Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя числительное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок является вводным в разделе «Имя числительное» УМК для 6 класса М.М. Разумовской и П.А. Леканта. Программа реализуется с помощью учебника: Русский язык 6 кл. : учебник / под ред.М.М. Разумовская, П.А. Леканта.
Цели урока:
Образовательные: знакомство с понятиями «имя числительное», «количественные и порядковые числительные», общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью числительных, ролью числительных в речи; формирование умения распознавать имена числительные в тексте и использовать имена числительные в своей речи, различать количественные и порядковые числительные.
Развивающие: формирование умения эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; развитие познавательного интереса к научным текстам как явлениям языка и речи; умения узнавать и характеризовать языковые явления, процессы и связи на материале целостного текста; формирование читательской грамотности.
Воспитательные: формирование познавательной мотивации изучения языка и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока русского я0зыка 6 класс | 252.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя числительное как часть речи» |
Моисеева Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы. |
Пояснительная записка
Урок является вводным в разделе «Имя числительное» УМК для 6 класса М.М. Разумовской и П.А. Леканта. Программа реализуется с помощью учебника: Русский язык 6 кл. : учебник / под ред.М.М. Разумовская, П.А. Леканта.
Цели урока:
Образовательные: знакомство с понятиями «имя числительное», «количественные и порядковые числительные», общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью числительных, ролью числительных в речи; формирование умения распознавать имена числительные в тексте и использовать имена числительные в своей речи, различать количественные и порядковые числительные.
Развивающие: формирование умения эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; развитие познавательного интереса к научным текстам как явлениям языка и речи; умения узнавать и характеризовать языковые явления, процессы и связи на материале целостного текста; формирование читательской грамотности.
Воспитательные: формирование познавательной мотивации изучения языка и речи.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Тип урока: вводный урок знакомства с новой частью речи - имя числительное
Формы организации урока: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: демонстрационные плакаты-схемы (система частей речи, части речи), демонстрационные карточки со словарными словами: за рубежом, остричь под нУль, начинать с нУля, свести к нУлю, нОль внимания, нОль без палочки, нОль-нОль); презентация с текстом («деформированный и эталонный), раздаточный дидактический материал – бланк редакционного задания; компьютеры с доступом в Интернет;
Структура урока:
- Организационный момент. Познавательная мотивация.
- Актуализация. Постановка задач урока, сообщение темы.
- Изучение нового материала.
- Применение полученных знаний. Творческая работа.
- Итоги урока. Рефлексия.
Ход урока:
1)Организационный момент. Познавательная мотивация. Анализ текста.
Учитель: Добрый день, ребята. Наш урок сегодня я бы хотела начать с притчи об Ученике и Мастере.
Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошёл к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил в сторону. «Почему ты отобрал у меня вторую стрелу? – удивился Ученик. Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую: она всё равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть ещё одна попытка».
«Так вот почему человеку даётся только одна жизнь», - подумал Ученик.
Учитель: А как вы поняли, почему Мастер отобрал у ученика одну стрелу?
Ученик: Мастер оставил ученику только одну стрелу, чтобы ученик старался и попал в цель с первого раза.
Учитель: Попробуйте продолжить мысль Ученика «Человеку даётся только одна жизнь, чтобы….»
Ученик: Человеку дается одна жизнь, чтобы он старался совершать только добрые поступки, чтобы считал каждый день важным и относился к своим делам и мыслям ответственно.
Учитель: Как мы можем соотнести эту притчу со школьной жизнью?
Ученик: Нужно стараться не допускать ошибок, выполнять все необходимое и не откладывать важные дела на потом.
Учитель: Подумайте, какой вариант заголовка в большей степени подходит для этого текста: «Две стрелы», «Первая стрела», «Вторая стрела».
Ученик: Заголовок «Вторая стрела» не подходит, потому что ее забрал мастер и говорить не о чём. Заголовок «Две стрелы» выражает тему этого текста, но более удачным можно назвать заголовок «Первая стрела», потому что в нем отражена главная мысль – одна, первая, стрела неповторима ,как жизнь, и нужно очень стараться для достижения хорошего результата.
