Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий "Имя числительное как часть речи" в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Автор делится опытом своей работы по применению новых педтехнологий на уроке русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_dada.docx | 57.57 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
Цель:
- предметные: ознакомить учащихся с именем числительным как частью речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении); сформировать понятие об имени числительном;выработать умение находить числительные в текстах, различать количественные числительные и порядковые; различать количественные числительные и однокоренные слова других частей речи;
- метапредметные: развитие познавательных способностей и инициативы обучающих;
- личностные: воспитание положительного отношения к знаниям; способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию, приобщение детей к здоровому образу жизни.
Оборудование: иллюстративный и раздаточный материал, сигнальные карточки (для каждого ученика), запись на доске, свисток.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Подготовка учащихся к работе на занятии
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
- Слово учителя
— Дорогие ребята, сегодня мы с вами будем готовиться к Олимпийским играм. Сначала давайте отметим дату нашей работы. (Дети в тетрадях записывают число.) Для того чтобы удача была с нами, выберем талисман наших Игр. (Учитель демонстрирует изображения талисманов, дети мотивируют свой выбор.)
- Словарная работа
Талисман — предмет, который, по суеверным представлениям, приносит счастье, удачу. Служит также оберегом _
- ЭТАП ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
1.Беседа
Учитель. Мы с вами у ворот базы подготовки к Олимпийским играм. Чтобы туда попасть, необходимо ответить на несколько вопросов.
- Когда и где прошли первые Олимпийские игры нового времени? (В Греции, в 1896 г.)
- В каком году, в каком составе и в какой город поехала на Олимпийские игры первая российская команда? (В 1908 г., 8 спортсменов, в Лондон.)
- Сколько колец на олимпийском знамени? (На олимпийском знамени 5 колец.)
- В каком году Олимпийские игры проводились в СССР? (В 1980 г.)
- Какими по счёту были эти игры? (XXII летние Олимпийские игры.)
- Что являлось талисманом Х5Ц1 летних Олимпийских игр? (Медвежонок Миша)
- Какова длина марафонской дистанции? (42 км 195 м)
- Какая часть речи помогла нам дать ответы на вопросы? (Имя числительное)
(Учащиеся записывают тему урока.)
- Обобщение знаний
- На какие вопросы отвечают числительные? (Сколько? Какой?)
- Что обозначают числительные? (Число и количество)
- Какие особенности данной части речи отражены в термине «имя числительное»? («Именует», называет число.)
- Рассказ подготовленного учащегосяо происхождении названия «имя числительное»
Учитель. Мы ответили на поставленные вопросы и получили пропуск на базу подготовки к Олимпийским играм. Нас встречает Олимпионик. Он нам расскажет о названии имени числительного.
Олимпионик. Название «числительное» является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других частей речи (существительного и прилагательного.) По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Наиболее употребительными являются числительные один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, девять. Имя числительное — уникальная часть речи. Все числительные можно назвать, их чуть больше 50.
Начиная с 11 и кончая 39, числительные имеют часть слова -дцать. -Дцать произошло от древнерусского «десять». В результате фонетических изменений получилось, например, один на дцать — одиннадцать.
- Беседа
- Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос сколько? какой?
- Какая еще часть речи отвечает на вопрос какой?
- Чем различаются эти части речи?
- На какие разряды можно разделить числительные?
- Сообщение подготовленного учащегося об истории талисманов
Учащийся. Интересно, что изначально символами Олимпийских игр были только эмблема (пять переплетённых колец) и олимпийский огонь. Понятие «олимпийский талисман» официально было утверждено на 73-й сессии Международного олимпийского комитета, проходившей в Мюнхене (Германия) летом 1972 г. Существует несколько версий того, кто же стал первым талисманом Олимпийских игр. Большинство специалистов сходится во мнении, что история милых символов Игр начинается в 1968 г.
{Раздаётся свисток судьи.)
Учитель. Что случилось?
Учащийся. К нам на спортивную базу пробрался двоечник. Он утверждает, что каждый шестиклассник знает, что первым олимпийским талисманом был стилизованный лыжник Шюсс — игрушка, созданная для зимних Олимпийских игр 1968 г. в Гренобле (Франция). Зимние Олимпийские игры 1972 г. в Саппоро (Япония) не имели своего талисмана. На летних Играх того же года в Мюнхене (Германия) талисманом стала такса Вальди. Именно с неё начинается традиция официальных талисманов Олимпийских игр.
(Учитель демонстрирует иллюстрации или слайды с изображением талисманов.)
Учитель. Но почему свистел судья?
- Самостоятельная работа (в парах)
Учитель. Судья утверждает, что слова двоечник и шестиклассник не прошли фейс-контроль. Это не числительные, хотя и имеют числовое значение. Давайте разберёмся в ситуации.
- Как отличить имена числительные от слов с количественным значением, относящихся к другим частям речи?
- Определите лишние слова. Какие слова являются числительными?
(См. приложение № 1.)
