Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Абдуллина Диляра Рафаилевна

Рабочая программа по русскому языку согласно требованиям ФГОС.

Структура: 

  • планируемые результаты освоения курса, учебного предмета
  • содержание курса
  • учебно-тематический материал
  • календарно-тематическое планирование
  • учебно-методическое обеспечение

Программа: (ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей(общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2011

Учебник: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В  2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский/ - М.: Просвещение, 2016

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА МУСЛЮМОВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ»

КУНАШАКСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАССМОТРЕНО                                    СОГЛАСОВАНО                              УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО                                              Зам.директора по УВР                                           Директор школы          

Сайтхужина А.Р..________                                   Абдуллина Д.Р.__________                                   Латыпова О.Р.__________            

Протокол №__ от   «____» ____ 2016 г.                «____» _____ 2016 г                                               «____» ____ 2016 г.                                                                                                            

.                                                                  

           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК

5 КЛАСС.

Разработана Абдуллиной Д.Р.,

учителем высшей квалификационной категории

п.Муслюмово ж-д.ст.

2016

 Планируемые результаты освоения курса, учебного предмета

Личностными результатами изучения русского языка в 5 классе являются:                                                                                          понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения русского языка в 5 классе являются: владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;                                                                                                                  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.), коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых основ лингвистики;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

К концу 5 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

  • по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
  • по  словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи; пользоваться словообразовательными словарями
  • по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 5 классе частей речи ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное) в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
  • по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;

    

Речь

аудирование и чтение:

-понимать информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста,  основной и дополнительной информации);
-  владеть разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владеть умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;
-  свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
-  воспринимать на слух текстов разных сталей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания,  с выборочным извлечением информации);
-  сравнивать речевые высказывании с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:

- воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы);
-  излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-  создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
- соблюдать в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии;                                                 - -  

Предметные результаты

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
  • проводить морфологический анализ слова;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Основное содержание

Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в Тематическом планировании.

Содержание курса (5 класс)

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.

Раздел 3. Текст

  1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
  2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

  1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
  2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Раздел 5. Общие сведения о языке

  1. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

  1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
  2. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
  3. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика

  1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
  2. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
  3. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
  2. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

  1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
  2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 11. Синтаксис

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
  2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

  1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.

  1. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Раздел 13. Язык и культура

  1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
  2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Содержание  учебного предмета. 5 кл.

Язык  и  общение (2+ 1)

Повторяем, вспоминаем, изучаем (17 ч+3 ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (24 ч +6ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (12 ч + 3 ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (6 ч + 2 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (18  ч + 4 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (17 ч + 4 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (29  ч + 6 ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация изученного   (5+ 2 ч)

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

С целью оптимизации учебной деятельности учащихся используются следующие формы организации учебного процесса: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Промежуточная аттестация учащихся по русскому языку проводится в форме административной контрольной работы (диктант или тестирование) согласно приказу МБОУ «СОШ п.Муслюмово ж-д. ст.».

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, комментированных, выборочных, графических, творческих, свободных, восстановленных диктантов, диктанта «Проверяю себя», диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов, диагностических работ, изложений,  сочинений, взаимоконтроля, самоконтроля, составления орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися, различных видов разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический), наблюдения за речью окружающих, сбора соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя, анализа языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, работы с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде);                                                                                                                    итоговый — итоговый контрольный диктант.

 

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Кол-во часов

по авторской программе

Кол-во часов

по данной рабочей программе

Из них

Развитие речи

Контр. работы

1

Язык и общение

3

3

1

2

Вспоминаем, повторяем, изучаем

20

20

3

1

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

30

30

6

1

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

15

15

3

1

5

Лексика. Культура речи.  

8

8

2

6

Морфемика. Орфография. Культура речи.

22

22

4

1

7

Морфология. Орфография. Культура речи.         

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Глагол

                70

21

14

35

70

21

14

35

14

4

4

6

6

1

1

4

8

Повторение и систематизация пройденного.

