Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий "Имя числительное как часть речи" в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

 Автор делится опытом своей работы по применению новых педтехнологий на уроке русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_dada.docx57.57 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

Цель:

  • предметные: ознакомить учащихся с именем числительным как частью речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении); сформировать понятие об имени числительном;выработать умение находить числительные в текстах, различать количественные числительные и порядковые; различать количественные числительные и однокоренные слова других частей речи;
  • метапредметные: развитие познавательных способностей и инициативы обучающих;
  • личностные: воспитание положительного отношения к знаниям; способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию, приобщение детей к здоровому образу жизни.

Оборудование: иллюстративный и раздаточный материал, сигнальные карточки (для каждого ученика), запись на доске, свисток.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Подготовка учащихся к работе на занятии

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

  1. Слово учителя

— Дорогие ребята, сегодня мы с вами будем готовиться к Олимпийским играм. Сначала давайте отметим дату нашей работы. (Дети в тетрадях записывают число.) Для того чтобы удача была с нами, выберем талисман наших Игр. (Учитель демонстрирует изображения талисманов, дети мотивируют свой выбор.)

  1. Словарная работа

Талисман — предмет, который, по суеверным представлениям, приносит счастье, удачу. Служит также оберегом _

  1. ЭТАП ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

1.Беседа

Учитель. Мы с вами у ворот базы подготовки к Олимпийским играм. Чтобы туда попасть, необходимо ответить на несколько вопросов.

  • Когда и где прошли первые Олимпийские игры нового времени? (В Греции, в 1896 г.)
  • В каком году, в каком составе и в какой город поехала на Олимпийские игры первая российская команда? (В 1908 г., 8 спортсменов, в Лондон.)
  • Сколько колец на олимпийском знамени? (На олимпийском знамени 5 колец.)
  • В каком году Олимпийские игры проводились в СССР? (В 1980 г.)
  • Какими по счёту были эти игры? (XXII летние Олимпийские игры.)
  • Что являлось талисманом Х5Ц1 летних Олимпийских игр? (Медвежонок Миша)
  • Какова длина марафонской дистанции? (42 км 195 м)
  • Какая часть речи помогла нам дать ответы на вопросы? (Имя числительное)

(Учащиеся записывают тему урока.)

  1. Обобщение знаний
  • На какие вопросы отвечают числительные? (Сколько? Какой?)
  • Что обозначают числительные? (Число и количество)
  • Какие особенности данной части речи отражены в термине «имя числительное»? («Именует», называет число.)
  1. Рассказ подготовленного учащегосяо происхождении названия «имя числительное»

Учитель. Мы ответили на поставленные вопросы и получили пропуск на базу подготовки к Олимпийским играм. Нас встречает Олимпионик. Он нам расскажет о названии имени числительного.

Олимпионик. Название «числительное» является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других частей речи (существительного и прилагательного.) По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Наиболее употребительными являются числительные один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, девять. Имя числительное — уникальная часть речи. Все числительные можно назвать, их чуть больше 50.

Начиная с 11 и кончая 39, числительные имеют часть слова -дцать. -Дцать произошло от древнерусского «десять». В результате фонетических изменений получилось, например, один на дцать — одиннадцать.

  1. Беседа
  • Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос сколько? какой?
  • Какая еще часть речи отвечает на вопрос какой?
  • Чем различаются эти части речи?
  • На какие разряды можно разделить числительные?

  1. Сообщение подготовленного учащегося об истории талисманов

Учащийся. Интересно, что изначально символами Олимпийских игр были только эмблема (пять переплетённых колец) и олимпийский огонь. Понятие «олимпийский талисман» официально было утверждено на 73-й сессии Международного олимпийского комитета, проходившей в Мюнхене (Германия) летом 1972 г. Существует несколько версий того, кто же стал первым талисманом Олимпийских игр. Большинство специалистов сходится во мнении, что история милых символов Игр начинается в 1968 г.

{Раздаётся свисток судьи.)

Учитель. Что случилось?

Учащийся. К нам на спортивную базу пробрался двоечник. Он утверждает, что каждый шестиклассник знает, что первым олимпийским талисманом был стилизованный лыжник Шюсс — игрушка, созданная для зимних Олимпийских игр 1968 г. в Гренобле (Франция). Зимние Олимпийские игры 1972 г. в Саппоро (Япония) не имели своего талисмана. На летних Играх того же года в Мюнхене (Германия) талисманом стала такса Вальди. Именно с неё начинается традиция официальных талисманов Олимпийских игр.

(Учитель демонстрирует иллюстрации или слайды с изображением талисманов.)

Учитель. Но почему свистел судья?

  1. Самостоятельная работа (в парах)

Учитель. Судья утверждает, что слова двоечник и шестиклассник не прошли фейс-контроль. Это не числительные, хотя и имеют числовое значение. Давайте разберёмся в ситуации.

  • Как отличить имена числительные от слов с количественным значением, относящихся к другим частям речи?
  • Определите лишние слова. Какие слова являются числительными?

(См. приложение № 1.)

• Два спортсмена

• Двое на трассе

• Двоюродный

• Двойка

• Двойник чемпиона

• Тройной тулуп

• Пятак

• Пятый в заплыве

• Пятиклассник

• Пять олимпийских колец

• Три фигуристки

• Утроить результат

  1. Музыкальная пауза

(Под музыку из мультфильма «Мадагаскар» дети произвольно ритмично двигаются.)

