Методическая разработка урока "Развитие парламентаризма в России"
методическая разработка по истории (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_istorii.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока истории
«Развитие парламентаризма в России»
Цели урока:
Образовательные:
-помочь учащимся понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина;
- на основе компетентностного подхода рассмотреть сущность российского парламентаризма;
-обобщить знания учащихся о деятельности дореволюционной российской Государственной Думы;
- актуализировать знания по истории современной России, представления о деятельности российского парламента, значении Конституции в жизни общества;
- определить проблемы местного самоуправления и пути их решения.
Воспитательные:
-воспитание уважения к ценностям демократии;
- формирование активной жизненной позиции, правовой и политической культуры.
Развивающие:
-вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
- развитие интереса к истории государственности и российского парламентаризма.
Используемые технологии: опережающего, проблемного, развивающего, личностно-ориентированного обучения.
Информационно-коммуникативные технологии: презентации учащихся, Диск «История Отечества.20 век»
Оборудование: Конституция РФ; плакаты: «Выборы и власть в Древнем Танаисе», «Казачий круг», «Традиции парламентаризма на Дону»; таблица «Система органов государственной власти РФ». Листки-бюллетени для голосования, урна для голосования.
На урок были приглашены гости: председатель ТИК Верхнедонского района Карташова А.И. и депутат районного собрания депутатов Топольсков В.А.
Класс заранее был поделён на 6 групп. Каждая группа получила опережающее задание-подобрать материал и подготовить презентацию по определённой теме. Подготовиться к защите презентаций.
Ход урока:
1.Оргмомент
2. Вступительное слово учителя.
Наш сегодняшний урок посвящён истории парламентаризма в России. На уроке у нас присутствуют гости: председатель ТИК Карташова Анна Ивановна и депутат районного собрания депутатов Топольсков Владимир Александрович.
3.Постановка проблемного задания
Как вы понимаете смысл высказывания Джона Локка:
«Там, где нет законов, там нет свободы»
На этот вопрос постарайтесь ответить в конце урока.
Вопросы учителя группам.
1.Что такое парламент?
2.Когда и где возник первый парламент?
3.Как связаны понятия «парламент» и «демократия»?
4.Какое древнее поселение на Дону является родиной демократии в нашей стране? (Демонстрация таблицы «Выборы и власть в Древнем Танаисе»)
5.Была ли демократия у донских казаков? (Демонстрация таблицы «Традиции парламентаризма на Дону»)
6.Можно ли считать казачий круг первым парламентом казаков? (Таблица «Казачий круг»)
Учитель: давайте приоткроем занавес истории и посмотрим как шло становление парламентаризма и демократии в нашей стране.
4.Защита презентаций и ответы на вопросы , которые задавали другие группы.
Презентация первой группы «Исторические предпосылки парламентаризма в России»
Вопрос: Как вы считаете, почему в нашей стране не сформировался сразу такой орган власти, как парламент в Англии?
Презентация второй группы «Работа Государственных Дум в дореволюционный период»
Вопрос : Почему Первую Думу в народе называли «Думой народных надежд», Вторую прозвали «Думой обречения», Третью «недостаточной достаточности», а Четвёртую Думу «парадоксом истории»?
Презентация третьей группы «Революция 1917 года и советский период»
Вопрос: Как вы думаете, сохранились основы парламентаризма в советский период?
Презентация четвёртой группы «Возрождение парламентаризма в период перестройки»
Вопрос: Можно ли считать Съезд Народных депутатов 1989 года возрождением парламентаризма?
Презентация пятой группы «Конституционные основы современного парламентаризма»
После просмотра презентации учащиеся работают с Конституцией РФ(ст.94,95) и таблицей «Органы Государственной власти РФ»
Вопросы: Как называется парламент РФ? Что значит представительный и законодательный орган власти?
Презентация шестой группы »Деятельность современных Государственных Дум»
Вопрос: Чем современные Государственные Думы отличаются от дореволюционных?
Учитель. В настоящее время парламентаризм действует на всех уровнях законодательной и представительной власти - федеральном, региональном и местном. С работой местного Собрания депутатов вас познакомит Топольсков В.А.
5.Выступление депутата.
После выступления организуется дискуссия учащихся с депутатом. Заранее объявляется, что авторы наиболее понравившихся вопросов депутату и председателю ТИК будут отмечены призами. Учащиеся задают следующие вопросы:
«Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать депутатом в таком молодом возрасте?»
«Устраивает ли вас организация досуга молодёжи в нашей станице?»
«Главная проблема станицы - строительство моста через реку Дон решена. Какие первоочередные задачи должны быть решены в ближайшее время? » «Будет ли в ближайшее время очищена река Дон?»
«Когда стадион «Верхний дон» будет приведён в надлежащий вид и на нем будут проходить районные соревнования по футболу?»
« Как Вы относитесь к ЕГЭ?»
6.Решение проблемного задания.
Учащиеся высказывают своё мнение о роли законов в жизни общества, и роли парламента в их разработке и принятии.
Внимание учащихся обращается на статью 3 Конституции РФ (на экране и в тексте на столах)
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Учащиеся делают вывод о том, что от каждого из нас зависит будущее страны. Хотя парламент – одно из старейших политических изобретений, потенциал парламентской демократии по-прежнему высок. Наша страна, да и весь мир сталкиваются с все новыми проблемами и вопросами. Без привлечения широких общественных сил эти проблемы решить невозможно. Именно парламентаризм как система государственной власти позволяет гражданам через своих представителей участвовать в решении государственных вопросов. Парламент – это площадка, где может вестись продуктивный диалог между обществом и властью. Можно с уверенностью сказать, что российский парламентаризм, его история, сегодняшний день – это значимая составная часть и общемирового процесса политического развития.
6.Подведение итогов.
Председатель ТИК Карташова А.И. и депутат Топольсков В.А. оценивают работу групп и называют авторов наиболее интересных вопросов.
Карташова А.И. награждает победителей.
Учащиеся высказывают своё мнение об уроке. Проводится своего рода голосование. Они бросают в урну листок, на котором нужно отметить понравился урок или нет.
Домашнее задание: написать эссе на тему « Если бы депутатом выбрали меня»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Электроэнергетика России"
Тема урока: Электроэнергетика Цели: сформировать представление об электроэнергетике России как об авангардной отрасли народного хозяйства страны. Задачи: Обучающая: углубление зна...
Методическая разработка экспериментального урока "Многоликая Россия"
ФГОС диктует нам направление педагогического поиска в целях реализации системно-деятельностного подхода - полидисциплинарность, проектную деятельность, широкое использование ИКТ, приближени...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век9 класс тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...
Методическая разработка урока по теме "Россия в Первой мировой войне"
презентация к уроку...
Методическая разработка "Развитие парламентаризма в России"
Открытый тематический классный час с приглашением гостей.Учитель истории Ромахова А. Г.Тема: «Развитие парламентаризма в России».(К 105-летию начала работы Первой Государственной Думы в Ро...
Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"
В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...
Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).
Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.). На уроке предполагается изучение нового м...