Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку согласно требованиям ФГОС.
Структура:
- планируемые результаты освоения курса, учебного предмета
- содержание курса
- учебно-тематический материал
- календарно-тематическое планирование
- учебно-методическое обеспечение
Программа: (ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей(общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2011
Учебник: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский/ - М.: Просвещение, 2016
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА МУСЛЮМОВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ»
КУНАШАКСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы
Сайтхужина А.Р..________ Абдуллина Д.Р.__________ Латыпова О.Р.__________
Протокол №__ от «____» ____ 2016 г. «____» _____ 2016 г «____» ____ 2016 г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК
5 КЛАСС.
Разработана Абдуллиной Д.Р.,
учителем высшей квалификационной категории
п.Муслюмово ж-д.ст.
2016
Планируемые результаты освоения курса, учебного предмета
Личностными результатами изучения русского языка в 5 классе являются: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения русского языка в 5 классе являются: владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.), коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых основ лингвистики;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
К концу 5 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
- по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
- по словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи; пользоваться словообразовательными словарями
- по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 5 классе частей речи ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное) в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
- по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
Речь
аудирование и чтение:
-понимать информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- владеть разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владеть умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;
- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- воспринимать на слух текстов разных сталей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- сравнивать речевые высказывании с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы);
- излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
- соблюдать в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; - -
Предметные результаты
Выпускник научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Основное содержание
Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в Тематическом планировании.
Содержание курса (5 класс)
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
- Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
- Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
- Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
- Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст
- Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
- Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
- Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
- Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
- Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
- Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
- Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
- Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
- Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
- Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
- Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
- Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
- Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
- Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
- Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
- Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
- Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
- Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
- Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
- Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
- Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
- Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Содержание учебного предмета. 5 кл.
Язык и общение (2+ 1)
Повторяем, вспоминаем, изучаем (17 ч+3 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (24 ч +6ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (12 ч + 3 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (6 ч + 2 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч + 4 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (17 ч + 4 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (29 ч + 6 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация изученного (5+ 2 ч)
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
С целью оптимизации учебной деятельности учащихся используются следующие формы организации учебного процесса: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Промежуточная аттестация учащихся по русскому языку проводится в форме административной контрольной работы (диктант или тестирование) согласно приказу МБОУ «СОШ п.Муслюмово ж-д. ст.».
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, комментированных, выборочных, графических, творческих, свободных, восстановленных диктантов, диктанта «Проверяю себя», диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов, диагностических работ, изложений, сочинений, взаимоконтроля, самоконтроля, составления орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися, различных видов разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический), наблюдения за речью окружающих, сбора соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя, анализа языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, работы с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде); итоговый — итоговый контрольный диктант.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Кол-во часов по авторской программе | Кол-во часов по данной рабочей программе | Из них | |
Развитие речи | Контр. работы | ||||
1 | Язык и общение | 3 | 3 | 1 | |
2 | Вспоминаем, повторяем, изучаем | 20 | 20 | 3 | 1 |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 30 | 30 | 6 | 1 |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 15 | 15 | 3 | 1 |
5 | Лексика. Культура речи. | 8 | 8 | 2 | |
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 22 | 22 | 4 | 1 |
7 | Морфология. Орфография. Культура речи.
