Обобщающий урок русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок построен по технологии встречных усилий на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislitelnoe_urok_v_6_klasse.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учитель: Севрюгина Эльвира Вениаминовна
Предмет: русский язык Класс 6
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Имя числительное как часть речи».
Цели урока
- образовательная: повторить и обобщить изученное по разделу «Имя числительное как часть речи».
- развивающая: развитие логического мышления и речи учащихся, расширение кругозора.
- воспитательная: воспитание интереса к русскому языку.
№ | Этапы работы | Содержание этапа |
1 | Начало урока «Разминка» Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: - создать положительный эмоциональный настрой; - «Погружение»: провести по учебной цепочке характеристику имени числительного, - провести «Аукцион»: перечисление произведений, в названиях которых встречаются числительные. | - Ребята, сегодня мы начнем наш урок не совсем обычно. Мы проведем такую игру, которая называется «Погружение». Проведем по учебной цепочке характеристику имени числительного. Каждый называет одно предложение по теме - факт, но повторять нельзя. Например, 1. Числительные обозначают… 2.Числительные делятся на … 3.Порядковые числительные отвечают на вопрос… 4.Количественные числительные отвечают на вопрос… 5.В предложении числительные бывают… 6.Целые числительные, дробные… 7. Числительные делятся на простые и … 8.Простые состоят и … 9.Составные состоят из … 10. При склонении числительных изменяются … - Следующий метод «Аукцион». Вспомните как можно больше произведений, в названиях которых встречаются числительные. Например, «Два капитана» В. Каверина, «Три мушкетера» А. Дюма, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина, «Двадцать тысяч лье под водой» Ж. Верна и т. д. |
2 | Контрольно – подготовительный этап урока. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь определять часть речи в словах с числовым значением, объяснить правописание числительных, находить ошибки в теоретическом материале. Цель, которую хочет достичь учитель: организовать такую работу, чтобы учащиеся смогли сами определить часть речи в словах с числовым значением, смогли объяснить правописание числительных, находить фактические ошибки в тексте. Методы организации деятельности учащихся: наблюдение над языковым материалом, побуждающим к проблемной ситуации, диалог, научность, доступность, занимательность, использование межпредметных связей. Методы мотивирования: Похвал, отметка. |
-В чем ложность данных суждений? 1 Собирательные числительные сочетаются с названиями животных. 2 Существительные мнение, довод сочетаются как с целыми, так и с собирательными числительными. 3 У количественных числительных отсутствует категория рода и числа. 4 Количественные числительные сочетаются с прилагательными, числительными. 5 При склонении сложных количественных числительных склоняется вторая часть. 6 Собирательные числительные не сочетаются с названиями лиц общего рода.
Двойной, удесятерить, десять, удваивать, пятерка, тройной, единственный, трое, тройка, сотый, двухэтажный, пятак, столетний, пятерня.
- Прослушайте текст, выпишите числительные, объясните правописание мягкого знака в числительных по «цепочке», а остальные в парах. Сердце – центральный орган кровеносной системы животных и человека, нагнетающий кровь в артериальную систему и обеспечивающий ее возврат по венам. Сердце некоторых пресмыкающихся (крокодилы), птиц, млекопитающих и человека – полный мышечный орган, разделенный на 4 камеры: правое и левое предсердия, правый и левый желудочки. У взрослого человека длина сердца – 12-15 сантиметров, масса (без крови в камерах) в среднем у женщин – около 240 граммов, у мужчин – около 330 граммов. Сердце взрослого человека сокращается 55 – 80 раз в минуту. |
3 | Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова». Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь выбрать из текста материал, который хорошо известен, и тот, над которым нужно еще поработать. Цель, которую ставит перед собой учитель: выявить знание правил учащимися, определить пробелы в знаниях учащихся. Методы: самопроверка, диагностика знаний. | «Знаю / не знаю». - Если вы знаете, то поставьте знак «+», если не знаете, то знак « - « 1. Числовые значения могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами. 2. Числительные, состоящие из одного слова, - простые, состоящие из двух или более слов, - составные. 3. У числительных до 40 пишется ь знак в конце слова, а у числительных после 40 пишется ь знак в середине слова. 4. Числительные, обозначающие целые числа, изменяются по падежам. 5. У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова , из которого оно состоит. 6. При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе. 7. В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. |
4 | Сотворчество как этап урока. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь находить речевые ошибки и исправлять их, использовать в речи фразеологизмы со старинными мерами длины, научиться составлять видеоряды слов. Цель, которую ставит перед собой учитель: используя элементы занимательности, вести работу по развитию речи учащихся, расширению кругозора. Методы организации деятельности учащихся: научность, доступность, занимательность. Методы мотивирования: похвала, отметка. |
- Старинные меры длины равны: Аршин равен 71 см., вершок – 4,45 см., дюйм – 2,54 см., фут -0,3 м., сажень – 2,13 м., косая сажень – 2,48 м., верста – 1,06 км., пядь – 17,78см. - В каких фразеологических оборотах встречаются старинные меры длины? ( Как аршин проглотил, мерить на свой аршин, видеть на три аршина в землю, от горшка два вершка, за семь верст киселя хлебать, коломенная верста, мерить версты, косая сажень в плечах, семи пядей во лбу )
- Данные предложения взяты из ученических работ. Наведите в них порядок – исправьте ошибки. 1 Сестер у Пети только две, и все две окончили школу с золотой медалью. 2 Четверо студенток получают повышенную стипендию. 3 Договор подписан обоими сторонами. 4 У меня есть двое попугаев. 5 Мы ехали пятеро дней. 6 Обоим спортсменкам не повезло в финале. 7 Нас семь в одной квартире – вот так и живем. 8 Продано пятьсот сорок трое санок.
- Продолжите числовой ряд, запишите несколько числительных, образуйте от них порядковые числительные. Число 37 обладает замечательным свойством: если его умножить на 3, 6, 9, 12, 15, и т.д., то получится любопытный ряд чисел: 111, 222, 333, 444 и т.д. |
5 | Рефлексивный этап урока. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. | Составить синквейн по теме «Числительное». - Синквейн – пятистишие, отвечающее изучаемой теме. По форме синквейн представляет собой последовательную «лесенку» из 5 строк. 1 строка – 1 слово существительное 2 строка - 2 прилагательных 3 строка - 3 глагола 4 строка – простое предложение из 4 слов 5 строка – 1 слово Числа. Такие разные. Произносить, склонять, употреблять. Как трудно все запомнить! О числительное! |
6 | Домашнее задание. Цель для самостоятельной работы учащихся: закрепить умения о числительном, использовать в художественном описании и в речи. Цель, которую хочет достичь учитель: закрепить умения, полученные на уроках о числительн. | - Домашнее задание будет на выбор по степени сложности (дифференцированные задания)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...
Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"
Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...
Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с разными частями речи".
Урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание НЕ с разными частями речи" позволяет повторить, закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме. Совершенствуются навыки пра...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
Урок русского языка на основе технологии модерации "Глагол как часть речи"
Данный урок разработан в рамках практико-ориентированной конференции "Современная школа: новые образовательные технологии и электронные учебники. Весенняя сессия" на весенней ...
Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....
Повторительно-обобщающий урок русского языка «В гостях у имени числительного»
Урок обобщения знаний позволит учителю повторить сведения о б имени числительном: разряды числительных, правописание количественных и порядковых числительных, а также нормы употребления чи...