Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Кольцова Наталия Николаевна

Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отрабатывают умение использовать их в сочинении по картине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района  Санкт-Петербурга

Конспект урока развития речи в 5 классе

по теме «Сочинение по картине

А.А.Пластова «Летом»

Автор работы:

учитель русского языка и литературы

Кольцова Наталия Николаевна

г. Санкт - Петербург

2012 г.

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе

Тема: «Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом»(2 часа)

Тип урока: развитие речи

Цель:

- написание творческой работы

- развитие речи учащихся

Задачи:

-познакомить с творчеством художника А.А.Пластова

- сформировать умение собирать материал для написания сочинения по картине

-выработать навык структурировать собранный материал

-отработать умение грамотно формулировать свои мысли в устной и письменной форме

- развить творческие и  коммуникативные способности учащихся

- закрепить знания о средствах художественной выразительности

Оборудование:

-проектор и интерактивная доска

-толковый, этимологический, фразеологический и орфографический  словари

-презентация

-ПК

-рабочие тетради

-учебник  Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др.  «Русский язык. 5 класс»

План урока:

№ п/п

 Этап урока

Время

1.

Орг.момент.

2 мин

2.

Формулировка цели и задач урока

3 мин

3.

Работа по теме

40 мин

1)

Слово об авторе картины

 

2)

Работа над названием картины

3)

Анализ содержания картины

4)

Работа над цветовым решением картины

5)

Сбор материала к сочинению

6)

Композиция сочинения

4.

Самостоятельная работа учащихся над черновиком сочинения и чистовиком сочинения

40 мин

5.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

3 мин

6.

Домашнее задание

1 мин

7.

Орг.конец

1 мин

Ход урока:

№ п/п,

 этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

1.Орг.момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку: наличие учебника, тетради для творческих работ и рабочей тетради, ручки, дневника

Готовятся к уроку, приводят в порядок рабочие места настраиваются на работу

2. Формули

ровка цели и задач урока

Объявление темы, цели и задач урока

-Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине А.А.Пластова «Летом».

-Оформите рабочие тетради для работы на уроке: запишите дату и тему урока

Записывают в тетрадь:

17 сентября

Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова «Летом»

3. Работа по теме. 

   1) Слово об  авторе картины

-Что вы знаете об авторе картины?( слайд 2))

-Какие картины этого художника вам ещё известны?(слайды 3-5 )

-сообщают, если знают

-сообщают, если знают

  2) Работа над названием картины

Обратимся к названию картины – «Летом»

-Что бы вы изобразили картине с таким названием? Составьте ассоциативный ряд к  слову «лето»

Прочитайте, что у вас получилось

-Какие краски вы бы использовали?

Записывают ассоциативный ряд:

Лето: солнце, тепло, радость, каникулы, лес, ягоды, грибы, цветы, отдых и т.д.

читают написанное

отвечают: яркие, светлые, сочные, зелёную и т.д

  3) Анализ содержания

картины

Посмотрим, что и как художник изобразил на картине. Откройте учебник на стр.288 и рассмотрите репродукцию с картины.

-Что изобразил Пластов на картине? Перечислите объекты

-Как расположены они относительно центра картины и друг друга?

Составим список слов, обозначающих пространственные отношения

перечисляют: берёзы, поляна, лес, девочка, женщина, собака, корзина, ведро, кувшин и т.д.

-отвечают

Записывают в тетрадь:

Пространственные отношения: в центре, на заднем плане, слева, справа, рядом, около, сзади, поодаль, невдалеке, перед, в правом верхнем углу картины, в левом верхнем углу картины, в правом нижнем углу картины, в левом нижнем углу картины

  4) Работа над цветовым решением картины

-Какие цвета доминируют в картине?

называют: яркие, сочные, зелёный цвет разных оттенков

  5) Сбор материала к сочинению

Рассмотрим каждый объект в отдельности и соберём материал к сочинению

С чего начнём?

-Как по-другому называется описание природы?

-Какие объекты природы изображены на картине?

-Что вы можете о них сказать?(слайд 6)

-Какие средства художественной выразительности вы можете использовать при их описании?

-Что будем рассматривать дальше?

Что вы можете сказать о них?(слайд 7)

-А теперь опишем изображённую на картине собаку (слайд 8)

-Что осталось описать для полноты картины?

-Какие слова и выражения мы можем использовать для их описания?

(слайд 9)

-Каким чувством проникнута картина?

