Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_glagol_kak_chast_rechi.docx | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 5 класс, №
Глагол как часть речи
Цель:
- обобщить и систематизировать полученные знания по теме: «Глагол»
Задачи:
- обучающие:
1. Углубить понятие о семантических группах глаголов:
а) глаголы движения, действия;
б) глаголы звучания;
в) глаголы цвета;
г) глаголы состояния;
д) глаголы чувства;
е) глаголы речи
2. формировать умения находить глаголы в тексте;
3. определять морфологические признаки глагола;
4. комментировать известные виды орфограмм.
-развивающие:
1) работать над связанной речью учащихся на лингвистические темы;
2) способствовать развитию творческих способностей учащихся.
-воспитательные
1) прививать любовь к книге;
2) развивать чувство бережного отношения друг к другу.
Ход урока.
- Приветствие. ХАЙ ФАЙВ.
Класс!
Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте поприветствуем друг друга добрыми улыбкам и начнём урок.
Поприветствуем партнёра по плечу, поприветствуем партнёра по лицу.
Поднимите руку партнёры под номером 1,
Поднимите руку партнёры под номером 2
Поднимите руку партнёры под номером 3
Поднимите руку партнёры под номером 4
- Актуализация знаний.
Что изучает наука морфология?
Какие самостоятельные части речи вы можете назвать? Служебные части речи?
Какие части речи мы уже изучили в этом году?
Задание №1. Конэрс
Участники команды №1 раздайте задание №1
- Повторим материал, который вы изучили в начальных классах.
- этап. Ребята, посмотрите, наш класс разделён условно на 4 угла.
2 этап: У вас на столах лежат карточки, где дано 4 определения части речи глагол. Я вам их прочту.
1.Какое из этих 4 утверждений о глаголе вы считаете более точным? Почему? Докажите на примерах.
1. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по родам, числам, временам. В предложении является сказуемым.
2. Глагол – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, не является членом предложения.
3. Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает не только действие предмета, но и его состояние. Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Изменяется по родам, числам, лицам, временам. Имеет 1и 2 спряжение. Имеет начальную форму – инфинитив. В предложении является сказуемым.
4. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется . В предложении является сказуемым. Имеет начальную форму – инфинитив.
3 этап:
Прочитайте эти утверждения внимательно в тишине. Выберите себе то утверждение, которое вы считаете наиболее правильным и сможете доказать свою правоту на примерах.
4 этап:
Не обсуждая с друзьями, запишите номер утверждения в своём блокнотике. В течение 30 секунд напишите ответ на вопрос.
5 этап:
Подойдите к части аудитории с нужным вам номером. Найдите партнёра из вашей команды.
6 этап:
В парах в течение 30 секунд объясните своему партнёру, почему вы выбрали именно это утверждение. Начинает тот партнёр, у которого больше букв в имени.
Выслушаем команды:
Расскажите, что вам ответил ваш партнёр?
Ребята, а кто нашёл себе друзей, тех, кто думает так же, как вы?
Поблагодарите своих партнёров за работу и пройдите на свои места.
3.Определение темы и цели урока.
Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета. Знаете, это не совсем правда. На самом деле обозначать действие очень хорошо может и существительное. Например, даже стихотворение можно без глаголов писать.
Шёпот, робкое дыханье,
трели соловья.
Серебро и колыханье
сонного ручья
Ну что, вы услышали, увидели хоть один глагол? ( Шепот, дыханье, колыханье) Это всё существительные, хоть и обозначают действия. Но всё же существительные не для этого созданы. Обозначать действия существительными, всё равно, что гвозди скалкой забивать, лучше всё-таки взять молоток. Для того чтобы обозначать действия, в русском языке есть часть речи - глагол. Когда говорим, что глагол обозначает действие, мы имеем ввиду не прямое значение этого слова.
Давайте посмотрим, в каком значении мы это слово употребляем.
Посмотрим примеры:
Слайд1.
Идти, лениться, бездействовать, готовить, говорить, болеть, состоять, спать, решать, пилить.
Глаголы идти, рубить, готовить, решать, пилить действительно обозначат собственно действие.
А обозначает ли глагол лениться действие? А глагол бездействие?
Так к какому выводу вы пришли? У глаголов есть много других значений. Давайте определим тему сегодняшнего урока.
Значения глагола, что обозначает глагол
Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
Сформулируйте цель урока.
У каждого из вас есть один лист
- «Цели (что я хочу узнать)», в течение 30 секунд отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
«Цели (что я хочу узнать) | |
Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол. | |
Научиться отличать глагол от других частей речи | |
Узнать, каким членом предложения может быть глагол. | |
Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле. | |
Пополнить свой словарный запас, правильно употребляя глаголы | |
Отдохнуть на уроке. |
Назовите цели, которые вы поставили перед собой. Начинает команда №1 , отвечает участник №1.
