Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя числительное как часть речи. Повторение".
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Данный урок апробирован, представлен в качестве конкурсного материала на муниципальном этапе конкурса "Педагог года-2017". Задания включают в себя разнообразные формы и методы повторения материала по заданной теме, урок построен в форме игры, что позволяет установить хороший психологический контакт с учащимися в незнакомом классе. Данная разработка подробно разъясняет приемы работы с учащимися в группе, в паре, индивидуально, а также в рамках дифференцированного подхода к ученикам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_chislitelnoe.doc | 54 КБ |
Презентация к уроку 6 класс. | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА-ИГРЫ К КОНКУРСУ «ПЕДАГОГ ГОДА-2017» ДЛЯ 6 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ».
Цели и задачи урока:
Универсальные учебные действия
Личностные:
- формировать целостную лингвистическую картину;
- формировать умения адекватно оценивать успешность собственной деятельности;
- формировать ответственное отношение к учению.
Предметные:
- развивать у обучающихся умение анализировать и характеризовать значение числительных в русском языке, сопоставлять и соотносить числительные с другими частями речи;
- развивать умение вычленять числительное из речи и определять его роль в предложении.
Метапредметные:
регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу;
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи;
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия;
познавательные результаты:
- формировать умение строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение, выводы;
- проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач;
коммуникативные результаты:
- уметь сравнивать, анализировать, находить общее и различное;
- применять правила делового сотрудничества;
- участвовать в продуктивном диалоге.
Методические приемы:
- поисковый метод;
- изучение и анализ различных источников информации по теме;
- сбор, обобщение информации;
- самостоятельная работа, работа в парах, метод взаимопроверки, демонстрация полученных результатов.
Оборудование: презентация «Эти занимательные числительные», макет дерева, листья, изготовленные из цветной бумаги с напечатанными на них фразеологическими оборотами, цифры картонные, карточки с дифференцированными заданиями, карточки со смайлами.
Ход урока:
- Орг. момент, психологическая установка:
Учитель в классе здоровается с ребятами, представляет себя.
Учитель:
Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать Вас на нашем необычном уроке по русскому языку. Сегодня ясный солнечный день. Давайте все улыбнемся друг другу. И с хорошим настроением начнем урок.
- Момент – интрига:
Учитель открывает боковую часть доски. На доске магнитами прикреплены цифры (Цифры: 4, 12, 300, 45, 11, 576, 13, 7, 58)
Учитель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку.
Порядок при счете оно называет.
Часть речи. Но это не существительное.
Количество числами выражает
И называется... (Ответ: Имя числительное)
- Формулировка темы урока и целей:
Учитель: О чем пойдет речь на уроке? Давайте сформулируем тему урока вместе!!!
Дети формулируют тему урока. Учитель записывает ее на доске: «Имя числительное как часть речи».
Работа с эпиграфом: чтение эпиграфа, выведенного на экран через проектор (слайд 2):
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен,
Ты и с числительным будь дружен.
Учитель: А как вы думаете, ребята, каковы задачи нашего необычного занятия?
Работа с фразами для постановки учебных задач:
Я повторю…
Я закреплю…
Учитель: Чтобы справиться со всеми заданиями, нам необходимо повторить теоретический материал о числительном. Давайте заполним кластер. Откройте учебник на стр. ____, параграф…………. Пользуясь учебником, заполните кластер.
После заполнения кластера учитель выслушивает ответы детей с дополнениями 3-4 ответа.
Учитель: Ребята, давайте все цифры, которые у нас прикреплены к доске, запишем словами.
Выходит один из учеников к доске, записывает числительные словами.
- Подчеркните все числительные, у которых пишется «Ь» на конце или в середине. Каким правилом при написании данных числительных вы пользовались?
Определите, какими по составу являются данные числительные: простыми, составными или сложными? Как вы будете определять их состав?
- К какому разряду относятся все числительные, записанные на доске?
Учитель: отгадайте загадки. (Сначала отгадываются загадки).
Задание: Назовите числительные, которые прозвучали в загадках? На какой вопрос они отвечают? (слайд 3-10).
Учитель: А теперь, ребята, проверим, хорошо вы знаете пословицы? (слайд 11). Вставьте пропущенные числительные в предложения, запишите пословицы в тетрадь. После выполненной работы обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проведите взаимопроверку.
- Как вы понимаете значение данных пословиц?
- Давайте определим, какими членами предложения являются данные числительные?
Учитель: (слайд 12) Прочитайте предложения, найдите отличия и сходство в синтаксических конструкциях. Сделайте вывод!
!!!Вывод: не нужно путать числительные с существительными, прилагательными со значением числа! Числительные всегда можно заменить цифрой.
(Слайд 13) Тест устно!
Учитель: Ребята, пока мы с вами работали, у нас вырос волшебный куст с чудо-листьями. Давайте посмотрим, что же на этих листьях написано.
Представитель из каждой группы подходит к кусту, отрывает листочки, на которых записаны фразеологизмы:
В один голос - одновременно
Как две капли воды – точь-в-точь
В двух словах – быстро, коротко
За семь вёрст киселя хлебать - далеко
За один присест - быстро
Всыпать по первое число – сильно отругать.
Учитель: Скажите, а как называются выражения, которые вы прочитали на листочках? (фразеологизмы).
- Дайте определение понятию фразеологизм. (Дети дают определение).
Фразеологизм – это неделимое, устойчивое сочетание слов, имеющее собственное лексическое значение.
Учитель: А сейчас, ребята, вам нужно объяснить лексическое значение данных фразеологизмов. Посоветуйтесь каждый со своей группой, подберите правильное значение к фразеологизму.