2)Постановка задач урока. Актуализация. Грамматические задания. Беседа. Словарная работа. Попутное повторение. Языковые разборы. Дифференцированные задания.
Учитель: запишите предложенные заголовки в тетрадь как словосочетания, определите главное и зависимое слово и укажите, какая это часть речи: первая стрела, вторая стрела, две стрелы.
Ученики: В словосочетании первая стрела главное слово стрела, имя существительное, зависимое слово первая – имя числительное.
В словосочетании вторая стрела главное слово стрела, имя существительное, зависимое слово вторая – имя числительное.
В словосочетании две стрелы главное слово стрела, имя существительное, зависимое слово две – имя числительное.
Учитель: что вам известно об имени существительном? Что обозначает эта часть речи? Каковы морфологические признаки существительных? Каким членом предложения может быть?
Ученик: имя существительное обозначает предмет, бывает мужского, женского и среднего рода, 1,2 и 3 склонения, изменяется по числам и падежам. В предложении могут быть подлежащим, обстоятельством, дополнением.
Учитель: а что вы знаете об имени числительном? Что обозначает эта часть речи? Каковы морфологические признаки числительных? Каким членом предложения является?
Ученик: числительные изменяются по числам, родам, падежам. ….
Учитель: рассказать о числительном вам сложно, потому что эту часть речи мы ещё не изучали. На сегодняшнем уроке мы начнем работу по теме «Имя числительное как часть речи». Пожалуйста, сформулируйте задачи, которые будут стоять перед нами. Что мы должны знать и уметь?
Ученики: Мы должны узнать грамматическое значение имени числительного, морфологические признаки имени числительного, должны научиться определять синтаксическую роль, делать морфологический разбор числительных и грамотно писать слова этой части речи.
Учитель: запишите предложение из услышанной притчи: Ученик подошел к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы.
Учитель: Понятно ли слово «рубеж»? Какие синонимы мы можем подобрать? (граница) В современном языке активно используется слово за рубежом. Это наречие, которое пишется раздельно. Прошу обратить на это внимание и запомнить.
Учитель: Задание по этому предложению дифференцированное. Более сложное (для отличников и ударников) – синтаксический разбор предложения. Всем остальным – указать над каждым словом часть речи. Через три минуты проверяем по эталону.
Учитель: следующее задание - статистический диктант. Напоминаю, что мы цифрами записываем ответ на вопрос по записанному предложению. Сколько существительных в предложении? (5) Какого спряжения глагол? (1) Сколько звуков в деепричастии? (4) Поскольку мы с вами начали работу с числительными, запишите эти числа словами и прочитайте для проверки.
3)Изучение нового материала. Самостоятельная работа с учебником. Работа в парах по лингвистическому тексту.
Учитель: прошу с помощью схематического изображения на плакате вспомнить, какие части речи есть в русском языке. На какие группы они делятся? Назовите служебные части речи. Назовите самостоятельные части речи. Почему они так называются?
Учитель: давайте познакомимся с материалом учебника. Откройте параграф 49. Как называется параграф?
Ученик: Что обозначает имя числительное?
Учитель: Пожалуйста, прочитайте теоретический материал на стр. 239-240 и подготовьте ответ на вопрос, вынесенный в заглавие параграфа.
Ученик: Имя числительное обозначает число, которое используется при счете, указывает количество предметов и обозначает порядок предметов при счёте.
Учитель: Как вы считаете, почему теоретический материал разделен на три части? Прошу в паре задать вопрос своему товарищу по одной из части и прослушать его ответ. Время на работу – 5 минут.
Учитель: Подытожим, какое значение имеет числительное как часть речи? На какие вопросы отвечает?
Следующий блок теоретического материала на странице 240. Прошу познакомиться и карандашом отметить тот материал, который вам встретился впервые. Зачитайте.
Ученик (читает): Имена числительные делятся на количественные и порядковые. Количественные числительные изменяются по падежам, порядковые числительные изменяются по падежам, родам и числам. Количественные числительные могут быть любым членом предложения. Сочетание числительного с существительным рассматривается как один член предложения. Порядковые числительные обычно являются определением.