Задание №2 ЭЙ АР ГАЙД
Участники команды №2 раздайте задание №2.
Над этим заданием вам предстоит поработать самостоятельно.
- В столбике «ДО» поставьте +, если вы согласны с утверждением, или - , если вы не согласны с утверждением.
- Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
На выполнение этого задания даётся 1 минута.
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
10.Глагол обозначает различные звуки (скрипеть, кукарекать, мычать) | ||
11.Глагол обозначает движение (ехать, шагать, лететь) |
Давайте посмотрим презентацию. Используйте утверждения, чтобы сосредоточиться на основной идее презентации.
Теперь, по завершении просмотра презентации, ещё раз прочтите все утверждения. В течение 30 секунд В столбике «После » поставьте +, если вы согласны с утверждением, или _ , если вы не согласны с утверждением.
Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Запишите, почему? Для выполнения этого задания даётся 1 минута.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Затем каждый из вас в течение 1 минуты должен проговорить свои ответы в команде по кругу один раз. Отвечать начинает Партнёр под номером 3 и рассказывает партнёру по плечу. Ответы должны быть краткими.
Встаньте те участники команды, чьи убеждения не изменились.
Встаньте те участники команды, чьи убеждения изменились.
Теперь поделитесь мыслями. В течение 1 минуты запишите в тетради,
какие из этих утверждений являются самыми важным и главными для вас. Почему?
СИНГЛ РАУНД РОБИН
В течение 30 секунд каждый должен высказаться. Начинает Партнёр под номером 4. Он должен проговорить ответ в течение 30 секунд Партнёру по плечу. Ответы должны быть краткими. Проговорить свои ответы в команде по кругу нужно один раз.
Задание №3 Самостоятельная работа с текстом.
Участники команды 3. Раздайте задание №3
- Перед вами текст стихотворения С. Есенина «Поет зима – аукает…»
- Выпишите все глаголы в столбик и определите их значение (или надпишите над глаголами).
- Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы: будьте внимательны, записывая эти глаголы.
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
(С. Есенин)
Слайд: Ответы:
Глаголы | Явления |
Поёт | речь |
аукает | речь, |
баюкает | реальное действие |
плывут | движение |
стелется | реальное действие |
прижались | реальное действие |
озябли | состояние |
жмутся | реальное действие |
стучит | звуковое явление |
злится | чувство |
дремлет | состояние |
снится | состояние. |
Самопроверка.
Кто не сумел определить значения некоторых глаголов? Кто не все значения определил правильно
Задание №4
Участники команды №4 раздайте задание№4
Рефлексия:
Участник команды №1 раздаёт задание №4
Внимательно прочитайте начало фраз, выберите подходящую для вас фразу, подумайте в течение 30 секунд как можно закончите её одним предложением. Высказываетесь по кругу в течение 30 секунд. Начинает участник команды №4.
глаголы обозначают такие явления, как…
если бы не было глаголов…
с помощью глаголов мы можем…
сегодня я узнал, что глаголы…
было интересно, что глаголы…
было трудно, когда выполнял…
я выполнял задания…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Слайд
Домашнее задание :
Для всех: №71, упр580
По желанию:
- Составьте небольшой прозаический или стихотворный текст о весне, используя разные по значению глаголы. Вам помогут репродукции и фотографии, можете по пути домой сами понаблюдать за природой.
- Подобрать красивые тексты о зиме (1 – 2). Определить, глаголы каких тематических групп использованы в них.
1.
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по родам, числам, временам. В предложении является сказуемым.
2.
Глагол – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, не является членом предложения.
3.
Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает не только действие предмета, но и его состояние. Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по родам, числам, лицам, временам. Имеет 1 и 2 спряжение. Имеет начальную форму – инфинитив. В предложении является сказуемым.
4.
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется. В предложении является сказуемым. Имеет начальную форму – инфинитив.
1.
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по родам, числам, временам. В предложении является сказуемым.
2.
Глагол – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, не является членом предложения.
3.
Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает не только действие предмета, но и его состояние. Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по родам, числам, лицам, временам. Имеет 1 и 2 спряжение. Имеет начальную форму – инфинитив. В предложении является сказуемым.
4.
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется. В предложении является сказуемым. Имеет начальную форму – инфинитив.
