Обобщающий урок русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок построен по технологии встречных усилий на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislitelnoe_urok_v_6_klasse.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Конспект урока

Учитель: Севрюгина Эльвира Вениаминовна

Предмет: русский язык        Класс 6

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Имя числительное как часть речи».

Цели урока

  1. образовательная: повторить и обобщить изученное по разделу «Имя числительное как часть речи».
  2. развивающая: развитие логического мышления и речи учащихся, расширение кругозора.
  3. воспитательная: воспитание интереса к русскому языку.

      Этапы работы

                                Содержание этапа

1

Начало урока «Разминка»

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой;

- «Погружение»:  провести по учебной цепочке характеристику имени числительного,

- провести «Аукцион»: перечисление произведений,  в названиях которых  встречаются числительные.

- Ребята, сегодня мы начнем наш урок не совсем обычно.  Мы проведем такую игру, которая называется «Погружение». Проведем по учебной цепочке характеристику имени числительного. Каждый называет одно предложение по теме - факт, но повторять нельзя. Например,                              1. Числительные обозначают…

2.Числительные делятся на …

3.Порядковые числительные отвечают на вопрос…

4.Количественные  числительные отвечают на вопрос…

5.В предложении числительные бывают…

6.Целые числительные, дробные…

7. Числительные делятся на простые и …

8.Простые состоят и …

9.Составные состоят из …

10. При склонении числительных изменяются …

- Следующий метод «Аукцион». Вспомните  как можно больше произведений, в названиях которых встречаются числительные. Например, «Два капитана» В. Каверина, «Три мушкетера» А. Дюма, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина, «Двадцать тысяч лье под водой» Ж. Верна и т. д.

2

Контрольно – подготовительный этап урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь  определять часть речи в словах с числовым значением, объяснить правописание числительных, находить ошибки в теоретическом материале.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать такую работу, чтобы учащиеся смогли сами определить часть речи в словах с числовым значением, смогли объяснить правописание числительных, находить фактические ошибки в тексте.

Методы организации деятельности учащихся:    наблюдение над языковым материалом, побуждающим к проблемной ситуации, диалог, научность, доступность, занимательность, использование  межпредметных связей.

Методы мотивирования:

Похвал, отметка.

  1. «Лови ошибку».

-В чем ложность данных суждений?

1 Собирательные числительные сочетаются с названиями животных.

2 Существительные мнение, довод сочетаются как с целыми, так и с собирательными числительными.

3 У количественных числительных отсутствует категория рода и числа.

4 Количественные числительные сочетаются с прилагательными, числительными.

5 При склонении сложных количественных числительных склоняется вторая часть.

6 Собирательные числительные не сочетаются с названиями  лиц общего рода.

  1. Определите часть речи в следующих словах:

Двойной, удесятерить, десять, удваивать, пятерка, тройной, единственный, трое, тройка, сотый, двухэтажный, пятак, столетний, пятерня.

  1. «Согласен / не согласен».

- Прослушайте текст, выпишите числительные, объясните правописание мягкого знака в числительных по «цепочке», а остальные в парах.

Сердце – центральный орган кровеносной системы животных и человека, нагнетающий кровь в артериальную систему и обеспечивающий ее возврат по венам. Сердце некоторых пресмыкающихся (крокодилы), птиц, млекопитающих и человека – полный мышечный орган, разделенный на 4 камеры: правое и левое предсердия, правый и левый желудочки. У взрослого человека длина сердца – 12-15 сантиметров, масса (без крови в камерах) в среднем у женщин – около 240 граммов, у мужчин – около 330 граммов. Сердце взрослого человека сокращается 55 – 80 раз в минуту.

3

Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь выбрать  из текста материал, который хорошо известен, и тот, над которым нужно еще поработать.

Цель, которую ставит перед собой учитель: выявить знание правил учащимися, определить пробелы в знаниях учащихся.

 Методы: самопроверка, диагностика знаний.

«Знаю / не знаю».