4)Применение полученных знаний. Словарная работа. Индивидуальные задания. Выборочное осложненное списывание. Творческая работа «Прогноз погоды для радио». Самостоятельная работа в группе. Использование Интернет- ресурса.
Учитель: несмотря на то, что слов, обозначающих числа не так уж и много, имена числительные очень часто встречаются в нашей речи. Пожалуйста, вспомните, какие числительные мы используем в магазине? у врача? на уроке?
Учитель: прочитайте текст на слайде. Что это такое? Где мы его можем встретить? Какова его цель? Какой это тип и стиль речи? Объясните постановку знаков препинания. Сосчитайте, сколько здесь числительных. Какие из них являются количественными, а какие порядковыми?
Сегодня, 1 марта, на территории Татарстана сохранится теплая облачная погода, сообщает Гидрометцентр. Температура воздуха составит от -1 до +4 градусов, местами вероятны небольшие осадки в виде мокрого снега и мороси. Также возможны туманы и гололедица. С юга будет дуть ветер скоростью 5-10 метров в секунду.
В Казани вероятность осадков составляет 45%, воздух прогреется до 2 градусов выше 0.
Учитель: Перед вами текст, где много цифр, которые нужно будет записать словами, используя числительные. Записываете числительные в словосочетаниях, вместе с теми словами, к которым они относятся. По окончании взаимопроверка по эталону.
Учитель: Обратите внимание на правописание слова «ноль/нуль», где допустимы оба варианта. Однако в определенных фразеологических оборотах слово «но/уль» пишется по–разному. Запомните. Когда говорят: остричь под нУль, начинать с нУля, свести к нУлю? Когда говорят: нОль внимания, нОль без палочки, нОль-нОль.
Учитель: индивидуальные задания по карточкам – рассказать о словах морось и гололедица.
Учитель: Метеорологическая служба в России появилась только в 1834 году. Как вы думаете, как раньше обходились без прогнозов погоды? А кто может сказать, на основании чего в наше время делается прогноз погоды? А как вы считаете, какие знания, школьные предметы важны для специалистов Гидрометцентра?
Учитель: А следующее задание позволит включить числительные в нашу собственную речь. Откуда вы узнаете прогноз погоды?
Ученики: Из телевизионных программ, по радио, в Интернете.
Учитель: На сайтах в Интернете чаще всего погода характеризуется с помощью таблиц, где используются символы, значки и цифры. (Сайт в Интернете «Яндекс. Погода» - слайд). А представьте, что вы работаете на радиостанции и вам нужно подготовить прогноз погоды для радиослушателей. Работаем в творческих группах – редактор и ведущий. Запишите текст прогноза на специальных бланках Редакционного задания, укажите свои роли, название радиостанции. Каждая группа готовит прогноз на разные дата используя таблицы с сайта «Яндекс. Погода». Время на подготовку – 5 минут. После оформления бланков заданий ведущий прочитает полученный текст.
//Альтернативное задание упр. 577
5) Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Итак, вспомним, что было на уроке; оценим, что показалось сложным; сравним с предыдущими уроками - что оказалось новым.
Учитель: А в завершении я попрошу вас на листах редакционных заданий с помощью всем известных символов: солнышка и тучки - оценить ваше настроение по окончанию урока. Дома нужно будет перечитать теоретический материал параграфа 49 и письменно выполнить упражнение 591, постараться запомнить правописание числительных, которые вы будете распределять по группам- количественные и порядковые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....
Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий "Имя числительное как часть речи" в 6 классе
Автор делится опытом своей работы по применению новых педтехнологий на уроке русского языка...
Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"
Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...
Обобщающий урок русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"
Урок построен по технологии встречных усилий на уроках русского языка...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"
Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....
Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя числительное как часть речи. Повторение".
Данный урок апробирован, представлен в качестве конкурсного материала на муниципальном этапе конкурса "Педагог года-2017". Задания включают в себя разнообразные формы и методы повторения материала по ...