie_7_klass.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок развития речи.
Рассуждение-размышление.
7-й класс
Цели урока:
Учебные: повторить типологические признаки рассуждения.
Познакомить с разновидностями рассуждения; выявить особенности рассуждения-размышления.
Учить строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Развивающие: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логическое мышление, речевую культуру.
Воспитательные: формировать вдумчивое отношение к слову, его смыслу; побудить учащихся задуматься о духовно-нравственной сущности человека, его правильном выборе и нравственном поступке как результате глубоких размыщлений.
Тип урока: урок развития связной речи; урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-размышление.
Организация урока: групповая, класс делится на 4 группы.
Оборудование: медиапроектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал: таблицы, карточки-задания, иллюстрации картин, поэтические тексты, сказки К.Д.Ушинского, словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой
Методы обучения: проблемное изложение, исследовательский, рефлексивный.
Типы деятельности: репродуктивно-продуктивнй, творческий.
Межпредметные связи: живопись, музыка, литература.
План урока
№ | Этап | Цель и содержание | Время |
1 | Организационный | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | 1 минута |
2 | Этап постановки целей урока и мотивации | Беседа. Проблемный вопрос. Постановка целей. | 2 минуты |
3 | Этап подготовки к активному усвоению знаний | Актуализация опорных знаний о рассуждении как типе речи. Систематизация сведений о типологических признаках рассуждения. Работа с текстом по таблице. Формирование познавательных мотивов. | 8 минут |
4 | Этап изучения нового материала | Подведение итогов работы с текстом. Знакомство с разновидностями рассуждения. Создание проблемной ситуации: виртуальная экскурсия в картинную галерею, постановка проблемы, работа в группах с картинами. Обучение рассуждению-размышлению по сюжетной картине. | 10 минут |
Выяснение особенностей в построении рассуждения-размышления и речевом оформлении. Анализ поэтических текстов-размышлений. Обобщение наблюдений. Обучение рассуждению по результатам анализа. | 11 минут | ||
5 | Подведение итогов. Домашнее задание | Чтение и голосовое прослушивание сказок Ушинского. Творческая работа. Написание её финальной части (фрагмента размышления). | 10 минут |
6 | Подведение итогов. Домашнее задание | Обобщающее повторение (приём синквейна). Оценка работы в группах. Информация о д/з (написать рассуждение-размышление на одну из предложенных тем). | 3 минуты |
Ход и содержание
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Постановка целей урока и мотивация.
(Слайд 1)
Вступительная беседа
Друзья! Сегодня на уроке мы посетим картинную галерею, почитаем стихи и станем соавторами небольших мудрых рассказов.
А как вы думаете, зачем художники рисуют полотна, музыканты сочиняют музыку, поэты и писатели пишут стихи и прозу? (Чтобы воздействовать на наши мысли и чувства. Чтобы побуждать нас к размышлению)
О чём мы будем говорить на уроке? Чему учиться? (Будем размышлять по поводу увиденного и услышанного. Будем учиться строить размышление.)
Каким типом речи мы воспользуемся, чтобы построить размышление как речевое высказывание? (Типом речи « Рассуждение»)
(Слайд 2)
Итак, тема урока: Рассуждение – размышление.
(Слайд 3)
Цели урока:
Освоить понятие “рассуждение-размышление”
Выяснить особенности и законы построения текста рассуждения-размышления.
Учиться создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме.
3. Актуализация опорных знаний.
Давайте вспомним, что такое рассуждение как тип речи. Обратимся к тексту.
Чтение текста
(1) Мышление – сложный процесс, который можно сравнить с выращиванием цветка.
(2)Семечко посадил, полил, оно проклюнулось, из земли показался росточек, затем листик, потом другой, много листьев и, наконец, цветок, красивый, яркий, благоухающий.(3)Так и Мысль: сначала пробуждение, затем обдумывание, развитие, выражение в слове.
(4)Есть приёмы, правила, секреты и даже законы, которые помогают нам грамотно построить собственное развернутое высказывание – текст, этот удивительный цветок наших мыслей.(5) Некоторые из них вы знаете, о некоторых вам предстоит узнать .
Что представляет собой данный текст текст как речевое высказывание? (рассуждение)
Работа с текстом (по группам).
(Слайд 4 )
По каким признакам вы определили этот тип речи? (называются несколько признаков)
Задание: заполните таблицу, используя текст и необходимые сведения из рабочей тетради по русскому языку Слайд 5
Приложение 1
Коррекция по слайду и самооценка.
Вывод: Заполняя таблицу, мы вспомнили правила построения текста- рассуждения, размышление является разновидностью рассуждения.