  1. Тренажёрный зал

Учитель. Продолжаем знакомство с числительными. Заходим в тренажёрный зал. На электронном табло читаем: «26 февраля 2011 года мы всей страной выбрали 5 талисманов Игр “Сочи- 2014”».

Задание

  • Просклоняйте числительные пять, пятый.
  • Как изменяют числительные? (По падежам.)

С заданием мы справились, значит, идём на следующую дистанцию.

  1. В пресс-центре спортивной базы:работа с текстом

Учитель. XIX Олимпийские зимние игры в Сочи получили свои символы — впервые в истории движения их выбирала вся страна! По результатам голосования было принято решение, что победителями конкурса по олимпийскому принципу станут вошедшие в первую тройку при народном голосовании. Эти персонажи — выбор всей нашей страны. Это Белый мишка, Зайка и Леопард. Они уже стали частью истории мирового Олимпийского движения.

Задание. Прочитайте текст. Укажите имя числительное и слово другой части речи, содержащее число.

  1. Редактирование

Учитель. Редакторы пресс-центра получили информацию от журналистов. Её необходимо обработать, определить, какими членами предложения являются числительные.

(У доски учащиеся по одному записывают предложения, определяют синтаксическую функцию числительного.)

1. Три и два — пять символов Олимпийских игр в Сочи. 2. 26 февраля 2011 года всей страной были выбрали талисманы Олимпийских игр в Сочи. 3. Процедура выборов талисмана транслировалась по Первому каналу.

  • Какова же роль числительных в предложении?

  1. Выполнение упражнений для глаз

        (см. Приложение № 2)

  1. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

  1. Тренажёр «Мозговой штурм»

Учитель. Занятия на олимпийской спортивной базе подходят к концу. Пройдите испытание на тренажёрах.

  • Что такое числительное?
  • На какие разряды делят числительные?
  • Как изменяются числительные?
  • Какими членами предложения могут быть числительные?
  1. Выполнение теста (раздаточный материал) Тест
  1. Укажите фразу, в которой отсутствует имя числительное:

а)        пять олимпийских колец;

б)        пятеро теннисистов;

в)        пятак;

г)        пятый на дистанции.

  1. Выберите правильный ответ.

Имена числительные делят на:

а)        косвенные и нарицательные;

б)        количественные и порядковые;

в)        качественные и относительные;

г)        количественные и повествовательные.

  1. Укажите количественное числительное:

а)        на первом месте;

б)        во втором раунде;

в)        двадцать вторые игры;

г)        восемьдесят четыре комплекта наград.

  1. Укажите порядковое числительное:

а)        четырнадцатые;

б)        двенадцать;

в)        восемь;

г)        семьсот девяносто семь.

  1. Укажите верное утверждение.

а)        Имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счёте;

б)        Имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте;

в)        Имя числительное — это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте;

г)        Имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

Ключ: 1 — в; 2 — б; 3 — г; 4 — а; 5 — б.

Взаимопроверка работ         

  1. РЕЛАКСАЦИЯ

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

(По выбору учителя.)

                                                         

Приложение №1

Лист контроля

  • Двое спортсмена –

числительное

  • Двое на трассе –

числительное

  • Двоюродный –

прилагательное

  • Двойка –

существительное

  • Двойник чемпиона – существительное
  • Тройной тулуп –

прилагательное

Пятак —

существительное

Пятый в заплыве —

числительное

Пятиклассник —

существительное

Пять олимпийских колец — числительное

Три фигуристки —

числительное

Утроить результат —

глагол

                                                           Приложение №2

Комплекс упражнений для глаз

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем открыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 5-6. Повторить 4-5 раз.

  1. Посмотреть на переносицу и зафиксировать взгляд на счёт 1-4. Глаза не напрягать. Затем посмотреть вдаль на счёт 5-6. Повторить 4-5 раз.

  1. Не поворачивая головы, посмотреть вправо и зафиксировать взгляд на счёт 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счёт 5-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.

  1. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1-6; затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счёт 7-8. Повторить 4-5 раз.


Муниципальное бюджтеное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»

с.Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна РТ

Урок с использованием здоровьесберегающих технологий «Имя числительное как часть речи»

в 6 «а» классе

image1

Дада Любовь Санчатовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 2» с.Мугур-Аксы

Август 2014 г.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием ЭОР по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе

В папке представлен план-конспект урока русского языка по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе с использованием электронных образовательных ресурсов...

Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...

Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с разными частями речи".

Урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание НЕ с разными частями речи" позволяет повторить,  закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме. Совершенствуются навыки пра...

Урок русского языка на основе технологии модерации "Глагол как часть речи"

Данный урок разработан в рамках практико-ориентированной конференции "Современная школа: новые образовательные технологии и электронные учебники. Весенняя сессия"  на весенней ...

презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание НЕ с разными частями речи"

Данный материал сожержит все орфорграфические правила о написании НЕ с разными частями речи, изученными за куср основной школы, а также сверх программы....

Урок русского языка в 5 кл. "Имя прилагательное как часть речи" (повторение)

Урок направлен на повторение изученного материала по имени прилагательному в начальной школе....