Методическая разработка урока развития речи в 7 классе
презентация к уроку (7 класс) по теме
Урок по рассказу Галины Устровой "Зависть"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе
Учитель: Ладошина Ирина Борисовна
Тема урока:
Изложение с элементами сочинения по содержанию рассказа Г.Устровой «Зависть» с использованием ИКТ
Цели урока:
- Работа над умением составлять план,
- Развитие памяти, речи учащихся
- Обогащение лексикона учащихся
- Развитие логического мышления
- Воспитание любви к чтению и прошлому нашей Родины
- Умение пользоваться материалами прессы
- Выполнение заповедей человечности , вытекающих из Библии
Оборудование к уроку:
-материалы газеты «Ленинские искры»10.10.1953г(Пять углов) текст рассказа «Зависть»
-Д.С.Лихачев,Раздумья/Сост. И общ. редакция Г.А.Дубровской.- М.:Дет.лит..1991 - 318с, Десять заповедей человечности;
-О зависти, Псково-Печерский листок № 930, 2010г, Псковско-Печорский монастырь.
-В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т. 1.
- Толковый словарь русского языка: В 4 т. — М.: Гос ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ, 1935.
Т. 1. А—Кюрины. — Стб. 902. ;
-сайт Фундаментальной электронной библиотеки www.feb-web.ru
-компьютерная презентация «Всадник , скачущий впереди» А.П. Гайдар
Ход урока
- Чтение текста «Зависть»
- Освоение содержание. Беседа по вопросам:
-К какому стилю относится текст?(художественный)
-Тип речи?(повествование с элементами описания)
-Основная мысль?(см. название рассказа «Зависть»)
-Что такое зависть? Ученики находят определения в толковом словаре В.И. Даля.
Зависть-«досада» по поводу чужого добра, нежелания добра другому, одному лишь себе. Завистью продиктованы самые мерзкие, подлые поступки на земле.
Ученики знакомятся с кратким содержанием брошюры «О зависти» Псково-Печерского монастыря.
«Ничто нас не разделяет и не расторгает как зависть, эта тяжкая болезнь, недостойная прощения и в некотором отношении худшая самого корня зол…..»
-Вспомните пословицы о зависти? ( см. словарь В.И. Даля) «Где счастье - там и зависть!», «Злой плачет от зависти - добрый от радости»
-Какие заповеди человечности нарушила Клава Завьялова, присвоив идею и скопировав шарф? Ученики находят и вспоминают:
-Не укради и не присваивай труда брата своего.
-Уважай мысли и чувства братьев своих.
-Пусть труд и мысли твои будут трудом свободного творца, а не раба.
-Почему Клава Завьялова так хотела получить двухтомник любимого писателя?
(показ выборочных слайдов из презентации «Всадник, скачущий впереди»)
-Каких же людей ненавидел Гайдар?(ответ: холодных, бездушных, равнодушных, черствых, бесчестных). Подберите антонимы(теплых, душевных, отзывчивых, добрых, солнечных, сердечных).
Как вы думаете любимые герои Гайдара помогли Клаве Завьяловой в пробуждении совести?(Да, конечно.)
А какие вы произведения А.П.Гайдара знаете и сейчас узнали ,просмотрев презентацию? Советую прочитать его повесть «Судьба барабанщика» и др. книги.
Простит ли Вера Клаву?
-Какой достойный выход из этой ситуации можно было предложить Клаве Завьяловой ? Ученик предлагает- довязать комплект (шапочку и шарфик с похожим рисунком) и получить приз на двоих.
- Составление плана текста.
- Сообщение о предстоящем конкурсе.
- Первые поделки
- Уникальный шарф, связанный Верой для конкурса
- Странная просьба подруги
- Шарф –двойник
- Достойное поведение Веры Ивановой
- Заслуженная награда
- Пробуждение совести
- Мое отношение к проблеме, поднятой в рассказе Г. Устровой «Зависть»
- Словарная работа: мулинэ, пионервожатая, на поле, усыпанном выпуклыми горошинами, полное собрание сочинений А.П. Гайдара, говорящие фамилии: Клава Завьялова и Вера Иванова.(Фамилия Завьялова указывает на нечестность девочки, а Вера имя, указывающее на веру в доброту и порядочность людей).
- Работа над пункцуацией. Вспомнить, какие знаки препинания ставятся при прямой речи и диалогах.
- Повторное чтение
- Краткий пересказ по частям по плану(с пояснениями учителя)
- Написание изложение с выводами.
Рассказ, написанный более пятидесяти лет назад, очень актуален для нас школьников, живущих в 21 веке, потому что если бы не будем выполнять заповеди человечности, то наша жизнь будет тусклой, мерзкой.
А.П.Гайдар и главная героиня- Вера Иванова заставили по-другому относиться к жизни, дружбе, товарищам Клаву Завьялову. Чем больше мы будем совершать добрых дел, тем наша жизнь будет светлее и радостнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)
Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...
Методическая разработка урока развития речи в 6 классе. Сочинение-рассуждение с последующей оценкой.
В 6 классе на уроках развития речи обучающиеся получают понятие о рассуждении как типе текста и учатся строить свои тексты в данном формате. Данный урок - закрепление темы "сочинение-рассуждение". Взя...
Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»
Урок развития речи в 8 класса (лекция с элементами беседы), направленная на обсуждение явлений, происходящих сегодня в языке....
Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ...
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"...
Методическая разработка урока развития речи в 8 классе "Одна из достопримечательностей нашего города"
Данная методическая разработка урока предназначена для подготовки к написанию сочинения в 8 классе о достопримечательности родного города. Урок составлен в соответствии с ФГОС, имеет технологическую к...
методическая разработка урока развития речи в 8 классе"Сочинение-рассуждение с элементами описания памятника( на примере памятника Николаю 1)
Разработка включает в себя подробный ход урока с действиями учителя и обучающихся с учетом требований ФГОС....