-  Если вы знаете, то поставьте знак «+», если не знаете, то знак « - «

1. Числовые значения могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.

2. Числительные, состоящие из одного слова, - простые, состоящие из двух или более слов, - составные.

3. У числительных до 40 пишется  ь знак в конце слова, а у числительных после 40 пишется ь знак в середине слова.

4. Числительные, обозначающие целые числа, изменяются по падежам.

5. У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова , из которого оно состоит.

6. При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе.

7. В составных порядковых числительных  склоняется только последнее слово.

4

Сотворчество как этап урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь находить речевые ошибки и исправлять их, использовать в речи  фразеологизмы со старинными мерами длины, научиться составлять   видеоряды слов.

Цель, которую ставит перед собой учитель: используя элементы занимательности,  вести работу по развитию речи учащихся, расширению кругозора.

Методы организации деятельности учащихся: научность, доступность, занимательность.

Методы мотивирования: похвала, отметка.

  1. «Машина времени».

- Старинные меры длины равны:

Аршин равен 71 см., вершок – 4,45 см., дюйм – 2,54 см., фут -0,3 м., сажень – 2,13 м., косая сажень – 2,48 м., верста – 1,06 км., пядь – 17,78см.

- В каких фразеологических оборотах встречаются старинные меры длины?

( Как аршин проглотил, мерить на свой аршин, видеть на три аршина в землю, от горшка два вершка, за семь верст киселя хлебать, коломенная верста,  мерить версты, косая сажень в плечах, семи пядей во лбу )

  1. «Колонка редактора».

- Данные предложения взяты из ученических работ. Наведите в них порядок – исправьте ошибки.

1 Сестер у Пети только две, и все две окончили школу с золотой медалью.

2 Четверо студенток получают повышенную стипендию.

3 Договор подписан обоими сторонами.

4 У меня есть двое попугаев.

5 Мы ехали пятеро дней.

6 Обоим спортсменкам не повезло в финале.

7 Нас семь в одной квартире – вот так и живем.

8 Продано пятьсот сорок трое санок.

  1. «Кластер».

- Продолжите числовой ряд, запишите несколько числительных, образуйте от них порядковые числительные.

Число 37 обладает замечательным свойством: если его умножить на 3, 6, 9, 12, 15, и т.д., то получится любопытный ряд чисел: 111, 222, 333, 444 и т.д.

5

Рефлексивный этап урока.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка  результатов своей деятельности.

Составить синквейн  по теме «Числительное».

-  Синквейн – пятистишие, отвечающее изучаемой теме. По форме  синквейн представляет собой последовательную «лесенку» из 5 строк.

1 строка – 1 слово существительное

2 строка  -  2 прилагательных

3 строка  -  3 глагола

4 строка – простое предложение из 4 слов

5 строка – 1 слово

           Числа.

           Такие разные.

           Произносить, склонять, употреблять.

           Как трудно все запомнить!

           О числительное!

6

Домашнее задание.

Цель для самостоятельной работы учащихся: закрепить умения о числительном, использовать в художественном описании и в речи.

Цель, которую хочет  достичь учитель: закрепить умения, полученные на уроках о числительн.

- Домашнее задание будет на выбор по степени сложности

(дифференцированные задания)

  1. Упражнение по учебнику
  2. Мини – сочинение «За семь верст киселя хлебать».
  3. Составить прогноз погоды на следующий день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...

Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с разными частями речи".

Урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание НЕ с разными частями речи" позволяет повторить,  закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме. Совершенствуются навыки пра...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Урок русского языка на основе технологии модерации "Глагол как часть речи"

Данный урок разработан в рамках практико-ориентированной конференции "Современная школа: новые образовательные технологии и электронные учебники. Весенняя сессия"  на весенней ...

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

Повторительно-обобщающий урок русского языка «В гостях у имени числительного»

Урок обобщения знаний позволит учителю повторить сведения о б имени числительном: разряды числительных,  правописание количественных и порядковых числительных, а также нормы употребления  чи...