| 70 21 14 35 | 70 21 14 35 | 14 4 4 6 | 6 1 1 4 |
8 | Повторение и систематизация пройденного. | 7 | 7 | 2 | 1 |
Всего | 175 | 175 | 35 | 11 |
Календарно-тематическое планирование. 5 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Форма / вид урока | Дата | |
план | факт | ||||
Язык и общение (2+1) | |||||
1 | Язык и человек. Общение устное и письменное. | 1 | Беседа | 1 нед | |
2 | Читаем и слушаем на уроке. | 1 | Комбин. | ||
3 | РР. Стили речи. НРК | 1 | Сочинение | ||
Вспоминаем, повторяем, изучаем (17+3) | |||||
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. НРК | 1 | Комбин. | ||
5 | Орфограмма. | 1 | Комбин. | ||
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | Комбин. | ||
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | Комбин. | ||
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | Комбин. | ||
9 | Буквы И, У, А после шипящих. | 1 | Комбин. | ||
10 | Разделительные Ъ и Ь. | 1 | Комбин. | ||
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | Комбин. | 3 нед | |
12 | РР Что мы знаем о тексте Обучающее изложение по тексту Г.А.Скребицкого.. | 1 | Комбин. | ||
13 | Части речи. | 1 | Комбин. | ||
14 | Глагол. НРК | 1 | Комбин. | ||
15 | -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. НРК | 1 | Комбин. | ||
16 | РР. Тема текста. НРК | 1 | 4 нед. | ||
17 | Личные окончания глаголов. | 1 | Комбин. | ||
18 | Имя существительное. НРК | 1 | Комбин. | ||
19 | Имя прилагательное. | 1 | Комбин. | ||
20 | Местоимение. | 1 | Комбин. | ||
21 | РР. Основная мысль текста НРК | 1 | Комбин. | 5 нед. | |
22 | Повторение материала по разделу «Вспоминаем, повторяем, изучаем» | 1 | Комбин. | ||
23 | Контрольный диктант по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем» | 1 | Письменная проверочная работа | ||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи(24+6) | |||||
24 | Синтаксис. Пунктуация. НРК | 1 | Комбин. | ||
25 | Словосочетание. НРК | 1 | Комбин. | ||
26 | Разбор словосочетания. | 1 | Комбин. | 6 нед. | |
27 | Предложение. | 1 | Комбин. | ||
28 | РР. Сжатое изложение по тексту В.П. Катаева. | 1 | Изложение | ||
29 | Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. НРК | 1 | Комбин. | ||
30 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. НРК | 1 | Комбин. | ||
31 | РР. Устный отзыв о сочинении товарища | 1 | Выступление уч-ся | 7 нед. | |
32 | Сказуемое. | 1 | Комбин. | ||
33 | РР. Изложение по упр.168 | 1 | Изложение | ||
34 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Комбин. | ||
35 | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 | Комбин. | ||
36 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 | Комбин. | 8 нед. | |
37 | Определение. | 1 | Комбин. | ||
38 | Обстоятельство. | 1 | Комбин. | ||
39 | Предложения с однородными членами. | 1 | Комбин. | ||
40 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | Комбин. | ||
41 | Предложения с обращениями. | 1 | Комбин. | 9 нед. | |
42 | РР. Письмо | 1 | Сочинение | ||
43 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения | 1 | Комбин. | ||
44 | РР. Основная мысль в сочинении по картине Ф. П. Решетникова "Мальчишки". | 1 | Сочинение | ||
45 | Простые и сложные предложения. | 1 | Комбин. | ||
46 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | Комбин. | 10 нед. | |
47 | Прямая речь. | 1 | Комбин. | ||
48 | Диалог. | 1 | Комбин. | ||
49 | РР Сжатое изложение по упр.261 | 1 | Изложение | ||
50, 51 | Повторение и систематизация изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | 2 | Комбин. | 11 нед | |
52 | Контрольный диктант с грамматическим заданием или тестирование по изученной теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | 1 | Письменная проверочная работа | ||
53 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Обсуждение | ||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (13+3) | |||||
54 | Фонетика. Гласные звуки. НРК | 1 | Комбин. | ||
55 | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. | 1 | Комбин. | ||
56 | Согласные твердые и мягкие. | 1 | Комбин. | 12 нед. | |
57, 58 | РР Повествование. Обучающее изложение по тексту К. Г. Паустовского. НРК | 2 | Изложение | ||
59 | Согласные звонкие и глухие. | 1 | Комбин. | ||
60 | Графика. Алфавит. | 1 | Комбин. | ||
61 | РР Сочинение-описание предмета | 1 | Сочинение | 13 нед. | |
62 | Обозначение мягкости согласного звука с помощью мягкого знака | 1 | Комбин. | ||
63, 64 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | 2 | Комбин. | ||
65 | Орфоэпия | 1 | Комбин. | ||
66 | Фонетический разбор слова. НРК | 1 | Комбин. | 14 нед. | |
67 | Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия». НРК | 1 | Комбин. | ||
68 | Проверочная работа. Тест | 1 | Тест | ||
Лексика. Культура речи (6+2) | |||||
69 | Слово и его лексическое значение | 1 | Комбин. | ||
70 | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. НРК | 1 | Комбин. | ||