• Два спортсмена • Двое на трассе • Двоюродный • Двойка • Двойник чемпиона • Тройной тулуп | • Пятак • Пятый в заплыве • Пятиклассник • Пять олимпийских колец • Три фигуристки • Утроить результат |
- Музыкальная пауза
(Под музыку из мультфильма «Мадагаскар» дети произвольно ритмично двигаются.)
- Тренажёрный зал
Учитель. Продолжаем знакомство с числительными. Заходим в тренажёрный зал. На электронном табло читаем: «26 февраля 2011 года мы всей страной выбрали 5 талисманов Игр “Сочи- 2014”».
Задание
- Просклоняйте числительные пять, пятый.
- Как изменяют числительные? (По падежам.)
С заданием мы справились, значит, идём на следующую дистанцию.
- В пресс-центре спортивной базы:работа с текстом
Учитель. XIX Олимпийские зимние игры в Сочи получили свои символы — впервые в истории движения их выбирала вся страна! По результатам голосования было принято решение, что победителями конкурса по олимпийскому принципу станут вошедшие в первую тройку при народном голосовании. Эти персонажи — выбор всей нашей страны. Это Белый мишка, Зайка и Леопард. Они уже стали частью истории мирового Олимпийского движения.
Задание. Прочитайте текст. Укажите имя числительное и слово другой части речи, содержащее число.
- Редактирование
Учитель. Редакторы пресс-центра получили информацию от журналистов. Её необходимо обработать, определить, какими членами предложения являются числительные.
(У доски учащиеся по одному записывают предложения, определяют синтаксическую функцию числительного.)
1. Три и два — пять символов Олимпийских игр в Сочи. 2. 26 февраля 2011 года всей страной были выбрали талисманы Олимпийских игр в Сочи. 3. Процедура выборов талисмана транслировалась по Первому каналу.
- Какова же роль числительных в предложении?
- Выполнение упражнений для глаз
(см. Приложение № 2)
- РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
- Тренажёр «Мозговой штурм»
Учитель. Занятия на олимпийской спортивной базе подходят к концу. Пройдите испытание на тренажёрах.
- Что такое числительное?
- На какие разряды делят числительные?
- Как изменяются числительные?
- Какими членами предложения могут быть числительные?
- Выполнение теста (раздаточный материал) Тест
- Укажите фразу, в которой отсутствует имя числительное:
а) пять олимпийских колец;
б) пятеро теннисистов;
в) пятак;
г) пятый на дистанции.
- Выберите правильный ответ.
Имена числительные делят на:
а) косвенные и нарицательные;
б) количественные и порядковые;
в) качественные и относительные;
г) количественные и повествовательные.
- Укажите количественное числительное:
а) на первом месте;
б) во втором раунде;
в) двадцать вторые игры;
г) восемьдесят четыре комплекта наград.
- Укажите порядковое числительное:
а) четырнадцатые;
б) двенадцать;
в) восемь;
г) семьсот девяносто семь.
- Укажите верное утверждение.
а) Имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счёте;
б) Имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте;
в) Имя числительное — это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте;
г) Имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
Ключ: 1 — в; 2 — б; 3 — г; 4 — а; 5 — б.
Взаимопроверка работ
- РЕЛАКСАЦИЯ
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
(По выбору учителя.)
Приложение №1
Лист контроля
числительное
числительное
прилагательное
существительное
прилагательное | • Пятак — существительное • Пятый в заплыве — числительное • Пятиклассник — существительное • Пять олимпийских колец — числительное • Три фигуристки — числительное • Утроить результат — глагол |
Приложение №2
Комплекс упражнений для глаз
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем открыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 5-6. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на переносицу и зафиксировать взгляд на счёт 1-4. Глаза не напрягать. Затем посмотреть вдаль на счёт 5-6. Повторить 4-5 раз.
- Не поворачивая головы, посмотреть вправо и зафиксировать взгляд на счёт 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счёт 5-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
- Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1-6; затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счёт 7-8. Повторить 4-5 раз.
Муниципальное бюджтеное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»
с.Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна РТ
Урок с использованием здоровьесберегающих технологий «Имя числительное как часть речи»
в 6 «а» классе
Дада Любовь Санчатовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 2» с.Мугур-Аксы
Август 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка с использованием ЭОР по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе
В папке представлен план-конспект урока русского языка по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе с использованием электронных образовательных ресурсов...
Урок русского языка с использованием ЭОР и теста "Части речи"
Урок русского языка в 5 классе...
Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"
Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...
Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с разными частями речи".
Урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание НЕ с разными частями речи" позволяет повторить, закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме. Совершенствуются навыки пра...
Урок русского языка на основе технологии модерации "Глагол как часть речи"
Данный урок разработан в рамках практико-ориентированной конференции "Современная школа: новые образовательные технологии и электронные учебники. Весенняя сессия" на весенней ...
презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание НЕ с разными частями речи"
Данный материал сожержит все орфорграфические правила о написании НЕ с разными частями речи, изученными за куср основной школы, а также сверх программы....
Урок русского языка в 5 кл. "Имя прилагательное как часть речи" (повторение)
Урок направлен на повторение изученного материала по имени прилагательному в начальной школе....