7

7

2

1

Всего

175

175

35

11

Календарно-тематическое планирование. 5 класс

                Тема урока

Кол-во часов

Форма / вид урока

Дата

план

факт

Язык и общение (2+1)

1

Язык и человек. Общение устное и письменное.

1

Беседа

1 нед

2

Читаем и слушаем на уроке.

1

Комбин.

3

РР. Стили речи.

НРК

1

Сочинение

Вспоминаем, повторяем, изучаем (17+3)

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

НРК

1

Комбин.

5

Орфограмма.

1

Комбин.

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

Комбин.

7

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

Комбин.

8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

Комбин.

9

Буквы И, У, А после шипящих.

1

Комбин.

10

Разделительные Ъ и Ь.

1

Комбин.

11

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

Комбин.

3 нед

12

РР Что мы знаем о тексте Обучающее изложение по тексту Г.А.Скребицкого..

1

Комбин.

13

Части речи.

1

Комбин.

14

Глагол.

НРК

1

Комбин.

15

-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

 НРК

1

Комбин.

16

РР. Тема текста.

НРК

1

4 нед.

17

Личные окончания глаголов.

1

Комбин.

18

Имя существительное.

НРК

1

Комбин.

19

Имя прилагательное.

1

Комбин.

20

Местоимение.

1

Комбин.

21

РР. Основная мысль текста

НРК

1

Комбин.

5 нед.

22

Повторение материала по разделу «Вспоминаем, повторяем, изучаем»

1

Комбин.

23

Контрольный диктант по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем»

1

Письменная проверочная работа

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи(24+6)

24

Синтаксис. Пунктуация.

НРК

1

Комбин.

25

Словосочетание.

НРК

1

Комбин.

26

Разбор словосочетания.

1

Комбин.

6 нед.

27

Предложение.

1

Комбин.

28

РР.  Сжатое изложение по тексту В.П. Катаева.

1

Изложение

29

Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.

НРК

1

Комбин.

30

Члены предложения. Главные  члены предложения. Подлежащее.

НРК

1

Комбин.

31

РР.  Устный отзыв о сочинении товарища

1

Выступление уч-ся

7 нед.

32

Сказуемое.

1

Комбин.

33

РР.  Изложение по упр.168

1

Изложение

34

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Комбин.

35

Нераспространенные и распространенные предложения.

1

Комбин.

36

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

Комбин.

8 нед.

37

Определение.

1

Комбин.

38

Обстоятельство.

1

Комбин.

39

Предложения с однородными членами.

1

Комбин.

40

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Комбин.

41

Предложения с обращениями.

1

Комбин.

9 нед.

42

РР. Письмо

1

Сочинение

43

Синтаксический  и пунктуационный разбор простого предложения

1

Комбин.

44

РР. Основная мысль в сочинении по картине Ф. П. Решетникова "Мальчишки".

1

Сочинение

45

Простые и сложные предложения.

1

Комбин.

46

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

Комбин.

10 нед.

47

Прямая речь.

1

Комбин.

48

Диалог.

1

Комбин.

49

РР Сжатое изложение по упр.261

1

Изложение

50,

51

Повторение и систематизация изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

2

Комбин.

11 нед

52

Контрольный диктант с грамматическим заданием или тестирование по изученной теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

1

Письменная проверочная работа

53

Анализ контрольного диктанта

1

Обсуждение

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (13+3)

54

Фонетика. Гласные звуки.

НРК

1

Комбин.

55

Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи.

1

Комбин.

56

Согласные твердые и мягкие.

1

Комбин.

12 нед.

57,

58

РР Повествование. Обучающее изложение по тексту К. Г. Паустовского.

НРК

2

Изложение

59

Согласные звонкие и глухие.

1

Комбин.

60

Графика. Алфавит.

1

Комбин.

61

РР Сочинение-описание предмета

1

Сочинение

13 нед.

62

Обозначение мягкости согласного звука с помощью мягкого знака

1

Комбин.