71 | Омонимы | 1 | Комбин. | 15 нед. | |
72 | Синонимы | 1 | Комбин. | ||
73 | РР Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | Сочинение | ||
74 | Антонимы | 1 | Комбин. | ||
75 | Повторение по теме «Лексика» | 1 | Комбин. | ||
76 | РР Изложение по упр.375 | 1 | Изложение | 16 нед. | |
Морфемика. Орфография. Культура речи (18+4) | |||||
77 | Морфема как наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. НРК | 1 | Комбин. | ||
78 | Окончание. | 1 | Комбин. | ||
79 | Основа слова. | 1 | Комбин. | ||
80 | РР Сочинение по личным впечатлениям в жанре письма | 1 | Сочинение | ||
81 | Корень слова. | 1 | Комбин. | 17 нед. | |
82 | РР Рассуждение | 1 | Сочинение | ||
83 | Суффикс | 1 | Комбин. | ||
84 | Приставка. | 1 | Комбин. | ||
85 | РР Выборочное изложение текста с изменением лица. | 1 | Изложение | ||
86 | Чередование звуков. | 1 | Комбин. | 18 нед. | |
87 | Беглые гласные. Варианты морфем. | 1 | Комбин. | ||
88 | Морфемный разбор слов. НРК | 1 | Комбин. | ||
89 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | Комбин. | ||
90 | Буквы з и с на конце приставок. | 1 | Комбин. | ||
91 | Буквы а-о в корне лаг-лож. | 1 | Комбин. | 19 нед. | |
92 | Буквы а-о в корне раст-рос. | 1 | Комбин. | ||
93 | Буквы е-о после шипящих в корне слова. | 1 | Комбин. | ||
94 | Буквы ы-и после ц. | 1 | Комбин. | ||
95 | Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография» | 1 | Комбин. | ||
96 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Морфемика. Орфография.» | 1 | Письменная контрольная работа | 20 нед. | |
97 | Анализ контрольной работы. | 1 | Обсуждение | ||
98 | РР Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень» | 1 | Сочинение | ||
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное(17+4) | |||||
99, 100 | Имя существительное как часть речи | 2 | Комбин. | ||
101 | РР Доказательство в рассуждении | 1 | Сочинение | 21 нед. | |
102 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 | Комбин. | ||
103 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | Комбин. | ||
104 105 | Род имён существительных | 2 | Комбин. | ||
106 | Имена существительные, имеющие форму только множественного числа | 1 | Комбин. | 22 нед. | |
107 | РР Сжатое изложение по упр.513 | 1 | Изложение | ||
108 | Имена существительные, имеющие форму только единственного числа | 1 | Комбин. | ||
109 | Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных | 1 | Комбин. | ||
110 111 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 2 | Комбин. | 23 нед | |
112 | РР Изложение с изменением лица. Упр.547 | 1 | Изложение | . | |
113 | Множественное число имён существительных | 1 | Комбин. | ||
114 | Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1 | Комбин. | ||
115 | Морфологический разбор имени существительного НРК | 1 | Комбин. | ||
116 | Повторение по теме «Имя существительное» | 1 | Комбин. | 24 нед. | |
117 | РР Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль Подмосковье». | 1 | Сочинение | ||
118 | Систематизация знаний по теме «Имя существительное» | 1 | Комбин. | ||
119 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» | 1 | Письменная контрольная работа | ||
Имя прилагательное (10+4) | |||||
120 121 | Имя прилагательное как часть речи | 2 | Комбин. | 25 нед. | |
122 123 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 2 | Комбин. | ||
124 | РР Описание животного Изложение | 1 | Изложение | ||
125 | Окончания имён прилагательных после шипящих и Ц | 1 | Комбин. | ||
126 | Прилагательные полные и краткие | 1 | Комбин. | 26 нед. | |
127 | Правописание кратких прилагательных | 1 | Комбин. | ||
128 129 | РР Описание животного на основе его изображения. Упр. 598 | 2 | Сочинение | ||
130 | Морфологический разбор прилагательного. НРК | 1 | Комбин. | ||
131 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 | Комбин. | 27 нед. | |
132 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | Письменная контрольная работа | ||
133 | РР Художественное описание животного на основе наблюдений Сочинение-этюд | 1 | Сочинение | ||
Глагол (29+6) | |||||
134 135 | Глагол как часть речи | 2 | Комбин. | ||
136 137 | Правописание НЕ с глаголами | 2 | Комбин. | 28 нед. | |
138 | РР Рассказ | 1 | Сочинение | ||
139 140 | Неопределённая форма глагола | 2 | Комбин. | ||
141 | РР Изложение по упр.630 | 1 | Изложение | 29 нед. | |
142 143 | Правописание –тся и -ться в глаголах | 2 | Комбин. | ||
144 145 | Виды глагола | 2 | Комбин. | ||
146 | Контрольный диктант по изученным темам | 1 | Комбин. | 30 нед. | |
147 148 | Буквы Е-И в корнях с чередованием | 2 | Комбин. | ||
149 | РР Невыдуманный рассказ | 1 | Сочинение | ||
150 | Время глагола. Прошедшее время | 1 | Комбин. | ||
151 | Настоящее время | 1 | Комбин. | 31 нед. | |
152 | Будущее время | 1 | Комбин. | ||
153 | Спряжение глагола | 1 | Комбин. | ||
154 155 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 2 | Комбин. | ||