«Цели (что я хочу узнать) | |
Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол. | |
Научиться отличать глагол от других частей речи | |
Узнать, каким членом предложения может быть глагол. | |
Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле. | |
Пополнить свой словарный запас, правильно употребляя глаголы | |
Отдохнуть на уроке. |
«Цели (что я хочу узнать) | |
Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол. | |
Научиться отличать глагол от других частей речи | |
Узнать, каким членом предложения может быть глагол. | |
Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле. | |
Пополнить свой словарный запас, правильно употребляя глаголы | |
Отдохнуть на уроке. |
«Цели (что я хочу узнать) | |
Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол. | |
Научиться отличать глагол от других частей речи | |
Узнать, каким членом предложения может быть глагол. | |
Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле. | |
Пополнить свой словарный запас, правильно употребляя глаголы | |
Отдохнуть на уроке. |
«Цели (что я хочу узнать) | |
Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол. | |
Научиться отличать глагол от других частей речи | |
Узнать, каким членом предложения может быть глагол. | |
Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле. | |
Пополнить свой словарный запас, правильно употребляя глаголы | |
Отдохнуть на уроке. |
«Цели (что я хочу узнать) | |
Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол. | |
Научиться отличать глагол от других частей речи | |
Узнать, каким членом предложения может быть глагол. | |
Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле. | |
Пополнить свой словарный запас, правильно употребляя глаголы | |
Отдохнуть на уроке. |
«Цели (что я хочу узнать) | |
Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол. | |
Научиться отличать глагол от других частей речи | |
Узнать, каким членом предложения может быть глагол. | |
Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле. | |
Пополнить свой словарный запас, правильно употребляя глаголы | |
Отдохнуть на уроке. |
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
10.Глагол обозначает различные звуки (скрипеть, кукарекать, мычать) | ||
11.Глагол обозначает движение (ехать, шагать, лететь) |
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
10.Глагол обозначает различные звуки (скрипеть, кукарекать, мычать) | ||
11.Глагол обозначает движение (ехать, шагать, лететь) |
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
10.Глагол обозначает различные звуки (скрипеть, кукарекать, мычать) | ||
11.Глагол обозначает движение (ехать, шагать, лететь) |
Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мёрзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. | Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мёрзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. | Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мёрзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. |
Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мёрзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. | Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мёрзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. | Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мёрзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. |
глаголы обозначают такие явления, как… если бы не было глаголов… с помощью глаголов мы можем… сегодня я узнал, что глаголы… было интересно, что глаголы… было трудно, когда выполнял… я выполнял задания… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | глаголы обозначают такие явления, как… если бы не было глаголов… с помощью глаголов мы можем… сегодня я узнал, что глаголы… было интересно, что глаголы… было трудно, когда выполнял… я выполнял задания… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… |
глаголы обозначают такие явления, как… если бы не было глаголов… с помощью глаголов мы можем… сегодня я узнал, что глаголы… было интересно, что глаголы… было трудно, когда выполнял… я выполнял задания… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | глаголы обозначают такие явления, как… если бы не было глаголов… с помощью глаголов мы можем… сегодня я узнал, что глаголы… было интересно, что глаголы… было трудно, когда выполнял… я выполнял задания… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… |
глаголы обозначают такие явления, как… если бы не было глаголов… с помощью глаголов мы можем… сегодня я узнал, что глаголы… было интересно, что глаголы… было трудно, когда выполнял… я выполнял задания… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | глаголы обозначают такие явления, как… если бы не было глаголов… с помощью глаголов мы можем… сегодня я узнал, что глаголы… было интересно, что глаголы… было трудно, когда выполнял… я выполнял задания… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… |
глаголы обозначают такие явления, как… если бы не было глаголов… с помощью глаголов мы можем… сегодня я узнал, что глаголы… было интересно, что глаголы… было трудно, когда выполнял… я выполнял задания… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | глаголы обозначают такие явления, как… если бы не было глаголов… с помощью глаголов мы можем… сегодня я узнал, что глаголы… было интересно, что глаголы… было трудно, когда выполнял… я выполнял задания… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе
Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....
Урок русского языка с использованием ЭОР и теста "Части речи"
Урок русского языка в 5 классе...
Урок русского языка по теме: "Имя числительное как часть речи"
Урок на тему:"Имя числительное как часть речи" разработан по технологиии развития критического мышления с использованием различных приёмов этой технологии. В презентации урока дано подробное описание ...
Урок русского языка по теме "Категория состояния как часть речи"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи" с применением элементов технологии критического мышления. Презентация к уроку....
Урок русского языка с презентацией по теме: "Служебные части речи" в 7 классе
Урок проводится по учебно-методическому комплексу М.М. Разумовской. В связи с тем, что содержание данной программы направлено на развитие учащихся, то и содержание урока строится в проблемном ключе. Д...
Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.
Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные ...