Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отрабатывают умение использовать их в сочинении по картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока и презентация) | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга
Конспект урока развития речи в 5 классе
по теме «Сочинение по картине
А.А.Пластова «Летом»
Автор работы:
учитель русского языка и литературы
Кольцова Наталия Николаевна
г. Санкт - Петербург
2012 г.
Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе
Тема: «Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом»(2 часа)
Тип урока: развитие речи
Цель:
- написание творческой работы
- развитие речи учащихся
Задачи:
-познакомить с творчеством художника А.А.Пластова
- сформировать умение собирать материал для написания сочинения по картине
-выработать навык структурировать собранный материал
-отработать умение грамотно формулировать свои мысли в устной и письменной форме
- развить творческие и коммуникативные способности учащихся
- закрепить знания о средствах художественной выразительности
Оборудование:
-проектор и интерактивная доска
-толковый, этимологический, фразеологический и орфографический словари
-презентация
-ПК
-рабочие тетради
-учебник Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 5 класс»
План урока:
№ п/п | Этап урока | Время |
1. | Орг.момент. | 2 мин |
2. | Формулировка цели и задач урока | 3 мин |
3. | Работа по теме | 40 мин |
1) | Слово об авторе картины |
|
2) | Работа над названием картины | |
3) | Анализ содержания картины | |
4) | Работа над цветовым решением картины | |
5) | Сбор материала к сочинению | |
6) | Композиция сочинения | |
4. | Самостоятельная работа учащихся над черновиком сочинения и чистовиком сочинения | 40 мин |
5. | Подведение итогов урока. Рефлексия. | 3 мин |
6. | Домашнее задание | 1 мин |
7. | Орг.конец | 1 мин |
Ход урока:
№ п/п, этап урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1.Орг.момент | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку: наличие учебника, тетради для творческих работ и рабочей тетради, ручки, дневника | Готовятся к уроку, приводят в порядок рабочие места настраиваются на работу |
2. Формули ровка цели и задач урока | Объявление темы, цели и задач урока -Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине А.А.Пластова «Летом». -Оформите рабочие тетради для работы на уроке: запишите дату и тему урока | Записывают в тетрадь: 17 сентября Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова «Летом» |
3. Работа по теме. 1) Слово об авторе картины | -Что вы знаете об авторе картины?( слайд 2)) -Какие картины этого художника вам ещё известны?(слайды 3-5 ) | -сообщают, если знают -сообщают, если знают |
2) Работа над названием картины | Обратимся к названию картины – «Летом» -Что бы вы изобразили картине с таким названием? Составьте ассоциативный ряд к слову «лето» Прочитайте, что у вас получилось -Какие краски вы бы использовали? | Записывают ассоциативный ряд: Лето: солнце, тепло, радость, каникулы, лес, ягоды, грибы, цветы, отдых и т.д. читают написанное отвечают: яркие, светлые, сочные, зелёную и т.д |
3) Анализ содержания картины | Посмотрим, что и как художник изобразил на картине. Откройте учебник на стр.288 и рассмотрите репродукцию с картины. -Что изобразил Пластов на картине? Перечислите объекты -Как расположены они относительно центра картины и друг друга? Составим список слов, обозначающих пространственные отношения | перечисляют: берёзы, поляна, лес, девочка, женщина, собака, корзина, ведро, кувшин и т.д. -отвечают Записывают в тетрадь: Пространственные отношения: в центре, на заднем плане, слева, справа, рядом, около, сзади, поодаль, невдалеке, перед, в правом верхнем углу картины, в левом верхнем углу картины, в правом нижнем углу картины, в левом нижнем углу картины |
4) Работа над цветовым решением картины | -Какие цвета доминируют в картине? | называют: яркие, сочные, зелёный цвет разных оттенков |
5) Сбор материала к сочинению | Рассмотрим каждый объект в отдельности и соберём материал к сочинению С чего начнём? -Как по-другому называется описание природы? -Какие объекты природы изображены на картине? -Что вы можете о них сказать?(слайд 6) -Какие средства художественной выразительности вы можете использовать при их описании? -Что будем рассматривать дальше? Что вы можете сказать о них?(слайд 7) -А теперь опишем изображённую на картине собаку (слайд 8) -Что осталось описать для полноты картины? -Какие слова и выражения мы можем использовать для их описания? (слайд 9) -Каким чувством проникнута картина? -Какие слова будете использовать, представляю работу художника? Подберите синонимы к слову «нарисовал» (обратимся за помощью к словарю синонимов) | -с фона: природы -пейзаж -называют: поляна в лесу, берёзы, трава, пень -отвечают и записывают в тетрадь: Поляна в лесу: солнечная, с густой высокой травой, с пёстрыми ароматными цветами Берёзы: высокие, стройные, как девушки, белоствольные, на одной содрана кора, с нежными, трепещущими листочками, от одной остался только пень -людей -отвечают и записывают: Девочка: сидит на траве, вытянув босые ноги, обирает ягоды с веточки в кружку, в белом платье, красной косынке(платке), тёмные волосы выбились из-под платка Женщина: уставшая, лежит положив под голову руки, в тёмном платье, синем платке, скрывающем лицо, в коричневом переднике, вероятно, мать девочки -описывают(слайд 9) Собака: дворняжка, серо-коричневая, лежит, вытянувшись и положив моду на лапы, прикрыв от усталости глаза -предметы: корзину, ведро, кувшин -отвечают и записывают: Корзина: плетёная, светлая, большая, до верху наполнена грибами: маслятами, груздями Ведро: чёрное, железное с тонкой ручкой , доверху наполненное белыми грибами и подосиновиками Кувшин: высокий, глиняный, с узким горлышком, с ягодами (вероятно, брусника) - отвечают: тёплым, светлым, умилением -отвечают: нарисовал -записывают в тетрадь: Нарисовал: изобразил, написал, отобразил и т.д. |
6) Композиция сочинения | А теперь поговорим о требования к структуре сочинения -С чего вы начнёте писать сочинение? -Придумайте варианты вступления, запишите в тетрадь -Прочитайте написанное -Что дальше предстоит вам в работе? Сколько абзацев может быть в основной части сочинения? От чего это зависит? -Чем закончите свою работу? Обратите внимание на обязательные композиционные элементы сочинения! (слайд 10) -Сколько абзацев должно быть в вашей творческой работе, как минимум? | -с вступления -самостоятельно придумывают вступление -читают свои варианты и редактируют -описание картины -высказывают свои предположения - выскажем своё отношение к картине, свои впечатления -три |
4. Самостоят. работа учащихся | Сейчас вы самостоятельно работаете над созданием чернового варианта сочинения – описания по картине А.А.Пластова «Летом» -Кто хочет почитать свои работы? -Помните, что работа будет оценена не только с содержательной стороны, но и с точки зрения вашей грамотности, поэтому обязательно обращайтесь в случае затруднений к орфографическому словарю (словари лежат на каждой парте) Приступайте к переписыванию сочинения в тетрадь для творческих работ. Оформите запись: дата, тема. Пишите аккуратно чётким разборчивым почерком. | работают самостоятельно в рабочей тетради, используя собранный материал - 2-3 учащихся читают, другие помогают редактировать текст записывают в тетрадь: 17 сентября Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом» Работают над чистовым вариантом сочинения |
5. Подвед. итогов урока. Рефлексия. | Итак, какую работу мы с вами сегодня провели? -Что нового вы узнали? -Что вызвало затруднение? -Что вам легко удавалось? | -собрали материал для написания картины и письменно её описали -отвечают |
6. Домашнее задание | Поскольку сегодня на уроке вы очень много работали письменно, письменного домашнего задания я вам не задаю. А устное задание будет таким: придумайте историю, эпизод которой изображён на картине.(слайд 11) -Кому не понятно задание? | записывают домашнее задание -сообщаю |
7.Орг.конец | Сбор тетрадей. Прощание с учащимися. | Собирают вещи, прощаются и покидают кабинет |
Литература
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник .– М.: Русский язык - Медиа, 2005. - 568с.
- Лапатухин М.С.Толковый словарь. - М.: Просвещение, 1981.- 463с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь. – М.: Азъ, 1992.
- Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний . - М.: Дрофа, 2004. – 368с.
- Лопатин В.В. Русский орфографический словарь. — М.: Просвещение, 2004. — 960 с.
- Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2010. – 316с.
- http://yandex.ru/yandsearch-иллюстрации
- http://www.artariya.ru/blog/reprodukcii-kartin-plastova/ - иллюстрации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"
Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...
Методическая разработка урока развития речи в 7 классе
Урок по рассказу Галины Устровой "Зависть"...
Методическая разработка урока развития речи в 6 классе. Сочинение-рассуждение с последующей оценкой.
В 6 классе на уроках развития речи обучающиеся получают понятие о рассуждении как типе текста и учатся строить свои тексты в данном формате. Данный урок - закрепление темы "сочинение-рассуждение". Взя...
Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»
Урок развития речи в 8 класса (лекция с элементами беседы), направленная на обсуждение явлений, происходящих сегодня в языке....
Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ...
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе "Слова вежливости"...
Методическая разработка урока развития речи. Сочинение-описание картины И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы».
Предлагаемый урок развития речи в 5 классе позволяет продолжить работу по обучению написания сочинения на основе картины Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская. Хлебы». Различные ф...