-Какие слова будете использовать, представляю работу художника? Подберите синонимы к слову «нарисовал» (обратимся за помощью к словарю синонимов)

-с фона: природы

-пейзаж

-называют: поляна в лесу, берёзы, трава, пень

-отвечают  и записывают в тетрадь:

Поляна в лесу: солнечная, с густой высокой травой, с пёстрыми ароматными цветами

Берёзы: высокие, стройные, как девушки, белоствольные, на одной содрана кора, с нежными, трепещущими листочками, от одной остался только пень

-людей

-отвечают и записывают:

Девочка: сидит на траве, вытянув босые ноги,  обирает ягоды с веточки в кружку, в белом платье, красной косынке(платке), тёмные волосы выбились из-под платка

Женщина: уставшая, лежит положив под голову руки, в тёмном платье, синем платке, скрывающем лицо, в коричневом переднике, вероятно, мать девочки

-описывают(слайд 9)

Собака: дворняжка, серо-коричневая, лежит, вытянувшись и положив моду на лапы, прикрыв от усталости глаза

-предметы: корзину, ведро, кувшин

-отвечают и записывают:

Корзина: плетёная, светлая, большая, до верху наполнена грибами: маслятами, груздями

Ведро: чёрное, железное с тонкой ручкой , доверху наполненное белыми грибами и подосиновиками

Кувшин: высокий, глиняный, с узким горлышком, с ягодами (вероятно, брусника)

- отвечают: тёплым, светлым, умилением

-отвечают: нарисовал

-записывают в тетрадь:

Нарисовал: изобразил, написал, отобразил и т.д.

  6) Композиция сочинения

А теперь поговорим о требования к структуре сочинения

-С чего вы начнёте писать сочинение?

-Придумайте варианты вступления, запишите в тетрадь

-Прочитайте написанное

-Что дальше предстоит вам в работе? Сколько абзацев может быть в основной части сочинения? От чего это зависит?

-Чем закончите свою работу?

Обратите внимание на обязательные композиционные элементы сочинения! (слайд 10)

-Сколько абзацев должно быть в вашей творческой работе, как минимум?

-с вступления

-самостоятельно придумывают вступление

-читают свои варианты и редактируют

-описание картины

-высказывают свои предположения

- выскажем своё отношение к картине, свои впечатления

-три

4. Самостоят. работа учащихся

Сейчас вы самостоятельно работаете над созданием чернового варианта сочинения – описания по картине А.А.Пластова «Летом»

-Кто хочет почитать свои работы?

-Помните, что работа будет оценена не только с содержательной стороны, но и с точки зрения вашей грамотности, поэтому обязательно обращайтесь в случае затруднений к орфографическому словарю (словари лежат на каждой парте)

Приступайте к переписыванию сочинения в тетрадь для творческих работ. Оформите запись: дата, тема.

Пишите аккуратно чётким разборчивым почерком.

работают самостоятельно в рабочей тетради, используя собранный материал

- 2-3 учащихся читают, другие помогают редактировать текст

записывают в тетрадь:

17 сентября

Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом»

Работают над чистовым вариантом сочинения

5. Подвед. итогов урока. Рефлексия.

Итак, какую работу мы с вами сегодня провели?

-Что нового вы узнали?

-Что вызвало затруднение?

-Что вам легко удавалось?

-собрали материал для написания картины и письменно её описали

-отвечают

6. Домашнее задание

Поскольку сегодня на уроке вы очень много работали письменно, письменного домашнего задания я вам не задаю.

А устное задание будет таким: придумайте историю, эпизод которой изображён на картине.(слайд 11)

-Кому не понятно задание?

записывают домашнее задание

-сообщаю

7.Орг.конец

Сбор тетрадей. Прощание с учащимися.

Собирают вещи, прощаются и покидают кабинет

Литература

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник .– М.: Русский язык - Медиа, 2005. - 568с.
  2. Лапатухин М.С.Толковый словарь. - М.: Просвещение, 1981.- 463с.
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь. – М.: Азъ, 1992.
  4. Шанский Н.М. Школьный  фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний . - М.: Дрофа, 2004. – 368с.
  5. Лопатин В.В. Русский орфографический словарь. — М.: Просвещение,  2004. — 960 с.
  6. Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2010. – 316с.
  7. http://yandex.ru/yandsearch-иллюстрации
  8. http://www.artariya.ru/blog/reprodukcii-kartin-plastova/ - иллюстрации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

Методическая разработка урока развития речи в 7 классе

Урок по рассказу Галины Устровой "Зависть"...

Методическая разработка урока развития речи в 6 классе. Сочинение-рассуждение с последующей оценкой.

В 6 классе на уроках развития речи обучающиеся получают понятие о рассуждении как типе текста и учатся строить свои тексты в данном формате. Данный урок - закрепление темы "сочинение-рассуждение". Взя...

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

Урок развития речи в 8 класса (лекция с элементами беседы), направленная на обсуждение явлений, происходящих сегодня в языке....

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ...

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"...

Методическая разработка урока развития речи. Сочинение-описание картины И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы».

Предлагаемый урок развития речи в 5 классе позволяет продолжить работу по обучению написания сочинения на основе картины Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская. Хлебы».  Различные ф...