156 | Морфологический разбор глагола | 1 | Комбин. | 32 нед. | |
157 | РР Сжатое изложение по упр. 688 | 1 | Изложение | ||
158 159 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа | 2 | Комбин. | ||
160 | Употребление времён. | 1 | Комбин. | ||
161 | РР Сочинение в жанре репортажа. Упр. 697 | 1 | Сочинение | 33 нед. | |
162 163 | Повторение по теме «Глагол» | 2 | Комбин. | ||
164 | РР Сочинение-рассказ по рисунку О.Попович «Не взяли на рыбалку». | 1 | Сочинение | ||
165 166 | Урок-зачёт по теме «Глагол» | 2 | Зачет | 34 нед. | |
167 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | 1 | Письменная контрольная работа | ||
168 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Обсуждение | ||
Повторение и систематизация изученного (5+2) | |||||
169 | Разделы науки о языке. | 1 | Комбин. | ||
170 | Орфограммы в приставках и корнях. Орфограммы в окончаниях | 1 | Комбин. | ||
171 172 | РР Сочинение на одну из тем по выбору | 2 | Сочинение | 35 нед. | |
173 | Употребление букв Ъ и Ь. Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью. | 1 | Комбин. | ||
174 | Итоговая контрольная работа | 1 | Письменная контрольная работа | ||
175 | Анализ итоговой контрольной работы | 1 | Обсуждение |
НРЭО
№ | № урока | Тема урока | Источник |
1 | 3 | Стили речи. | «Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 53-54. |
2 | 4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | «Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр.199. |
3 | 14 | Части речи. Глагол. | «Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 204-205. |
4 | 15 | ТСЯ - ТЬСЯ в глаголах. | Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 165-166. |
5 | 18 | Имя существительное. | Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 203-204. |
6 | 21 | Основная мысль текста. | Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 55-56. |
7 | 24 | Синтаксис и пунктуация. | Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр.37-38. |
8 | 25 | Словосочетание. | Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр.37-38. |
9 | 29 | Предложение по цели высказывания. | Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр.39-40 |
10 | 30 | Главные члены предложения. Подлежащее. | Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр.39-40 |
11 | 54 | Фонетика. | Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 205. |
12 | 57 | Повествование. | Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 37-38. |
13 | 66 | Фонетический разбор слова. | Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 204-205 |
14 | 67 | Повторение по теме: «Фонетика», «Графика». | Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 200. |
15 | 70 | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. | Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 202. |
16 | 77 | Морфема как наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 206 |
17 | 88 | Морфемный разбор слов. | Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 145. |
18 | 115 | Морфологический разбор имени существительного. | Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 39-40. |
19 | 130 | Морфологический разбор имени прилагательного. | Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 156. |
20 | 156 | Морфологический разбор глагола | Литература России. Южный Урал. 5-9 кл.», стр. 168 |
Учебно-методическое обеспечение
Программа | Учебник |
(ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей(общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2011 | Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский/ - М.: Просвещение, 2016 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 кл. к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н,М. Шанского
Рабочая Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общег...
Рабочая программа по русскому языку для 7 кл. к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н,М. Шанского
Рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений, авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М., соответствующей ...
Рабочая программа по русскому языку для 8 кл. к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н,М. Шанского
Рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений, авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М., соответствующей ...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
рабочая программа по русскому языку по учебнику Т А Ладыженской 6 класс ФГОС
Аннотация к рабочей программе по русскому языку 6 класс. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного ...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.А. Ладыженской. 6 класс
Рабочая программа к учебнику Т.А. Ладыженской. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской 5 класс
Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учкбнику Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова с УУД...