Задание: (слайд 14) Составьте с понравившимся фразеологическим оборотом предложение, определите, каким членом предложения является фразеологизм.
Учитель: Ребята, давайте немного отдохнем и разомнемся. Выйдите из-за парт. Встаньте друг за другом. Повторяйте за мной движения.
Учитель читает наизусть стихотворение, учащиеся выполняют разминку:
Вышли мыши как-то раз (шаги на месте)
Посмотреть, который час (тянутся, будто выглядывают).
Раз, два, три четыре (встряхивания руками)
Мыши дернули за гири (как будто дергают за гири).
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали (бег на месте) мыши вон!!!
Учитель: Спасибо, присаживаемся на места и продолжаем урок!
Учитель открывает слайд (15): Прочитайте, пожалуйста, высказывание. Как вы понимаете его смысл?
(Слайд 16). Открывается текст. Один из учеников читает текст.
Учитель:
- Прочитайте текст.
- Какова его основная мысль?
- Как бы вы его озаглавили?
- К какому стилю речи он относится? Свое мнение докажите.
- Выпишите словосочетания с числительными, задайте к ним вопрос, определите падеж у числительных, выделите окончание.
Выполнение дифференцированных заданий слайд (17-18).
Учитель: Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданиями. Выберите карточку, которая, как вам кажется, соответствует уровню вашей подготовки по теме «Имя числительное». Выполните задания.
Учитель: осуществите взаимопроверку, обменявшись с соседом по парте. Проверка работы.
Учитель: А теперь проверьте себя. Открывается слайд, на нем решенные задания.
Итоговая игра: «Кто больше!»
Учитель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем! Вам необходимо вспомнить как можно больше литературных произведений, в названиях которых есть имена числительные, и записать их в тетрадь. Я даю Вам 2 минуты.
Ученики выполняют задание.
После выполнения задания читают названия произведения – 3- 4 человека.
Подведение итогов урока (слайд 19):
Учитель: Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте сделаем вывод, о чем шла речь на уроке?
«Лестница успеха».
На экране появляется лестница с начальными фразами, по ней ученики делают вывод об уроке.
Я запомнил…
Я закрепил…
Я повторил….
Рефлексия: оцените свою работу на уроке, пользуясь смайликами, поднимите их для демонстрации классу, мотивируйте свое настроение.
Домашнее задание: определите значение фразеологизма: «семь пядей во лбу», выпишите числовые формулы из русских волшебных сказок, определите, что они обозначают.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подумай и ответь!!! Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчёт во всяком деле нужен, Ты и с числительным будь дружен.
Два 1. Два кольца, два конца, посередине – гвоздик.
Два близнеца – два братца верхом на нос садятся.
Четыре четырки , две растопырки , один вертун, а сам – ворчун.
Восемь ног, как восемь рук, Вышивают мухам круг.
Десять 1. Ёжик вырос в десять раз, получился … 2. Проживают в умной книжке хитроумные братишки. 10 их, но братья эти сосчитают все на свете.
А как вы знаете пословицы? Вставьте в пословицы пропущенные слова. … раз отмерь - … отрежь. Не имей … рублей, а имей … друзей. … ум хорошо, а … ума лучше. Подумайте, на какой вопрос они отвечают и что обозначают.
В чем отличие? Резвая тройка мчалась по свежему снегу. Коля на уроке схватил тройку. Открывайте сундучок, доставайте пятачок. Для того, чтобы получить пятерку, нужно изрядно потрудиться. В новом десятиэтажном доме скоро поселится семья моего друга.
« Найди числительное!» 1) Пять, пятёрка, пятиэтажный; 2) Третий, тройка, трёхметровый; 3) Семеро, семилитровый, семёрка Шестиклассник, одна шестая, шестёрка
В один голос Как две капли воды В двух словах За семь вёрст киселя хлебать За один присест Всыпать по первое число
Неправильное употребление имен числительных производит неприятное впечатление и свидетельствует о неграмотности говорящего. Необходимо во что бы то ни стало научиться правильно склонять имена числительные и правильно сочетать их с именами существительными. Е.Язовицкий «Говорите правильно»
Останкинская башня была построена в 1967 году. Высота башни - 540 м 74см. Её масса с фундаментом-55тысяч тонн. Сохранять равновесие и вертикаль башне помогают 150 стальных канатов. Объём помещений башни- 70 тысяч кубических метров, а их площадь приблизительно равна 15 тысячам квадратных метров. Главная смотровая площадка располагается на высоте 337 метров. Каждое утро к башне устремляются работники теле- и радиоканалов, так как там находится телестудия. Выпишите из текста словосочетания, в состав которых входят числительные, выделите окончания у числительных, определите их падеж.
Дифференцированные задания. На «5». И. П. – девяносто три года Р. П. – девяноста трех лет Д. П. – девяноста трем годам. В. П. – девяносто три года. Т. П. – девяносто тремя годами. П. П. о девяноста трех годах. В чем особенности склонения числительного 90?
Дифференцированные задания. На «4». Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Повествоват ., невосклиц ., прост., двусостав ., распростр ., неосложн .
Подведение итогов Что такое числительное? Какие разряды числительных вы знаете? Как изменяются имена числительные? На что надо обращать внимание при склонении числительных, чтобы вас считали культурным человеком?
Спасибо за урок!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"
Тема: Служебные части речи ...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
Методическая разработка урока по русскому языку 7 класс по теме "Повторение и обобщение изученного о предлоге".
Методическая разработка урока с приложением и презентация....
Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"
Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"
Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о новой части речи – прилагательное; формирование умени...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: актуализация и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи; совершенствование умения зад...