63,

64

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

2

Комбин.

65

Орфоэпия

1

Комбин.

66

Фонетический разбор слова.

НРК

1

Комбин.

14 нед.

67

Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

НРК

1

Комбин.

68

Проверочная работа. Тест

1

Тест

Лексика. Культура речи (6+2)

69

Слово и его лексическое значение

1

Комбин.

70

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.

НРК

1

Комбин.

71

Омонимы

1

Комбин.

15 нед.

72

Синонимы

1

Комбин.

73

РР Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

Сочинение

74

Антонимы

1

Комбин.

75

Повторение по теме «Лексика»

1

Комбин.

76

РР Изложение по упр.375

1

Изложение

16 нед.

Морфемика. Орфография. Культура речи (18+4)

77

Морфема как наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

НРК

1

Комбин.

78

Окончание.

1

Комбин.

79

Основа слова.

1

Комбин.

80

РР Сочинение по личным впечатлениям в жанре письма

1

Сочинение

81

Корень слова.

1

Комбин.

17 нед.

82

РР Рассуждение

1

Сочинение

83

Суффикс

1

Комбин.

84

Приставка.

1

Комбин.

85

РР Выборочное изложение текста с изменением лица.

1

Изложение

86

Чередование звуков.

1

Комбин.

18 нед.

87

Беглые гласные. Варианты морфем.

1

Комбин.

88

Морфемный разбор слов.

НРК

1

Комбин.

89

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

Комбин.

90

Буквы з и с на конце приставок.

1

Комбин.

91

Буквы а-о в корне лаг-лож.

1

Комбин.

19 нед.

92

Буквы а-о в корне раст-рос.

1

Комбин.

93

Буквы  е-о  после шипящих в корне слова.

1

Комбин.

94

Буквы ы-и после ц.

1

Комбин.

95

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография»

1

Комбин.

96

Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Морфемика. Орфография.»

1

Письменная контрольная работа

20 нед.

97

Анализ контрольной работы.

1

Обсуждение

98

РР Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень»

1

Сочинение

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное(17+4)

99,

100

Имя существительное как часть речи

2

Комбин.

101

 РР Доказательство в рассуждении

1

Сочинение

21 нед.

102

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

1

Комбин.

103

Имена существительные собственные и нарицательные

1

Комбин.

104

105

Род имён существительных

2

Комбин.

106

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

1

Комбин.

22 нед.

107

РР Сжатое изложение по упр.513

1

Изложение

108

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа

1

Комбин.

109

Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных

1

Комбин.

110

111

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

2

Комбин.

23 нед

112

 РР Изложение с изменением лица. Упр.547

1

Изложение

.

113

Множественное число имён существительных

1

Комбин.

114

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

1

Комбин.

115

Морфологический разбор имени существительного

НРК

1

Комбин.

116

Повторение по теме «Имя существительное»

1

Комбин.

24 нед.

117

РР Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль Подмосковье».

1

Сочинение

118

Систематизация знаний по теме «Имя существительное»

1

Комбин.

119

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

1

Письменная контрольная работа

Имя прилагательное (10+4)

120

121

 Имя прилагательное как часть речи

2

Комбин.

25 нед.

122

123

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

2

Комбин.

124

 РР Описание животного

Изложение

1

Изложение

125

Окончания имён прилагательных после шипящих и Ц

1

Комбин.

126

Прилагательные полные и краткие

1

Комбин.

26 нед.

127

Правописание кратких прилагательных

1

Комбин.

128

129

 РР Описание животного на основе его изображения. Упр. 598

2

Сочинение

130

Морфологический разбор прилагательного.

НРК

1

Комбин.

131

Повторение по теме «Имя прилагательное»

1

Комбин.

27 нед.

132

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

Письменная контрольная работа

133

РР Художественное описание животного на основе наблюдений Сочинение-этюд

1

Сочинение

Глагол (29+6)

134

135

Глагол как часть речи

2

Комбин.

