Имя прилагательное как часть речи. 5 класс (УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Майорова Любовь Петровна

 Цель: Изучение имени прилагательного как части речи.

Задачи:

          1. Научить  распознавать имя прилагательное как часть речи; научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже; употреблять имена прилагательные в речи;          

          2. Развивать навыки логического мышления, самостоятельной и групповой работы;

           3.Воспитывать умение сотрудничать при выполнении упражнений; уважительное отношение к слову.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, учебник «Русский язык. 5 класс. Часть 2» (авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi_5_kl.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Имя прилагательное как часть речи. 5 класс (УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.)

 Цель: Изучение имени прилагательного как части речи.

Задачи:

          1. Научить  распознавать имя прилагательное как часть речи; научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже; употреблять имена прилагательные в речи;          

          2. Развивать навыки логического мышления, самостоятельной и групповой работы;

           3.Воспитывать умение сотрудничать при выполнении упражнений; уважительное отношение к слову.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, учебник «Русский язык. 5 класс. Часть 2» (авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивация к учебной

Деятельности

Приветствие. Психологический настрой на успешную и плодотворную работу.

- Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний день принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

- Мне очень интересно узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Опишите, пожалуйста, свое настроение 2-3 словами, отвечающими на вопрос какое?

Настроение (какое?)…………

Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку.

Дети подбирают имена прилагательные.

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

Личностные:

-положительное отношение к учению;

Познавательные: осознавать познавательную задачу

2.

Актуализация знаний

На ваших столах лежат два варианта текста. Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты.

1 текст.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. Птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел – это лекарь.

2 текст.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Черная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный, острый, прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные  деревья. И поэтому считают, что дятел – это лесной лекарь.

Учитель:

- Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное?

Ученики: глухой ритмичный стук, черная птица, с яркими, красными перышками, сильный, острый, прямой клюв, вредных насекомых, лесной лекарь.

Учитель:

- К какой части речи относятся выделенные слова?

Ученики:

- Это имена прилагательные.

Учитель:

Итак, как вы думаете, о какой части речи мы сегодня будем говорить?

Ученики:

- Об имени прилагательном.

Учитель:

- Ребята, как вы понимаете смысл названия этой части речи? Повторите про себя несколько раз это слово.

Ученики:

-Прилагается к чему-то.

Учитель:

-Давайте вместе сформулируем цели урока.

Работа с текстами.

Регулятивные:

-осуществлять контроль правильности ответов обучающихся;

- дополнять, уточнять высказывания по существу полученного задания;

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- выделять существенную информацию из прослушанного;

Коммуникативные:

- взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме;

- слушать и понимать речь других.

3.

Организация познавательной деятельности

 Учитель:

- Ребята, сегодня мы с вами будем работать по привычному для вас плану характеристики части речи (на слайде):

1. Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

2. Морфологические признаки.

3. Каким членом предложения является?

- Начнём со значения. Как бы вы ответили на первый вопрос? (Имя прилагательное обозначает признак предмета).

-Что может быть признаком? (Цвет, форма, размер, запах, качество……).

-Теперь, ребята, выясним, как изменяются имена прилагательные. Чтение сказки «Скромные просители»

От рождения у Прилагательных был очень покладистый характер. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа и падежа.

-  А что,  если нам попросить их у существительных ну хоть бы на время – мечтали Прилагательные и  решили, наконец, поговорить с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады своим новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них формы числа и падежа, а в единственном числе – рода.

Выполните следующее задание. Вставьте окончания в имена прилагательные.

Глух.., ритмичн.. стук, лесн.. царь, лесн.. птица, длинн.. клюв, голуб.. небо.

Учитель:

- Итак, как же изменяются имена прилагательные? (Ставятся в том же роде, числе и падеже, что и имена сущ.)

Учитель:

- Ребята, а каким членом предложения является прилагательное? Какова синтаксическая роль в предложении прилагательного?

- Чтобы ответить на этот вопрос плана, обратимся к нашему тексту.

-Подчеркните прилагательные как члены предложения. (Все они являются определениями)

-Для чего употребляются прилагательные в речи? ( Делают нашу речь выразительной, яркой, красивой, образной, эмоциональной)

-Как мы называем красочные, яркие определения? (Эпитеты)

- Являются ли эпитетами прилагательные в записанном отрывке? (Да)

- Теперь ребята, откройте учебник и прочитайте определение имени прилагательного. Все ли, указанное в определении, мы отметили?

Физкультминутка. Массаж рук.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так –

Не обидятся никак.

Делают записи в тетради, отвечают на вопросы учителя.

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи, делают выводы;

личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом  (зачем?).