(Слайд 6)
4. Усвоение новых знаний
Выясним, что такое размышление, в чём его особенности, как оно строится . С этой целью отправимся в картинную галерею и рассмотрим картину русского художника Васнецова..
(слайд 9)
Работа в группах по картине и самооценка.
Заполняются карточки «Размышляем по картине»
После ответов групп – комментарий ученика - искусствоведа:
Приложение 3
Вывод.
Почему картины художников разных эпох, разных национальностей становятся предметом нашего размышления? Все они затрагивают важную для каждого человека проблему выбора. Как быть? Что делать - вот главные вопросы картин. Это и есть главные вопросы размышления.
(Слайд 12)
В ситуации выбора оказывается каждый из нас. Часто мы действуем быстро, не раздумывая. Что надеть в школу? С кем пообщаться на перемене? Какую посмотреть передачу? Выбор наш неосознанный, без глубоких размышлений. Но очень часто от наших решений, правильных или неправильных, зависит наша собственная жизнь и жизнь окружающих нас людей. Как выбрать правильное решение, совершить поступок, ориентированный на общечеловеческие ценности: добро, честность, справедливость, ответственность, чувство долга, самосовершенствование? Надо поразмышлять! Размышление- это самостоятельный анализ жизненных ситуаций, опыта.
(Слайд 13)
А вот что говорит о значении слова «размышлять», «размышление» словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
Работа со словарём.
Иногда мы размышляем про себя, иногда вслух, словно беседуем сами с собой. Учиться размышлять вслух и строить речевое высказывание - трудная наука. Освоить ее поможет поэзия. Что такое стихи? По сути своей - все они размышления. Но есть такие, которые и по форме являются размышлениями, строятся по определённым правилам, имеют свои особенности.
(Слайд 14)
Выяснить их нам помогут лирические размышления А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Дементьева и Л.Измайлова. Следовать за мыслями великих, известных людей есть наука самая занимательная, по утверждению А.П. Пушкина.
Анализ текстов. Выяснение особенностей в построении и речевом оформлении лирических размышлений и самооценка.
Прочитайте стихи и выполните задания по текстам.
Используются стихи М.Лермонтова «Тучи», А. Дементьева «Выбор» и фрагменты стихов А.Пушкина «Дорожные жалобы», Л.Измайлова «Монолог о дружбе и друзьях»
Приложение 4
Задания к текстам:
Приложение 5
При ответе каждой группы демонстрируются слайды 15, 16, 17, 18
Обобщение наблюдений:
Какие закономерности в построении текстов-размышлений вы увидели? (Это вопросно–ответная форма, цепь вопросов- раздумий, альтернативные вопросы, из которых нужно выбрать только один. Это специальные слова, выражения, противительные и разделительные союзы, которые помогают оформить речь).
(Слайд 19 )
5. Закрепление знаний
А сейчас обратимся к небольшим мудрым сказкам К.Д.Ушинского. В основе каждой из них –жизненная ситуация выбора, которая требует глубокого раздумья. Повествовательная часть обязательно заканчивается размышлением, содержащим какой-то нравственный урок, маленький или большой закон мира, в котором мы живем. Попадать прямо в сердце – в этом заключается мастерство автора.
(Слайд 20)
Прослушивание сказок.
ВЕТЕР И СОЛНЦЕ
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал, — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
ДВА ПЛУГА
Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечал тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
6. Творческое задание
Закончите сказку собственным размышлением. Используйте карточку с заданиями.
Выполнение задания и самооценка.
3-4 группы Притча о дружбе и друзьях
(Слайд 22) – Проверка.
Чьё размышление вам показалось самым глубоким, соответствующим притче?
7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Обобщим сказанное. Подведем итоги. (Используем приём синквейна )
(Слайд 23)
Дома письменно поразмышляйте на одну из тем:
(Слайд 24)
Благодарю всех за участие в уроке. Спасибо!
(Слайд 26)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Развитие парламентаризма в России"
Урок посвящён истории парламентаризма в нашей стране....
Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"
Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...
Методическая разработка урока развития речи в 7 классе
Урок по рассказу Галины Устровой "Зависть"...
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)
Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...
Методическая разработка урока. Развитие критического мышления. 4 класс
Технология развития критического мышления является оной из современных образовательных технологий, которая способствует формированию УУД обучающихся....
Методическая разработка урока развития речи в 6 классе. Сочинение-рассуждение с последующей оценкой.
В 6 классе на уроках развития речи обучающиеся получают понятие о рассуждении как типе текста и учатся строить свои тексты в данном формате. Данный урок - закрепление темы "сочинение-рассуждение". Взя...
Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»
Урок развития речи в 8 класса (лекция с элементами беседы), направленная на обсуждение явлений, происходящих сегодня в языке....