136

137

Правописание НЕ с глаголами

2

Комбин.

28 нед.

138

РР Рассказ

1

Сочинение

139

140

Неопределённая форма глагола

2

Комбин.

141

РР Изложение по упр.630

1

Изложение

29 нед.

142

143

Правописание –тся  и  -ться в глаголах

2

Комбин.

144

145

Виды глагола

2

Комбин.

146

Контрольный диктант по изученным темам

1

Комбин.

30 нед.

147

148

Буквы Е-И в корнях с чередованием

2

Комбин.

149

РР Невыдуманный рассказ

1

Сочинение

150

Время глагола.  Прошедшее время

1

Комбин.

151

Настоящее время

1

Комбин.

31 нед.

152

Будущее время

1

Комбин.

153

Спряжение глагола

1

Комбин.

154

155

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

2

Комбин.

156

Морфологический разбор глагола

1

Комбин.

32 нед.

157

РР Сжатое изложение по упр. 688

1

Изложение

158

159

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа

2

Комбин.

160

Употребление времён.

1

Комбин.

161

РР Сочинение в жанре репортажа. Упр. 697

1

Сочинение

33 нед.

162

163

Повторение по теме «Глагол»

2

Комбин.

164

РР  Сочинение-рассказ по рисунку  О.Попович «Не взяли на рыбалку».

1

Сочинение

165

166

Урок-зачёт по теме «Глагол»

2

Зачет

34 нед.

167

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

1

Письменная контрольная работа

168

Анализ контрольного диктанта

1

Обсуждение

Повторение и систематизация изученного (5+2)

169

Разделы науки о языке.

1

Комбин.

170

Орфограммы в приставках и корнях. Орфограммы в окончаниях

1

Комбин.

171

172

РР Сочинение на одну из тем по выбору

2

Сочинение

35 нед.

173

Употребление букв Ъ и Ь. Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью.

1

Комбин.

174

Итоговая контрольная работа

1

Письменная контрольная работа

175

Анализ итоговой контрольной работы

1

Обсуждение

НРЭО

№ урока

Тема урока

Источник

1

3

Стили речи.

 «Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 53-54.

2

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

«Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр.199.

3

14

Части речи. Глагол.

«Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 204-205.

4

15

ТСЯ - ТЬСЯ  в глаголах.

Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 165-166.

5

18

Имя существительное.

Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 203-204.

6

21

Основная мысль текста.

Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 55-56.

7

24

Синтаксис и пунктуация.

Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр.37-38.

8

25

Словосочетание.

Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр.37-38.

9

29

Предложение по цели высказывания.

Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр.39-40

10

30

Главные члены предложения. Подлежащее.

Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр.39-40

11

54

Фонетика.

Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 205.

12

57

Повествование.

Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 37-38.

13

66

Фонетический разбор слова.

Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 204-205

14

67

Повторение по теме: «Фонетика», «Графика».

Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 200.

15

70

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 202.

16

77

Морфема как наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 206

17

88

Морфемный разбор слов.

Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 145.

18

115

Морфологический разбор имени существительного.

Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 39-40.

19

130

Морфологический разбор имени прилагательного.

Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 156.

20

156

Морфологический разбор глагола

Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 168

Учебно-методическое обеспечение

Программа

Учебник

(ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей(общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2011

Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В  2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский/ - М.: Просвещение, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 кл. к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н,М. Шанского

Рабочая       Пояснительная записка Рабочая  программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общег...

Рабочая программа по русскому языку для 7 кл. к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н,М. Шанского

   Рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений, авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М., соответствующей ...

Рабочая программа по русскому языку для 8 кл. к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н,М. Шанского

   Рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений, авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М., соответствующей ...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

рабочая программа по русскому языку по учебнику Т А Ладыженской 6 класс ФГОС

Аннотация к рабочей  программе  по русскому языку 6 класс. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного ...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.А. Ладыженской. 6 класс

Рабочая программа к учебнику Т.А. Ладыженской. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учкбнику Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова с УУД...