Регулятивные:

-осуществлять проверку; самооценку;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Предметные:

- знать в комплексе отличительные признаки имени прилагательного как части речи, уметь различать краткие и полные прилагательные и их синтаксическую роль.

4.

Практическая деятельность

Учитель:

-Теперь разделимся на 3 команды для выполнения заданий. (Групповая работа. Раздаются разные тексты, ученики должны по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя с существительными в роде, числе и падеже)

Образец: 1 команда.

1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…) воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.

2. Летним утром приятно побродить по лесу, подышать свежим воздухом. 2. С раннего утра и до поздней ночи слышится чудесное пение птиц.

Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.

Образец: 2 команда.

1.Наступило (…)лето. 2Только в (…)лесу сквозь (…)деревья пробивались (…) лучи.

2.Наступило жаркое, знойное лето. 2. Только в зеленом лесу сквозь высокие, могучие деревья пробивались редкие, солнечные лучи.

Прилагательные: знойный, зеленый, высокий, солнечный.

Образец3 команда.

1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2 Сквозь (…)облака неожиданно появились (…) тучи.

1.Маленькая птичка сидела на верхушке зеленой ели. 2.Сквозь голубые облака неожиданно появились мрачные тучи.

Прилагательные: маленький, зеленой, голубой, мрачный.

(Каждая команда читает свои тексты, правильные варианты текстов будут показаны на слайде.)

Учитель:

- Приступим к следующему заданию. Составьте два небольших текста в первом варианте без прилагательных, во втором варианте с прилагательными (2-3 предложения).

(Работы зачитываются учениками с места.)

Учитель: 

-А теперь последнее для вас задание. Попробуйте нарисовать, как вы представляете себе имя прилагательное. ( Из каждой команды по одному ученику выходят к доске и объясняют свои работы- рисунки.)

(Дети могут нарисовать радугу, что с прилагательным мир такой же красочный как эта радуга и т.п.)

Работа в группах.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

5.

Контроль (самостоятельные виды деятельности)

Учитель:

-Теперь проверим наши знания. Что мы сегодня усвоили на уроке. Решим тест (на слайде).

1) Какое слово называет признак предмета? Среди тишины послышался тихий говор.

А)первое         Б) третье        В)четвертое

2) Какая часть речи называет различные признаки предметов?

 А) Имя прилагательное      Б) Имя существительное        В) Глагол

3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

  А) смышленый (ребенок).      Б) о книжном (шкафе.)   В) отцовского (участка.)

4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме?

 А) сказуемое   Б)    дополнение        В) определение

5) Имя прилагательное не изменяется

  А) по родам   Б) по числам   В) по лицам

6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?

  А) весенний лес   Б) дружелюбный от природы.

7) Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

       А) Имя существительное   Б) Имя прилагательное     В) Глагол

Ответы. 1В, 2А,3А, 4А, 5В, 6Б, 7Б

Выполнение теста учениками самостоятельно в тетради. Взаимопроверка.

Оценка знаний, коррекция.

6.

Рефлексия деятельности

Учитель:

- Наш урок подходит к концу, давайте с вами ответим на вопросы:

  • Имя прилагательное служебная часть речи или самостоятельная?
  • На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
  • Что обозначает?
  • Каким членом предложения бывает имя прилагательное?
  • С какой частью речи «дружит» прилагательное?
  • В каких категориях прилагательное согласуется с существительным?

- Итак, какое определение мы можем дать прилагательному, исходя из всего сказанного? (Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Согласуются с существительными в роде, числе и падеже. В предложении является определением и сказуемым).

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

-  совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

7.

Домашнее задание

Параграф 101 (выучить правило), с.85;

Упр. 574 (письменно), сделать все разборы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс (по Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранову, Л. А. Тростенцовой )

Рабочая программа по русскому языку 5 класс (по Т. А. Ладыженской, М. Т. Ба¬ранову, Л. А. Тростенцовой ) рассчитана на 5 учебных часов в неделю, содержит пояснительную записку и календарно-тематическо...

Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой.

Рабочая программа по русскому языку согласно требованиям ФГОС.Структура: планируемые результаты освоения курса, учебного предметасодержание курсаучебно-тематический материалкалендарно-тематическо...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.

На изучение русского языка отводится 6 ч в неделю. Программа и материал УМК рассчитаны на 210 часов. Из них:• сочинений –  12;• изложений –  3...

КТП по русскому языку, 9 класс.Программа Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др., 5-9 классы.

Планирование составлено на основе программы «Русский язык» 5-9 классы, ориентированной на использование предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 класс...

КТП по русскому языку, 7 класс.Программа Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др., 5-9 классы.

Планирование составлено на основе программы «Русский язык» 5-9 классы, ориентированной на использование предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 класс...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.)

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.)...